СЕМИСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 2018 года по МПК F16H3/02 F16H3/91 F16H37/04 

Описание патента на изобретение RU2651313C1

Техническое решение относится к транспортным средствам. Оно касается коробки передач транспортного средства, в частности автомобиля.

В заявке №102012220063, опубликованной в Германии, показана кинематическая схема семиступенчатой коробки передач, содержащей два первичных вала разного диаметра, имеющих привод от двух сцеплений, промежуточный вал и вторичный вал. На промежуточном валу закреплено зубчатое колесо, зацепленное с зубчатым колесом, закрепленным на первичном валу большего диаметра, свободно установлен блок зубчатых колес, соединяемый с валом зубчатой муфтой. Первое зубчатое колесо этого блока зацеплено с зубчатым колесом, свободно расположенным на первичном валу меньшего диаметра, соединяемым с ним зубчатой муфтой. Второе зубчатое колесо зацеплено с зубчатым колесом, соединяемым зубчатыми муфтами с первичным валом меньшего диаметра и с вторичным валом. Третье зубчатое колесо зацеплено с зубчатым колесом, свободно установленным на вторичном валу и соединяемым с ним зубчатой муфтой. Также на промежуточном валу закреплены зубчатое колесо, зацепленное с зубчатым колесом, закрепленным на вторичном валу, и зубчатое колесо, имеющее кинематическую связь через промежуточную шестерню с зубчатым колесом, свободно установленным на вторичном валу и соединяемым с ним зубчатой муфтой. Однако данная коробка передач имеет только три передачи заднего хода.

В качестве прототипа принята семиступенчатая коробка передач транспортного средства, представленная в заявке №1936234, опубликованной Европейским патентным ведомством. Эта коробка передач содержит два первичных вала разного диаметра, имеющих привод от двух сцеплений, промежуточный вал и вторичный вал. На первичном валу большего диаметра свободно установлены два зубчатых колеса, соединяемых с ним зубчатой муфтой, зацепленных с зубчатыми колесами, закрепленными на промежуточном валу, и закреплено зубчатое колесо, зацепленное с зубчатым колесом, свободно расположенным на промежуточном валу, соединяемым с ним зубчатой муфтой. На первичном валу меньшего диаметра закреплены два зубчатых колеса, зацепленных с зубчатыми колесами, свободно установленными на промежуточном валу и соединяемые с ним зубчатой муфтой, и зубчатое колесо, имеющее кинематическую связь через промежуточную шестерню с зубчатым колесом, свободно расположенным на промежуточном валу и соединяемым с ним зубчатой муфтой. На вторичном валу свободно установлено зубчатое колесо, соединяемое с ним зубчатой муфтой, зацепленное с зубчатым колесом, закрепленным на промежуточном валу, и закреплено зубчатое колесо, зацепленное с зубчатым колесом, закрепленным на промежуточном валу. Однако эта коробка передач имеет сложную конструкцию и лишь две передачи заднего хода, что недостаточно при использовании этой коробки передач в трансмиссии автопогрузчика.

Задачей является уменьшение осевых габаритов семиступенчатой коробки передач и увеличение в ней числа передач заднего хода.

Решение задачи уменьшения габаритов коробки передач и увеличения в ней числа передач заднего хода обеспечено путем рационального размещения в ней рядов зацеплений зубчатых колес и четырех зубчатых муфт двухстороннего действия. Эта коробка передач содержит два первичных вала разного диаметра, имеющих привод от двух сцеплений, промежуточный вал и вторичный вал. На первичном валу большего диаметра свободно установлены два зубчатых колеса, соединяемых с ним зубчатой муфтой, зацепленных с зубчатыми колесами, закрепленными на промежуточном валу, и закреплено зубчатое колесо, зацепленное с зубчатым колесом, свободно расположенным на промежуточном валу и соединяемым с ним зубчатой муфтой. На первичном валу меньшего диаметра закреплено зубчатое колесо, зацепленное с зубчатым колесом, свободно расположенным на промежуточном валу и соединяемым с ним зубчатой муфтой. На промежуточном валу закреплены зубчатое колесо, зацепленное с зубчатым колесом, свободно расположенным на первичном валу меньшего диаметра и соединяемым с ним зубчатой муфтой, соединяющей в другой ее позиции первичный вал меньшего диаметра с вторичным валом, зубчатое колесо, зацепленное с зубчатым колесом, свободно расположенным на вторичном валу и соединяемым зубчатой муфтой с вторичным валом, и зубчатое колесо, имеющее кинематическую связь через промежуточную шестерню с зубчатым колесом, свободно расположенным на вторичном валу и соединяемым с ним зубчатой муфтой.

Такое выполнение семиступенчатой коробки передач обеспечивает возможность получить арифметико-геометрическую прогрессию распределения передаточных чисел на низших передачах и линейную (геометрическую) прогрессию распределения передаточных чисел на высших передачах. Это позволяет получить максимальный кинематический диапазон и оптимальное распределение передаточных чисел ступеней по критериям динамичности и топливной экономичности. При этом получается большее число передач заднего хода, а именно пять. Причем на седьмой передаче первичный вал меньшего диаметра выполняет функцию вторичного вала совместно с самим вторичным валом, что является важной особенностью представленной коробки передач, обеспечивающей уменьшение ее осевых габаритов.

Семиступенчатая коробка передач содержит два первичных вала 1 и 2 разного диаметра, имеющих привод от двух сцеплений 3 и 4, промежуточный вал 5 и вторичный вал 6. На первичном валу 1 большего диаметра свободно установлены два зубчатых колеса 7 и 8, соединяемых с ним зубчатой муфтой 9 двухстороннего действия, зацепленных с зубчатыми колесами 10 и 11, закрепленными на промежуточном валу 5. Кроме того, на валу 1 закреплено зубчатое колесо 12, зацепленное с зубчатым колесом 13, свободно расположенным на промежуточном валу 5 и соединяемым с ним зубчатой муфтой 14 двухстороннего действия. На первичном валу 2 меньшего диаметра закреплено зубчатое колесо 15, зацепленное с зубчатым колесом 16, свободно расположенным на промежуточном валу 5 и соединяемым с ним упомянутой зубчатой муфтой 14. На промежуточном валу 5 закреплено зубчатое колесо 17, зацепленное с зубчатым колесом 18, свободно расположенным на первичном валу 2 меньшего диаметра и соединяемым с ним зубчатой муфтой 19 двухстороннего действия, соединяющей в другой ее позиции первичный вал 2 с вторичным валом 6. Кроме того, на валу 5 закреплены зубчатое колесо 20, зацепленное с зубчатым колесом 21, свободно расположенным на вторичном валу 6 и соединяемым зубчатой муфтой 22 двухстороннего действия с вторичным валом 6, и зубчатое колесо 23, имеющее кинематическую связь через промежуточную шестерню 24 с зубчатым колесом 25, свободно расположенным на вторичном валу 6 и соединяемым с ним упомянутой зубчатой муфтой 22.

Для получения первых пяти передач переднего хода соединяют зубчатое колесо 21 зубчатой муфтой 22 с вторичным валом 6. Для включения в коробке передач первой ступени соединяют зубчатое колесо 13 с промежуточным валом 5 зубчатой муфтой 14 и замыкают сцепление 3. Для включения второй ступени соединяют зубчатое колесо 18 с первичным валом 2 зубчатой муфтой 19, размыкают сцепление 3 и замыкают сцепление 4. Для включения третьей ступени соединяют зубчатое колесо 8 с первичным валом 1 зубчатой муфтой 9, размыкают сцепление 4 и замыкают сцепление 3. Для включения четвертой ступени соединяют зубчатое колесо 16 с промежуточным валом 5 зубчатой муфтой 14, размыкают сцепление 3 и замыкают сцепление 4. Для включения пятой ступени соединяют зубчатое колесо 7 с первичным валом 1 зубчатой муфтой 9, размыкают сцепление 4 и замыкают сцепление 3. Для включения шестой ступени соединяют зубчатой муфтой 19 первичный вал 2 меньшего диаметра с вторичным валом 6, размыкают сцепление 3 и замыкают сцепление 4 при отсоединенном зубчатом колесе 21 от вторичного вала 6 зубчатой муфтой 22. Для включения седьмой ступени соединяют зубчатое колесо 16 с промежуточным валом 5 зубчатой муфтой 14, размыкают сцепление 4 и замыкают сцепление 3 при соединенном зубчатом колесе 7 с первичным валом 1 зубчатой муфтой 9 и соединенном первичном вале 2 меньшего диаметра с вторичным валом 6 зубчатой муфтой 19. На седьмой передаче крутящий момент от замкнутого сцепления 3 передается через зубчатые колеса 7 и 10 с первичного вала 1 большего диаметра на промежуточный вал 5, с вала 5 через зубчатые колеса 16 и 15 он передается на первичный вал 2 меньшего диаметра, а от него через зубчатую муфту 19 передается к вторичному валу 6.

Для получения пяти передач заднего хода соединяют зубчатое колесо 25 с вторичным валом 6 зубчатой муфтой 22. Для включения первой ступени заднего хода соединяют зубчатое колесо 7 с первичным валом 1 зубчатой муфтой 9 и замыкают сцепление 3. Для включения второй ступени заднего хода соединяют зубчатое колесо 18 с первичным валом 2 зубчатой муфтой 19, размыкают сцепление 3 и замыкают сцепление 4. Для включения третьей ступени заднего хода соединяют зубчатое колесо 8 с первичным валом 1 зубчатой муфтой 9, размыкают сцепление 4 и замыкают сцепление 3. Для включения четвертой ступени заднего хода соединяют зубчатое колесо 16 с промежуточным валом 5 зубчатой муфтой 14, размыкают сцепление 3 и замыкают сцепление 4. Для включения пятой ступени заднего хода соединяют зубчатое колесо 13 с промежуточным валом 5 зубчатой муфтой 14, размыкают сцепление 4 и замыкают сцепление 3.

Вследствие такого выполнения коробки передач транспортного средства, содержащей два первичных вала разного диаметра, имеющих привод от двух сцеплений, промежуточный вал, вторичный вал, семь рядов зацепления зубчатых колес и четыре зубчатые муфты двухстороннего действия, обеспечено семь передач переднего хода и пять передач заднего хода. При этом в такой коробке передач может быть обеспечено прогрессивное (арифметико-геометрическое) распределение передаточных чисел на низших передачах и линейное в геометрической прогрессии распределения передаточных чисел на высших передачах. Это позволяет получить максимальный кинематический диапазон и оптимальное распределение передаточных чисел ступеней по критериям динамичности и топливной экономичности. При этом обеспечено уменьшение осевых габаритов коробки передач за счет выполнения первичным валом меньшего диаметра на седьмой передаче функции вторичного вала совместно с самим вторичным валом.

Похожие патенты RU2651313C1

название год авторы номер документа
ДЕВЯТИСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ С ДВУМЯ СЦЕПЛЕНИЯМИ 2018
  • Гумеров Ирек Флорович
  • Горбатовский Алексей Владимирович
  • Рябев Александр Васильевич
  • Палеев Дмитрий Николаевич
  • Якомульский Петр Дмитриевич
RU2692132C1
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ С ДВОЙНЫМ СЦЕПЛЕНИЕМ И ДЕМУЛЬТИПЛИКАТОРОМ 2017
  • Гумеров Ирек Флорович
  • Горбатовский Алексей Владимирович
  • Рябев Александр Васильевич
  • Палеев Дмитрий Николаевич
RU2671887C1
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ С ПЛАНЕТАРНЫМ ДЕМУЛЬТИПЛИКАТОРОМ 2018
  • Гумеров Ирек Флорович
  • Горбатовский Алексей Владимирович
  • Рябев Александр Васильевич
  • Палеев Дмитрий Николаевич
  • Евтодеев Юрий Леонидович
  • Вязников Максим Валерьевич
  • Гаев Сергей Викторович
  • Репин Алексей Радиевич
RU2686416C1
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ С ДВОЙНЫМ СЦЕПЛЕНИЕМ 2020
  • Золотарев Дмитрий Николаевич
  • Мохов Павел Игоревич
  • Калимуллин Эмиль Рамилевич
RU2738665C1
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ С ДВУХРЯДНЫМ ПЛАНЕТАРНЫМ ДЕМУЛЬТИПЛИКАТОРОМ 2020
  • Гумеров Ирек Флорович
  • Горбатовский Алексей Владимирович
  • Рябев Александр Васильевич
  • Палеев Дмитрий Николаевич
  • Евтодеев Юрий Леонидович
  • Вязников Максим Валерьевич
  • Гаев Сергей Викторович
  • Репин Алексей Радиевич
RU2735164C1
ДЕМУЛЬТИПЛИКАТОР КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ТРАНСМИССИИ ВНЕДОРОЖНИКА 2020
  • Гумеров Ирек Флорович
  • Горбатовский Алексей Владимирович
  • Рябев Александр Васильевич
  • Палеев Дмитрий Николаевич
  • Евтодеев Юрий Леонидович
  • Вязников Максим Валерьевич
  • Гаев Сергей Викторович
  • Репин Алексей Радиевич
RU2736065C1
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ С ПЛАНЕТАРНЫМ ДЕМУЛЬТИПЛИКАТОРОМ ТРАНСМИССИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2020
  • Гумеров Ирек Флорович
  • Горбатовский Алексей Владимирович
  • Рябев Александр Васильевич
  • Палеев Дмитрий Николаевич
  • Евтодеев Юрий Леонидович
  • Вязников Максим Валерьевич
  • Гаев Сергей Викторович
  • Репин Алексей Радиевич
RU2752437C1
ТРАНСМИССИЯ КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1992
  • Лившиц И.П.
  • Фрумкин К.А.
RU2025300C1
ДЕВЯТИСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ С ДВУМЯ СЦЕПЛЕНИЯМИ И ПЛАНЕТАРНЫМ МЕХАНИЗМОМ 2018
  • Гумеров Ирек Флорович
  • Горбатовский Алексей Владимирович
  • Рябев Александр Васильевич
  • Палеев Дмитрий Николаевич
  • Евтодеев Юрий Леонидович
  • Вязников Максим Валерьевич
  • Гаев Сергей Викторович
  • Репин Алексей Радиевич
RU2686417C1
Гидромеханическая передача 1982
  • Румянцев Леонид Александрович
  • Пискарев Виктор Агеевич
  • Керро Валерий Рихардович
SU1009825A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 651 313 C1

Реферат патента 2018 года СЕМИСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к коробке передач. Коробка передач содержит два первичных вала (1) и (2) разного диаметра, имеющих привод от двух сцеплений (3) и (4), промежуточный вал (5) и вторичный вал (6). На валу (1) большего диаметра свободно установлены два зубчатых колеса (7) и (8), соединяемых с ним зубчатой муфтой (9), зацепленных с зубчатыми колесами (10) и (11), закрепленными на валу (5), и закреплено зубчатое колесо (12), зацепленное с зубчатым колесом (13), свободно расположенным на валу (5) и соединяемым с ним зубчатой муфтой (14). На валу (2) меньшего диаметра закреплено зубчатое колесо (15), зацепленное с зубчатым колесом (16), свободно расположенным на валу (5) и соединяемым с ним зубчатой муфтой (14). На валу (5) закреплены зубчатое колесо (17), зацепленное с зубчатым колесом (18), свободно расположенным на валу (2) и соединяемым с ним зубчатой муфтой (19), зубчатое колесо (20), зацепленное с зубчатым колесом (21), свободно расположенным на валу (6) и соединяемым с ним зубчатой муфтой (22). На валу (5) также закреплено зубчатое колесо (23), имеющее кинематическую связь через промежуточную шестерню (24) с зубчатым колесом (25), свободно расположенным на валу (6) и соединяемым с ним зубчатой муфтой (22). Достигается уменьшение осевых габаритов коробки передач и увеличение в ней числа передач заднего хода. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 651 313 C1

Семиступенчатая коробка передач транспортного средства, содержащая два первичных вала разного диаметра, имеющих привод от двух сцеплений, промежуточный вал и вторичный вал, на первичном валу большего диаметра свободно установлены два зубчатых колеса, соединяемых с ним зубчатой муфтой, зацепленных с зубчатыми колесами, закрепленными на промежуточном валу, и закреплено зубчатое колесо, зацепленное с зубчатым колесом, свободно расположенным на промежуточном валу и соединяемым с ним зубчатой муфтой, на первичном валу меньшего диаметра закреплено зубчатое колесо, зацепленное с зубчатым колесом, свободно расположенным на промежуточном валу и соединяемым с ним зубчатой муфтой, отличающаяся тем, что на промежуточном валу закреплены зубчатое колесо, зацепленное с зубчатым колесом, свободно расположенным на первичном валу меньшего диаметра и соединяемым с ним зубчатой муфтой, соединяющей в другой ее позиции первичный вал меньшего диаметра с вторичным валом, зубчатое колесо, зацепленное с зубчатым колесом, свободно расположенным на вторичном валу и соединяемым зубчатой муфтой с вторичным валом, и зубчатое колесо, имеющее кинематическую связь через промежуточную шестерню с зубчатым колесом, свободно расположенным на вторичном валу и соединяемым с ним зубчатой муфтой.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2651313C1

EP 1936234 A2, 25.06.2008
DE 102012220063 A1, 08.05.2014
US 2005247147 A1, 10.11.2005
Шестиступенчатая соосная коробка передач 1984
  • Лифшиц Исаак Иосифович
  • Лифшиц Георгий Исаакович
SU1164088A1
Соосная коробка передач для транспортного средства 1987
  • Лифшиц Георгий Исаакович
  • Лифшиц Исаак Иосифович
SU1466963A2

RU 2 651 313 C1

Авторы

Рябев Александр Васильевич

Палеев Дмитрий Николаевич

Даты

2018-04-19Публикация

2017-03-16Подача