Настоящее изобретение относится к области транспорта и может быть использовано при конструировании снегоходов.
Известен снегоход, содержащий открытый корпус с креслом, установленным в нем. Корпус скреплен с днищем, обеспечивающим его скольжение по снегу и льду. На днище установлен двигатель, расположенный в задней части и оси поворота рычагов независимых тормозов, являющихся одновременно поворотными механизмами, две турбомашины типа воздушного гребного колеса, имеющих плоские радиальные лопатки, закрепленные перпендикулярно плоскости вращения на валу общем для колес обоих движителей, корпусы которых закреплены на днище и боковых стенках корпуса снегохода (Патент РФ №2279373, Кл. В62М 27/02, В62D 57/04).
Недостатками известного снегохода являются: жесткость хода, низкая проходимость, плохая устойчивость и управляемость, недостаточная тяга скорость.
Указанные недостатки обусловлены конструкцией снегохода, отсутствием подвески и выбранным движителем.
Известен также снегоход, содержащий корпус велосипедного типа с опорными поверхностями, выполненными в виде рулевой лыжи и опорных лыж. На раме размещены сиденье и органы управления, механический привод, включающий двигатель с цепной передачей, содержащей ведомую звездочку, движитель для преобразования и передачи мощности от двигателя. Движитель выполнен в виде как минимум трех лыж, одной центральной в центре рамы и двух боковых, каждая из которых установлена с одной стороны рамы. Все упомянутые лыжи установлены с возможностью совершения плоскопараллельного движения в вертикальной плоскости на двух П-образных кронштейнах, установленных на раме снегохода.
(Патент РФ №2536156, Кл. В62М 27/00, В62В 13/08).
Известный снегоход по патенту РФ №2536156, как наиболее близкий по технической сущности и достигаемому полезному результату, принят за прототип.
Недостатками известного снегохода, принятого за прототип, являются: жесткость хода, низкая проходимость, плохая устойчивость, небольшая скорость движения, малая грузоподъемность, большая вероятность поломки лыж при наезде на бугры и ямы.
Указанные недостатки обусловлены конструкцией снегохода и движителя.
Задачей настоящего изобретения является повышение технических характеристик снегохода.
Технический результат обеспечивается тем, что в снегоходе, содержащем корпус, двигатель, одну переднюю управляемую лыжу и две задние опорные лыжи с подвесками, рулевое управление кинематически связанное с передней лыжей, движитель, соединенный карданным валом с двигателем и размещенный в задней части корпуса, механизмы управления, согласно изобретению в качестве движителя использован вибромеханизм, корпус которого закрыт передней крышкой, через отверстие которой пропущен один конец ведущего вала, а его второй конец установлен в подшипнике задней крышки, внутри корпуса на шлицах ведущего вала установлена ведущая полумуфта в форме диска с желобом, имеющая на обеих торцевых сторонах накладки из материала с высоким коэфициентом трения, взаимодействующая с рычагом переключения, кроме того, внутри корпуса размещены последовательно друг за другом вибромеханизмы переднего хода и вибромеханизмы торможения и заднего хода, одинаковые по конструкции, причем вибромеханизм торможения и заднего хода развернут относительно вибромеханизма переднего хода на 180 градусов, причем каждый вибромеханизм представляет собой вибровозбудитель и содержит плоскую неподвижную шестерню с зубьями на торцевой стороне: у вибромеханизма переднего хода, обращенными в сторону передней крышки, а у вибромеханизма торможения и заднего хода, обращенными в сторону задней крышки, закрепленными на крышках и корпусе, имеющих центральные отверстия, через которые пропущен ведущий вал, на который надеты пустотелые валы: два из которых переднего хода соединены между собой втулкой со штифтами, а другой вал торможения и заднего хода, на внутренних концах которых закреплены ведомые полумуфты в виде дисков с накладками из материала с высоким коэффициентом трения, а на противоположных концах выполнены заодно с ними крестовины, на каждом из четырех концов которых установлено по одной цилиндрической шестерне с возможностью свободного вращения, входящими в зацепление с зубьями неподвижных шестерен и имеющих по одному противовесу, причем противовес каждой последующей шестерни смещен относительно предыдущей шестерни на 90 градусов.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где:
на фигуре 1 изображен общий вид снегохода;
на фигуре 2 - вид на снегоход сверху;
на фигуре 3 - схема силовой передачи;
на фигуре 4 - общий вид движителя;
на фигуре 5 - устройство движителя в разрезе;
на фигуре 6 - вид сбоку на инерционный центробежный движитель
на фигуре 7 - вид слева на инерционный центробежный движитель
на фигуре 8 - развертка неподвижной шестерни и расположение противовесов на шестернях крестовины;
на фигуре 9 - траектория движения противовеса при вращении шестерни крестовины.
Снегоход содержит корпус 1, двигатель 2, установленный в передней части корпуса 1, переднюю управляемую лыжу 3 и две задние опорные лыжи 4 с подвесками 5, рулевое управление, кинематически связанное с передней лыжей 3, движитель 6, соединенный карданным валом 7 с двигателем 2 через муфту сцепления 8 и размещенный в задней части корпуса 1, механизмы управления. Движитель 6 в форме вибромеханизма, корпус 9 которого закрыт передней крышкой 10, через отверстие которой пропущен один конец ведущего вала 11, а его второй конец установлен в подшипнике задней крышки 12. Внутри корпуса 9 на шлицах ведущего вала 11 установлена с возможностью перемещения в горизонтальной плоскости ведущая полумуфта 13 в форме диска с желобом, имеющая с обеих торцевых сторон накладки 14 из материала с высоким коэффициентом трения, взаимодействующая с внутренним 15 и наружным 16 рычагами. Внутри корпуса 9 размещены последовательно друг за другом вибромеханизмы переднего хода 17, вибромеханизм торможения и заднего хода 18, одинаковые по конструкции. Вибромеханизм торможения и заднего хода 18 развернут относительно вибромеханизма переднего хода 17 на 180 градусов. Каждый вибромеханизм представляет собой вибровозбудитель, содержащий неподвижную шестерню 19 с зубьями на торцевой стороне, у вибромеханизма переднего хода, обращенными в сторону передней крышки 10, а у вибромеханизма торможения и заднего хода, обращенными в сторону задней крышки, закрепленными на крышках 10, 12 и корпусе 9. Неподвижные шестерни имеют центральные отверстия, через которые пропущен ведущий вал 11, на который надеты пустотелые валы 20, два из которых переднего хода соединены между собой втулкой 21 со штифтами, а другой вал торможения и заднего хода. На внутренних концах пустотелых валов 20 закреплены ведомые полумуфты 22 и 23 в виде дисков с торцевыми накладками из материала с высоким коэффициентом трения 14. На противоположных концах пустотелых валов 20 выполнены заодно с ними крестовины 24, на каждом из четырех концах которых установлено по одной цилиндрической шестерне 25 с возможностью свободного вращения, входящими в зацепление с зубьями неподвижных шестерен 19 и имеющих по одному противовесу 26. Каждый последующий противовес 26 шестерни 25 смещен относительно предыдущего противовеса 26 на 90 градусов. Работает снегоход следующим образом.
После запуска двигателя 2 и проверки его работы наружный рычаг 16 перемещается в положение передний ход (пх). При этом внутренний рычаг 15 передвигает ведущую полумуфту 13 вправо (фиг. 5), которая соединяется с ведомой полумуфтой 22, подключая пустотелые валы 20 переднего хода к ведущему валу 11. Затем включается муфта сцепления 8, карданный вал 7 приходит во вращение и приводит в движение ведущий вал 11 и пустотелые валы 20 переднего хода, а с ними вместе крестовины 24 и цилиндрические шестерни 25, которые обкатываются по зубьям неподвижных шестерен 19. Противовесы 26 на цилиндрических шестернях 25 начинают двигаться по криволинейным траекториям, как показано на фигуре 9. При работе движителя 6 создается составляющая сил инерции направленная вперед, величина которой регулируется частотой вращения вала двигателя 2. Изменение частоты вращения вала двигателя 2 приводит к изменению скорости движения снегохода. Для торможения необходимо не выключая муфты сцепления 8 передвинуть наружный рычаг 16 в положение задний ход (зх). Ведущая полумуфта 13 отойдет от ведомой полумуфты 22 и соединится с ведомой полумуфтой 23. При этом вибромеханизмы переднего хода 17 остановятся или будут вращаться с убывающей скоростью так как они отключаются от ведущего вала 11, а вибромеханизм торможения наоборот включится и станет создавать силу тяги, направленную назад. Когда скорость движения снегохода снизится до необходимой величины, наружный рычаг 16 снова переводится в положение передний ход (пх) и снегоход продолжит перемещаться в прямом направлении. Для движения задним ходом необходимо при отсутствии движения вперед выключить муфту сцепления 8, перевести наружный рычаг 16 в положение задний ход (зх) и плавно включить муфту сцепления 8 с увеличением частоты вращения вала двигателя 2 до нужной величины. Снегоход начнет двигаться задним ходом, а вибромеханизм заднего хода станет создавать тягу, как было описано выше. На остановках наружный рычаг 16 устанавливается в нейтральное положение (Н). Управление снегоходом осуществляется механизмом, не показанном на чертежах и связанным кинематически с передней управляемой лыжей 3. В связи с возможностью движения снегохода задним ходом лыжи 3 и 4' должны иметь закругления спереди и сзади.
Изобретение позволяет достигнуть более высокой скорости движения, увеличить срок службы снегохода из-за более плавного движения, обеспечить ровную работу двигателя на всех режимах из-за отсутствия контакта движителя с дорогой, более высокой безопасности и большей грузоподъемности.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МОТОРНОЕ СУДНО | 2017 |
|
RU2651368C1 |
ТЕПЛОВОЗ | 2017 |
|
RU2649844C1 |
АВТОМОБИЛЬ С ИНЕРЦИОННЫМ ДВИЖИТЕЛЕМ | 2007 |
|
RU2340470C1 |
Транспортное средство | 2017 |
|
RU2660185C1 |
АЭРОМОБИЛЬ | 2019 |
|
RU2715099C1 |
АЭРОДИНАМИЧЕСКОЕ СУДНО | 1999 |
|
RU2149109C1 |
ТЕПЛОВОЗ С ГОРИЗОНТАЛЬНЫМ ДВИЖИТЕЛЕМ | 1999 |
|
RU2162039C1 |
Аэродинамическое судно | 2019 |
|
RU2710040C1 |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ | 2010 |
|
RU2422328C1 |
АЭРОМОБИЛЬ | 2011 |
|
RU2476353C1 |
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к снегоходам. Снегоход содержит корпус, двигатель, переднюю управляемую лыжу и две задние опорные лыжи с подвесками, рулевое управление, кинематически связанное с передней лыжей, движитель, соединенный карданным валом с двигателем и размещенный в задней части корпуса, механизмы управления. В качестве движителя использован вибромеханизм. Внутри корпуса вибромеханизма на шлицах ведущего вала установлена ведущая полумуфта в форме диска с желобом, имеющая на обеих торцевых сторонах накладки из материала с высоким коэффициентом трения, взаимодействующая с рычагом переключения. Внутри корпуса вибромеханизма размещены последовательно друг за другом вибромеханизмы переднего хода, торможения и заднего хода. Вибромеханизм представляет собой вибровозбудитель и содержит плоскую неподвижную шестерню с зубьями на торцевой стороне. Достигается повышение технических характеристик снегохода. 9 ил.
Снегоход, содержащий корпус, двигатель, одну переднюю управляемую лыжу и две задние опорные лыжи с подвесками, рулевое управление, кинематически связанное с передней лыжей, движитель, соединенный карданным валом с двигателем и размещенный в задней части корпуса, механизмы управления, отличающийся тем, что в качестве движителя использован вибромеханизм, корпус которого закрыт передней крышкой, через отверстие которой пропущен один конец ведущего вала, а его второй конец установлен в подшипнике задней крышки, внутри корпуса на шлицах ведущего вала установлена ведущая полумуфта в форме диска с желобом, имеющая на обеих торцевых сторонах накладки из материала с высоким коэффициентом трения, взаимодействующая с рычагом переключения, кроме того, внутри корпуса размещены последовательно друг за другом вибромеханизмы переднего хода и вибромеханизм торможения и заднего хода, одинаковые по конструкции, причем вибромеханизм торможения и заднего хода развернут относительно вибромеханизма переднего хода на 180°, причем каждый вибромеханизм представляет собой вибровозбудитель и содержит плоскую неподвижную шестерню с зубьями на торцевой стороне: у вибромеханизма переднего хода, обращенными в сторону передней крышки, а у вибромеханизма торможения и заднего хода, обращенными в сторону задней крышки, закрепленными на крышках и корпусе, имеющих центральные отверстия, через которые пропущен ведущий вал, на который надеты пустотелые валы: два из которых переднего хода соединены между собой втулкой со штифтами, а другой вал торможения и заднего хода, на внутренних концах которых закреплены ведомые полумуфты в виде дисков с накладками из материала с высоким коэффициентом трения, а на противоположных концах выполнены заодно с ними крестовины, на каждом из четырех концов которых установлено по одной цилиндрической шестерне с возможностью свободного вращения, входящими в зацепление с зубьями неподвижных шестерен и имеющих по одному противовесу, причем противовес каждой последующей шестерни смещен относительно предыдущей шестерни на 90°.
СНЕГОХОД | 2013 |
|
RU2536156C1 |
DE 102013021494 A1, 03.07.2014 | |||
Способ распознавания назначенного донного объекта | 2022 |
|
RU2818184C1 |
Авторы
Даты
2018-07-04—Публикация
2017-05-22—Подача