СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ КРИВОШИПНО-ШАТУННОГО МЕХАНИЗМА ДИЗЕЛЬНЫХ АВТОТРАКТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ Российский патент 2018 года по МПК G01M15/09 G01M15/00 G01M13/04 F16C17/24 

Описание патента на изобретение RU2647260C1

Изобретение относится к способам диагностики подшипников скольжения кривошипно-шатунного механизма дизельных автотракторных двигателей в условиях эксплуатации.

Известен способ безразборной диагностики степени износа подшипников кривошипно-шатунного механизма двигателя внутреннего сгорания (патент RU 2344400 С1, 20.01.2009, Бюл. №2), заключающийся в том, что измеряют в центральной масляной магистрали ДВС на участке от фильтра до подшипников кривошипно-шатунного механизма амплитуду пульсаций величины давления при работе диагностируемых подшипников в течение цикла под максимальной нагрузкой, а в последующем цикле без нагрузки. Нагрузка на двигатель осуществляется путем отключения электромагнитных форсунок двигателя или свечей зажигания. Вычисляют отношение амплитуд пульсаций величин давления под нагрузкой и без нагрузки, и сравнивают полученные зависимости с эталонными.

Но данный способ позволяет оценивать техническое состояние подшипников скольжения только бензиновых инжекторных ДВС, отличающихся от дизельных двигателей как принципиально по способу воспламенения рабочей смеси, так и конструктивно по устройству системы питания.

Задачей заявляемого изобретения является определение технического состояния подшипников скольжения кривошипно-шатунного механизма дизельных автотракторных двигателей.

Поставленная задача решается тем, что согласно изобретению, зависимости изменения давления масла в главной масляной магистрали получают в режиме свободного разгона незаторможенного двигателя. Разгон осуществляют путем резкого изменения до максимума подачи топлива у работающего на минимально устойчивой частоте вращения двигателя. В процессе такого разгона двигатель работает с максимальной подачей топлива и полной нагрузкой, преодолевая момент инерции вращающихся частей.

Отличительным признаком от прототипа является то, что с целью диагностирования, зависимости изменения давления масла в главной масляной магистрали от частоты вращения коленчатого вала получают в процессе свободного разгона двигателя.

Для осуществления заявляемого способа используют автоматизированную систему диагностики.

Система диагностики состоит из датчика давления масла, устанавливаемого в конце центральной масляной магистрали при помощи специального переходника; датчика частоты вращения, который устанавливается напротив зубьев маховика двигателя; аналого-цифрового преобразователя (АЦП); блока адаптера датчика давления и частоты вращения; персонального компьютера; соединительных кабелей; специализированного программного обеспечения.

Диагностирование предлагаемым способом осуществляют следующим образом. Прогревают двигатель до рабочей температуры. Выполняют свободный разгон. Разгон осуществляют путем резкого изменения до максимума подачи топлива у работающего на минимально устойчивой частоте вращения двигателя. Двигатель разгоняется от минимальной устойчивой до максимальной частоты вращения холостого хода коленчатого вала. В процессе разгона сигналы, снимаемые с датчика давления масла и частоты вращения, поступают в АЦП, который преобразует их в цифровой формат и передает на компьютер. В компьютере полученные данные сохраняются в файле. Затем с помощью специализированного программного обеспечения сохраненные данные обрабатывают и получают зависимости изменения давления масла в центральной масляной магистрали от частоты вращения. Программное обеспечение выбирает из этих зависимостей участок, соответствующий максимальному крутящему моменту коленчатого вала. Полученные данные на этом участке сравнивают с эталонными и определяют техническое состояние подшипников скольжения кривошипно-шатунного механизма дизельного автотракторного двигателя.

Технический результат заключается в оперативном безразборном определении технического состояния подшипников кривошипно-шатунного механизма дизельных автотракторных двигателей.

Предлагаемый способ позволяет определить техническое состояние подшипников кривошипно-шатунного механизма за счет того, что диагностирование проводят при полной загрузке двигателя в режиме свободного разгона.

Похожие патенты RU2647260C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ БЕЗРАЗБОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ СТЕПЕНИ ИЗНОСА ПОДШИПНИКОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2009
  • Куков Станислав Семенович
  • Гриценко Александр Владимирович
RU2399898C1
СПОСОБ БЕЗРАЗБОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ СТЕПЕНИ ИЗНОСА КОРЕННЫХ ПОДШИПНИКОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2012
  • Чмиль Владимир Павлович
  • Чмиль Юрий Владимирович
RU2517968C2
СПОСОБ БЕЗРАЗБОРНОГО КОНТРОЛЯ ПРЕДОТКАЗНОГО СОСТОЯНИЯ ШАТУННЫХ ПОДШИПНИКОВ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2021
  • Шерстнев Николай Александрович
  • Гафиятуллин Асхат Асадуллович
  • Мухаметдинов Эдуард Мухаматзакиевич
  • Фахруллин Ильшат Рафисович
  • Калимуллин Руслан Флюрович
  • Кулаков Александр Тихонович
  • Кулаков Олег Александрович
  • Барыльникова Елена Петровна
  • Назаров Федор Леонидович
RU2782036C1
Способ эксплуатационного контроля зазора в шатунных подшипниках коленчатого вала при диагностике двигателя внутреннего сгорания автомобилей, транспортных и транспортно-технологических машин 2020
  • Макушин Александр Александрович
  • Кулаков Александр Тихонович
  • Нуретдинов Дамир Имамутдинович
  • Кулаков Олег Александрович
  • Мухаметдинов Эдуард Мухаматзакиевич
  • Гафиятуллин Асхат Асадуллович
  • Казанцев Роман Алексеевич
RU2739657C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАЗОРА В ШАТУННОМ ПОДШИПНИКЕ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ПРИ ИСПЫТАНИИ И ДИАГНОСТИКЕ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ, ТРАНСПОРТНЫХ И ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН 2018
  • Макушин Александр Александрович
  • Кулаков Александр Тихонович
  • Кулаков Олег Александрович
  • Илюхин Алексей Николаевич
RU2691259C1
СПОСОБ БЕЗРАЗБОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ СТЕПЕНИ ИЗНОСА ПОДШИПНИКОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2013
  • Макушин Александр Александрович
  • Кулаков Олег Александрович
  • Кулаков Александр Тихонович
  • Барыльникова Елена Петровна
  • Гафиятуллин Асхат Асадуллович
RU2560972C2
СПОСОБ БЕЗРАЗБОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ СТЕПЕНИ ИЗНОСА ШАТУННЫХ ПОДШИПНИКОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2008
  • Куков Станислав Семенович
  • Гриценко Александр Владимирович
  • Бакайкин Дмитрий Дмитриевич
RU2390746C1
СПОСОБ БЕЗРАЗБОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ СТЕПЕНИ ИЗНОСА ПОДШИПНИКОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2010
  • Куков Станислав Семенович
  • Гриценко Александр Владимирович
  • Рожнев Владимир Алексеевич
RU2439525C1
СПОСОБ БЕЗРАЗБОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ СТЕПЕНИ ИЗНОСА ПОДШИПНИКОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ФИЛЬТРОЭЛЕМЕНТОВ 2009
  • Куков Станислав Семенович
  • Гриценко Александр Владимирович
RU2398200C1
СПОСОБ БЕЗРАЗБОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ СТЕПЕНИ ИЗНОСА ПОДШИПНИКОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2007
  • Куков Станислав Семенович
  • Гриценко Александр Владимирович
  • Бакайкин Дмитрий Дмитриевич
RU2344400C1

Реферат патента 2018 года СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ КРИВОШИПНО-ШАТУННОГО МЕХАНИЗМА ДИЗЕЛЬНЫХ АВТОТРАКТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Изобретение относится к области эксплуатации машин и может быть использовано для диагностики подшипников кривошипно-шатунного механизма дизельных автотракторных двигателей. Способ определения технического состояния подшипников скольжения кривошипно-шатунного механизма дизельных автотракторных двигателей заключается в том, что на работающем двигателе получают зависимости изменения давления масла в центральной масляной магистрали от частоты вращения коленчатого вала. Для получения зависимостей двигатель загружают путем свободного разгона. На полученных зависимостях выбирают участок, соответствующий максимальному крутящему моменту коленчатого вала и сравнивают данные, полученные на этом участке с эталонными. Технический результат заключается в оперативном безразборном определении технического состояния подшипников кривошипно-шатунного механизма дизельных автотракторных двигателей.

Формула изобретения RU 2 647 260 C1

Способ определения технического состояния подшипников скольжения кривошипно-шатунного механизма дизельных автотракторных двигателей, заключающийся в том, что на работающем двигателе получают зависимости изменения давления масла в центральной масляной магистрали от частоты вращения коленчатого вала, отличающийся тем, что для получения зависимостей двигатель загружают путем свободного разгона и на полученных зависимостях выбирают участок, соответствующий максимальному крутящему моменту коленчатого вала и сравнивают данные, полученные на этом участке с эталонными.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2647260C1

СПОСОБ БЕЗРАЗБОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ СТЕПЕНИ ИЗНОСА ПОДШИПНИКОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2009
  • Куков Станислав Семенович
  • Гриценко Александр Владимирович
RU2399898C1
СПОСОБ БЕЗРАЗБОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ СТЕПЕНИ ИЗНОСА ШАТУННЫХ ПОДШИПНИКОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2008
  • Куков Станислав Семенович
  • Гриценко Александр Владимирович
  • Бакайкин Дмитрий Дмитриевич
RU2390746C1
US 7222005 B2 22.05.2007
СПОСОБ БЕЗРАЗБОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ СТЕПЕНИ ИЗНОСА ПОДШИПНИКОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2007
  • Куков Станислав Семенович
  • Гриценко Александр Владимирович
  • Бакайкин Дмитрий Дмитриевич
RU2344400C1
1971
SU412514A1

RU 2 647 260 C1

Авторы

Лившиц Владимир Моисеевич

Косенко Денис Юрьевич

Пятин Сергей Петрович

Моносзон Александр Абрамович

Кошевой Владимир Григорьевич

Даты

2018-03-15Публикация

2017-03-30Подача