СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2018 года по МПК G01M15/14 

Описание патента на изобретение RU2662258C9

Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к авиационным газотурбинным двигателям (ГТД) и способам их испытаний.

Известен способ испытаний авиационных газотурбинных двигателей, включающий измерение параметров его работы (Г.М. Горбунов, Э.Л. Солохин. "Испытания авиационных воздушно-реактивных двигателей". М.: "Машиностроение", 1967, стр. 17-18).

При реализации известного способа не предусмотрено влияние времени выбега роторов двигателя на остаточный объем масла в опорах двигателя, что приводит при переполнении опоры маслом к выбросу масла в проточную часть двигателя, и, следовательно, к неоптимальному (повышенному) расходу масла при испытаниях двигателя.

Задача изобретения заключается в обеспечении объема масла в опорах двигателя, не превышающего допустимого значения.

Техническим результатом, достигаемым при использовании настоящего изобретения, является обеспечение допустимого значения остаточного объема масла в опорах двигателя путем осуществления оптимального отбора мощности от роторов двигателя на выбеге и, как следствие, снижение расхода масла в процессе испытаний двигателя.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе испытания ГТД, включающем измерение параметров его работы, согласно настоящему изобретению предварительно для данного типа двигателей проводят испытания с измерением остаточного объема масла в опорах двигателя после останова при нескольких значениях времени выбега роторов за счет различного отбора мощности от роторов двигателя, строят зависимости остаточного объема масла в опорах от времени выбега Q=f(τ) и величины отбора мощности от времени выбега N=f(τ), определяют время выбега и потребную величину отбора мощности от роторов двигателя при допустимом значении остаточного объема масла в опорах двигателя, а при проведении испытаний и в ходе эксплуатации двигателя осуществляют выбранный отбор мощности от роторов двигателя.

Сущность изобретения заключается в следующем.

При проведении испытаний двигателей отмечено, что при выбеге роторов изделия продолжается подача масла в опоры двигателя до полной остановки изделия. При этом производительность насоса, откачивающего масло из опор, значительно снижается при снижении оборотов двигателя. Это приводит к переполнению опор двигателя масла при продолжительном выбеге роторов и выбросу излишнего количества масла в проточную часть, что приводит к повышенному расходу масла в процессе испытаний.

При этом время выбега можно снизить, увеличив величину отбора мощности от роторов двигателя на выбеге. Однако при существенном снижении времени выбега возможно заклинивание роторов вследствие того, что детали ротора и статора изготовлены из разных материалов, которые имеют разные свойства по термическому расширению. Следовательно, оптимальное время выбега соответствует времени, обеспечивающему допустимое значение остаточного объема масла в опорах двигателя.

Таким образом, при проведении испытаний и в ходе эксплуатации двигателя целесообразно осуществлять отбор мощности от роторов двигателя в размере, обеспечивающем допустимое значение остаточного объема масла в опорах двигателя, что позволит снизить расход масла двигателя при его испытаниях и в ходе его эксплуатации.

Предлагаемый способ испытаний реализуется следующим образом.

Пример

Один опытный образец двигателя подвергают испытаниям на испытательном стенде с отбором мощности от роторов двигателя на выбеге при помощи плунжерного насоса с загрузкой 10 л/мин, 15 л/мин, 20 л/мин, 25 л/мин, 30 л/мин, измеряют время выбега роторов и остаточный уровень масла в опорах двигателя после останова.

В таблице представлены значения времени выбега ротора τ и остаточный уровень масла в опорах двигателя после останова Q при различных значениях отбора мощности от роторов двигателя на выбеге N.

По полученным значениям строят зависимости величины отбора мощности от времени выбега N=f(τ) (фиг. 1) и остаточного объема масла в опорах от времени выбега Q=f(τ) (фиг. 2).

По графику фиг. 2 определяют, что в точке А, соответствующей времени выбега ротора 60 секунд, опора двигателя полностью наполняется маслом, а значит, при дальнейшем увеличении времени выбега излишний объем масла будет выбрасываться в проточную часть, что приведет к повышенному расходу масла.

Из графика фиг. 1 определяют, что для обеспечения времени выбега ротора не более 60 секунд необходимо осуществлять отбор мощности от ротора двигателя, соответствующий загрузке плунжерного насоса 14,5 л/мин (фиг. 2, точка А).

При испытаниях и в ходе эксплуатации двигателя осуществляют отбор мощности от ротора двигателя путем загрузки плунжерного насоса в объеме 14,5 л/мин.

Предложенный способ позволяет обеспечить допустимое значение остаточного объема масла в опорах двигателя, предотвратить выброс масла в проточную часть двигателя и таким образом обеспечить минимальный расход масла при испытаниях и эксплуатации двигателя.

Похожие патенты RU2662258C9

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОХЛАЖДЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ПРИ АВАРИЙНОМ (ВНЕЗАПНОМ) ВЫКЛЮЧЕНИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК 2008
  • Воробьев Михаил Юрьевич
  • Ковалев Владимир Владимирович
RU2392465C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ 2010
  • Бурдин Валерий Владимирович
  • Гладких Виктор Александрович
RU2451921C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2008
  • Иноземцев Александр Александрович
  • Семенов Александр Николаевич
  • Андрейченко Игорь Леонардович
  • Полатиди Людмила Борисовна
  • Полатиди Софокл Харлампович
  • Саженков Алексей Николаевич
  • Сычев Владимир Константинович
  • Ступников Владимир Леонидович
RU2389998C1
Способ вибродиагностики технического состояния газотурбинных двигателей на ресурсосберегающих режимах с применением теории инвариантов 2020
  • Шигапов Ильяс Ильгизович
  • Попов Николай Николаевич
  • Казаринов Александр Николаевич
  • Сенной Николай Николаевич
  • Соколов Антон Григорьевич
  • Голубев Константин Геннадьевич
RU2754479C1
Способ вибродиагностики технического состояния газотурбинных двигателей на ресурсосберегающих режимах с применением теории инвариантов 2020
  • Шигапов Ильяс Ильгизович
  • Попов Николай Николаевич
  • Казаринов Александр Николаевич
  • Сенной Николай Николаевич
  • Соколов Антон Григорьевич
  • Голубев Константин Геннадьевич
RU2754476C1
Опора двухвального газотурбинного двигателя 2018
  • Балабан Юрий Николаевич
  • Критский Василий Юрьевич
  • Ханин Александр Анатольевич
RU2685154C1
Турбина двухконтурного газотурбинного двигателя с активным тепловым регулированием радиального зазора в турбине, способ активного теплового регулирования радиального зазора в турбине двухконтурного газотурбинного двигателя 2017
  • Эскин Изольд Давидович
  • Старцев Николай Иванович
  • Фалалеев Сергей Викторинович
RU2704056C2
СПОСОБ СЕРИЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, ВЫПОЛНЕННЫЙ ЭТИМ СПОСОБОМ 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Селиванов Николай Павлович
  • Фёдоров Сергей Андреевич
RU2544636C1
Способ сборки и балансировки высокооборотных роторов и валопроводов авиационных газотурбинных двигателей и газоперекачивающих агрегатов 2022
  • Сусликов Виктор Иванович
  • Сусликов Сергей Викторович
  • Болотов Михаил Александрович
RU2822671C2
СПОСОБ СЕРИЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, ВЫПОЛНЕННЫЙ ЭТИМ СПОСОБОМ 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Селиванов Николай Павлович
  • Фёдоров Сергей Андреевич
RU2545111C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 662 258 C9

Реферат патента 2018 года СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к способам испытания авиационных газотурбинных двигателей (ГТД). Предварительно для данного типа двигателей проводят испытания с измерением остаточного объема масла в опорах двигателя после останова при нескольких значениях времени выбега роторов за счет различного отбора мощности от роторов двигателя, строят зависимости остаточного объема масла в опорах от времени выбега Q=f(τ) и величины отбора мощности от времени выбега N=f(τ), определяют время выбега и потребную величину отбора мощности от роторов двигателя при допустимом значении остаточного объема масла в опорах двигателя, а при проведении испытаний и в ходе эксплуатации двигателя осуществляют выбранный отбор мощности от роторов двигателя. Способ позволяет обеспечить допустимое значение остаточного объема масла в опорах двигателя, предотвратить выброс масла в проточную часть двигателя и таким образом обеспечить минимальный расход масла при испытаниях и эксплуатации двигателя. 2 ил., 1 табл.

Формула изобретения RU 2 662 258 C9

Способ испытания газотурбинного двигателя, включающий измерение параметров его работы, отличающийся тем, что предварительно для данного типа двигателей проводят испытания с измерением остаточного объема масла в опорах двигателя после останова при нескольких значениях времени выбега роторов за счет различного отбора мощности от роторов двигателя, строят зависимости остаточного объема масла в опорах от времени выбега Q=f(τ) и величины отбора мощности от времени выбега N=f(τ), определяют время выбега и потребную величину отбора мощности от роторов двигателя при допустимом значении остаточного объема масла в опорах двигателя, а при проведении испытаний и в ходе эксплуатации двигателя осуществляют выбранный отбор мощности от роторов двигателя.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2662258C9

ГОРБУНОВ Г.М
и др
Испытание воздушно-реактивных двигателей
Москва, Машиностроение, 1967, с.17-18
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РОТОРА МАШИНЫ 2014
  • Носырев Дмитрий Яковлевич
  • Косов Евгений Евгеньевич
  • Фурман Виктор Владимирович
  • Краснов Виталий Александрович
  • Старикова Анна Геннадьевна
RU2560853C1
SU 1753816 A1, 20.08.1996
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ 2010
  • Бурдин Валерий Владимирович
  • Гладких Виктор Александрович
RU2451921C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ 2009
  • Бурдин Валерий Владимирович
  • Гладких Виктор Александрович
RU2403548C1
US 7020595 B1, 28.03.2006
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ХЛЕБОБУЛОЧНОГО ИЗДЕЛИЯ 2010
  • Квасенков Олег Иванович
  • Росляков Юрий Фёдорович
  • Шульга Анастасия Сергеевна
RU2436366C1

RU 2 662 258 C9

Авторы

Куприк Виктор Викторович

Киселёв Андрей Леонидович

Семёнов Вадим Георгиевич

Перепелица Сергей Андреевич

Даты

2018-07-25Публикация

2017-06-21Подача