Изобретение относится к области судостроения и касается вопроса круглогодичной эксплуатации рыбопромыслового судна как в тяжелых ледовых условиях, так и в условиях интенсивного морского волнения.
Известно рыбопромысловое судно ледового плавания, имеющее корпус с ледовыми обводами и ледовым усилением, надстройку, носовую оконечность, ледовый бульб, содержащий в верхней части ребро в диаметральной плоскости судна, и двигательно-движительный комплекс (Патент РФ на ПМ №2646042 от 28.02.2018 г.) - прототип.
Однако, известное судно не обеспечивает эффективную работу рыбопромыслового судна на интенсивном встречном морском волнении из-за повышенных ударных нагрузок в развал бортов судна, что приводит к необходимости снижения скорости движения и, как следствие, скорости траления из-за угрозы повреждения корпусных конструкций, высокой вибрации, ухудшения параметров продольной и вертикальной качки и связанной с этим обитаемости и работы рыбоперерабатывающей фабрики на судне.
Задачей предполагаемого изобретения является повышение эффективности эксплуатации рыбопромыслового судна путем улучшения его работы на развитом встречном морском волнении за счет безударного входа в волну, отсутствия вибрации, снижения ускорений продольной и вертикальной качки судна и сохранения его скорости движения, в том числе в режиме траления, а также за счет улучшения обитаемости и работы рыбоперерабатывающей фабрики.
Для этого у рыбопромыслового судна для эксплуатации в районах северных морей, включающего корпус с ледовыми обводами и ледовым усилением, надстройку, носовую оконечность, образованную форштевнем с соединяющимися на нем выше уровня ватерлинии поверхностями бортов, сопряженными ниже уровня ватерлинии с поверхностью бульба, содержащего в своей верхней части ребро, образованное в диаметральной плоскости судна, имеющее уклон вниз от плоскости ватерлинии, и двигательно-движительный комплекс, по изобретению форштевень в надводной части выполнен со скруглением по диаметральной плоскости и с наклоном в корму на участке S от носового перпендикуляра до 0,12-0,15 длины судна и ограниченным протяженностью поверхностей бортов по высоте Н, равной не более 0,83 высоты надстройки. Причем поверхности бортов имеют скругление в пределах форштевня к диаметральной плоскости, а поверхность бульба выполнена в виде вытянутых в вертикальной плоскости полусфер, симметричных относительно диаметральной плоскости.
Выполнение форштевня со скруглением по диаметральной плоскости и наклоном в корму на участке S от носового перпендикуляра до 0,12-0,15 длины судна в пределах поверхности бортов, ограниченных протяженностью по высоте Н, равной не более 0,83 высоты надстройки, поверхностей бортов в пределах форштевня со скруглением к диаметральной плоскости и бульба в виде вытянутых в вертикальной плоскости полусфер, симметричных относительно диаметральной плоскости, обеспечивает безударный вход корпуса судна в волну на развитом встречном морском волнении путем рассекания волны форштевнем и бульбом, с плавным характером обтекания поверхностей волнами в результате чего снижаются ударные нагрузки, вибрация и риск повреждения корпусных конструкций, сохраняется скорость хода судна на развитом морском волнении, в том числе в режиме траления а также улучшаются параметры продольной и вертикальной качки, обитаемость, и работа рыбоперерабатывающей фабрики.
Сущность изобретения поясняется рисунками, где на фиг. 1 представлено рыбопромысловое судно ледового плавания и на фиг. 2 - фрагмент корпуса судна в виде его носовой оконечности, на фиг. 3 - форма бульба рыбопромыслового судна ледового плавания (поперечное сечение) и на фиг. 4 - поверхности бортов в пределах форштевня (поперечное сечение).
Рыбопромысловое судно ледового плавания содержит корпус, имеющий ледовые обводы и ледовое усиление (на рисунке не показано), надстройку 1 (фиг. 1, 2), носовую оконечность (фиг. 2), образованную форштевнем 2 (фиг. 1, 2) с соединяющимися на нем, поверхностями бортов 7 (фиг. 4) выше уровня ватерлинии 3 (фиг. 1, 2, 4) и поверхностями бортов, которые сопряжены ниже уровня ватерлинии 3 с поверхностью 4 (фиг. 3) бульба 5 (фиг. 1, 2, 3). Бульб 5 содержит в своей верхней части ребро 6 (фиг. 1, 2), образованное в диаметральной плоскости судна, имеющее уклон вниз от плоскости ватерлинии 3 (фиг. 1, 2, 3). Форштевень 2 судна в надводной части выполнен со скруглением по диаметральной плоскости и с наклоном в корму на участке S от носового перпендикуляра до 0,12-0,15 длины судна и ограниченным протяженностью поверхностей бортов 7 по высоте Н, равной не более 0,83 высоты надстройки 1 (фиг. 2). Поверхности бортов 7 имеют скругление к диаметральной плоскости на протяжении форштевня 2 (фиг. 2, 4). Поверхность 4 бульба 5 выполнена в виде вытянутых в вертикальной плоскости полусфер (фиг. 3), симметричных относительно диаметральной плоскости судна (фиг. 3). Судно имеет двигательно-движительный комплекс (на рисунке не показано).
Эксплуатация предлагаемого рыбопромыслового судна ледового плавания в районах северных морей осуществляется следующим образом.
В период промысла в ледовых условиях рыболовное судно в процессе движения в ледовом поле разрушает своим бульбом 5 в носовой оконечности лед путем его вспарывания в направлении снизу вверх посредством своего ребра 6 (фиг. 2), которое поднимает край ледового поля. Вследствие этого при движении судна часть разрушаемого бульбом 5 ледового поля наползает на его ребро 6 и, продвинувшись вдоль ребра 6, разрушается окончательно под действием своего веса. При этом образующиеся осколки льда направляются в стороны от корпуса, что благоприятно влияет на работу орудий лова (на рисунке не показано) за кормой судна.
В случае работы судна на чистой воде в условиях интенсивного встречного морского волнения, судно, благодаря своей носовой оконечности, которая взаимодействует с набегающей волной, рассекает ее форштевнем 2 с наименьшим сопротивлением, после чего рассеченная форштевнем 2 волна плавно обтекая поверхности бортов 7, стекает по ним, и таким образом, обеспечивается безударный вход носа судна в волну, снижение вибрации корпуса судна, сохранение скорости хода рыбопромыслового судна, в том числе при движении судна с тралом, уменьшение ускорений продольной и вертикальной качки судна, улучшения обитаемости и работы рыбоперерабатывающей фабрики.
Предлагаемое рыбопромысловое судно ледового плавания имеет повышенную эффективность его эксплуатации благодаря улучшенной его работе на развитом морском волнении за счет безударного входа в волну, отсутствия вибрации, снижения ускорений продольной и вертикальной качки судна и сохранения его скорости движения, в том числе в режиме траления, а также за счет улучшения обитаемости и работы рыбоперерабатывающей фабрики, что выгодно его отличает от прототипа.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Морское судно ледового плавания | 2020 |
|
RU2753031C1 |
Судно со значительной полнотой обводов повышенной эффективности, безопасности и мореходности | 2023 |
|
RU2815633C1 |
МОРСКОЙ СПАСАТЕЛЬ - НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СУДНО | 2015 |
|
RU2603818C1 |
Каботажное пассажирское судно | 2016 |
|
RU2653906C1 |
НОСОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ КОРПУСА СУДНА ПОВЫШЕННОЙ ЛЕДОПРОХОДИМОСТИ | 2013 |
|
RU2536568C1 |
РЫБОЛОВНОЕ СУДНО СЕВЕРНЫХ МОРЕЙ | 2012 |
|
RU2535382C2 |
Носовая оконечность быстроходного надводного корабля или относительно тихоходного гражданского судна повышенной штормовой мореходности и ледовой проходимости в автономном плавании | 2015 |
|
RU2607136C2 |
УНИВЕРСАЛЬНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО | 2015 |
|
RU2603709C1 |
РЫБОПРОМЫСЛОВОЕ СУДНО ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ | 2016 |
|
RU2646042C1 |
Носовая оконечность арктического судна с бульбом | 2020 |
|
RU2758657C1 |
Изобретение относится к области судостроения, касается вопроса круглогодичной эксплуатации рыбопромыслового судна как в тяжелых ледовых условиях, так и в условиях интенсивного морского волнения. Предложено рыбопромысловое судно для эксплуатации в районах северных морей, включающее корпус с ледовыми обводами и ледовым усилением, надстройку, носовую оконечность, образованную форштевнем с соединяющимися на нем выше уровня ватерлинии поверхностями бортов, сопряженными ниже уровня ватерлинии с поверхностью бульба, содержащего в своей верхней части ребро, образованное в диаметральной плоскости (ДП) судна, имеющее уклон вниз от плоскости ватерлинии, и двигательно-движительный комплекс. Форштевень в надводной части выполнен со скруглением по ДП и с наклоном в корму на участке S от носового перпендикуляра до 0,12-0,15 длины судна и ограниченным протяженностью поверхностей бортов по высоте Н, равной не более 0,83 высоты надстройки. Поверхности бортов в пределах форштевня имеют скругление к ДП, а поверхность бульба выполнена в виде вытянутых в вертикальной плоскости полусфер, симметричных относительно ДП. Технический результат заключается в повышении эффективности эксплуатации рыбопромыслового судна. 4 ил.
Рыбопромысловое судно для эксплуатации в районах северных морей, включающее корпус с ледовыми обводами и ледовым усилением, надстройку, носовую оконечность, образованную форштевнем с соединяющимися на нем выше уровня ватерлинии поверхностями бортов, сопряженными ниже уровня ватерлинии с поверхностью бульба, содержащего в своей верхней части ребро, образованное в диаметральной плоскости судна и имеющее уклон вниз от плоскости ватерлинии, и двигательно-движительный комплекс, отличающееся тем, что форштевень в надводной части выполнен со скруглением по диаметральной плоскости, с наклоном в корму на участке S от носового перпендикуляра до 0,12-0,15 длины судна и ограниченным протяженностью поверхностей бортов по высоте Н, равной не более 0,83 высоты надстройки, причем поверхности бортов в пределах форштевня имеют скругление к диаметральной плоскости, а поверхность бульба выполнена в виде вытянутых в вертикальной плоскости полусфер, симметричных относительно диаметральной плоскости судна.
РЫБОПРОМЫСЛОВОЕ СУДНО ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ | 2016 |
|
RU2646042C1 |
КАДРИРУЮЩАЯ РАМКА ДЛЯ ОПТИКО-ЭЛЕКТРОННОГО УСТРОЙСТВА СКАНИРОВАНИЯ И КОПИРОВАНИЯ | 2020 |
|
RU2752754C1 |
WO 2015092154 A1, 25.06.2015 | |||
Носовая оконечность быстроходного надводного корабля или относительно тихоходного гражданского судна повышенной штормовой мореходности и ледовой проходимости в автономном плавании | 2015 |
|
RU2607136C2 |
РЫБОЛОВНОЕ СУДНО СЕВЕРНЫХ МОРЕЙ | 2012 |
|
RU2535382C2 |
KR 20130057834 A, 03.06.2013 | |||
US 9776691 B1, 03.10.2017. |
Авторы
Даты
2020-07-29—Публикация
2019-09-30—Подача