Область техники, к которой относится изобретение.
Изобретение относится к области сбора и анализа данных, в частности, к приему технических решений, направленных на решение поставленных задач, отбору и внедрению наилучших из них и формированию, таким образом, базы решений.
Уровень техники.
В уровне техники известен ряд технических решений близких к заявляемому, три наиболее близкие из которых представлены ниже.
Известна система обеспечения инновационной деятельности (патент на полезную модель RU 83639, опубл. 10.06.2009), причем эта система обеспечения инновационной деятельности содержит объединенные в локальную вычислительную сеть блоки, каждые из которых является самостоятельной информационной единицей, работающие на единой информационной базе данных, при этом каждый из блоков характеризуется наличием устройства ввода информации, устройства графического вывода информации на дисплей и/или бумагу, причем система выполнена состоящей из блока приема и коммутации информации, блока формирования инновационных разработок, блока формирования экспертных документов, блока формирования документов правовой защиты инновационных разработок, блока обработки и хранения баз данных системы, блока формирования юридических документов, поисковой системы на базе гармонизированных классификаторов, блока гармонизации общероссийских классификаторов, блока формирования и контроля финансовых документов, выполненного содержащим два блока: блок обработки финансовых обязательств, блок анализа финансовых обязательств, а также блока формирования и контроля электронной цифровой подписи, блока формирования и контроля электронного документооборота, блока формирования и контроля электронной банковской гарантии, блока формирования и контроля комплексной отчетности системы, блока формирования сводных программ закупок, блока формирования документов производственного обеспечения инновационных проектов, блока сопряжения с ЕСЭТ и блока формирования защищенных индивидуальных внутрисистемных электронных сообщений, причем блок приема и коммутации информации выполнен с десятью выходами, один из которых соединен с входом блока формирования инновационных разработок, второй - с входом блока формирования и контроля финансовых документов, третий - с входом блока формирования экспертных документов, четвертый - с входом блока формирования документов правовой защиты инновационных разработок, пятый - с входом блока обработки и хранения баз данных системы, шестой - с входом блока формирования и контроля электронного документооборота, седьмой - с входом блока формирования юридических документов, восьмой - с входом поисковой системы на базе гармонизированных классификаторов, девятый - с входом блока формирования и контроля комплексной отчетности системы, а также с входом блока формирования сводных программ закупок и входом блока формирования документов производственного обеспечения инновационных проектов, десятый - с входом блока гармонизации общероссийских классификаторов, блок формирования инновационных разработок выполнен с двумя выходами, один из которых соединен с входом блока обработки и хранения баз данных системы, а другой - с входом блока формирования экспертных документов, блок формирования экспертных документов выполнен с двумя выходами, один из которых соединен с входом блока формирования документов правовой защиты инновационных разработок, а другой - с входом блока формирования и контроля финансовых документов, выход блока формирования документов правовой защиты инновационных разработок соединен с входом блока обработки и хранения баз данных системы, выход блока обработки и хранения баз данных системы с соединен с входом блока формирования и контроля электронного документооборота, выход блока формирования юридических документов выполнен с двумя выходами, один из которых соединен с входом блока обработки и хранения баз данных системы, а другой - с входом блока формирования и контроля комплексной отчетности системы, поисковая система на базе гармонизированных классификаторов выполнена с четырьмя выходами, один из которых соединен с входом блока гармонизации общероссийских классификаторов, второй - с входом блока формирования и контроля комплексной отчетности системы, третий - с входом блока формирования юридических документов, четвертый - с входом блока формирования экспертных документов, выход блока гармонизации общероссийских классификаторов соединен с входом поисковой системы на базе гармонизированных классификаторов, блок формирования и контроля финансовых документов в составе двух блоков, выполнен с двумя выходами, один из которых соединен с входом блока формирования экспертных документов, а другой - с входом блока формирования и контроля электронного документооборота, выход блока формирования и контроля электронной цифровой подписи соединен с входом блока формирования и контроля электронного документооборота, блок формирования и контроля электронного документооборота выполнен с четырьмя выходами, один из которых соединен с входом блока обработки и хранения баз данных системы, второй - с входом блока формирования и контроля электронной банковской гарантии, третий - с входом блока формирования и контроля электронной цифровой подписи, четвертый - с входом блока сопряжения с ЕСЭТ, выход блока формирования и контроля электронной банковской гарантии соединен с входом блока формирования и контроля электронного документооборота, блок формирования и контроля комплексной отчетности системы выполнен с тремя выходами, один из которых соединен с входом поисковой системы на базе гармонизированных классификаторов, второй - с входом блока формирования сводных закупок, а третий - с входом блока сопряжения с ЕЭТС, выход блока формирования сводных программ закупок соединен с входом блока формирования документов производственного обеспечения инновационных проектов, выход блока формирования документов производственного обеспечения инновационных проектов соединен с входом блока формирования и контроля электронного документооборота, выход блока сопряжения с ЕСЭТ соединен по каналам связи Интернет с входным устройством Единой Системы Электронных Торгов.
Но в данной системе не раскрыта возможность отбора разработок предоставляемых блоком формирования инновационных разработок, в частности, на основе критериев оценки разработки, а также не раскрыта возможность распределения «ролей» между участниками системы в зависимости от решаемой задачи.
Известна мультиагентная информационная система управления инновационной средой предприятий региона (патент на полезную модель RU 87549, опубл. 10.10.2009), причем мультиагентная информационная система управления инновационной средой предприятий региона, содержит средства коммуникаций, системное программное и прикладное программное обеспечение, базу метаданных, базу знаний, базу нормативно регулирующих документов и условий, средства отображения и документирования и ядро системы, выходы и входы которого подсоединены к средствам коммуникаций, системного и программного обеспечения, средствам отображения и документирования, а также к базе метаданных, базе знаний и базе нормативно регламентирующих документов и условий, объединенных в одну подсистему, отличающаяся тем, что мультиагентная система управления инновационной средой предприятий содержит дополнительно не менее четырех ядер, причем одно из ее составляющих предназначено для генерации идей, другое составляющее предназначено для мониторинга и управления, а третье составляющее представляет объекты рынка инноваций -блок оценки объектов интеллектуальной собственности, формирования финансового капитала, ведения электронной торговли, а также рекламы инновационных продуктов и проведения маркетинговых исследований рынка инноваций, причем четвертое ядро осуществляет интегрированную обработку потоков информации между другими ядрами мультиагентной системы управления инновационной средой предприятий региона и внешней средой, где входы и выходы ядра генерации идей соединены с входами и выходами ядра мониторинга и управления, а входы и выход ядра мониторинга управления, в свою очередь, соединены с выходами ядра интегрированной информационной системы, вход которой соединен с выходом внешней среды, генерирующей транзакты на инновацию для предприятий региона, причем выходы ядра генерации идей соединены с входом модуля объектов рынка инноваций, а выходы ядра рынка инновации соединены с входами и выходом ядра мониторинга и управления, а также выход ядра объектов рынка инноваций соединен с внешней средой, представленной в виде предприятий региона, которые, в свою очередь, соединены с внешней средой, генерирующей транзакты на инновацию, причем в ядре интегрированной информационной системы входы и выходы блоков организации взаимосвязи между партнерами, заинтересованными в развитии направления инновационной деятельности региона, соединены между собой и с ядром мониторинга и управления, а в ядре мониторинга и управления блок моделей управления связан с блоком мониторинга входами и выходами, а в ядре генерации идей блок обучения генерированию идей связан входом и выходом с ядром мониторинга и управления, кроме того, выход блока обучения генерированию идей связан с блоком генерации идей, выход которого связан с входом в блок структурного капитала предприятия и входом в ядро рынка инноваций, причем ядро рынка инноваций содержит связанные между собой входами и выходами блоки рекламы инноваций, электронной торговли, маркетинга инноваций, оценки объектов интеллектуальной собственности и финансового капитала, где выходы ядра рынка инноваций через блок электронной торговли связаны с ФИПС, предприятиями, внешней средой и объектами рынком инноваций.
Но в данной системе не раскрыта возможность отбора идей предоставленных из ядра генерации идей, в частности, на основе критериев оценки идеи, а также не раскрыта возможность распределения «ролей» между участниками системы в зависимости от решаемой задачи.
Известна система поддержки инновационного процесса (патент на полезную модель RU 107610, опубл. 20.08.2011), причем система поддержки инновационного процесса, объединенная каналами внутрисистемной связи с системой обеспечения инновационной деятельности, соединенной по каналам связи Интернета с одним или несколькими рабочими местами участников социальной сети, содержит блок структурирования информации об инновациях и потребностях рынка в инновационных разработках, блок паспортизации инноваций и потребностей рынка в инновационных решениях, блок анализа совпадений потребностей рынка и инновационных предложений, блок формирования реестра перспективных инновационных предложений и НИОКР, блок формирования и анализа портфеля перспективных инновационных проектов, блок формирования и анализа бизнес-моделей инвестиционных проектов, блок разработки технологии продвижения инвестиционных проектов на рынок, блок обеспечения методологической поддержки и обучения участников социальной сети, отличающаяся тем, что она содержит блок структурирования информации об инновациях и потребностях рынка в инновационных разработках, выполненный с двумя входами, первый из которых соединен с выходом блока формирования инновационных разработок системы обеспечения инновационной деятельности, второй - с выходом блока формирования и анализа портфеля перспективных инновационных проектов, выход блока структурирования информации об инновациях и потребностях рынка в инновационных разработках соединен с входом блока паспортизации инноваций и потребностей рынка в инновационных решениях, блок паспортизации инноваций и потребностей рынка в инновационных решениях, выполнен с тремя входами, первый из которых соединен с выходом блока структурирования информации об инновациях и потребностях рынка в инновационных разработках, а второй и третий - со вторым и третьим выходами блока анализа совпадений потребностей рынка и инновационных предложений, выход блока паспортизации инноваций и потребностей рынка в инновационных решениях соединен с входом блока анализа совпадений потребностей рынка и инновационных предложений, блок анализа совпадений потребностей рынка и инновационных предложений выполнен с одним входом, который соединен с выходом блока паспортизации инноваций и потребностей рынка в инновационных решениях, и тремя выходами - первый из которых соединен с входом блока формирования реестра перспективных инновационных предложений и НИОКР, а второй и третий - со вторым и третьим входами блока паспортизации инноваций и потребностей рынка в инновационных решениях, блок формирования реестра перспективных инновационных предложений и НИОКР, выполнен с двумя входами, первый из которых соединен с выходом блока анализа совпадений потребностей рынка и инновационных предложений, а второй - с выходом блока формирования и анализа портфеля перспективных инновационных проектов, выход блока формирования реестра перспективных инновационных предложений и НИОКР соединен с входом блока формирования и анализа портфеля перспективных инновационных проектов, блок формирования и анализа портфеля перспективных инновационных проектов выполнен с одним входом, который соединен с выходом блока формирования реестра перспективных инновационных предложений и НИОКР, и пятью выходами, первый из которых соединен с входом блока формирования реестра перспективных инновационных предложений и НИОКР, второй - с входом блока структурирования информации об инновациях и потребностях рынка в инновационных разработках, третий - с входом блока формирования инновационных разработок системы обеспечения инновационной деятельности, четвертый - с входом блока разработки технологии продвижения инвестиционных проектов на рынок, пятый - с входом блока формирования и анализа бизнес-моделей инвестиционных проектов, блок формирования и анализа бизнес-моделей инвестиционных проектов выполнен с одним входом, который соединен с выходом блока формирования и анализа портфеля перспективных инновационных проектов, и одним выходом, который соединен с входом блока разработки технологии продвижения инвестиционных проектов на рынок, блок разработки технологии продвижения инвестиционных проектов на рынок выполнен с двумя входами, первый из которых соединен с выходом блока формирования и анализа бизнес-моделей инвестиционных проектов, второй - с выходом блока формирования и анализа портфеля перспективных инновационных проектов, и одним выходом, который соединен с входом блока формирования инновационных разработок системы обеспечения инновационной деятельности.
Но в данной системе не раскрыт анализ проектов и не раскрыта возможность отбора проектов на основе критериев оценки, а также не раскрыта возможность распределения «ролей» между участниками системы в зависимости от решаемой задачи.
Известно решение, выбранное в качестве прототипа, US 7493326 («Способ анализа задач управления бизнес-сервисами», заявитель IBM (США), опубл. 17.02.2009, МПК G06F 17/30), в котором раскрывается способ анализа задач в бизнес-системе с распределенной обработкой, используемой для обеспечения сервисов. Способ содержит идентификацию задачи, подготовку к аудиту, осуществление аудита, оценку аудита, разработку плана действий, разработку плана исполнения, применение решения согласно плану исполнения, контроль примененного решения и запись извлеченного опыта. В качестве альтернативы способ может быть использован для оценки возможности бизнес-системы с распределенной обработкой предоставлять потенциальные сервисы. В этом альтернативном варианте осуществления способ содержит идентификацию задачи, подготовку к аудиту, осуществление аудита, обзор аудита, подготовку рейтинговой таблицы, заполнение рейтинговой таблицы результатами аудита, вычисление рейтинга сервиса на основании результатов введенных в рейтинговую таблицу и предоставление рейтинга сервиса администратору.
Но в данном решении не раскрывается возможности распределения ролей в зависимости от решаемой задачи.
Сущность изобретения.
В одном аспекте изобретения раскрыта система формирования базы решений, содержащая: множество компьютеров и сервер, соединенные сетью связи, причем сервер содержит блок приема задачи, выполненный с возможностью приема от пользователя-инициатора задачи, которую требуется решить; блок распределения ролей, выполненный с возможностью распределения ролей среди пользователей системы формирования базы решений в зависимости от задачи, которую требуется решить; блок публикации, выполненный с возможностью публикации задачи для общего доступа пользователям системы формирования базы решений; блок приема решений, выполненный с возможностью приема решений задачи от пользователей системы формирования базы решений; блок оценки, выполненный с возможностью выставления оценки принятым решениям задачи согласно заданным критериям; блок выбора, выполненный с возможностью выбора по меньшей мере одного решения на основании, по меньшей мере, выставленной оценки; базу данных выполненную с возможностью хранения выбранных решений.
В дополнительных аспектах раскрыто, что блок распределения ролей выполнен с возможностью распределять, по меньшей мере, следующие роли инициатор, инноватор, куратор, эксперты, формирующие экспертную группу, председатель экспертной группы; использованы, по меньшей мере, следующие критерии: локальность решаемой задачи, влияние на смежные производственные процессы, влияние на увеличение объема производства, влияние на повышение качества продукции, обеспечиваемая новизна продукции (технологии), повышение интенсивности производства, сокращение используемого сырья (материала), сокращение энергопотребления, влияние на изменение производственных процессов в целом; каждому критерию задан весовой коэффициент; блок оценки выполнен с возможностью вычислять рейтинг задачи, причем рейтинг задачи вычисляется как сумма экспертных оценок, количества комментариев и умноженного на 3 количества решений; для решаемой задачи вычисляется рейтинг; формируется рейтинг инноватора.
В другом аспекте изобретения раскрыт способ формирования базы решений, содержащий этапы на которых: отправляют посредством компьютера задачу, содержащую описание задачи и релевантную информацию, на сервер; причем сервер содержит, по меньшей мере, блок приема задачи, блок распределения ролей, блок публикации, блок приема решений, блок оценки, блок выбора, базу данных; принимают задачу, посредством блока приема; на основании релевантной информации распределяют, посредством блока распределения ролей, по меньшей мере, следующие роли: инициатор, инноватор, эксперт, председатель; публикуют описание задачи, принятое с компьютера инициатора, посредством блока публикации; принимают решения задачи от компьютеров инноваторов, посредством блока приема решений; отправляют принятые решения задачи экспертам, посредством сервера; оценивают обработанные экспертами принятые решения задачи, посредством блока оценки; отправляют оцененные решения задачи председателю; выбирают по меньшей мере одно решение из обработанных председателем оцененных решений задачи, посредством блока выбора; вносят в базу данных выбранное по меньшей мере одно решение.
В дополнительных аспектах раскрыто, что для оценки блок оценки использует, по меньшей мере, следующие критерии: локальность решаемой задачи, влияние на смежные производственные процессы, влияние на увеличение объема производства, влияние на повышение качества продукции, обеспечиваемая новизна продукции (технологии), повышение интенсивности производства, сокращение используемого сырья (материала), сокращение энергопотребления, влияние на изменение производственных процессов в целом; каждому критерию задают весовой коэффициент; блок оценки выполнен с возможностью вычислять рейтинг задачи, причем рейтинг задачи вычисляется как сумма экспертных оценок, количества комментариев и умноженного на 3 количества решений; формируют рейтинг инноватора.
В еще одном аспекте раскрыт машиночитаемый носитель, содержащий исполняемые компьютером команды, которые предписывают компьютеру осуществлять способ, описанный выше.
Основной задачей решаемой заявленным изобретением является сбор, оценка решений поставленной задачи и выбор одного или более наилучших решений на основании предварительно заданных критериев.
Сущность изобретения заключается в том, что после согласования в доступном для широкого доступа виде публикуется задача (проблема), которую необходимо решить, собираются присылаемые пользователями (инноваторами) идеи по решению этой задачи, осуществляется оценка присланных решений, в частности, на основе рейтинговой системы и осуществляется отбор (выбор) одного или более наилучших решений поставленной задачи. Оценка решений осуществляется по заданным критериям в автоматическом или автоматизированном режиме и позволяет упростить и ускорить отбор решений поставленной задачи и, таким образом, упрощает и ускоряет формирование базы решений. Кроме того, в автоматическом или автоматизированном виде в зависимости от решаемой задачи распределяются «роли» по пользователям, принимающим участие в решении поставленной задачи. «Роль» в контексте данной заявки подразумевает совокупность прав и возможностей, которыми наделяется конкретный пользователь заявленной системы. Такое автоматическое или автоматизированное распределение ролей обеспечивает значительное ускорение работы системы формирования базы решений, так как оперативно определяется, по меньшей мере, круг лиц, имеющих возможность публиковать задачи, просматривать задачи, предоставлять решения, оценивать решения, принимать решение по внедрению, анализировать результаты внедрения, формировать базу знаний и т.д., то есть определяются круги лиц, наделенных теми или иными полномочиями, правами и обязанностями в рамках поставленной задачи. Как следствие, ускоряется весь процесс решения поставленной задачи.
Технический результат, достигаемый решением, заключается в ускорении выбора наилучшего решения (по меньшей мере одного) поставленной задачи благодаря распределению ролей и оценке принятых решений согласно заданным критериям.
Краткое описание чертежей.
Фиг. 1 показывает блок-схему типичного решения уровня техники.
Фиг. 2 показывает упрощенную блок-схему системы отбора решений.
Фиг. 3 показывает упрощенную блок-схему системы внедрения решений.
Фиг. 4 показывает упрощенную блок-схему системы накопления знаний.
Осуществление изобретения.
Самая простая компьютеризированная система по отбору решений поставленной задачи представляет собой модель круглого стола, где на обсуждение выносится вопрос и в ходе обмена мнениями принимается решение.
Специалисту в области техники понятно, что компьютеризированная модель круглого стола представляет собой множество компьютеров (или иных средств связи) соединенных сетью связи с сервером (фиг. 1).
Для простоты сервер показан, как содержащий два релевантных для задачи отбора решений блока: блок публикации, который публикует для общего доступа решаемую задачу, и блок выбора, который обеспечивает функционал по выбору из предложенных решений наилучшего.
В простейшем случае функционирование такой системы осуществляется следующим образом: публикуется задача, которую необходимо решить, собираются решения от множества пользователей этой системы, затем осуществляется отбор (выбор) одного или более наилучшего решения всеми пользователями системы.
В случае очень большого числа участников «круглого стола» и широкого диапазона решаемых задач такой отбор решений приводит к следующим недостаткам:
- не учитывается компетентность людей, участвующих в выборе, таким образом, значительно понижается вероятность выбора лучшего решения, так как при отсутствии должной компетенции участник делает выбор не по объективным критериям;
- даже компетентные участники руководствуются разными критериями выбора, которые могут быть неоптимальными, что может привести к выбору не самого лучшего решения из всех представленных.
Для устранения вышеуказанных недостатков была предложена схема, в которой в зависимости от решаемой задачи пользователям системы по отбору решений распределяются «роли». Роли - типы пользователей, обладающие различными правами в зависимости от функций, выполняемых ими в системе.
Роли и их функции представлены ниже:
Инициатор - участник системы, который формулирует проблему.
Инноватор - участник системы, который предлагает возможные решения, высказывает новые идеи, участвует в обсуждении.
Председатель экспертной группы - руководитель определенного направления деятельности, который может определять состав экспертной группы для рассмотрения и сопровождения проблемы/идеи/решения и может принимать окончательное решение по публикации проблемы/идеи/решения.
Экспертная группа - сформированная председателем экспертной группы команда специалистов, компетентная в определенной сфере деятельности и ответственная за рассмотрение, анализ, отбор и оценку проблем, идей и решений.
Эксперт - член экспертной группы.
Разумеется, этот список ролей может быть расширен в зависимости от решаемой задачи, специфики иерархической структуры организации, в которой используется система отбора решений, области деятельности организации и т.п.
Также в заявленном изобретении предложено ввести набор критериев для объективной оценки предложенного решения поставленной задачи.
Набор критериев должен быть предварительно согласован компетентным органом (лицами), но может меняться в зависимости от решаемой задачи, организации, в которой используется система решений, области деятельности организации и т.п.
Конкретный набор не должен рассматриваться как существенный признак заявленного изобретения, так как технический результат ускорения отбора решений достигается благодаря самому наличию набора критериев и возможности автоматизированной оценки полученного решения задачи с помощью блока оценки.
Аналогично и конкретный список ролей не должен рассматриваться в ограничительном смысле, так как специалист в области техники может расширить или сузить список ролей, а также изменить возможности каждой роли без выхода из объема изобретения, определяемого формулой изобретения.
Упрощенная блок-схема системы отбора решений показана на фиг. 2. Отличием от блок-схемы на фиг. 1 является наличие блока оценки и наличие связи между ПК 1 и блоком оценки. Эта связь формируется посредством блока распределения ролей, который назначает компьютерам ПК 2 - ПК N роли инноваторов, а компьютеру ПК 1 - роль эксперта. Блок распределения ролей является частью сервера, но не показан на фиг. 2, чтобы не загромождать фигуру и не усложнять тем самым понимание работы системы.
Как понятно из фиг. 2, инноваторы не имеют прямой связи с блоком оценки и не могут влиять на его работу. Функции инноваторов заключаются в просмотре опубликованных посредством блока публикации задач, требующих решения, отправке в сервер своих решений, комментировании опубликованных другими пользователями решений в системе отбора решений. Инноваторы могут иметь и другие возможности взаимодействия с системой отбора решений, если это оправдано решаемой задачей или особенностями организации, применяющей предложенную систему отбора решений. Очевидно, что инноваторы только лишь не должны иметь возможность влиять на оценку решений текущей задачи, так как они являются заинтересованными лицами.
Эксперту (ПК 1) блок распределения ролей позволяет просматривать решаемые задачи, просматривать и комментировать предложенные решения, но запрещает отправлять свои решения. Кроме того эксперт получает функции оценки предложенных решений на основании заранее известных критериев. В одном из вариантов эксперт выставляет баллы, которые набрало конкретное решение, по каждому из заранее известных критериев и отправляет эти баллы в блок оценки, который обрабатывает эти баллы, чтобы получить итоговую оценку предложенного решения. Множество оцененных таким образом решений отправляется в блок выбора, где осуществляется выбор одного или более решений согласно заданному алгоритму. Поскольку перед экспертом стоит понятная задача оценки решения по заданным критериям, объективно повышается скорость получения оценки предложенных решений. Очевидно, что для качественной оценки решения эксперту необходимо предварительно выбрать критерии, по которым его оценивать, поэтому наличие заданных критериев упрощает и ускоряет задачу эксперта. Набор критериев может быть общим в рамках любой решаемой задачи либо меняться системой отбора решения в зависимости от области задачи, ее срочности или иной специфики определяемой на стадии публикации задачи. Кроме того, при наличии нескольких экспертов (наличии экспертной группы) использование общих заранее утвержденных наиболее значимых критериев повышает объективность выбора наилучшего решения.
В одном из вариантов итоговая оценка может вычисляться, как сумма всех оценок по всем критериям, а может вычисляться с использованием весовых коэффициентов каждого критерия. При этом весовые коэффициенты заранее задаются системой отбора решения в зависимости от специфики решаемой задачи.
В одном из вариантов блок выбора выбирает одно решение, имеющее наивысшую оценку, в других вариантах - несколько решений с наивысшими оценками. Может быть установлен верхний порог оценки, по превышению которого одно или несколько решений выбирают и сохраняют в базе данных. Может быть установлен нижний порог оценки, при недостижении которого решения отбрасываются. Причем верхний и нижний пороги могут совпадать. Блок выбора предоставляет отобранные решения председателю экспертной группы для окончательного утверждения.
В частном варианте осуществления в системе используют, по меньшей мере, следующие критерии: локальность решаемой задачи, влияние на смежные производственные процессы, влияние на увеличение объема производства, влияние на повышение качества продукции, обеспечиваемая новизна продукции (технологии), повышение интенсивности производства, сокращение используемого сырья (материала), сокращение энергопотребления, влияние на изменение производственных процессов в целом. Набор критериев для каждой решаемой задачи может автоматически или автоматизировано подбираться в зависимости от решаемой задачи.
Для обеспечения возможностей автоматизации от инноватора еще на стадии приема задачи требуют отправить релевантные данные, касающиеся этой задачи. Такими релевантными данными может быть одно или более из области, к которой относится задача, срочности решения задачи, масштаба задачи в рамках организации, ограничений доступа к просмотру задачи и т.п.
В одном из вариантов осуществления для организации, связанной с нефтедобычей, направления могут быть следующими:
- Геология, разработка нефтяных и газовых месторождений;
- Добыча нефти и газа и поддержание пластового давления;
- Защита от коррозии и охрана природы;
- Подготовка нефти и газа;
- Энергетика;
- Автоматизация, информационные технологии;
- Охрана труда и промышленная безопасность;
- Техника, технология бурения скважин;
- Текущий, капитальный ремонт скважин;
- Строительство;
- Нефтехимия и нефтепереработка;
- Автотранспорт и спецтехника;
- Машины и оборудование в нефтедобыче;
- Экономика;
- Корпоративная мотивация, оплата труда и нормирование;
- Работа с кадрами и молодежная политика;
- Комплексные технологии в нефтегазовой промышленности;
- Бухгалтерский учет и налогообложение;
- Материально-техническое снабжение;
- Финансовые вопросы;
- Правовые вопросы;
- Инвестиционная деятельность;
- Нефтяной сервис.
В заявленной системе задача может быть опубликована для общего или ограниченного доступа в зависимости от ее специфики. Кроме того политика функционирования системы может быть настроена, чтобы первоначально задача решалась ограниченным кругом участников (во внутреннем контуре), а при отсутствии решения или отсутствии подходящего решения публиковалась для общего доступа (во внешнем контуре).
Такие ограничения могут быть реализованы блоком распределения ролей, который назначает роли инноваторов ограниченному кругу пользователей в случае, если требуется решать задачу во внутреннем контуре, или широкому кругу пользователей вплоть до всех пользователей сети Интернет, в случае если задачу можно решать во внешнем контуре.
В одном из вариантов до публикации задача может проходить модерацию куратором, которого назначает блок распределения ролей в зависимости от релевантных данных задачи. Куратором может быть назначен непосредственный начальник инициатора, эксперт в области, к которой относится задача, или специалист, выбранный на основании других заранее установленных критериев. Модерация заключается в первичной проверке корректности отправленных инициатором данных и одобрении публикации задачи.
В одном из вариантов осуществления, после одобрения публикации блоком распределения ролей назначается председатель (экспертной группы), в чьи функции входит предварительный выбор одного или более решений, кроме того председатель может выполнять следующие функции: назначение членов экспертной группы, комментирование задачи и решений, отправка решений на корректировку, установка внешнего или внутреннего контура для задачи и т.п. Кроме того, председатель, как и члены экспертной группы, получают доступ ко всей информации, касающейся решаемой задачи: просмотр комментариев, просмотр существующих баз данных, просмотр текущих задач и решений, просмотр отчетов и внедрении и т.п. Как вариант, куратор и председатель экспертной группы может быть одним лицом.
Выбор осуществляется блоком выбора на основании предварительно заданных критериев таких как, например, верхний и нижний порог оценки, количество возможных решений. После осуществления выбора система отбора решений сохраняет решение(я) в базе данных, совокупность системы отбора решений и базы данных образуют систему формирования базы решений.
Как вариант, к системе формирования базы решений может быть добавлен блок внедрения, который способствует внедрению решения. Этот блок посылает описание выбранного решения (или нескольких решений) к одному из руководителя организации, руководителя направления, к которой относится решаемая задача, непосредственному исполнителю, указанному инноватором (либо инициатором, либо экспертом, либо председателем). Кроме описания изобретения может быть отправлена и релевантная информация, полученная на предыдущих этапах работы системы. Также блок внедрения устанавливает в автоматическом или автоматизированном режиме сроки внедрения решения и отслеживает их соблюдение. Эти сроки могут быть установлены в зависимости от области, к которой относится решение, его срочности или иных факторов. Также сроки могут быть заданы (скорректированы) председателем экспертной комиссии или одним из руководителей организации, использующей систему формирования базы решений.
Примерная блок-схема системы внедрения решения показана на фиг. 3. По сравнению с фиг. 2 на фиг. 3 добавлен еще один блок: блок внедрения, описание работы которого приведено выше, в остальном работа системы внедрения решений аналогична работе системы формирования базы решений.
Как дополнительный вариант, к системе внедрения решений может быть добавлен блок формирования базы знаний с базой знаний (базой данных, хранящей результаты внедрения решений), которая служит для хранения информации (опыта) после внедрения решений. Система формирования базы знаний показана на фиг. 4. Работа системы формирования базы знаний аналогична работе системы внедрения решений, отличие заключается лишь в том, что после внедрения решения непосредственный исполнитель с помощью блока формирования базы знаний описывает результаты внедрения, раскрывает достоинства и недостатки внедренного решения, и, как вариант, отправляет на публикацию новую задачу по результатам внедрения. Как вариант, блок формирования базы знаний выполнен с возможностью предоставлять исполнителю шаблоны анализа, набор критериев для оценки внедрения и т.п.
Вся полученная от исполнителя информация сохраняется в базе знаний.
Варианты осуществления не ограничиваются описанными здесь вариантами осуществления, специалисту в области техники на основе информации изложенной в описании и знаний уровня техники станут очевидны и другие варианты осуществления изобретения, не выходящие за пределы сути и объема данного изобретения.
В заявке не указано конкретное программное и аппаратное обеспечение для реализации блоков схем на фиг. 2, фиг. 3, фиг. 4, но специалисту в области техники должно быть понятно, что сущность изобретения не ограничена конкретной программной или аппаратной реализацией, и поэтому для осуществления изобретения могут быть использованы любые программные и аппаратные средства известные в уровне техники. Так аппаратные средства могут быть реализованы в одной или нескольких специализированных интегральных схемах, цифровых сигнальных процессорах, устройствах цифровой обработки сигналов, программируемых логических устройствах, программируемых пользователем вентильных матрицах, процессорах, контроллерах, микроконтроллерах, микропроцессорах, электронных устройствах, других электронных модулях, выполненных с возможностью осуществлять описанные в данном документе функции, компьютер либо комбинации вышеозначенного.
Хотя отдельно не упомянуто, но очевидно, что, когда речь идет о хранении данных, программ и т.п., подразумевается наличие машиночитаемого носителя данных, примеры машиночитаемых носителей данных включают в себя постоянное запоминающее устройство, оперативное запоминающее устройство, регистр, кэш-память, полупроводниковые запоминающие устройства, магнитные носители, такие как внутренние жесткие диски и съемные диски, магнитооптические носители и оптические носители, такие как диски CD-ROM и цифровые универсальные диски (DVD), а также любые другие известные в уровне техники носители данных.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СИСТЕМА И СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ БАЗЫ РЕШЕНИЙ | 2014 |
|
RU2601150C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ | 2015 |
|
RU2601135C1 |
СИСТЕМА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ | 2015 |
|
RU2602972C2 |
Система управления направленностью и внедрением интеллектуальной собственности | 2016 |
|
RU2638773C1 |
Интегрированная система управления созданием и практической реализацией результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ | 2019 |
|
RU2703678C1 |
СИСТЕМА И СПОСОБ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ЗРЕЛОСТИ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАБОРА ПАРАМЕТРОВ | 2020 |
|
RU2733485C1 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ НАПРАВЛЕННОСТИ И ВНЕДРЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ | 2014 |
|
RU2578798C2 |
ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА УДАЛЕННОЙ РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ ЗАКОНОПРОЕКТОВ | 2012 |
|
RU2610685C2 |
ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ | 2017 |
|
RU2638740C1 |
ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА УДАЛЕННОЙ РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ НОРМАТИВНО- ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИХ ПРОЕКТОВ | 2014 |
|
RU2580059C1 |
Изобретение относится к системе, способу и машиночитаемому носителю для формирования базы решений и последующего их внедрения. Технический результат заключается в автоматизации принятия и внедрения решений. Система содержит множество компьютеров и сервер, соединенные сетью связи, при этом сервер содержит блок приема задачи, блок распределения ролей, блок публикации, блок приема решений, блок оценки, блок выбора, базу данных, блок внедрения. 3 н. и 9 з.п. ф-лы, 4 ил.
1. Система формирования базы решений и последующего внедрения решений, содержащая:
множество компьютеров и сервер, соединенные сетью связи, причем сервер содержит:
блок приема задачи, выполненный с возможностью приема от пользователя-инициатора задачи, которую требуется решить;
блок распределения ролей, выполненный с возможностью распределения в автоматическом режиме ролей среди пользователей системы формирования базы решений в зависимости от задачи, которую требуется решить;
блок публикации, выполненный с возможностью публикации задачи для общего доступа пользователям системы формирования базы решений;
блок приема решений, выполненный с возможностью приема решений задачи от пользователей системы формирования базы решений;
блок оценки, выполненный с возможностью выставления в автоматическом режиме оценки принятым решениям задачи согласно заданным критериям;
блок выбора, выполненный с возможностью выбора по меньшей мере одного решения на основании, по меньшей мере, выставленной оценки;
базу данных, выполненную с возможностью хранения выбранных решений;
блок внедрения, выполненный с возможностью способствования внедрению по меньшей мере одного выбранного решения,
причем для способствования внедрению блок внедрения выполнен с возможностью:
посылки описания упомянутого по меньшей мере одного выбранного решения руководителю или исполнителю;
установки в автоматическом режиме сроков внедрения упомянутого по меньшей мере одного выбранного решения; и
отслеживания соблюдения установленных сроков.
2. Система по п. 1, в которой блок распределения ролей выполнен с возможностью распределять, по меньшей мере, следующие роли: инициатор, инноватор, куратор, эксперты, формирующие экспертную группу, председатель экспертной группы.
3. Система по п. 1, в которой использованы, по меньшей мере, следующие критерии: локальность решаемой задачи, влияние на смежные производственные процессы, влияние на увеличение объема производства, влияние на повышение качества продукции, обеспечиваемая новизна продукции (технологии), повышение интенсивности производства, сокращение используемого сырья (материала), сокращение энергопотребления, влияние на изменение производственных процессов в целом.
4. Система по п. 1, в которой каждому критерию задан весовой коэффициент.
5. Система по п. 1, в которой блок оценки выполнен с возможностью вычислять рейтинг задачи, причем рейтинг задачи вычисляется как сумма экспертных оценок, количества комментариев и умноженного на 3 количества решений.
6. Система по п. 1, в которой формируется рейтинг инноватора.
7. Способ формирования базы решений и последующего внедрения решений, содержащий этапы, на которых:
отправляют посредством компьютера задачу, содержащую описание задачи и релевантную информацию, на сервер;
причем сервер содержит, по меньшей мере, блок приема задачи, блок распределения ролей, блок публикации, блок приема решений, блок оценки, блок выбора, базу данных и блок внедрения;
принимают задачу посредством блока приема;
на основании релевантной информации распределяют посредством блока распределения ролей в автоматическом режиме, по меньшей мере, следующие роли: инициатор, инноватор, эксперт, председатель;
публикуют описание задачи, принятое с компьютера инициатора посредством блока публикации;
принимают решения задачи от компьютеров инноваторов посредством блока приема решений;
отправляют принятые решения задачи экспертам посредством сервера;
оценивают в автоматическом режиме обработанные экспертами принятые решения задачи посредством блока оценки;
отправляют оцененные решения задачи председателю посредством блока выбора;
выбирают по меньшей мере одно решение из обработанных председателем оцененных решений задачи посредством блока выбора;
вносят в базу данных выбранное по меньшей мере одно решение;
внедряют по меньшей мере одно выбранное решение посредством блока внедрения,
причем внедрение содержит этапы, на которых посредством блока внедрения:
посылают описание упомянутого по меньшей мере одного выбранного решения руководителю или исполнителю;
устанавливают в автоматическом режиме сроки внедрения упомянутого по меньшей мере одного выбранного решения; и
отслеживают соблюдение установленных сроков.
8. Способ по п. 7, в котором для оценки в блоке оценки используют, по меньшей мере, следующие критерии: локальность решаемой задачи, влияние на смежные производственные процессы, влияние на увеличение объема производства, влияние на повышение качества продукции, обеспечиваемая новизна продукции (технологии), повышение интенсивности производства, сокращение используемого сырья (материала), сокращение энергопотребления, влияние на изменение производственных процессов в целом.
9. Способ по п. 7, в котором каждому критерию задают весовой коэффициент.
10. Способ по п. 7, в котором блок оценки выполнен с возможностью вычислять рейтинг задачи, причем рейтинг задачи вычисляется как сумма экспертных оценок, количества комментариев и умноженного на 3 количества решений.
11. Способ по п. 7, в котором формируют рейтинг инноватора.
12. Машиночитаемый носитель, содержащий исполняемые компьютером команды, которые предписывают компьютеру осуществлять способ по одному из пп. 7-11.
US 5878214 A1, 02.03.1999 | |||
Пломбировальные щипцы | 1923 |
|
SU2006A1 |
Приспособление для суммирования отрезков прямых линий | 1923 |
|
SU2010A1 |
Колосоуборка | 1923 |
|
SU2009A1 |
Пломбировальные щипцы | 1923 |
|
SU2006A1 |
Многоступенчатая активно-реактивная турбина | 1924 |
|
SU2013A1 |
Станок для изготовления деревянных ниточных катушек из цилиндрических, снабженных осевым отверстием, заготовок | 1923 |
|
SU2008A1 |
Изложница с суживающимся книзу сечением и с вертикально перемещающимся днищем | 1924 |
|
SU2012A1 |
ЛОГАРИФМИЧЕСКИЙ СЧЕТНЫЙ ПРИБОР | 1935 |
|
SU47114A1 |
Авторы
Даты
2018-08-28—Публикация
2016-09-15—Подача