Устройство управления положением лопаток регулируемого направляющего аппарата Российский патент 2018 года по МПК F04D27/00 

Описание патента на изобретение RU2667200C1

Изобретение относится к области автоматического регулирования газотурбинных двигателей.

Известна струйная система (аналог) управления поворотом лопаток регулируемого направляющего аппарата (РНА) компрессора газотурбинного двигателя (ГТД) по степени повышения давления πККВХ в компрессоре двигателя. Здесь РК - абсолютное давление воздуха на выходе из компрессора двигателя, РВХ - абсолютное давление воздуха на входе в компрессор двигателя (см. Залманзон Л.А., Специализированные аэродинамические системы автоматического управления, М., Наука, 1978, С. 93-95, Рис. 2.3.а). Система содержит элемент формирования опорного сигнала, служащий для измерения истинного отношения давлений РКВХ; струйный аналоговый элемент сравнения; струйный аналоговый усилитель; исполнительный орган, управляющий одновременно положением профиля регулировочного элемента регулируемого дросселя и положением лопаток направляющего аппарата компрессора.

Недостатками этой системы является пониженная точность регулирования положения лопаток регулируемого направляющего аппарата компрессора газотурбинного двигателя.

Наиболее близким техническим решением (прототипом) является устройство управления положением лопаток РНА компрессора ГТД (см. патент РФ на полезную модель №171014, кл. F04D 27/00, 2016 г.).

Данное устройство содержит регулируемый выходной дроссель, соединенный через силовой орган с лопатками РНА, датчик отношения абсолютных давлений (ДОАД) с входным соплом подвода высокого давления и каналом подвода низкого давления, струйный усилитель, выходные каналы которого соединены с управляющими полостями силового органа, элемент сравнения (ЭС), содержащий первый и второй управляющие каналы, и входной дроссель, соединенный каналом с компрессором ГТД и образующий вместе с регулируемым выходным дросселем междроссельную камеру (МК), выход которой соединен с соплом питания ЭС и выходным соплом подвода высокого давления ДОАД, соединенного выходным каналом с первым управляющим каналом ЭС, а второй управляющий канал ЭС и канал подвода низкого давления ДОАД соединены полостью на входе в двигатель.

Недостатком этого устройства является пониженная точность при низких давлениях рабочего воздуха, имеющих место в процессе запуска двигателя.

Техническим результатом, на достижение которого направлено данное изобретение, является повышение точности работы устройства при низких давлениях рабочего воздуха с постановкой РНА на упор низких режимов (даже при значительных силах трения в механизмах РНА) путем увеличения перепадов давления на силовом органе (силовом приводе) в процессе запуска двигателя. При этом в процессе запуска и выхода на номинальный режим работы двигателя обеспечивается положение РНА, соответствующее заданному закону регулирования.

Для достижения указанного технического результата в устройстве для управления положением лопаток РНА ГТД, содержащем

регулируемый выходной дроссель, соединенный через силовой орган с лопатками РНА, датчик отношения абсолютных давлений с входным соплом подвода высокого давления и каналом подвода низкого давления, струйный усилитель, выходные каналы которого соединены с управляющими полостями силового органа, элемент сравнения, содержащий первый и второй управляющие каналы, и входной дроссель, соединенный каналом с компрессором ГТД и образующий вместе с регулируемым выходным дросселем междроссельную камеру, выход которой соединен с соплом питания ЭС и входным соплом подвода высокого давления ДОАД, соединенного выходным каналом с первым управляющим каналом ЭС, а второй управляющий канал ЭС и канал подвода низкого давления ДОАД соединены с полостью на входе в двигатель, а также пневмофиксатор, содержащий подпружиненный клапан с поршневым приводом, имеющим первую и вторую управляющие полости, при этом первая управляющая полость соединена с полостью низкого давления, а вторая управляющая полость - с выходным каналом струйного усилителя, управляющей полостью силового органа и через клапан с полостью высокого давления.

Отличительным признаком заявленного устройства является то, что в устройство введен пневмофиксатор, содержащий подпружиненный клапан с поршневым приводом, имеющим первую и вторую управляющие полости, при этом первая управляющая полость соединена с полостью низкого давления, а вторая управляющая полость - с выходным каналом струйного усилителя, управляющей полостью силового органа и через клапан с полостью высокого давления. Пневмофиксатор предназначен для установки силового органа в процессе запуска ГТД в заданное положение. Данный отличительный признак позволяет, за счет обеспечения постановки РНА на упор низких режимов путем повышения перестановочных усилий силового органа, повысить точность работы РНА на режимах с низким давлением рабочего воздуха. Повышение перестановочных усилий достигается за счет непосредственного соединения одной из управляющих полостей силового органа через полости пневмофиксатора с источником высокого давления, что позволяет существенно увеличить давление в соответствующей полости силового органа путем исключения потерь давления воздуха в проточных каналах струйного усилителя.

Дополнительно выполнение в пневмофиксаторе проходной площади клапана более чем в 4 раза больше проходной площади выходного канала струйного усилителя позволяет повысить уровень давления в одной из управляющих полостей силового органа до приемлемой величины, увеличивая перестановочные усилия на силовом органе. Таким образом повышается точность работы устройства (т.е. обеспечивается установка РНА в заданное положение) в процессе запуска двигателя.

Предлагаемое устройство представлено на чертежах Фиг. 1 и Фиг. 2, работа которых описана ниже. На Фиг. 1 - представлена схема устройства. На Фиг. 2 - схема пневмофиксатора.

Устройство управления положением лопаток РНА ГТД (см. фиг. 1) состоит из регулируемого выходного дросселя 1, соединенного через силовой орган 2 с лопатками РНА (на фиг. 1 не показаны), датчика отношения абсолютных давлений 3 с входным соплом подвода высокого давления 4 и каналом подвода низкого давления 5, струйного усилителя 6, выходные каналы 7 и 8 которого соединены с управляющими полостями 9 и 10 силового органа 2, элемента сравнения 11, содержащего первый 12 и второй 13 управляющие каналы, и входного дросселя 14, соединенного каналом 15 с компрессором ГТД и образующие вместе с регулируемым выходным дросселем 1 междроссельную камеру 16, выход которой соединен с соплом питания ЭС 17 и входным соплом подвода высокого давления 4, соединенного выходным каналом 18 с первым управляющим каналом 12, а второй управляющий канал 13 и канал подвода низкого давления 5 соединены с полостью на входе в двигатель РВХ.

Датчик отношения абсолютных давлений 3, элемент сравнения 11 и струйный усилитель 6 конструктивно объединены в единый струйный блок 19.

Выходные каналы 20 и 21 ЭС 11 соединены с управляющими каналами 22 и 23 струйного усилителя 6. Вентиляционные каналы 24 ЭС 11 соединены с полостью на входе в двигатель РВХ.

Сопло питания 25 струйного усилителя 6, как и МК 16, запитано воздухом из компрессора ГТД с давлением РК. Вентиляционные каналы 26 усилителя 6 соединены с окружающей средой (с атмосферой), а выходные каналы 7 и 8 с управляющими полостями 9, 10 силового органа 2, имеющего поршень 27, установленный в пневмоцилиндре 28 и перемещающий шток 29, соединенный с регулируемым выходным дросселем 1 МК 16, и шток 30, соединенный с поворотными лопатками РНА ГТД. Пневмофиксатор 31 (см. фиг. 2), содержит клапан 32, поджатый пружиной 33, (обеспечивающей его открытое положение) с поршневым приводом 34, имеющим первую и вторую управляющие полости 35 и 36, при этом первая управляющая полость 35 соединена с полостью низкого давления, а вторая управляющая полость 36 - с выходным каналом 8 струйного усилителя 6, управляющей полостью 9 силового органа 2, и через клапан 32 - с полостью 37, соединенной с полостью высокого давления РК.

Проходную площадь клапана 32 предпочтительно выполнять в 4 и более раз больше проходной площади выходного канала 8 струйного усилителя 6.

Устройство работает следующим образом.

В исходном состоянии поршень 27 (со штоками 29 и 30) силового органа 2 устройства находится на упоре низких режимов (во втянутом положении). Одновременно воздух из компрессора ГТД (на чертеже не показан) под давлением РК по каналу 15 поступает в МК 16 и к соплу питания 25 струйного усилителя 6. В МК 16 воздух входит через входной дроссель 14, который выполняет функцию регулировочного винта изменения наклона характеристики РНА. Поступая далее как к ДОАД 3, так и к регулируемому выходному дросселю 1, который выполнен в виде дросселя обратной связи золотникового типа. Воздух из канала 5 подвода низкого давления ДОАД 3 и из вентиляционных каналов 25 ЭС 11 отводится в полость на входе в двигатель с давлением РВХ.

В процессе запуска, пока уровень давления РК не превышает значения нижней границы рабочего участка характеристики, давление РДО в первом управляющем канале 12 ЭС 11 и выходном канале 18 ДОАД 3 за счет эжекции в проточной части ДОАД 3 будет меньше, чем во втором управляющем канале 13 ЭС 11, соединенном с полостью с давлением РВХ.

Отрицательный управляющий перепад (РДОВХ) усиливаясь ЭС 11 и струйным усилителем 6, направляется в управляющие полости 9 и 10 пневмоцилиндра 28. При этом уровень давления в полости 9 пневмоцилиндра 28 будет существенно больше, чем в полости 10.

Дополнительно в управляющую полость 9 силового привода будет поступать воздух с давлением РК от пневмофиксатора 31, что ведет к увеличению перестановочного усилия формируемого силовым органом 2, повышая точность выполнения заданного закона регулирования. Поршень 27 (со штоками 29 и 30) будет установлен на упор низких режимов (во втянутое положение). При этом щель на пластине будет находиться в начале треугольного паза золотника регулируемого выходного дросселя 1.

По мере возрастания режима работы ГТД уровень давления РК увеличивается. При достижении перепада давлений (РКН)=ΔР1 (где РК - давление отбираемое за компрессором ГТД, РН - давление окружающей среды) при котором перепады на поршневом приводе 33 и клапане 32 уравновешиваются с усилием пружины 34, клапан 32 закроется, прекратив подачу воздуха с давлением РК в управляющую полость 9, прекратив вмешиваться с работу регулятора в процессе запуска. Далее, при достижении, а затем и превышении значения, соответствующего начальной точке рабочего участка переходной характеристики устройства, произойдет снижение разряжения, а в дальнейшем и образование избыточного давления в выходном канале 18 ДОАД 3, выходном канале 20 ЭС 11, выходном канале 7 усилителя 6 и связанной с ним полостью 10 силового органа 2.

Перепад давлений ΔРУ=(РДОВХ) (где РДО - абсолютное давление в управляющем канале ДОАД, РМК - абсолютное давление в регулируемой МК 16) изменит знак на противоположный (станет положительным) и, соответственно, давление в полости 10 пневмоцилиндра 28 станет больше чем в полости 9 и поршень 27 со штоками 29 и 30 начнет перемещаться.

Движение поршня 27 продолжается до тех пор, пока давление в выходном канале 18 ДОАД 3, вследствие изменения (увеличения) площади перепуска воздуха на золотнике регулируемого выходного дросселя 1 и уменьшения давления РДО, не установится приблизительно равным давлению РВХ. При этом на поршне 27 также установится перепад давлений близкий к нулю, свидетельствующий об установке лопаток РНА в заданное (согласно выбранного закона регулирования αРНА=f(πК)) положение.

При дальнейшем увеличении режима работы двигателя, степень повышения давления воздуха πК растет, отношение давлений на ДОАД 3 становится больше πДО [где πДО - отношение абсолютных давлений на датчике πДОМКВХ, при котором управляющий перепад давлений на управление струйного усилителя ΔРУ=(РДОВХ) равен нулю], давление в управляющей полости 10 пневмоцилиндра 28 становится больше, чем в управляющей полости 9. Поршень 27 перемещается, и площадь перепуска воздуха на золотнике регулируемого выходного дросселя 1 увеличивается, уменьшая давление РДО. Это будет продолжаться до тех пор, пока отношение давлений на датчике отношения абсолютных давлений 3 не станет равным πД0, при котором давление в выходном канале 18 ДОАД 3 станет равным давлению РВХ, а на поршне 27 пневмоцилиндра 28 установится перепад, равный нулю. Движение поршня 27 прекращается.

При снижении режима работы двигателя степень повышения давления πК уменьшается, отношение давлений на ДОАД 3 становится меньше πДО, давление в управляющей полости 10 пневмоцилиндра 28 становится меньше, чем в управляющей полости 9. Поршень 27 будет перемещаться, уменьшая площадь перепуска воздуха на золотнике регулируемого выходного дросселя 1, увеличивая таким образом давление РДО до тех пор, пока отношение давлений на ДОАД 3 не станет равным πДО. При этом перепад на поршне 27 установится близким к нулю, движение поршня 27 прекратится.

При разгоне двигателя до максимального режима поршень 27 со штоками 29 и 30 перемещается по закону h=f(πК) (обеспечивая закон регулирования РНА αРНА=f(πК)), заданному профилем паза золотника регулируемого выходного дросселя 1, до упора максимального режима.

При сбросе режима или остановке двигателя поршень 27 по тому же закону перемещается в обратную сторону до постановки РНА на упор низких режимов.

Такое техническое решение позволяет обеспечить повышенную точность работы устройства управления положением лопаток РНА в заданных условиях (проверено экспериментально) - повышается точность работы устройства на режимах с низкими уровнями давления РК (малых (РКН)), регулятор выставляет РНА на упор низких режимов при больших противодействующих усилиях (например, при больших силах трения в механизме РНА).

Похожие патенты RU2667200C1

название год авторы номер документа
Способ управления механизацией компрессора газотурбинного двигателя 2017
  • Попов Виктор Васильевич
  • Кононыхин Александр Владимирович
  • Юфарев Вадим Александрович
  • Онацкий Сергей Викторович
RU2639923C1
Устройство управления механизацией компрессора газотурбинного двигателя 2016
  • Попов Виктор Васильевич
  • Кононыхин Александр Владимирович
  • Юфарев Вадим Александрович
  • Онацкий Сергей Викторович
RU2658709C2
РЕГУЛЯТОР ПЕРЕПУСКА ВОЗДУХА ИЗ КОМПРЕССОРА ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ 1990
  • Зачатейский Е.Е.
  • Вологодский Н.В.
RU2076248C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЕМ НАПРАВЛЯЮЩИХ АППАРАТОВ КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2010
  • Добрянский Георгий Викторович
  • Мельникова Нина Сергеевна
RU2432501C1
РЕГУЛЯТОР ПЕРЕПУСКА ВОЗДУХА ИЗ КОМПРЕССОРА ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ 1988
  • Вологодский Н.В.
  • Зачатейский Е.Е.
  • Ипатов В.С.
SU1580914A1
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА 1988
  • Гришин А.Н.
  • Рудой Б.П.
RU2029120C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕРЕПУСКА ВОЗДУХА ИЗ КОМПРЕССОРА ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ 1998
  • Зачатейский Е.Е.
RU2136975C1
СИСТЕМА ТОПЛИВОПИТАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1992
  • Савченко Валентина Яковлевна
RU2065066C1
Эжекционно-вихревой двигатель 2023
  • Ниппард Игорь Викторович
RU2827018C1
Усилитель 1981
  • Берестовицкий Эрлен Григорьевич
  • Востоков Виктор Константинович
  • Серегин Анатолий Павлович
  • Филин Владимир Васильевич
  • Хазин Светлан Борисович
SU1008711A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 667 200 C1

Реферат патента 2018 года Устройство управления положением лопаток регулируемого направляющего аппарата

Изобретение относится к области автоматического регулирования газотурбинных двигателей (ГТД). Устройство управления положением лопаток регулируемого направляющего аппарата (РНА) компрессора газотурбинного двигателя содержит регулируемый выходной дроссель, соединенный через силовой орган с лопатками РНА, датчик отношения абсолютных давлений (ДОАД) с входным соплом подвода высокого давления и каналом подвода низкого давления, струйный усилитель, выходные каналы которого соединены с управляющими полостями силового органа. В устройстве установлены элемент сравнения (ЭС), содержащий первый и второй управляющие каналы, и входной дроссель, соединенный каналом с компрессором ГТД и образующий вместе с регулируемым выходным дросселем междроссельную камеру (МК), выход которой соединен с соплом питания ЭС и входным соплом подвода высокого давления ДОАД, соединенного выходным каналом с первым управляющим каналом ЭС, а второй управляющий канал ЭС и канал подвода низкого давления ДОАД соединены с полостью на входе в двигатель. Устройство содержит пневмофиксатор, содержащий подпружиненный клапан с поршневым приводом, имеющим первую и вторую управляющие полости, при этом первая управляющая полость соединена с полостью низкого давления, а вторая управляющая полость - с выходным каналом струйного усилителя, управляющей полостью силового органа, и через клапан - с полостью высокого давления. Данное устройство позволяет повысить точность работы устройства управления положением лопаток РНА на низких режимах работы ГТД. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 667 200 C1

1. Устройство управления положением лопаток регулируемого направляющего аппарата (РНА) компрессора газотурбинного двигателя (ГТД), содержащее регулируемый выходной дроссель, соединенный через силовой орган с лопатками РНА, датчик отношения абсолютных давлений (ДОАД) с входным соплом подвода высокого давления и каналом подвода низкого давления, струйный усилитель, выходные каналы которого соединены с управляющими полостями силового органа, элемент сравнения (ЭС), содержащий первый и второй управляющие каналы, и входной дроссель, соединенный каналом с компрессором ГТД и образующий вместе с регулируемым выходным дросселем междроссельную камеру, выход которой соединен с соплом питания ЭС и входным соплом подвода высокого давления ДОАД, соединенного выходным каналом с первым управляющим каналом ЭС, а второй управляющий канал ЭС и канал подвода низкого давления ДОАД соединены с полостью на входе в двигатель,

отличающееся тем, что в устройство дополнительно введен пневмофиксатор, выполненный в виде подпружиненного клапана с поршневым приводом, имеющим первую и вторую управляющие полости, при этом первая управляющая полость соединена с полостью низкого давления, а вторая управляющая полость - с выходным каналом струйного усилителя, управляющей полостью силового органа и через клапан с полостью высокого давления.

2. Устройство по п. 1 отличающееся тем, что проходная площадь клапана более чем в 4 раза больше проходной площади выходного канала струйного усилителя.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2667200C1

0
SU171014A1
Устройство, реагирующее на небольшие изменения напряжения на входе более крутым линейным изменением напряжения на выходе 1957
  • Трифонов Г.А.
SU116923A1
US 3720217 A1, 13.03.1973.

RU 2 667 200 C1

Авторы

Вологодский Николай Витальевич

Иванов Пётр Алексеевич

Канунников Юрий Александрович

Шапкин Алексей Иванович

Даты

2018-09-17Публикация

2017-10-23Подача