ПРОТЕКТОР ДЛЯ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2018 года по МПК F04D13/10 H02K5/132 

Описание патента на изобретение RU2645940C1

Изобретение относится к области электромашиностроения. Данные устройства применяются для гидрозащиты погружных маслозаполненных электродвигателей, предназначенных для привода насосов, используемых в нефтяной промышленности для добычи нефти с пластовой жидкостью.

Известен аналог – устройство для гидравлической защиты погружного маслозаполненного электродвигателя, патент РФ №2031514, 20.03.1995, состоящее из гидравлического компенсатора, размещенного в нижней части электродвигателя, и протектора, установленного в его верхней части и содержащего вал с последовательно установленными на нем верхним, средним и нижним торцевыми уплотнениями и основную эластичную диафрагму, размещенную после нижнего торцового уплотнения в полости, сообщающейся с полостью электродвигателя, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности, между средним и нижним торцовыми уплотнениями размещена дополнительная эластичная диафрагма, внутренняя полость которой сообщается с внешней полостью основной диафрагмы, а внешняя полость дополнительной диафрагмы сообщается с полостью между верхним и средним торцовыми уплотнениями.

Недостатком данной конструкции является низкая надежность из-за частых порывов резиновых диафрагм, спровоцированных процессом расширения масла электродвигателя и образования газов в нем.

Также известен протектор для гидравлической защиты погружного маслозаполненного электродвигателя - патент РФ № 2099604, 20.12.1997, выбранный в качестве прототипа предлагаемого протектора, содержащий корпус, внутри которого размещена диафрагма, закрепленная на опоре, первый и второй ниппели, между которыми размещен узел пяты, верхнюю и нижнюю головки с фланцами для соединения с насосом и электродвигателем, вал с нижним и верхним торцевыми уплотнениями, клапан и кожух, имеющий фланец и установленный на верхнем торцевом уплотнении, отличающийся тем, что введен отбойник, а первый ниппель и фланец кожуха выполнены с дополнительными совпадающими при установке отверстиями, причем отбойник имеет форму диска и установлен жестко на валу над кожухом, а отверстие последнего имеет сообщение с затрубным пространством, каждый ниппель содержит подшипник скольжения и отверстие для удаления воздуха при заполнении маслом.

Недостатком прототипа является риск повреждения диафрагмы избыточным давлением нагретого масла.

Технический результат предлагаемой полезной модели заключается в предотвращении повреждения диафрагмы перепадом давлений между разделяемыми ею полостями.

Решение технической задачи в протекторе для гидравлической защиты электродвигателя, содержащем корпус, вал с торцевыми уплотнениями и опорными подшипниками, ниппели, узел пяты, головку, основание, систему сброса давления и удаления газов, диафрагму, достигается тем, что ниппели имеют осевые отверстия, ниппели и опорные подшипники расположены вдоль вала в осевом направлении между головкой и основанием с образованием гидрозатворных камер, узел пяты с опорой вала размещен в нижней части протектора и совмещен с узлом основания, торцевые уплотнения размещены в зоне ниппелей, система сброса давления и удаления газов содержит две диафрагмы, размещенные в гидрозатворных камерах, причем нижняя диафрагма, размещенная в нижней гидрозатворной камере, отделяет полость электродвигателя от промежуточной полости, а верхняя диафрагма, размещенная в верхней гидрозатворной камере, отделяет промежуточную полость от затрубного пространства диафрагмы, имеющие цилиндрическую форму, соединены с ниппелями, и зафиксированы пружинами, имеющими усилия, позволяющие приоткрываться диафрагмам при достижении давлений в нижних полостях перед диафрагмами определенного значения, но обеспечивающими герметичное соединение диафрагмам с ниппелями при меньших давлениях.

На фиг.1 изображен протектор для гидравлической защиты электродвигателя.

На фиг.2 изображено клапанное соединение диафрагмы с ниппелем.

Протектор для гидравлической защиты электродвигателя содержит корпус 1, вал 2 с торцевыми уплотнениями 3 и опорными подшипниками 4, ниппели 5, узел пяты 6, головку 7, основание 8, систему сброса давления и удаления газов, диафрагмы 9, 10. Ниппели 5 имеют осевые отверстия 11, ниппели 5 и опорные подшипники 4 расположены вдоль вала 2 в осевом направлении между головкой 7 и основанием 8 с образованием гидрозатворных камер 12, 13, узел пяты 6 с опорой вала 14 размещен в нижней части протектора и совмещен с узлом основания 8, торцевые уплотнения 3 размещены в зоне ниппелей 5, диафрагмы 9, 10 системы сброса давления и удаления газов размещены в гидрозатворных камерах 12, 13, причем нижняя диафрагма 9, размещенная в нижней гидрозатворной камере 12, отделяет полость электродвигателя от промежуточной полости, а верхняя диафрагма 10, размещенная в верхней гидрозатворной камере 13, отделяет промежуточную полость от затрубного пространства, диафрагмы 9, 10, имеющие цилиндрическую форму, соединены с ниппелями 5, и зафиксированы на них пружинами 15, имеющими усилия, позволяющие приоткрываться диафрагмам 9, 10 при достижении давлений в нижних полостях перед диафрагмами 9, 10 определенного значения, но обеспечивающими герметичное соединение диафрагмам 9, 10 с ниппелями 5 при меньших давлениях.

Рассмотрим пример конкретной реализации протектора для гидравлической защиты электродвигателя. Большинство деталей протектора изготавливаются из нержавеющей стали на токарном станке. Верхние торцевые уплотнения 3 имеют пару трения карбид вольфрама с карбидом вольфрама, благодаря чему хорошо противостоят износу мелкими частицами. Одна из деталей пары трения нижнего торцевого уплотнения 3 выполнена из материала на основе графита. Диафрагмы 9, 10 изготовлены из резины. Пружины 15, обеспечивающие герметичное соединение диафрагм 9, 10 с ниппелями 5 и открытие диафрагмам 9, 10 при достижении давлений в нижних полостях перед диафрагмами 9, 10 определенного значения, изготовлены из пружинной стали. В примере конкретной реализации протектора диафрагмы 9, 10 нижним концом одеты на опоры 16 и зафиксированы на опорах бандажем из проволоки 17 с прокладкой под нее из резины (не показаны). Опора 16 нижней диафрагмы 9 герметично установлена в основание 8. Опора верхней диафрагмы 10 герметично установлена в промежуточный ниппель 5. Верхние концы диафрагм 9, 10 надеты на клапаны 18 и зафиксированы на них пружинами 15. Клапаны 18 установлены на ниппели 5 герметичным разъемным соединением. Каждый клапан 18 функционально является частью ниппеля 5, но выполнен разъемным для обеспечения сборки. Клапан 18 имеет наружную цилиндрическую поверхность для сопряжения с внутренней цилиндрической поверхностью диафрагм 9, 10. Наружная цилиндрическая поверхность клапана 18 имеет две близкорасположенные радиусные канавки 19, а пружина 15 устанавливается на радиусный выступающий участок 20 между канавками 19. Давление срабатывания пружин 15 подобрано таким образом, чтобы исключить разрушение диафрагм 9, 10. Таким образом, соединение диафрагмы 9, 10 с клапаном 18 ниппеля 5 с поджатием пружиной 15 является клапанным устройством.

Рассмотрим протектор в работе. В конструкции погружной насосной установки маслозаполненный электродвигатель находится внизу, его корпус герметично соединен с основанием 8 протектора, а вал с валом 2 протектора. Проникновению пластовой жидкости со стороны головки 7 протектора препятствуют оппозитно расположенные два торцевых уплотнения 3. Гидрозатворные камеры 12, 13 протектора заполнены маслом, нижняя гидразатворная камера 12 сообщается с электродвигателем. Головка 7 протектора соединена с насосом. Протектор во время работы насосной установки обеспечивает герметичность электродвигателя от проникновения пластовой жидкости. В процессе работы насосной установки система сброса давления и удаления газов протектора обеспечивает компенсацию изменения объема масла в электродвигателе и протекторе. Изменение объема масла обусловлено изменением его температуры. Компенсация изменения объема масла в электродвигателе и протекторе осуществляется за счет гибкости диафрагм 9, 10. При увеличении давления масла снизу перед диафрагмой диафрагма 9, 10 расширяется до достижения давления, которое привело бы к разрушению диафрагмы 9, 10. При достижении этого давление срабатывает, клапанное устройство, пружина 15, разжимается, часть масла стравливается в полость, находящуюся выше диафрагмы 9, 10.

Достижение технического результата в предлагаемом устройстве осуществляется благодаря тому, что диафрагмы, имеющие цилиндрическую форму, соединены с ниппелями, и зафиксированы на них пружинами, имеющими усилия, позволяющие приоткрываться диафрагмам при достижении давлений в нижних полостях перед диафрагмами определенного значения, но обеспечивающими герметичное соединение диафрагмам с ниппелями при меньших давлениях.

Предложенное техническое решение предотвращает повреждение диафрагм при избыточном давлении масла, тем самым повышая надежность протектора.

Похожие патенты RU2645940C1

название год авторы номер документа
ПРОТЕКТОР ДЛЯ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ПОГРУЖНОГО МАСЛОЗАПОЛНЕННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 2011
  • Пимуллин Геннадий Иркабаевич
  • Пимуллина Рамиля Ахатовна
  • Пимуллин Денис Геннадьевич
  • Пимуллин Даниэль Геннадьевич
RU2484306C1
ПРОТЕКТОР ДЛЯ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ПОГРУЖНОГО МАСЛОЗАПОЛНЕННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 2000
  • Павлов И.В.
RU2199030C2
ПРОТЕКТОР ДЛЯ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ПОГРУЖНОГО МАСЛОЗАПОЛНЕННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 1996
  • Лотфуллин Б.Т.
  • Сайфуллина Д.М.
  • Козлов Р.И.
RU2099604C1
КОМПЕНСАТОР ПОГРУЖНОГО ЛИНЕЙНОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 2014
  • Калий Валерий Алексеевич
  • Савченко Михаил Сергеевич
  • Резниченко Алексей Викторович
  • Скварский Павел Анатольевич
RU2562906C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ПОГРУЖНОГО МАСЛОЗАПОЛНЕННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ) 2017
  • Трулев Алексей Владимирович
  • Шестакова Светлана Борисовна
  • Леонов Вячеслав Владимирович
RU2670291C2
КОМПЕНСАТОР ДЛЯ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ПОГРУЖНОГО МАСЛОЗАПОЛНЕННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 2015
  • Сергиенко Анатолий Васильевич
  • Исаев Эдуард Геннадьевич
RU2610711C1
ПРОТЕКТОР ДЛЯ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ПОГРУЖНОГО МАСЛОЗАПОЛНЕННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 2003
  • Пономарев А.К.
  • Кобзарь В.А.
  • Антонников А.Н.
RU2238441C1
Устройство гидравлической защиты электродвигателя для погружных установок поддержания пластового давления (варианты) 2018
  • Трулев Алексей Владимирович
  • Сабиров Альгинат Азгарович
  • Каюда Марк Сергеевич
RU2695394C1
ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ПОГРУЖНОГО МАСЛОЗАПОЛНЕННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ) 2015
  • Трулев Алексей Владимирович
  • Шестакова Светлана Борисовна
RU2609899C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ПОГРУЖНОГО МАСЛОЗАПОЛНЕННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 2017
  • Трулев Алексей Владимирович
  • Леонов Вячеслав Владимирович
RU2645106C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 645 940 C1

Реферат патента 2018 года ПРОТЕКТОР ДЛЯ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к области электромашиностроения и может быть использовано для гидрозащиты погружных маслозаполненных электродвигателей насосов для добычи нефти. Протектор содержит корпус, вал с опорными подшипниками и торцевыми уплотнениями, размещенными в зоне ниппелей, узел пяты, головку, основание, систему сброса давления и удаления газов. Имеющие осевые отверстия ниппели и опорные подшипники расположены вдоль вала между головкой и основанием с образованием гидрозатворных камер. Узел пяты с опорой вала размещен в нижней части протектора и совмещен с узлом основания. Система сброса давления и удаления газов содержит нижнюю и верхнюю диафрагмы цилиндрической формы, размещенные соответственно в нижней и верхней гидрозатворных камерах. Нижняя диафрагма отделяет полость электродвигателя от промежуточной полости, а верхняя - промежуточную полость от затрубного пространства. Диафрагмы соединены с ниппелями и зафиксированы пружинами, имеющими усилия, позволяющие приоткрываться диафрагмам при достижении давлений в нижних полостях перед диафрагмами определенного значения, но обеспечивающими герметичное соединение диафрагмам с ниппелями при меньших давлениях. Изобретение направлено на предотвращение повреждения диафрагмы перепадом давлений между разделяемыми ею полостями. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 645 940 C1


     Протектор для гидравлической защиты электродвигателя, содержащий корпус, вал с торцевыми уплотнениями и опорными подшипниками, ниппели, узел пяты, головку, основание, систему сброса давления и удаления газов, диафрагму, отличающийся тем, что ниппели имеют осевые отверстия, ниппели и опорные подшипники расположены вдоль вала в осевом направлении между головкой и основанием с образованием гидрозатворных камер, узел пяты с опорой вала размещен в нижней части протектора и совмещен с узлом основания, торцевые уплотнения размещены в зоне ниппелей, система сброса давления и удаления газов содержит две диафрагмы, размещенные в гидрозатворных камерах, причем нижняя диафрагма, размещенная в нижней гидрозатворной камере, отделяет полость электродвигателя от промежуточной полости, а верхняя диафрагма, размещенная в верхней гидрозатворной камере, отделяет промежуточную полость от затрубного пространства, диафрагмы, имеющие цилиндрическую форму, соединены с ниппелями и зафиксированы пружинами, имеющими усилия, позволяющие приоткрываться диафрагмам при достижении давлений в нижних полостях перед диафрагмами определенного значения, но обеспечивающими герметичное соединение диафрагмам с ниппелями при меньших давлениях.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2645940C1

ПРОТЕКТОР ДЛЯ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ПОГРУЖНОГО МАСЛОЗАПОЛНЕННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 1996
  • Лотфуллин Б.Т.
  • Сайфуллина Д.М.
  • Козлов Р.И.
RU2099604C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ПОГРУЖНОГО МАСЛОЗАПОЛНЕННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 1991
  • Шильман А.Х.
  • Петрова В.В.
  • Стариков Ю.И.
RU2031514C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАПРЯЖЕНИЯ ГЕНЕРАТОРА ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 1931
  • Рязанов Н.А.
SU27416A1
Колосоуборка 1923
  • Беляков И.Д.
SU2009A1
СОРБЕНТ ТЯЖЕЛЫХ МЕТАЛЛОВ, СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ И СПОСОБ ОЧИСТКИ ВОДЫ 2006
  • Лернер Марат Израильевич
  • Родкевич Николай Григорьевич
  • Псахье Сергей Григорьевич
  • Руденский Геннадий Евгеньевич
RU2336946C2

RU 2 645 940 C1

Авторы

Коновалов Сергей Иванович

Ильин Эдуард Людвигович

Даты

2018-02-28Публикация

2016-12-22Подача