СПАСАТЕЛЬНАЯ ШЛЮПКА ЗАКРЫТОГО ТИПА ДЛЯ ЭВАКУАЦИИ И СПАСАНИЯ ПЕРСОНАЛА С МОРСКИХ ОБЪЕКТОВ В ЛЕДОВЫХ УСЛОВИЯХ Российский патент 2018 года по МПК B63C9/02 B63C9/32 B63H11/12 

Описание патента на изобретение RU2648620C2

Изобретение относится к областям судостроения и добычи полезных ископаемых на морском шельфе и касается вопросов эвакуации, спасания и выживания персонала аварийных морских нефтегазовых сооружений, транспортных и технологических судов.

На российском и международном морском рынке известны спускаемые спасательные шлюпки закрытого типа, которые имеют корпус и жесткое огнезащитное закрытие, а также движительный комплекс с гребным винтом.

Известна моторная металлическая спасательная шлюпка, оборудованная сидениями для пассажиров, двигателем с валопроводом, рулевым устройством, рубкой и посадочными местами, в которой гребной винт приводится во вращательное движение от двигателя через валопровод (SU 395303, 1973 г.).

Недостатком известных спасательных шлюпок с различными типами винтовых движителей является затрудненность или невозможность их использования в арктических акваториях, покрытых битым, сплошным ровным или торосистым льдом. Недостатком является также невозможность использования винтового движителя для движения спасательной шлюпки по ледовой поверхности. Движители других, возможных для применения типов - гусеничные, колесные, воздушная подушка, не в полной мере подходят для применения на спасательных шлюпках в связи с большой массой и габаритными размерами, сложностью конструкции, а также проблематичностью приведения их в соответствие международным нормативным документам SOLAS, IMO, DNV и PC, которые определяют требования в функциональности спасательных средств. Поэтому создание движителей спасательных шлюпок, способных обеспечить движение по водной и ледовой поверхности и при этом имеющих простую конструкцию и высокой уровень технологической готовности к применению в арктических регионах, является актуальной научной и проектно-технической задачей.

Известна также спасательная шлюпка свободного падения для экстренной эвакуации персонала с морских объектов в ледовых условиях (РФ 2555078, 2013 г.), принятая в качестве прототипа, содержащая реактивно-пневматический движитель, корпус и амортизирующую систему снижения ударных нагрузок. В этой спасательной шлюпке для обеспечения кратковременного реактивного движения по водной или ледовой поверхности используется энергия сжатого газа, запасенная в баллонах высокого давления, выходящего через управляемые задвижки из реактивных сопел и создающего реактивную тягу.

Однако известная спасательная шлюпка обладает рядом недостатков, к которым относятся следующие:

- баллоны высокого давления подвержены воздействию высоких температур в случае пожара от загорания разлившихся в зоне аварии нефтепродуктов. Это может привести к взрыву баллонов и причинению вреда здоровью спасаемого персонала;

- отсутствует возможность замены баллонов со сжатым газом при их повреждении или с целью текущего контроля; необходимость замены может также возникнуть при проектных изменениях давления газа, изменении его химического состава или физических параметров;

- усложненная конструкция выходной магистрали реактивно пневматического движителя, в состав которого входят изогнутые трубопроводы с соединительной и управляющей арматурой, в значительной степени снижает эвакуационную способность спасательной шлюпки в связи с потерей энергии реактивной струи на местных сопротивлениях в конструкции криволинейного трубопровода. Кроме того, имеется вероятность местного запирания живого сечения трубопровода при сверхзвуковом движении газов. С другой стороны, потери энергии сжатого газа на криволинейных частях трубопровода потребуют значительного увеличения как объема баллонов, так и рабочего давления газа для технической реализации реактивного движения, что неприемлемо в габаритах спасательной шлюпки;

- в случае значительного сопротивления движению шлюпки в воде при наличии обломков льда может оказаться недостаточной реактивная тяга для преодоления этого сопротивления. Кроме того, может оказаться недостаточным ресурс сжатого газа в баллонах для движения шлюпки на безопасное расстояние от аварийного морского сооружения. И, наконец, отсутствует возможность экстренного торможения шлюпки с персоналом в случае наличия на ее пути следования по ледовой поверхности препятствий в виде айсберга или другой преграды.

Задачей предлагаемого изобретения является обеспечение гарантированной эвакуации и безопасности спасаемого при этом персонала с морских объектов в ледовых условиях.

Для этого в спасательной шлюпке закрытого типа для эвакуации и спасания персонала с морских объектов в ледовых условиях, содержащей корпус, двигательно-движительный комплекс, включающий расположенные в корпусе шлюпки побортно установленные баллоны высокого давления газа и связанные с ними через управляемые задвижки реактивные сопла-движители, по изобретению, баллоны высокого давления газа размещены в защитных контейнерах и установлены с возможностью их демонтажа, а реактивные сопла-движители присоединены непосредственно к корпусам баллонов высокого давления газа, при этом двигательно-движительный комплекс спасательной шлюпки дополнен движительным устройством в виде откидной подъемной поворотной винто-рулевой колонки (ВРК) с силовым приводом.

При этом поверхность ее днища имеет вогнутость, простирающуюся от носа до кормы.

Кроме того, она оборудована ледовым тормозным устройством.

Наряду с этим спасательная шлюпка оснащена побортно установленными на ее корпусе выдвижными разгонными рукоятками.

Размещение баллонов высокого давления газа в защитных контейнерах и их установка с возможностью демонтажа обеспечивает повышение уровня безопасности пассажиров (эвакуируемого персонала) в случае возможного взрыва баллонов, например при пожаре, и соответственно возможность их оперативной замены в случае их повреждения или с целью текущего контроля.

Присоединение реактивных сопел-движителей непосредственно к корпусам баллонов высокого давления газа позволяет более эффективно использовать энергию истекающей из сопел газовой струи.

Наличие дополнительного движительного устройства в виде откидной (подъемной) поворотной винто-рулевой колонки с силовым приводом позволяет повысить тягу и гарантированное движение спасательной шлюпки в тяжелых условиях, связанных с наличием значительного количества обломков льда в воде, а также обеспечить ее движение в случае полного использования запаса газа в баллонах высокого давления. При движении спасательной шлюпки по поверхности льда за счет тяги от реакции газа для ВРК предусмотрена возможность ее подъема над поверхностью льда.

Придание поверхности днища шлюпки вогнутости, простирающейся от носа до кормы, позволяет легче преодолевать обломки льда в воде, улучшить выход шлюпки из воды на ледовую поверхность и уменьшить сопротивление трения при движении по льду за счет уменьшения поверхности трения об лед.

Сущность изобретения поясняется рисунками, где на фиг. 1 представлена предлагаемая спасательная шлюпка закрытого типа для эвакуации и спасения персонала с морских объектов в ледовых условиях (общий вид) и на фиг. 2 - вид на спасательную шлюпку с кормы на фиг. 1.

Предлагаемая спасательная шлюпка имеет корпус 1, двигательно-движительный комплекс, включающий расположенные внутри корпуса 1 побортно установленные баллоны высокого давления 2 сжатого газа, к торцам которых непосредственно присоединены реактивные сопла-движители 3 через управляемые задвижки (на рисунке не показаны) (фиг. 1). Баллоны высокого давления 2 размещены в защитных контейнерах 4 и установлены в корпусе 1 с возможностью их демонтажа. В состав двигательно-движительного комплекса шлюпки введено движительное устройство в виде откидной поворотной винто-рулевой колонки 5 (фиг. 2) с силовым приводом (на рисунке не показано). Поверхность днища шлюпки имеет вогнутость 6, которая простирается от носа до кормы. Спасательная шлюпка оборудована ледовым тормозным устройством (на рисунке не показано) и оснащена побортно установленными на ее корпусе выдвижными разгонными рукоятками 7 (фиг. 1, 2).

Спасание персонала с морских объектов в ледовых условиях с помощью предлагаемой спасательной шлюпки осуществляется следующим образом.

В случае возникновения пожара на морском объекте, в других экстремальных случаях или при смене персонала возникает необходимость эвакуации людей с использованием предлагаемой спасательной шлюпки. Для этого персонал морского объекта усаживается в шлюпку закрытого типа на объекте, затем с помощью грузоподъемных устройств шлюпка с людьми опускается на воду с обломками льда или на ледяную поверхность и после запуска реактивного движителя начинает свое движение. При наличии большого сопротивления шлюпки в воде с обломками льда, а также в случае окончания запаса энергии сжатого газа в баллонах высокого давления 2, откидывается винто-рулевая колонка 5, запускается ее силовой привод и движение шлюпки продолжается за счет упора, создаваемого винто-рулевой колонкой 5. При окончании запаса энергии сжатого газа у спасательной шлюпки, находящейся на ледовой поверхности, откидываются разгонные рукоятки и за счет физической силы людей шлюпка перемещается до ближайшей водной акватории, где может быть возобновлено движении с помощью винто-рулевой колонки.

Предлагаемая спасательная шлюпка закрытого типа для эвакуации и спасения персонала с морских объектов в ледовых условиях позволяет обеспечить гарантированную эвакуацию и безопасность спасаемого при этом персонала с морских объектов в ледовых условиях, что выгодно отличает ее от прототипа.

Похожие патенты RU2648620C2

название год авторы номер документа
ДВУХКОРПУСНАЯ СПАСАТЕЛЬНАЯ ШЛЮПКА ЗАКРЫТОГО ТИПА ДЛЯ ЭВАКУАЦИИ И СПАСАНИЯ ПЕРСОНАЛА И ЭКИПАЖА МОРСКИХ ОБЪЕКТОВ В ЛЕДОВЫХ УСЛОВИЯХ 2018
  • Вальдман Николай Александрович
  • Карелин Александр Алексеевич
  • Кильдеев Равиль Исмаилович
  • Таровик Владимир Иванович
  • Сергеев Максимильян Сергеевич
RU2708067C1
СПАСАТЕЛЬНАЯ ШЛЮПКА ЗАКРЫТОГО ТИПА ДЛЯ ЭВАКУАЦИИ И СПАСАНИЯ ПЕРСОНАЛА МОРСКИХ НЕФТЕГАЗОВЫХ ПЛАТФОРМ, ТРАНСПОРТНЫХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СУДОВ В ЛЕДОВЫХ УСЛОВИЯХ 2016
  • Вальдман Николай Александрович
  • Карелин Александр Алексеевич
  • Кильдеев Равиль Исмаилович
  • Павловский Валерий Алексеевич
  • Сергеев Максимильян Сергеевич
  • Таровик Владимир Иванович
RU2630871C1
Коллективное спасательное средство для использования в ледовых условиях 2023
  • Апполонов Евгений Михайлович
  • Бачурин Алексей Андреевич
  • Ромшин Иван Владимирович
  • Трухин Яков Олегович
  • Коротов Сергей Николаевич
  • Мерикин Дмитрий Владимирович
  • Овчинников Виктор Федорович
  • Шмаков Вадим Витальевич
  • Столбов Сергей Андреевич
RU2808496C1
Амфибийная дежурная шлюпка 2023
  • Апполонов Евгений Михайлович
  • Ромшин Иван Владимирович
  • Трухин Яков Олегович
  • Шуланкин Алексей Евгеньевич
  • Ромшина Ирина Андреевна
  • Торсуков Никита Анатольевич
  • Шмаков Вадим Витальевич
  • Столбов Сергей Андреевич
RU2817306C1
Спасательная шлюпка свободного падения для экстренной эвакуации персонала с морских объектов в ледовых условиях 2016
  • Чернявец Владимир Васильевич
RU2633830C1
СПАСАТЕЛЬНАЯ ШЛЮПКА СВОБОДНОГО ПАДЕНИЯ ДЛЯ ЭКСТРЕННОЙ ЭВАКУАЦИИ ПЕРСОНАЛА С МОРСКИХ ОБЪЕКТОВ В ЛЕДОВЫХ УСЛОВИЯХ 2013
  • Таровик Владимир Иванович
  • Вальдман Николай Александрович
  • Павловский Валерий Алексеевич
  • Карелин Александр Алексеевич
  • Рап Максим Миронович
  • Буракова Екатерина Александровна
RU2555078C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭВАКУАЦИИ ПЕРСОНАЛА С МОРСКИХ БУРОВЫХ СООРУЖЕНИЙ 2016
  • Чернявец Владимир Васильевич
RU2633834C1
Комплекс аварийной эвакуации на лёд персонала и экипажа морских платформ 2019
  • Чернявец Владимир Васильевич
RU2720757C1
СПАСАТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭВАКУАЦИИ ПЕРСОНАЛА МОРСКИХ НЕФТЕГАЗОВЫХ СООРУЖЕНИЙ В ЛЕДОВЫХ УСЛОВИЯХ 2016
  • Таровик Владимир Иванович
  • Карелин Александр Алексеевич
  • Кильдеев Равиль Исмаилович
  • Рап Максим Миронович
RU2651960C2
Система экстренной эвакуации персонала морских платформ в ледовых условиях 2019
  • Чернявец Владимир Васильевич
RU2718799C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 648 620 C2

Реферат патента 2018 года СПАСАТЕЛЬНАЯ ШЛЮПКА ЗАКРЫТОГО ТИПА ДЛЯ ЭВАКУАЦИИ И СПАСАНИЯ ПЕРСОНАЛА С МОРСКИХ ОБЪЕКТОВ В ЛЕДОВЫХ УСЛОВИЯХ

Изобретение относится к области судостроения и касается вопросов эвакуации, спасания и выживания персонала аварийных морских нефтегазовых сооружений, транспортных и технологических судов в ледовых условиях. Предложена спасательная шлюпка закрытого типа для эвакуации и спасания персонала с морских объектов в ледовых условиях, содержащая корпус, двигательно-движительный комплекс, включающий расположенные в корпусе шлюпки, побортно установленные баллоны высокого давления газа и связанные с ними через управляемые задвижки реактивные сопла-движители, причем баллоны высокого давления газа размещены в защитных контейнерах и установлены с возможностью их демонтажа, а реактивные сопла-движители присоединены непосредственно к корпусам баллонов высокого давления газа. При этом двигательно-движительный комплекс спасательной шлюпки дополнен движительным устройством в виде откидной поворотной винто-рулевой колонки с силовым приводом. Предлагаемая спасательная шлюпка позволяет повысить безопасность при эвакуации спасаемого персонала с морских объектов в ледовых условиях. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 648 620 C2

1. Спасательная шлюпка закрытого типа для эвакуации и спасания персонала с морских объектов в ледовых условиях, содержащая корпус, двигательно-движительный комплекс, включающий расположенные в корпусе шлюпки побортно установленные баллоны высокого давления газа и связанные с ними через управляемые задвижки реактивные сопла-движители, отличающаяся тем, что баллоны высокого давления газа размещены в защитных контейнерах и установлены с возможностью их демонтажа, а реактивные сопла-движители присоединены непосредственно к корпусам баллонов высокого давления газа, при этом двигательно-движительный комплекс спасательной шлюпки дополнен движительным устройством в виде откидной поворотной винто-рулевой колонки с силовым приводом.

2. Спасательная шлюпка по п. 1, отличающаяся тем, что поверхность ее днища имеет вогнутость, простирающуюся от носа до кормы.

3. Спасательная шлюпка по п. 1, отличающаяся тем, что она оборудована ледовым тормозным устройством.

4. Спасательная шлюпка по п. 1, отличающаяся тем, что она оснащена побортно установленными на ее корпусе выдвижными разгонными рукоятками.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2648620C2

СПАСАТЕЛЬНАЯ ШЛЮПКА СВОБОДНОГО ПАДЕНИЯ ДЛЯ ЭКСТРЕННОЙ ЭВАКУАЦИИ ПЕРСОНАЛА С МОРСКИХ ОБЪЕКТОВ В ЛЕДОВЫХ УСЛОВИЯХ 2013
  • Таровик Владимир Иванович
  • Вальдман Николай Александрович
  • Павловский Валерий Алексеевич
  • Карелин Александр Алексеевич
  • Рап Максим Миронович
  • Буракова Екатерина Александровна
RU2555078C2
CN 201264714 Y, 01.07.2009
CN 201872922 U, 22.06.2011
CN 204726640 U, 28.10.2015
KR 20160002223 A, 07.01.2016
JP 2014043150 A, 13.03.2014.

RU 2 648 620 C2

Авторы

Вальдман Николай Александрович

Карелин Александр Алексеевич

Кильдеев Равиль Исмаилович

Павловский Валерий Алексеевич

Сергеев Максимильян Сергеевич

Таровик Владимир Иванович

Даты

2018-03-27Публикация

2016-08-19Подача