Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к конструкции поворотных сопел турбореактивных двигателей в месте сочленения поворотного устройства сопла с мотогондолой самолета.
Известно устройство для сочленения наружной поверхности поворотного реактивного сопла турбореактивного двигателя и мотогондолы самолета (далее - устройство сочленения), содержащее кольцевой корпус с закрепленными на нем упругими элементами (патент RU 2328613, МПК F02K 1/52, 10.07.2008).
Недостатками известного устройства сочленения является продолжительное время при сборке/разборке по причине сложности его соединения несколькими тягами и силовыми вильчатыми элементами с неподвижным корпусом сопла, что создает сложности при сборке/разборке устройства сочленения при установке турбореактивного двигателя на самолет или снятии.
Техническим результатом, достигаемым при использовании заявленного изобретения, является устранение описанных недостатков, то есть упрощение процесса, и сокращает время сборки/разборки устройства сочленения при обеспечении подвижности и достаточной герметичности в месте сочленения.
Указанный технический эффект достигается тем, что в известном устройстве сочленения, содержащем кольцевой корпус с закрепленными на нем упругими элементами, согласно изобретению устройство снабжено стяжным механизмом, выполненным в виде троса с тандером, кронштейнами, для крепления стяжного механизма на поверхности упругих элементов, при этом кольцевой корпус выполнен по меньшей мере из двух частей, соединенных между собой с возможностью разъема и жесткого закрепления на мотогондоле самолета, упругие элементы установлены с возможностью контакта с соседними упругими элементами, стянуты между собой и прилегают к наружной поверхности поворотной части реактивного сопла, при этом по меньшей мере два упругих элемента с тандером установлены в месте разъема частей кольцевого корпуса и выполнены съемными.
Кроме того, части кольцевого корпуса соединены посредством силовых вставок.
Кроме того, упругие элементы установлены с перекрытием друг друга. Кроме того, кольцевой корпус снабжен силовыми элементами. Кроме того, трос стяжного механизма выполнен металлическим.
Снабжение устройства сочленения стяжным механизмом в виде троса с тандером, кронштейнами для крепления стяжного механизма на поверхности упругих элементов позволяет быстро и с нужным усилием стягивать последние для обеспечения прилегания к поворотной части сопла с требуемой герметичностью, что ускоряет и упрощает процессы сборки/разборки устройства сочленения в целом.
Выполнение кольцевого корпуса по меньшей мере из двух частей, соединенных между собой с возможностью разъема, позволяет проводить сборку/разборку только части устройства сочленения при установке турбореактивного двигателя на самолет или снятии, а именно элементов, расположенных между разъемными соединениями кольцевого корпуса, что ускоряет и упрощает процессы сборки/разборки устройства сочленения в целом.
Выполнение кольцевого корпуса с возможностью жесткого закрепления на мотогондоле самолета позволяет проводить удобную сборку/разборку и обеспечивать большую герметичность в месте сочленения с мотогондолой самолета, что ускоряет и упрощает процессы сборки/разборки устройства сочленения в целом.
Установка упругих элементов с возможностью контакта с соседними, стянутыми между собой и прилегающими к наружной поверхности поворотной части реактивного сопла, позволяет одним действием, а именно стяжкой, обеспечить требуемую герметичность непосредственно между упругими элементами и поворотной частью сопла, что ускоряет и упрощает сборку устройства сочленения в целом.
Установка по меньшей мере двух упругих элементов с тандером в месте разъема частей кольцевого корпуса и выполнение их съемными позволяет начать разборку для только части устройства сочленения при снятии турбореактивного двигателя с самолета, а именно элементов, расположенных между разъемными соединениями кольцевого корпуса, что ускоряет и упрощает процессы сборки/разборки устройства сочленения в целом.
Выполнение соединения частей кольцевого корпуса посредством силовых вставок в частных случаях реализации приводит к более удобным сборке/разборке, что ускоряет и упрощает данные процессы для устройства сочленения в целом.
Установка упругих элементов с перекрытием друг друга исключает их подклинивание при стяжке, что ускоряет и упрощает процесс сборки устройства сочленения в целом.
Выполнение соединения частей кольцевого корпуса с силовыми элементами в частных случаях реализации приводит к более удобным сборке/разборке, а именно в случае размещения разъемного соединения частей кольцевого корпуса на силовом элементе, что ускоряет и упрощает данные процессы для устройства сочленения в целом.
Выполнение троса стяжного механизма металлическим позволяет за счет незначительных свойств по растяжению снизить ход стяжного механизма, что ускоряет и упрощает сборку/разборку устройства сочленения в целом.
На фиг. 1 представлен продольный разрез устройства сочленения.
На фиг. 2 представлена 3D-модель устройства сочленения.
На фиг. 3 представлено увеличенное изображение установки тандера и стяжного механизма на 3D-модели устройства сочленения.
Устройство для сочленения наружной поверхности поворотного реактивного сопла турбореактивного двигателя и мотогондолы самолета, состоящее из упругих элементов 1, установленных с перекрытием на кольцевом корпусе 2, жестко закрепленном на мотогондоле 3 самолета, и прилегающих к наружной поверхности поворотной части реактивного сопла 4 (фиг. 1). При этом кольцевой корпус состоит из двух частей, соединенных посредством силовых вставок 5, и снабжен силовыми элементами 6, при этом на одном силовом элементе 6 реализовано крепление силовой вставки 5 (фиг. 2). Устройство сочленения также снабжено стяжным механизмом, состоящим из троса 7 и тандера 8, при этом для фиксации стяжного механизма на каждом упругом элементе 1 закреплено по кронштейну 9. Два упругих элемента 1 в области соединения силовых вставок 5 с частью кольцевого корпуса выполнены съемными снаружи собранного устройства сочленения. Для этого на них установлен специальный кронштейн 10, позволяющий при снятом крепеже данного упругого элемента 1 сдвинуть последний и снять. Этим же кронштейном 10 фиксируется на упругом элементе 1 тандер 8, который имеет возможность быть легко рассоединенным с тросом 7.
При установке устройства сочленения на самолет сначала части кольцевого корпуса 2 соединяют посредством разъемного соединения с силовыми вставками 5 и фиксируют упругие элементы 1 с установленными на них кронштейнами 9 для каждой части кольцевого корпуса 2 раздельно, кроме двух упругих элементов 1, снабженных кронштейнами 10, после чего верхнюю часть жестко крепят на мотогондоле 3 самолета. Пропускают в кронштейны 9 трос 7, один конец которого предварительно соединен с тандером 8. Закатывают в мотогондолу 3 двигатель и фиксируют его на штатных подвесках. Далее пропускают трос 7 в кронштейны 9 нижней части кольцевого корпуса 2, устанавливают последнюю на мотогондолу 3 и фиксируют силовые вставки 5 с соответствующими частями кольцевого корпуса 2, например, при помощи болтового соединения. Скрепляют второй конец троса 7 с ответной частью тандера 8, который затягивают до плотного прилегания упругих элементов 1 друг к другу и наружной поверхности поворотной части сопла 4 турбореактивного двигателя. Устанавливают два оставшихся упругих элемента 1 и фиксируют на кольцевом корпусе 2, например, винтовым соединением.
Разборка устройства сочленения осуществляется в обратном порядке.
В процессе работы турбореактивного двигателя в составе самолета поворотная часть реактивного сопла 4 отклоняется и проскальзывает относительно упругих элементов 1. При этом за счет стяжки упругие элементы 1 плотно прилегают друг к другу и поворотной части реактивного сопла 4, обеспечивая требуемую герметичность.
Выполнение устройства сочленения, снабженного разъемным кольцевым корпусом 2, зафиксированного на мотогондоле 3 самолета упругими элементами 1, стяжным механизмом с элементами его крепления, позволяет осуществлять закатку двигателя в мотогондолу 3 самолета при частичной своей разборке, что ускоряет и упрощает процесс сборки/разборки устройства сочленения в целом.
| название | год | авторы | номер документа |
|---|---|---|---|
| УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЧЛЕНЕНИЯ НАРУЖНОЙ ПОВЕРХНОСТИ ПОВОРОТНОГО РЕАКТИВНОГО СОПЛА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ И МОТОГОНДОЛЫ САМОЛЕТА | 2006 |
|
RU2328613C1 |
| УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЧЛЕНЕНИЯ НАРУЖНОЙ ПОВЕРХНОСТИ ПОВОРОТНОГО РЕАКТИВНОГО СОПЛА ДВИГАТЕЛЯ И МОТОГОНДОЛЫ САМОЛЁТА | 2017 |
|
RU2656172C1 |
| УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЧЛЕНЕНИЯ НАРУЖНОЙ ПОВЕРХНОСТИ ПОВОРОТНОГО РЕАКТИВНОГО СОПЛА ДВИГАТЕЛЯ И МОТОГОНДОЛЫ САМОЛЕТА | 2011 |
|
RU2467193C1 |
| ЗАДНИЙ ПОЯС СИСТЕМЫ КРЕПЛЕНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ К ЛЕТАТЕЛЬНОМУ АППАРАТУ | 2000 |
|
RU2188961C1 |
| УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЧЛЕНЕНИЯ НАРУЖНОЙ ПОВЕРХНОСТИ ПОВОРОТНОГО РЕАКТИВНОГО СОПЛА ДВИГАТЕЛЯ И МОТОГОНДОЛЫ САМОЛЕТА | 1998 |
|
RU2143577C1 |
| РЕВЕРСИВНОЕ УСТРОЙСТВО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2011 |
|
RU2474717C1 |
| Устройство для сочленения наружной поверхности реактивного сопла двигателя и мотогондолы летательного аппарата | 2019 |
|
RU2743539C1 |
| СПОСОБ РАБОТЫ ПОВОРОТНОГО КРУГЛОГО СВЕРХЗВУКОВОГО РЕАКТИВНОГО СОПЛА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1998 |
|
RU2145670C1 |
| Регулируемое сопло турбореактивного двигателя | 2021 |
|
RU2776001C1 |
| ГАЗОЖИДКОСТНЫЙ РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2007 |
|
RU2343301C2 |
Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к конструкции поворотных сопел турбореактивных двигателей в месте сочленения поворотного устройства сопла с мотогондолой самолета. Устройство для сочленения наружной поверхности поворотного реактивного сопла турбореактивного двигателя и мотогондолы самолета содержит кольцевой корпус с закрепленными на нем упругими элементами. Устройство снабжено стяжным механизмом, выполненным в виде троса с тандером, кронштейнами для крепления стяжного механизма на поверхности упругих элементов. Кольцевой корпус выполнен по меньшей мере из двух частей, соединенных между собой с возможностью разъема и жесткого закрепления на мотогондоле самолета. Упругие элементы установлены с возможностью контакта с соседними упругими элементами, стянуты между собой и прилегают к наружной поверхности поворотной части реактивного сопла. При этом по меньшей мере два упругих элемента с тандером установлены в месте разъема частей кольцевого корпуса и выполнены съемными. Изобретение обеспечивает упрощение процесса и сокращает время сборки/разборки устройства сочленения наружной поверхности поворотного реактивного сопла турбореактивного двигателя и мотогондолы самолета, обеспечивая подвижность и достаточную герметичность в месте сочленения. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.
1. Устройство для сочленения наружной поверхности поворотного реактивного сопла турбореактивного двигателя и мотогондолы самолета, содержащее кольцевой корпус с закрепленными на нем упругими элементами, отличающееся тем, что устройство снабжено стяжным механизмом, выполненным в виде троса с тандером, кронштейнами для крепления стяжного механизма на поверхности упругих элементов, при этом кольцевой корпус выполнен по меньшей мере из двух частей, соединенных между собой с возможностью разъема и жесткого закрепления на мотогондоле самолета, упругие элементы установлены с возможностью контакта с соседними упругими элементами, стянуты между собой и прилегают к наружной поверхности поворотной части реактивного сопла, при этом по меньшей мере два упругих элемента с тандером установлены в месте разъема частей кольцевого корпуса и выполнены съемными.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что части кольцевого корпуса соединены посредством силовых вставок.
3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что упругие элементы установлены с перекрытием друг друга.
4. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что кольцевой корпус снабжен силовыми элементами.
5. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что трос стяжного механизма выполнен металлическим.
| УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЧЛЕНЕНИЯ НАРУЖНОЙ ПОВЕРХНОСТИ ПОВОРОТНОГО РЕАКТИВНОГО СОПЛА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ И МОТОГОНДОЛЫ САМОЛЕТА | 2006 |
|
RU2328613C1 |
| Прибор для одновременного с лечебными целями применения ионизированного воздуха и ультрафиолетовых лучей в открытых полостях организма | 1932 |
|
SU33614A1 |
| Способ спасения жизни людей в помещении при загрязнении внешнего воздуха и установка системы жизнеобеспечения | 2019 |
|
RU2722801C1 |
| АВИАЦИОННЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2004 |
|
RU2342551C2 |
| US 5560198 A, 01.10.1996. | |||
Авторы
Даты
2018-03-13—Публикация
2017-04-26—Подача