Изобретение относится к области судостроения и касается вопроса эксплуатации рыбопромыслового судна в тяжелых ледовых условиях.
Известно рыбопромысловое судно ледового плавания, имеющее корпус с ледовыми обводами и ледовым усилением, трюм для рыбопродукции, размещенные в отсеках балластные цистерны с балластной системой и двигательно-движительный комплекс (Патент РФ на ПМ №148436 от 10.12.2014 г.) - прототип.
Однако известное судно имеет низкую ледопроходимость и, соответственно, малую скорость движения в ледовом поле.
Задачей предлагаемого изобретения является повышение эффективности эксплуатации рыбопромыслового судна путем улучшения его ледопроходимости в ледовом поле за счет улучшения ледоразрушения корпусом судна и увеличения скорости его движения во льдах.
Для этого у рыбопромыслового судна ледового плавания, включающего корпус с ледовыми обводами и ледовым усилением, размещенные в отсеках балластные цистерны с балластной системой и двигательно-движительный комплекс, по изобретению носовая оконечность корпуса имеет форму бульба, содержащего в своей верхней части ребро, образованное в диаметральной плоскости и имеющее уклон вперед к плоскости ватерлинии. Кроме того, судно дополнено водоналивными цистернами, размещенными в кормовой части корпуса судна в отсеках, расположенных кормовее размещения его штатных балластных цистерн. При этом указанные водоналивные цистерны имеют автономную балластную систему.
Выполнение носовой оконечности корпуса судна в форме бульба, содержащего в своей верхней части ребро, образованное в диаметральной плоскости и имеющее уклон вперед к плоскости ватерлинии, позволяет улучшить процесс ломки льда корпусом судна благодаря тому, что указанный бульб осуществляет разрушение льда путем вспарывания своим ребром ледового покрова путем давления снизу вверх. Кроме того, бульб снижает волновое сопротивление движению судна, тем самым повышая его скорость движения.
Дополнение судна водоналивными цистернами, размещенными в кормовой части корпуса судна в отсеках, расположенных кормовее размещения его штатных балластных цистерн, позволяет регулировать заглубление носовой части судна в процессе ломки льда и тем самым выбирать оптимальное положение режущей лед части бульба относительно кромки ледового поля. Благодаря этому обеспечивается возможность преодоления судном ледового поля большей толщины и/или повышения скорости его движения.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 представлено предлагаемое рыбопромысловое судно и на фиг. 2 - носовая оконечность судна на фиг. 1.
Рыбопромысловое судно содержит корпус 1, имеющий ледовые обводы и ледовое усиление (на рисунке не показаны), размещенные в его отсеках 2 штатные балластные цистерны 3 с балластной системой (на рисунке не показано) (фиг. 1). Носовая оконечность корпуса 1 имеет форму бульба 4, содержащего в своей верхней части ребро 5 (фиг. 1, 2), образованное в диаметральной плоскости судна и имеющее уклон с углом γ° вперед к плоскости ватерлинии по направлению сверху вниз (фиг. 2). В состав судна введены дополнительные водоналивные цистерны 6, размещенные в кормовой части корпуса судна в отсеках 7, расположенных кормовее размещения его штатных балластных цистерн (фиг. 1), и имеющие свою балластную систему (на чертеже не показано).
Эксплуатация предлагаемого рыбопромыслового судна осуществляется следующим образом.
В процессе движения в ледовом поле рыбопромысловое судно разрушает лед своей носовой оконечностью, имеющей форму бульба 4, который своим острым ребром 5 поднимает (поддевает) край ледового поля, вследствие чего при продолжении движения судна часть ледового поля наползает на острое ребро 5 ледоразрушающего бульба 4 и, продвинувшись вдоль ребра 5, разрушается под действием своего веса.
Физические характеристики льда таковы, что он обладает способностью упругого деформирования. При этом толщина деформируемого участка ледового поля существенно сказывается на характере самого процесса разрушения. Толстые куски льда обладают меньшей упругостью и разрушаются, раскалываясь на более мелкие части. Тонкий лед в отличие от толстого гораздо пластичнее и при разрушении сначала заметно изгибается и деформируется, и только после этого уже раскалывается. При этом толстый лед раскалывается на куски, а тонкий лед упруго деформируется и успевает достичь конца острого ребра 5, где разрушается уже путем раздавливания более затупленной частью носа судна. В следствие этого имеет место более затратный энергетически процесс преодоления льда. Кроме того, ледовая «каша» в отличие от поведения крупного колотого льда, который в результате действия бульба 4 уходит в стороны под кромки канала, проделанного судном, мелко битый лед забивает канал и мешает работе орудий лова за кормой судна.
Для устранения неблагоприятных режимов разрушения льда и в целях обеспечения наиболее эффективных режимов движения судна (снижения сопротивления) в ледяном поле регулируют заглубление острой кромки ледоразрушающего бульба 4, тем самым обеспечивая оптимальную длину взаимодействующего со льдом острого ребра 5 бульба 4. Для этого используют водоналивные цистерны 6, заполняя которые, обеспечивают необходимое заглубление носовой оконечности судна с ледоразрушающим бульбом 4, тем самым выбирая наиболее выгодный режим преодоления льда, что и обеспечивает повышение эффективности эксплуатации промыслового судна.
Предлагаемое рыбопромысловое судно ледового плавания имеет повышенную эффективность его эксплуатации благодаря улученной его ледопроходимости за счет улучшенного ледоразрушения носовой частью его корпуса, что выгодно его отличает от прототипа.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Рыбопромысловое судно ледового плавания | 2019 |
|
RU2728476C1 |
Морское судно ледового плавания | 2020 |
|
RU2753031C1 |
НОСОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ КОРПУСА СУДНА ПОВЫШЕННОЙ ЛЕДОПРОХОДИМОСТИ | 2013 |
|
RU2536568C1 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 2017 |
|
RU2651415C1 |
Носовая оконечность арктического судна с бульбом | 2020 |
|
RU2758657C1 |
УНИВЕРСАЛЬНОЕ ПОЛУПОГРУЖНОЕ КРУПНОТОННАЖНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО ДЛЯ ПЛАВАНИЯ В МОРЯХ С ЛЕДОВЫМ ПОКРОВОМ И НА ЧИСТОЙ ВОДЕ | 2015 |
|
RU2585199C1 |
ПОДВОДНОЕ СУДНО ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОДВОДНЫХ ДОБЫЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ НА АРКТИЧЕСКОМ ШЕЛЬФЕ И ДРУГИХ ПОДВОДНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТ | 2016 |
|
RU2629625C1 |
ПОЛУПОГРУЖНОЕ ЛЕДОКОЛЬНО-ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО | 2011 |
|
RU2443596C1 |
ПОДВОДНЫЙ ГАЗОВОЗ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА ИЗ АРКТИЧЕСКИХ РАЙОНОВ | 2022 |
|
RU2779768C1 |
МОРЕХОДНОЕ ЛЕДОКОЛЬНО-ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО И ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ НЕГО | 2006 |
|
RU2321520C1 |
Изобретение относится к области судостроения и касается вопроса эксплуатации рыбопромыслового судна в тяжелых ледовых условиях. Предложено рыбопромысловое судно ледового плавания, включающее корпус с ледовыми обводами и ледовым усилением, размещенные в отсеках балластные цистерны с балластной системой и двигательно-движительный комплекс, причем носовая оконечность корпуса имеет форму бульба, содержащего в своей верхней части ребро, образованное в диаметральной плоскости и имеющее уклон вперед к плоскости ватерлинии, при этом судно дополнено водоналивными цистернами, размещенными в кормовой части корпуса судна в отсеках, расположенных кормовее размещения его штатных балластных цистерн. Технический результат заключается в повышении эффективности эксплуатации судна за счет улучшенной его ледопроходимости. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
1. Рыбопромысловое судно ледового плавания, включающее корпус с ледовыми обводами и ледовым усилением, размещенные в отсеках балластные цистерны с балластной системой и двигательно-движительный комплекс, отличающееся тем, что носовая оконечность корпуса имеет форму бульба, содержащего в своей верхней части ребро, образованное в диаметральной плоскости и имеющее уклон вперед к плоскости ватерлинии, при этом судно дополнено водоналивными цистернами, размещенными в кормовой части корпуса судна в отсеках, расположенных кормовее размещения его штатных балластных цистерн.
2. Рыбопромысловое судно ледового плавания по п. 1, отличающееся тем, что водоналивные цистерны, которыми дополнено судно, имеют автономную балластную систему.
Устройство для измерения показателя тепловой инерции частотных термодатчиков | 1982 |
|
SU1075090A1 |
US 2016347424 A1, 01.12.2016 | |||
НОСОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ КОРПУСА СУДНА ПОВЫШЕННОЙ ЛЕДОПРОХОДИМОСТИ | 2013 |
|
RU2536568C1 |
CN 105916763 A, 31.08.2016 | |||
JP S59179493 A, 12.10.1984. |
Авторы
Даты
2018-02-28—Публикация
2016-12-28—Подача