Изобретение относится к области авиационной и ракетной техники и может быть использовано при разработке силовых установок самолетов и других летательных аппаратов с воздушно-реактивными двигателями.
Важнейшей характеристикой всех воздушно-реактивных двигателей является экономичность двигателя, выражаемая удельным расходом топлива в кг на 1 кг тяги в единицу времени.
Основным недостатком всех воздушно-реактивных двигателей является большой удельный расход топлива СR и возрастание его от скорости полета.
Из множества конструктивных схем воздушно-реактивных двигателей к данной разработке наиболее близко подходят двухконтурные турбореактивные (турбовентиляторные) двигатели со смешением газов (ДТРД) и турбореактивные двигатели с прямоточным контуром (турбопрямоточные, ТРДП).
Аналогом газожидкостного реактивного двигателя (ГЖРД) служит турбореактивный двигатель с прямоточным контуром (ТРДП), который отличается тем, что в ТРДП перед выходом из общего сопла отсутствует преобразование сверхзвукового потока газа в дозвуковой, что обусловлено необходимостью, чтобы на всех режимах работы двигателя скорость W5 истечения газов из сопла была больше скорости полета V, a в ГЖРД динамическая составляющая тяги из-за потери количества движения в спутной струе может иметь и отрицательную величину при большом преобладании статической составляющей тяги от использования энергии торможения сверхзвукового потока газа для преобразования ее на повышение статического давления газа на сужающемся участке камеры смешения и в расширяющемся дозвуковом сопле.
Прототипом газожидкостного реактивного двигателя (ГЖРД) является двухконтурный турбореактивный двигатель (ДТРД) со смещением газов (патент RU 2150593, 2000, F02K 1/36, 5 с), который отличается тем, что в ДТРД смешение газов происходит на дозвуковых режимах течения с использованием, как и во всех классических двигателях, силы реакции от ускорения газового потока, то есть от отталкивания массы дозвукового потока газа с падением статического давления в сужающемся сопле, а в ГЖРД смешение газов производится на сверхзвуковых режимах течения и в камере смешения, отслеживающей предписания первого закона термодинамики с использованием энергии от торможения сверхзвукового потока смешанного газа, и с возрастанием статического давления как на сужающемся участке камеры, так и в расширяющемся дозвуковом сопле.
Недостатком известных решений является большой удельный расход топлива и возрастание его от скорости полета.
Технической задачей данной разработки является устранение этого недостатка путем совмещения наружного контура двигателя с наружным контуром мотогондолы самолета и создания силовой установки самолета принципиально нового типа.
Поставленная задача решается следующим образом: газожидкостный реактивный двигатель содержит входное устройство, наружный контур, внутренний контур в виде газотурбинного двигателя и камеру смешения обоих контуров, согласно изобретению наружный контур двигателя совмещен с наружным контуром силовой установки (мотогондолы) самолета и геометрическим профилированием в соплах контуров смешиваемые газы разгоняются до сверхзвуковых режимов на входе в камеру смешения, которая превышает по диаметральным размерам максимальный диаметр канала наружного контура, при этом камера смешения снабжена устройством преобразования сверхзвукового потока смешанного газа в дозвуковой поток, которое выполнено в виде цилиндрического канала, площадь поперечного сечения которого соответствует критическому сечению при плавном переходе через скорость звука в дозвуковой поток и является местом образования скачка при переходе через прямой скачок уплотнения в дозвуковой поток в расширяющемся сопле, выполненном в виде выхлопного диффузора.
Конструктивная схема газожидкостного реактивного двигателя как идеального двигателя с общим расходом воздуха G1+G2=2 кг/сек при степени двухконтурности m=1 в стартовых условиях представлена на чертеже.
G1 - расход воздуха через внутренний контур.
G2 - расход воздуха через наружный контур. G2=mG1.
Газожидкостный реактивный двигатель состоит из входного устройства 1 с кольцевым воздухозаборником наружного контура 2, внутреннего контура 3 в виде газотурбинного двигателя, камеры смешения с переходным участком 4, изохорическим участком выравнивания скоростей 5, изотермическим участком выравнивания статических давлений 6, адиабатным участком 7, из устройства преобразования сверхзвукового потока газа в дозвуковой 8 и выхлопного сопла 9.
Атмосферный воздух, служащий газообразным компонентом топлива, выполняющий роль окислителя и рабочего тела, при работе двигателя поступает через кольцевой воздухозаборник дозвуковым потоком во входное устройство 1. Во входном устройстве поток воздуха разделяется на поток, поступающий в наружный контур 2, и поток, поступающий в газотурбинный двигатель внутреннего контура 3. Под действием конструктивно заложенного перепада давлений между атмосферным, как полным давлением воздуха во входном устройстве и статическим давлением на выходе из сверхзвукового сопла внутреннего контура 3 поток газа наружного контура 2 ускоряется по законам газодинамики до геометрически заложенного сверхзвукового режима течения на входе в камеру смешения и после смешения по предписаниям уравнений полного входного импульса и первого закона термодинамики сверхзвуковой поток смешанного газа с полным давлением, превышающим необходимое для критического перепада давлений по отношению к окружающему атмосферному, входит в адиабатный участок торможения 7 и переходит в устройство преобразования сверхзвукового потока в дозвуковой 8 и далее истекает дозвуковым потоком из расширяющегося выхлопного сопла 9, выполняющего роль диффузора.
В отличие от камер смешения всех известных конструктивных схем воздушно-реактивных двигателей, в которых камеры смешения конструируются произвольным подстраиванием под диаметр выходного сечения наружного контура, исходя ив требований и условий компоновки силовой установки на самолете, максимальный диаметр смесительной камеры газожидкостного реактивного двигателя определяется из площади Sk поперечного сечения камеры Sk=S11+S21, где S11 - площадь поперечного сечения струи газов внутреннего контура при скорости W3 смешенного газа, определяемой из уравнения полного входного импульса для цилиндрической камеры, S21 - площадь поперечного сечения струи газов наружного контура при этой же скорости W3.
- простые уравнения расходов, применяемые в нединамических расчетах, и они же уравнения состояния для движущихся со скоростью W3 газов, так как в которых - есть удельный объем.
Т11 - статическая температура внутреннего газа перед началом передач энергии наружному газу при скорости W3.
T21 - статическая температура наружного газа перед началом получения энергии от внутреннего газа при скорости W3
- известное и общедоступное уравнение газовой динамики, связывающее полную температуру газа со статической температурой и его скоростью течения.
- тепловой эквивалент работы.
Ср - теплоемкость газа при постоянном давлении.
Т3 - статическая температура полносмешанного газа.
- полная температура смешанного газа, где и - полные температуры газа внутреннего и наружного контуров соответственно.
- также общеизвестные и общедоступные выражения термодинамики и газовой динамики.
и - полное давление газа внутреннего и наружного контуров, соответственно. P11 и P21 - статическое давление газа, соответственно, внутреннего и наружного контуров при скорости W3 и температуре T11 и T21.
По закону термодинамики передаваемая от одного газа к другому энергия складывается из энергии, передаваемой в виде внутренней энергии и энергии, передаваемой в виде работы. Передача внутренней энергии возможна только в изохорном процессе, при v=const T≠const P≠const. Поэтому в камере смешения предусмотрен цилиндрический участок, обеспечивающий v=const, т.к. W·S есть объем. Передача энергии в виде работы возможна только при изменении удельного объема v при какой-то постоянной статической температуре газа T12 и T22 конца изохорного процесса внутреннего и наружного контуров, соответственно, т.е. при T12=const T22=const v≠const P≠const. Передача энергии с изменением удельного объема смешиваемых газов может происходить и после выравнивания давления в конце изотермических процессов с температурой T12 и Т22 конца изохорных процессов при выравненном постоянном статическом давлении Р3 с выравниванием статических температур T12 и Т22, то есть при P3=const v≠const T≠const. Ho тогда камера смешения с проходным сечением конца изотермического процесса имела бы конструктивно неприемлемую длину.
Поскольку на тягу двигателя влияют только статическое давление и скорость истечения смешанного газа, адиабатный участок выполнен продолжением сужающегося канала до критического сечения.
По статической температуре Т3, соответствующей скорости W3, на основе уравнения расхода и с использованием газодинамической функции π(λ3) определяется полное давление смешанного газа с выровненными скоростями W3 и выровненными статическими давлениями Р3, но не выровненными статическими температурами газов Т12 и T22 внутреннего и наружного контуров, соответственно. По полному давлению смешанного газа определяется площадь критического сечения Skp камеры смешения
где q(λkp) - газодинамическая функция при λкр=1.
Оптимальные углы наклона образующих переходного и адиабатного с изотермическим участков должны определятся в процессе отработки двигателя.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА ГИПЕРЗВУКОВОГО САМОЛЕТА | 2015 |
|
RU2593573C1 |
ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА ГИПЕРЗВУКОВОГО САМОЛЕТА | 2015 |
|
RU2591361C1 |
ДВУХКАМЕРНЫЙ ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (ВАРИАНТЫ) | 2000 |
|
RU2187009C2 |
ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА ГИПЕРЗВУКОВОГО САМОЛЕТА | 2015 |
|
RU2594828C1 |
ТУРБОЭЖЕКТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1999 |
|
RU2190772C2 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ТЯГИ РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2001 |
|
RU2215889C2 |
ВЫХОДНОЕ УСТРОЙСТВО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2023 |
|
RU2807307C1 |
ДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2006 |
|
RU2323362C1 |
ТУРБОВЕНТИЛЯТОРНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2002 |
|
RU2243399C2 |
ВЫХОДНОЕ УСТРОЙСТВО ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2008 |
|
RU2367810C1 |
Изобретение относится к области авиационной и ракетной техники и может быть использовано при разработке силовой установки самолета и других летательных аппаратов с воздушно-реактивными двигателями. Газожидкостный реактивный двигатель содержит входное устройство, наружный контур, внутренний контур в виде газотурбинного двигателя и камеру смешения обоих контуров, согласно изобретению наружный контур двигателя совмещен с наружным контуром силовой установки (мотогондолы) самолета и геометрическим профилированием в соплах контуров, смешиваемые газы разгоняются до сверхзвуковых режимов на входе в камеру смешения, которая превышает по диаметральным размерам максимальный диаметр канала наружного контура, при этом камера смешения снабжена устройством преобразования сверхзвукового потока смешанного газа в дозвуковой поток, которое выполнено в виде цилиндрического канала, площадь поперечного сечения которого соответствует критическому сечению при плавном переходе через скорость звука в дозвуковой поток и является местом образования скачка при переходе через прямой скачок уплотнения в дозвуковой поток в расширяющемся сопле, выполненном в виде выхлопного диффузора. Изобретение обеспечивает уменьшение удельного расхода топлива путем принципиального изменения конструктивной схемы двигателя. 1 ил.
Газожидкостный реактивный двигатель, содержащий входное устройство, наружный контур, внутренний контур в виде газотурбинного двигателя и камеру смешения обоих контуров, отличающийся тем, что наружный контур двигателя совмещен с наружным контуром силовой установки (мотогондолы) самолета и геометрическим профилированием в соплах контуров, смешиваемые газы разгоняются до сверхзвуковых режимов на входе в камеру смешения, которая превышает по диаметральным размерам максимальный диаметр канала наружного контура, при этом камера смешения снабжена устройством преобразования сверхзвукового потока смешанного газа в дозвуковой поток, которое выполнено в виде цилиндрического канала, площадь поперечного сечения которого соответствует критическому сечению при плавном переходе через скорость звука в дозвуковой поток и является местом образования скачка при переходе через прямой скачок уплотнения в дозвуковой поток в расширяющемся сопле, выполненном в виде выхлопного диффузора.
ЭЖЕКТОРНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ ТЯГИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1999 |
|
RU2150593C1 |
RU 21666659 C2, 10.05.2001 | |||
ТУРБОПРЯМОТОЧНЫЙ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1996 |
|
RU2125659C1 |
Установка для нанесения жидкостных покрытий | 1988 |
|
SU1643114A1 |
Устройство для регенерации загрязненной жидкости | 1985 |
|
SU1268515A1 |
УСТРОЙСТВО И СИСТЕМА ДЛЯ ПОДАЧИ МАТЕРИАЛА К МЕСТУ ЕГО НАНЕСЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЕ ТАКОГО УСТРОЙСТВА И СИСТЕМЫ | 2016 |
|
RU2705078C2 |
Авторы
Даты
2009-01-10—Публикация
2007-01-12—Подача