Данное изобретение относится к стопорному и демпфирующему устройству для узлов каретки раздвижных дверей для зданий или мебели и подобных им. Данное изобретение также относится к узлу каретки, снабженному стопорным и демпфирующим устройством в соответствии с данным изобретением.
Для работы раздвижных дверей зданий или мебели необходим узел каретки, содержащий по меньшей мере одну каретку, удерживающую скользящий элемент дверной панели и передвигающуюся в рельсовой направляющей для обеспечения возможности перемещения панели раздвижной двери вдоль рельсовой направляющей.
Как правило, для ограничения перемещения каретки вдоль рельсовой направляющей используется устройство ограничения перемещения, препятствующее резкому удару панели раздвижной двери о конструкцию несущего каркаса части здания или предмета мебели, частью которого является дверная панель. Обычно такие устройства ограничения перемещения присоединены к рельсовой направляющей. Для ослабления и/или смягчения удара каретки о раму вместо устройства ограничения перемещения используют специальное стопорное устройство (демпфер), который тормозит и удерживает каретку, когда она встречается с данным устройством при перемещении вдоль рельсовой направляющей.
В целом, стопорные устройства (демпферы) содержат крепежный блок, прикрепленный к рельсовой направляющей и снабженный по меньшей мере одним упругим удерживающим элементом. Упругий удерживающий элемент установлен и закреплен на крепежном блоке или выполнен как единое целое с указанным блоком, при этом данный элемент упруго деформируется при контакте с кареткой, замедляя ее движение и «захватывая» ее для удержания. Стопорное и демпфирующее устройство также может содержать амортизатор, выполненный с возможностью поглощения части энергии удара каретки о крепежный блок для усиления демпфирующего эффекта упругого удерживающего элемента. Упругий удерживающий элемент может представлять собой выступ, расположенный на нижней части крепежного блока (как изложено в патенте Швейцарии №2331459, где он выполнен как единое целое с крепежным блоком, или как изложено патенте Франции №2979934, где он выполнен в форме пластинчатой пружины, прикрепленной к крепежному блоку) или на его верхней части (как изложено в патенте Канады №2331459, в котором упругий удерживающий элемент является пластинчатой пружиной, либо прикрепленной к верхней части крепежного блока, либо выполненной как единое целое с крепежным блоком). В таких случаях, сила упругости, прикладываемая упругим удерживающим элементом к каретке, имеет существенную составляющую, направленную перпендикулярно к горизонтальной плоскости, заданной рельсовой направляющей, по которой перемещается каретка. В другом варианте, например, описанном в европейском патентном документе ЕР 2128535, передняя часть крепежного блока может иметь форму, подобную захвату (два упруго деформируемых зубца образуют единое целое с крепежным блоком), который упруго расширяется вокруг каретки (или ее выступа), чтобы замедлить и остановить ее. Рабочая плоскость захвата, ограниченная зубцами крепежного блока, может быть расположена как параллельно, так и перпендикулярно плоскости, в которой находится скользящий элемент, удерживаемый таким образом.
Конструкция известных стопорных устройств (демпферов) не является жесткой и в целом не дает возможности регулирования удерживающего усилия без изменения материала крепежного блока или материала и/или прокладок и конструкции упругого удерживающего элемента. Кроме того, упругий удерживающий элемент вследствие его удлиненной формы и повторяющихся циклов деформации, которым он подвергается, подвержен быстрому износу или деформационному упрочнению, что вскоре может привести к повреждению, или в лучшем случае, к постепенной потере захватывающей способности и/или к повышенному шуму. Другая проблема, касающаяся известных устройств, заключается в сложности совмещения их с системами для предварительного нагружения упругого удерживающего элемента (для обеспечения возможности регулирования удерживающего усилия), без создания деформации, которая, принимая во внимание многочисленные циклы деформации, которым устройства подвергаются во время их срока службы, не ускоряет изнашивание и/или деформационное упрочнение.
Цель изобретения заключается в устранении упомянутых недостатков путем создания стопорного и демпфирующего устройства для узлов каретки раздвижных дверей зданий или предметов мебели и подобных им (а также узлов каретки, снабженных стопорным и демпфирующим устройством), использование которого обеспечивает широкие возможности регулирования удерживающего усилия без видоизменения формы и/или материала крепежного блока и/или удерживающего элемента. Другая цель изобретения заключается в устранении вышеупомянутых недостатков благодаря созданию стопорного и демпфирующего устройства для узлов каретки раздвижных дверей для зданий или предметов мебели и подобных им (а также узла каретки, снабженного стопорным и демпфирующим устройством), уменьшающего вероятность быстрого износа данного устройства.
Эти и другие цели, которые будут более очевидными из нижеследующего описания, достигаются в соответствии с данным изобретением благодаря стопорному и демпфирующему устройству для узлов каретки раздвижных дверей для зданий или предметов мебели и подобных им (а также узлов каретки, снабженных стопорным и демпфирующим устройством), имеющему конструктивные и функциональные признаки, описанные в независимых пунктах приведенной формулы изобретения, дополнительные варианты выполнения которого описаны в зависимых пунктах формулы.
Далее приведено более подробное описание изобретения в соответствии с прилагаемыми чертежами, на которых изображен предпочтительный неограничительный вариант выполнения изобретения.
Фиг. 1 изображает вид сбоку предложенного узла каретки со стопорным и демпфирующим устройством, на котором пунктирными линиями схематично показана рельсовая направляющая для скользящего элемента дверной панели.
Фиг. 2 и 3 изображают продольные разрезы каретки, показанной на фиг. 1, на которых стопорное и демпфирующее устройство находится, соответственно, в промежуточном положении между исходным положением и положением непосредственно перед остановкой каретки (см. фиг. 2), стопорное и демпфирующее устройство при остановленной каретке (см. фиг. 3).
Фиг. 4 схематично изображает вид в аксонометрии узла каретки, показанного на фиг. 1 в положении, показанном на фиг. 3.
Фиг. 5 изображает предложенное стопорное и демпфирующее устройство в разобранном виде (в частности, в соответствии с вариантом выполнения, изображенном на фиг. 1-4).
На чертежах номером 1 обозначено в целом стопорное и демпфирующее устройство для узлов каретки раздвижных дверей для зданий или предметов мебели и подобных им. Стопорное устройство (демпфер) 1 содержит корпус 10, выполненный с возможностью установки в рельсовой направляющей 2, и удерживающее устройство 12 для удержания каретки 3, перемещающейся по направляющей 2. Каретка 3 выполнена с возможностью поддержания и направления элементов 4 панелей раздвижных дверей, в частности, при перемещении вдоль направляющей 2. Устройство 12 содержит удерживающий рычаг 120, присоединенный к корпусу 10 с возможностью поворота вокруг оси 121. Поворотное соединение может быть выполнено в нескольких вариантах. В первом варианте может быть использован сквозной штифт для шарнирного соединения рычага 120 с корпусом 10. Согласно второму варианту выступу рычага 120 может быть придана форма, обеспечивающая возможность помещения выступа в соответствующее гнездо в корпусе 10. Также могут быть использованы другие подобные варианты соединения, которые по мнению специалистов в данной области техники являются подходящими. Рычаг 120 выполнен с возможностью перемещения вокруг оси 121 поворота между первым и вторым конечными положениями. Для задания первого и второго конечных положений могут быть выполнены ограничительные элементы 126. Приведенные чертежи изображают в качестве неограничительного примера вариант выполнения, содержащий клювообразный выступ 127, выполненный на рычаге 120 и вставляемый в направляющий паз 128, выполненный в корпусе 10, причем пределы паза 128 для выступа 127 ограничивают два конечных положения поворотного перемещения рычага 120.
Устройство 12 также содержит упругие противодействующие средства 122, создающие реактивный изгибающий момент, противодействующий повороту рычага 120 в первом направлении «D1» из первого конечного положения ко второму конечному положению. Первое направление «D1» поворота, таким образом, соответствует поворотному движению рычага 120 из первого конечного положения во второе. Реактивный изгибающий момент, противодействуя этому движению, стремится вернуть рычаг 120 к первому конечному положению. Поворот рычага 120 в первом направлении «D1» начинается благодаря контакту первого плеча 123 рычага 120 с заданными участками каретки 3, когда каретка 3 подходит к корпусу 10 во время ее перемещения вдоль направляющей 2. Когда рычаг 120 начинает перемещение из первого конечного положения ко второму конечному положению, устройство 1 выходит из исходного положения (не показано на чертеже) и переходит в положение, которое является промежуточным между исходным положением и положением, при котором каретка 3 остановлена. Во время поворота в первом направлении «D1» рычаг 120 находится в удерживающем положении, в котором он удерживает каретку 3 и под действием упругих средств 122 занимает это удерживающее положение. Это состояние показано на фиг. 3, где устройство 1 находится в положении, при котором каретка 3 остановлена. Когда во время поворота в первом направлении «D1» рычаг 120 находится в удерживающем положении, удерживая каретку 3, под действием средств 122 он занимает это удерживающее положение предпочтительно благодаря изменению направления поворота в обратную сторону. Для перемещения в удерживающее положение на каретке 3 рычаг 120 предпочтительно перемещает загнутый под углом участок в направлении поворота, противоположном направлению «D1». В этом случае после достижения положения, по возможности близкого ко второму конечному положению, вследствие воздействия криволинейной поверхности, прикладываемого заданными участкам тележки 3 (фиг. 2), упругие средства 122 продвигают рычаг 120 в направлении первого конечного положения в удерживающее положение на каретке 3 (фиг. 3). Рычаг 120 предпочтительно является жестким элементом. Величина реактивного изгибающего момента, создающего тормозящее и удерживающее воздействие на каретку 3 посредством рычага 120, зависит от состояния и свойств упругих средств 122. Поскольку данные упругие средства отличаются как от корпуса 10, так и от рычага 120, то они могут быть выбраны для обеспечения наиболее подходящего реактивного изгибающего момента без оказания значительного влияния на другие элементы данной системы (по меньшей мере обеспечивая широкий выбор). Заданные участки каретки 3, которые при контакте с первым плечом 123 рычага начинают поворот рычага 120 из первого во второе конечное положение, могут представлять собой участки 30, выполненные в передней части каретки 3. Как показано на чертежах, первое плечо 123 рычага может иметь фасонный свободный конец 129, и когда рычаг 120 занимает удерживающее положение на каретке 3, конец 129 входит в соединение с сопрягаемыми фасонными участками самой каретки 3 (например, как показано на чертежах, с валом роликов 31 каретки 3 или с ограничителем, или с кожухом, обозначенными в обоих случаях на фиг. 4 номером 32).
Упругие средства 122 функционально расположены между корпусом 10 и рычагом 120. Преимущественно стопорное и демпфирующее устройство 1 дополнительно содержит средства 13 предварительной настройки, воздействие которых на средства 122 обеспечивает выбор и/или настройку заданной величины реактивного изгибающего момента, прикладываемого к рычагу 120 в первом конечном положении. Такое решение улучшает эксплуатационную гибкость данного устройства. Кроме того, поскольку упругие средства 122 являются третьим элементом, отдельным от рычага 120 и корпуса 10, то величина реактивного изгибающего момента может быть задана с точностью и относительной достоверностью в отношении работы и надежности системы. Средства 122 могут быть выполнены в нескольких вариантах, например, в виде торсионных пружин, функционально присоединенных вокруг оси 121. Преимущественно и в целях удобства средства 122 содержат цилиндрическую пружину 124, установленную так, что она находится в сжатом состоянии между корпусом 10 и вторым плечом 125 рычага 120. Второе плечо 125 рычага расположено на стороне, противоположной первому плечу 123 относительно оси 121. Пружина 124 установлена так, что ее продольная ось проходит перпендикулярно рычагу 120, в частности, перпендикулярно второму плечу 125 рычага. Когда устройство 1 установлено в направляющей 2, то продольная ось спиральной пружины 124 проходит параллельно оси каретки 3, поддерживающей элемент 4 панелей раздвижных дверей. Средства 13 предварительной настройки содержат регулировочный винт 130, воздействующий на один конец пружины 124, либо непосредственно, либо через приводящие в действие средства 131. Сжатие цилиндрической пружины 124 у первого конечного положения выполняют путем завинчивания или вывинчивания винта 130. В этом варианте выполнения регулирование сжатия пружины 124 соответствует регулированию реактивного изгибающего момента, создаваемого упругими средствами 122. Более точно и предпочтительно, как показано на чертежах, винт 130 входит посредством винтовой резьбы в корпус 10. Винтовая резьба, посредством которой винт входит в соединение, показана на чертежах в качестве неограничительного примера в виде гайки, вставленной в корпус 10. Винт 130 воздействует на первый конец 1240 пружины 124 либо непосредственно, либо через приводящие в действие средства 131. Во варианте выполнения, показанном на фиг. 2, 3 и 5, приводящие в действие средства 131 содержат прижимной диск или шайбу 132, соединяемую с концом винта 130 и перемещаемую вдоль оси винта 130 благодаря его завинчиванию или отвинчиванию. Своим первым концом 1240 цилиндрическая пружина 124 может быть прикреплена к первому штырю 1241, соединенному с корпусом 10, а вторым концом 1242 - ко второму штырю 1243, соединенному с рычагом 120, а именно со вторым плечом 125 рычага. Второй штырь 1243 может быть выполнен на винте 130. Второй штырь 1243 может быть выполнен на диске или шайбе 132, работающей на сжатие. Диск или шайба 132 может быть выполнена как единое целое с концом винта 130. Корпус 10 может быть прикреплен к направляющей 2 с помощью соответствующих установочных винтов 100. Если точнее, путем давления на первую сторону 20 направляющей 2 установочные винты 100 продвигают корпус 10 к стороне 21 направляющей 2, противоположной первой стороне. Если рычаг 120 расположен между установочными винтами 100 и первой стороной 21, то в рычаге 120 (и, более точно, во втором плече 125 рычага) выполнены сквозные отверстия 101, через которые могут проходить винты 100. Отверстия 101 выполнены для удобства раззенкованными или удлиненными, так что винты 100 не препятствуют повороту рычага 120 между первым и вторым конечными положениями.
В варианте выполнения, не показанном на чертежах, удерживающее устройство 12 содержит дополнительный удерживающий рычаг, присоединенный к корпусу 10 с возможностью поворота вокруг оси поворота, параллельной или совпадающей с осью 121 поворота рычага 120. Дополнительный рычаг вместе с рычагом 120 образует захватывающее устройство, удерживающее каретку 3 под действием упругих средств 122. Первое конечное положение рычага 120 соответствует по меньшей мере открытому положению захватывающего устройства, а второе конечное положение рычага 120 соответствует максимально открытому положению захватывающего устройства.
В показанном на чертежах варианте выполнения ось 121 поворота рычага 120, когда устройство 1 установлено в направляющей 2, проходит перпендикулярно плоскости, в которой находятся элементы 4 панели раздвижных дверей. В другом варианте выполнения, не показанном на чертежах, ось 121 поворота рычага 120 совпадает с прямой линией, которая не только лежит в плоскости элементов 4, но и проходит перпендикулярно к линии перемещения каретки 3 вдоль направляющей 2, когда устройство 1 установлено в направляющей 2. Это конструктивное решение может преимущественно использоваться, когда удерживающее устройство 12 выполнено в виде захвата, наподобие описанного выше.
Стопорное и демпфирующее устройство 1 функционально содержит противоударный элемент 11 (выполненный, например, из резины), обеспечивающий амортизирующее воздействие на каретку 3.
Узел 200 каретки для раздвижных дверей в зданиях или предметах мебели согласно данному изобретению содержит стопорное и демпфирующее устройство 1 в соответствии с любыми сочетаниями и/или вариантами выполнения, рассмотренными выше и показанными на чертежах, и каретку 3. Все указанные признаки, относящиеся непосредственно или опосредованно к каретке 3, применимы по отдельности или в сочетании к самой каретке 3. Очевидно, каретка 3 перемещается в направляющей 2, в которой установлен корпус 10, и выполнена для удержания и направления элементов 4 при перемещении вдоль направляющей 2. Каретка 3 взаимодействует с устройством 12 в каждом из вышеописанных вариантов, рассмотренных по отдельности и/или, где применимо, также в любом вышеописанном сочетании.
Данное изобретение допускает разнообразное применение с точки зрения возможности выбора и/или предварительного регулирования усилия удержания и торможения, прикладываемого к каретке. Данное изобретение обеспечивает этот результат, при этом способствуя увеличению срока службы и уменьшению повреждения деталей.
Предложенное изобретение может быть видоизменено и приспособлено для определенных целей несколькими способами, при этом не выходя за рамки объема изобретения.
Помимо этого, все детали данного изобретения могут быть заменены другими технически эквивалентными элементами.
На практике варианты выполнения изобретения могут быть выполнены из любого материала и любого размера в зависимости от требований.
Стопорное и демпфирующее устройство для узлов каретки раздвижных дверей для зданий или предметов мебели и подобных им содержит корпус (10), установленный в рельсовой направляющей (2), и удерживающее устройство (12), предназначенное для удержания каретки (3), которая направляет и удерживает элементы (4) раздвижных дверей, установленных в зданиях или предметах мебели. Удерживающий рычаг (120) выполнен с возможностью поворота вокруг оси (121) на корпусе (10) между первым конечным положением и вторым конечным положением, при этом повороту удерживающего рычага (120) в первом направлении (D1) поворота из первого конечного положения во второе противодействует реактивный изгибающий момент, создаваемый упругими противодействующими средствами (122). Поворот удерживающего рычага (120) в первом направлении (D1) начинается при контакте первого плеча (123) удерживающего рычага (120) с заданными участками каретки (3), при этом удерживающий рычаг (120) под действием упругих противодействующих средств (122) перемещается в удерживающее положение на каретке (3) и занимает его. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 5 ил.
1. Стопорное и демпфирующее устройство (1) для узлов каретки раздвижных дверей для зданий или предметов мебели и т.п., содержащее корпус (10), выполненный с возможностью установки в рельсовой направляющей (2), и удерживающее устройство (12) для удержания каретки (3), которая перемещается в рельсовой направляющей (2), направляя и поддерживая элементы (4) раздвижных дверей для зданий или предметов мебели, отличающееся тем, что удерживающее устройство (12) содержит:
удерживающий рычаг (120), присоединенный к корпусу (10) с возможностью поворота вокруг оси (121) поворота и выполненный с возможностью перемещения вокруг указанной оси (121) между первым конечным положением и вторым конечным положением, и
упругие противодействующие средства (122), создающие реактивный изгибающий момент, противодействующий повороту удерживающего рычага (120) в первом направлении (D1) поворота из первого конечного положения во второе конечное положение,
при этом поворот удерживающего рычага (120) в первом направлении (D1) поворота инициируется контактом первого плеча (123) удерживающего рычага (120) с определенными участками каретки (3), когда каретка (3) приближается к корпусу (10) во время ее перемещения вдоль рельсовой направляющей (2), причем во время этого поворота удерживающий рычаг (120) под воздействием упругих противодействующих средств (122) толкается в удерживающее положение на каретке (3) и занимает его предпочтительно путем изменения направления поворота на противоположное.
2. Стопорное и демпфирующее устройство (1) по п. 1, отличающееся тем, что упругие противодействующие средства (122) функционально расположены между корпусом (10) и удерживающим рычагом (120).
3. Стопорное и демпфирующее устройство (1) по п. 2, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит средства (13) предварительной настройки, которые воздействуют на упругие противодействующие средства (122) с обеспечением возможности выбора и/или установки заданной величины реактивного изгибающего момента, прикладываемого к удерживающему рычагу (120) в первом конечном положении.
4. Стопорное и демпфирующее устройство (1) по п. 2, отличающееся тем, что упругие противодействующие средства (122) содержат цилиндрическую пружину (124), установленную в сжатом состоянии между корпусом (10) и вторым плечом (125) удерживающего рычага (120), при этом второе плечо (125) рычага расположено на стороне, противоположной первому плечу (123) рычага относительно оси (121) поворота.
5. Стопорное и демпфирующее устройство (1) по п. 4, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит средства (13) предварительной настройки, которые воздействуют на упругие противодействующие средства (122) с обеспечением возможности выбора и/или установки заданной величины реактивного изгибающего момента, прикладываемого к удерживающему рычагу (120) в первом конечном положении, при этом средства (13) предварительной настройки содержат регулировочный винт (130), который соединен винтовой резьбой с корпусом (10) и воздействует на один конец цилиндрической пружины (124) либо непосредственно, либо через приводящие в действие средства (131), при этом сжатие цилиндрической пружины (124) для первого конечного положения задается путем завинчивания или вывинчивания регулировочного винта (130).
6. Стопорное и демпфирующее устройство (1) по п. 1, отличающееся тем, что, когда оно установлено в рельсовой направляющей (2), ось (121) поворота удерживающего рычага (120) проходит перпендикулярно к плоскости, в которой находятся элементы (4) панели раздвижных дверей.
7. Стопорное и демпфирующее устройство (1) по п. 1, отличающееся тем, что ось (121) поворота удерживающего рычага (120) совпадает с прямой линией, которая не только лежит в плоскости элементов (4) панели раздвижных дверей, но и перпендикулярна траектории перемещения каретки (3) в рельсовой направляющей (2), когда стопорное и демпфирующее устройство (1) установлено в рельсовой направляющей (2).
8. Стопорное и демпфирующее устройство (1) по п. 1, отличающееся тем, что удерживающее устройство (12) содержит дополнительный удерживающий рычаг, присоединенный к корпусу (10) с возможностью поворота вокруг оси, параллельной оси (121) поворота удерживающего рычага (120) или совпадающей с ней, и образующий вместе с удерживающим рычагом (120) захватывающее устройство для удерживания каретки (3) под воздействием упругих противодействующих средств (122), при этом указанное первое конечное положение соответствует наименее открытому положению захватывающего устройства, а второе конечное положение соответствует максимально открытому положению захватывающего устройства.
9. Стопорное и демпфирующее устройство (1) по п. 1, отличающееся тем, что оно содержит противоударный элемент (11) для обеспечения демпфирующего воздействия на каретку (3).
10. Узел (200) каретки для раздвижных дверей зданий или предметов мебели, содержащий стопорное и демпфирующее устройство (1) по п. 1 и каретку (3), перемещающуюся в рельсовой направляющей (2), в которой установлен корпус (10), и предназначенную для удержания и направления элементов (4) панелей раздвижных дверей вдоль рельсовой направляющей (2), взаимодействуя с удерживающим устройством (12).
МЕХАНИЗМ ЗАКРЫВАНИЯ ДВЕРИ | 0 |
|
SU247816A1 |
Развертывающий усилитель | 1984 |
|
SU1183988A1 |
Устройство для измерения деформаций | 1989 |
|
SU1640537A2 |
СПОСОБ ОДНОЭТАПНОЙ ЛОКАЛЬНОЙ ИНФИЛЬТРАЦИОННОЙ АНЕСТЕЗИИ ПРИ ЭНДОПРОТЕЗИРОВАНИИ ТАЗОБЕДРЕННОГО СУСТАВА | 2017 |
|
RU2672046C1 |
Авторы
Даты
2018-09-14—Публикация
2014-12-29—Подача