Изобретение относится к транспортным тормозным механизмам железнодорожного транспорта, в частности к способу регулировки тормозной рычажной передачи, и может применяться в процессе регулирования и установки зазора между тормозными колодками и колесами.
В каждом транспортном средстве используются тормозные механизмы, содержащие тормозные колодки, за счет трения которых о поверхность колеса происходит торможение. Неотъемлемой частью регулировки тормозных механизмов вагона является установка необходимого зазора между поверхностью колодки и поверхностью колеса, нормативное значение которого лежит в интервале 5-8 мм, необходимого для беспрепятственного вращения колеса и обеспечения эффективного торможения.
Установка зазора между колодкой и поверхностью колеса, значение которого лежит вне нормативного интервала, может привести к самопроизвольному торможению при различных эксплуатационных режимах; к заклиниванию колеса, так как тормозные колодки могут остаться прижатыми к поверхности колеса; к увеличению выхода штока тормозного цилиндра; к неполному прижатию тормозной колодки; или полному отсутствию взаимодействия колодки и колеса.
В ходе эксплуатации вагона и тормозной системы, в частности, поверхности колодки и колеса интенсивно изнашиваются и, соответственно, требуется периодическая замена изношенных тормозных колодок на новые и соответствующий ремонт (обточка) колес. Выполнение указанных действий требует регулировки тормозной рычажной передачи.
Из уровня техники известен способ регулирования тормозной рычажной передачи электровоза (УДК 62.592-52 «Методы регулирования тормозной рычажных передач локомотивов». Карминский Д.Е., Резников В.И. Труды Ростовского-на-Дону института инженеров железнодорожного транспорта, 1972, выпуск 82, с. 8-10,18), в котором передачу регулируют поворотом стяжных муфт в ту или иную сторону, устанавливают заданный выход штока и симметричное угловое расположение балансиров с углами не более 25°. Зазоры между тормозными колодками и ободом устанавливают посредством поворота муфт при отпущенном тормозе. Передаточное число муфт определяется следующим способом: замеряют величину выхода штока при определенном давлении, отпускают тормоз, поворачивают муфту на один оборот и вновь производят полное торможение и снова замеряют величину выхода штока. Данные заносят в таблицу числа оборотов муфт и ими пользуются при регулировании.
Недостатками данного технического решения являются
- для сохранения величины выхода штока метод требует расчет числа оборотов каждой регулировочной муфты, что является трудоемким и сложным процессом в регулировке зазора между колодкой и колесом;
- в процессе эксплуатации вагона поверхности тормозной колодки и колеса изнашиваются, что приводит к увеличению зазора, для компенсации которого необходимо повторное проведение трудоемкого процесса регулировки.
Из уровня техники известен способ регулирования тормозной рычажной передачи пассажирского вагона (патент на изобретение РФ №2071428, опубликован 10.01.1997, МПК В61Н 15/00), который включает роспуск тормозной рычажной передачи посредством муфты, тяг и рычагов и установку требуемых величин: выхода штока тормозного цилиндра, винта авторегулятора, зазоров между колодками и колесами и установку упора привода авторегулятора в рабочее положение, фиксацию шаблоном-упором положения штока, нормированного для тормозного режима, а затем посредством стяжной муфты имитацию торможения, при котором к авторегулятору вплотную подводится упор его привода.
Недостатком данного технического решения является то, что
- данным способом предусмотрен контроль зазора между тормозной колодкой и колесом посредством выхода штока тормозного цилиндра, однако от величины выхода штока тормозного цилиндра также зависит множество различных параметров, в том числе величина зазоров в шарнирных соединениях, упругие деформации и другие.
Наиболее близким техническим решением к заявляемому изобретению является способ регулирования тормозной рычажной передачи (УДК 629.454.2.004/083.96, Техническое описание и инструкция по эксплуатации пассажирского вагона некупейного типа ПН "ВПО вагоностроения "СОЮЗВАГОНМАШ". М., "Транспорт", 1981 г., с 14-15), в котором максимальный выход штока из тормозного цилиндра ограничивают при помощи автоматического регулятора и стяжных муфт, расположенных на продольных тягах, идущих от балансиров к тележкам. При эксплуатации автоматический регулятор компенсирует износ на всех колодках тормозной передачи за счет сокращения величины выхода винта авторегулятора из корпуса, то есть в момент, когда его задняя крышка входит в контакт с выставленным на заданный размер упором, винт вдвигается в корпус на величину износа колодок, чем обеспечивается постоянный зазор между колодками и ободом. При использовании в тормозах композиционных колодок величина выхода штока дополнительно включает в себя смонтированную на штоке ограничительную втулку.
Недостатком данного технического решения является то, что
- упор привода авторегулятора при отпущенном положении тормоза устанавливают на расстояние, обеспечивающее зазоры между колодками и ободами колес, при этом значения зазоров находятся в прямой зависимости от величины выхода штока тормозного цилиндра и запаса выхода винта авторегулятора, значения величин которых не являются нормируемыми и регулирование которых находится в зависимости от предельных размеров на свинчивание стяжной муфты и углов наклона рычагов, а также степени износа тормозных колодок и трущихся поверхностей в шарнирах рычажный передачи;
- процесс регулирования предусматривает многократные измерения зазоров между колодками и ободами колес, измерения величины выхода штока тормозного цилиндра и расстояния упора от торца регулятора, что является трудоемким, длительным и сложным процессом.
Общим недостатком всех указанных способов является то, что они не дают гарантированного нормативного значения зазора между тормозной колодкой и колесом, лежащим в интервале 5-8 мм. В свою очередь, неправильная установка зазора между тормозной колодкой и колесом может привести к некорректной работе тормозной рычажной передачи, что может привести к неисправностям тормозного цилиндра, авторегулятора и дефектам колес вагона.
Технической проблемой, решение которой обеспечивается при осуществлении или использовании заявляемого технического решения, является получение эффективного способа установки зазора между тормозной колодкой и колесом .
Техническим результатом заявляемого технического решения является повышение точности установки зазора между тормозной колодкой и колесом, снижение затрачиваемого на регулировку времени, а также энерго- и трудозатрат и обеспечение гарантированной установки зазора, значение которого лежит в интервале 5-8 мм.
Указанный технический результат достигается тем, что для регулировки тормозной рычажной передачи, включающей роспуск тормозной передачи и регулировку зазора между тормозной колодкой и колесом, согласно настоящему изобретению, установку зазора между тормозными колодками и колесами производят с помощью приспособлений, которые фиксируют на каждой тормозной колодке, вращают регулятор тормозной рычажной передачи до состояния упора приспособлений в поверхности катания колес, фиксируют размер изменяемой части регулятора, соответствующий состоянию упора, распускают регулятор тормозной рычажной передачи, снимают приспособления с тормозных колодок, выставляют регулятор в ранее зафиксированный размер.
Заявляемый способ позволяет снизить затрачиваемое на регулировку время, энерго- и трудозатраты, исключая из процесса длительный подбор размера изменяемой части регулятора и многочисленных измерений зазора между тормозной колодкой и поверхностью катания колеса. Также заявляемый способ за счет применения приспособления позволяет повысить точность установки зазора, обеспечить гарантированный зазор, значение которого лежит в нормативном интервале 5-8 мм.
Приспособление для установки зазора между тормозной колодкой и колесом, согласно настоящему изобретению, содержит П-образную скобу, соединенную с Г-образным прутком, выполненным с отгибом по отношению к П-образной скобе. Данное приспособление может быть выполнено толщиной 3-10 мм, для обеспечения установки зазора в пределах нормативного интервала. Также данное приспособление может быть выполнено как для левой, так и для правой пар колес за счет выполнения отгиба по отношению к П-образной скобе в ту или иную сторону.
Заявляемое приспособление для установки зазора позволяет повысить точность установки зазора между тормозной колодкой и поверхностью катания колеса и снизить временные, энерго- и трудозатраты за счет фиксации на тормозной колодке посредством Г-образного прутка и обеспечения установки зазора размером в пределах нормативного интервала в верхней и нижней частях тормозной колодки в местах, где загнутые концы П-образной скобы приспособления фиксируются между поверхностями тормозной колодки и колеса. Кроме того, за счет такого расположения П-образной скобы на поверхности тормозной колодки, а именно расположения средней части вдоль рабочей поверхности тормозной колодки и загнутых концов скобы поперек, заявляемое приспособление позволяет установить колодку на одинаковом расстоянии от поверхности катания колеса в двух точках, а именно сверху и снизу, что в процессе эксплуатации обеспечивает симметричное положение колодки относительно оси вращения колеса, а соответственно и равномерное распределение возникающей силы трения по всей протяженности поверхности взаимодействия колодки и поверхности катания колеса, что в том числе снижает износ колодки.
Заявляемое техническое решение отличается от аналогов тем, что установка зазора между тормозной колодкой и колесом производится с помощью приспособлений, установленных одновременно на всех тормозных колодках, однако в случае симметричной тормозной системы приспособления могут быть установлены на тормозные колодки одной тележки, что значительно снижает время, затрачиваемое на регулировку, а также энерго- и трудозатраты.
Такое отличие дает основание утверждать о соответствии предлагаемого технического решения критерию изобретения «новизна». Сравнение заявляемого технического решения не только с аналогами, но и с другими техническими решениями в данной области техники не позволило выявить в них признаки, аналогичные отличительным признакам заявляемого технического решения, что позволяет сделать вывод о соответствии условию патентоспособности «изобретательский уровень».
Сущность изобретения поясняется чертежами: фиг. 1 - вид сверху на приспособление для установки зазора, фиг. 2 - вид сбоку на приспособление для установки зазора, фиг. 3 - приспособление для установки зазора зафиксированное на тормозной колодке, фиг. 4 - состояние упора приспособления в поверхность катания колеса.
Приспособление для установки зазора между тормозной колодкой и колесом, представленное на фиг. 1, 2 (вид сверху и вид сбоку), содержит П-образную скобу 1 и Г-образный пруток 2, который выполнен с отгибом 3 по отношению к П-образной скобе 1. В представленном варианте Г-образный пруток 2 приварен внахлест к П-образной скобе 1 по линии 4.
Приспособление для установки зазора между тормозной колодкой и колесом посредством отгиба 3 Г-образного прутка 2 фиксируют на тормозной колодке 5, так чтобы средняя часть П-образной скобы 1 была размещена вдоль рабочей поверхности 6 тормозной колодки 5, как показано на фиг. 3, а загнутые концы П-образной скобы 1 были расположены поперек рабочей поверхности 6 тормозной колодки 5.
Тормозная колодка 5 с зафиксированным на ней приспособлением упирается в поверхность катания колеса 7 в двух точках 8 и 9 (фиг. 4), где загнутые концы П-образной скобы 1 приспособления упираются в поверхность катания колеса 7.
Установку зазора между тормозной колодкой и колесом осуществляют следующим способом.
Вращением корпуса регулятора тормозной рычажной передачи (не показано) вагона распускают тормозную рычажную передачу, увеличив зазор между тормозными колодками и колесами тележки для возможности установки приспособления. Далее на тормозные колодки 5 устанавливают приспособление и фиксируют его посредством отгиба 3 Г-образного прутка 2, так чтобы П-образная скоба 1 приспособления была размещена на рабочей поверхности 6 тормозной колодки 5, как показано на рис. 3. Если тормозная система симметричная, то приспособления можно установить на тормозные колодки только одной тележки. В случае наличия тормозной системы с одним тормозным цилиндром, приспособления необходимо установить на все тормозные колодки. После того как приспособления установлены на каждую тормозную колодку 5 вращением корпуса регулятора тормозной рычажной передачи (не показано) стягивают тормозную рычажную передачу усилием «от руки» до полной фиксации приспособлений между тормозными колодками 5 и поверхностью катания колес 7, другими словами, вращают регулятор, пока это возможно, то есть до состояния упора, когда П-образная скоба 1 приспособления вплотную прижата к рабочей поверхности 6 тормозной колодки 5 и поверхности катания колес 7, как показано на рис. 4. Состояние упора достигается, когда вращение регулятора усилием «от руки» уже невозможно, а П-образная скоба 1 приспособления зажата между рабочей поверхностью 6 тормозной колодки 6 и поверхностью катания колеса 7 в двух точках, верхней 8 и нижней 9. Далее визуально контролируют отсутствие зазоров между П-образной скобой 1 приспособлений и рабочей поверхности 6 тормозных колодок 5, и между П-образной скобой 1 приспособлений и поверхностью катания колес 7. После визуального контроля отсутствия зазора фиксируют размер изменяемой части регулятора тормозной рычажной передачи (не показано), другими словами, отмечают на изменяемой части регулятора точку, в которой достигается указанное состояние упора. Вращением корпуса регулятора распускают тормозную рычажную передачу (не показано) и снимают приспособления с тормозных колодок 5. Затем вращением корпуса регулятора (не показано) устанавливают размер изменяемой части регулятора в ранее зафиксированной (отмеченной) точке состояния упора. Таким образом устанавливают зазор между тормозными колодками и колесами.
Техническим результатом заявляемого изобретения является повышение точности установки зазора между тормозной колодкой и колесом, снижение затрачиваемого на регулировку времени, а также энерго- и трудозатрат, и обеспечение гарантированной установки зазора, значение которого лежит в интервале 5-8 мм.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРМОЗНОЙ РЫЧАЖНОЙ ПЕРЕДАЧИ ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА | 1993 |
|
RU2071428C1 |
Тормозная рычажная передача четырёхосной тележки рельсового транспортного средства | 2023 |
|
RU2814294C1 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ РЕГУЛЯТОР ТОРМОЗНОЙ РЫЧАЖНОЙ ПЕРЕДАЧИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2016 |
|
RU2650337C1 |
СПОСОБ РЕГУЛИРОВКИ ТОРМОЗНОЙ РЫЧАЖНОЙ ПЕРЕДАЧИ ВАГОНА | 2014 |
|
RU2581795C1 |
ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА ВАГОНА | 2012 |
|
RU2510345C1 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ РЕГУЛЯТОР ТОРМОЗНОЙ РЫЧАЖНОЙ ПЕРЕДАЧИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2017 |
|
RU2660976C1 |
ТОРМОЗНОЙ ЦИЛИНДР ЕДИНИЦЫ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА | 2012 |
|
RU2510343C1 |
СИСТЕМА ТОРМОЗНОГО ОБОРУДОВАНИЯ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2024 |
|
RU2825908C1 |
ТОРМОЗНАЯ РЫЧАЖНАЯ ПЕРЕДАЧА ТРЁХОСНОЙ ТЕЛЕЖКИ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2020 |
|
RU2730736C1 |
ТОРМОЗНАЯ РЫЧАЖНАЯ ПЕРЕДАЧА ТРЁХОСНОЙ ТЕЛЕЖКИ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2019 |
|
RU2715875C1 |
Группа изобретений относится к области железнодорожного транспорта, в частности к способам регулировки тормозной рычажной передачи. Способ регулировки тормозной рычажной передачи заключается в роспуске тормозной передачи и регулировке зазоров между колесами и тормозными колодками. Установку зазора между тормозными колодками и колесами производят с помощью приспособлений, которые фиксируют на каждой тормозной колодке. Затем вращают регулятор тормозной рычажной передачи до состояния упора приспособлений в поверхности катания колес, фиксируют размер изменяемой части регулятора, соответствующий состоянию упора, распускают регулятор тормозной рычажной передачи, снимают приспособления с тормозных колодок и выставляют регулятор в ранее зафиксированный размер. Достигается повышение точности установки зазора между тормозной колодкой и колесом и обеспечение гарантированной установки зазора. 2 н.п. ф-лы, 4 ил.
1. Способ регулировки тормозной рычажной передачи, включающий роспуск тормозной передачи и регулировку зазоров между колесами и тормозными колодками, отличающийся тем, что установку зазора между тормозными колодками и колесами производят с помощью приспособлений, которые фиксируют на каждой тормозной колодке, вращают регулятор тормозной рычажной передачи до состояния упора приспособлений в поверхности катания колес, фиксируют размер изменяемой части регулятора, соответствующий состоянию упора, распускают регулятор тормозной рычажной передачи, снимают приспособления с тормозных колодок, выставляют регулятор в ранее зафиксированный размер.
2. Приспособление для установки зазора между тормозной колодкой и колесом содержит П-образную скобу, соединенную с Г-образным прутком, выполненным с отгибом по отношению к скобе.
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРМОЗНОЙ РЫЧАЖНОЙ ПЕРЕДАЧИ ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА | 1993 |
|
RU2071428C1 |
US 3917025 A, 04.11.1975 | |||
В.Р | |||
Асадченко | |||
"Автоматические тормоза подвижного состава" | |||
- М.: Маршрут, 2006, с | |||
Способ сопряжения брусьев в срубах | 1921 |
|
SU33A1 |
Термометр | 1929 |
|
SU15582A1 |
DE 4309347 C2, 05.12.1996. |
Авторы
Даты
2018-06-29—Публикация
2016-03-16—Подача