Известна система регулирования с временной программой подачи топлива на приемистости и сбросе, обеспечивающая расходуемую программу по времени с корректировкой по давлению воздуха на входе в компрессор [Gт=f/τ1P1/], описанная в руководстве по эксплуатации двигателя АИ-25, устанавливаемого на самолет ЯК-40, состоящая из временного устройства, содержащего сервопоршень со штоком, на котором установлена следящая втулка, связанная с рычагом управления двигателем, полость катаракты со стабилизирующим элементом, регулятора режима двигателя, связанного с дозатором через управляющий элемент, автомата запуска и корректора по давлению воздуха на входе в компрессор [1]
Недостатком этой системы является то, что программа регулирования чувствительна к сорту топлива. При изменении сорта топлива необходима корректировка программы. Эту систему нельзя использовать для регулирования многотопливных двигателей, т.е. работающих на жидком и газообразном топливах, т.к. при переходе на газообразное топливо необходима дополнительная программа расхода газа. Программы не унифицированы. Система конструктивно сложна за счет того, что автомат запуска, автомат приемистости и сброса выполнены автономными узлами.
Известна система регулирования с наиболее оптимальной временной программой регулирования подачи топлива на приемистости и сбросе, подача топлива в зависимости от времени, давлений воздуха на вход выходе компрессора /Gт=f/τ1P1, P2/, описанная в руководстве по эксплуатации двигателя Д-36, устанавливаемого на самолете ЯК-42, содержащая временное устройство, состоящее из сервопоршня со штоком, на котором установлена следящая втулка, связанная с рычагом управления двигателем /αруд/, полости катаракты со стабилизирующим элементом. автомат запуска, содержащий чувствительные элементы, замеряющие давление воздуха на входе и выходе компрессоре и обеспечивающий программу расхода топлива от давления воздуха на входе и выходе компрессора /Gт f/P1, P2/, выполненное отдельным устройством, регулятор режима двигателя по степени повышения давления в компрессоре, состоящий из чувствительных элементов, замеряющих давление воздуха на входе и выходе компрессора, рычажного множительного устройства, выполненного в виде рычагов и каталки, дозатора, связанного с управляющим элементом регулятора режима двигателя [2]
Недостаток этой системы в том, что программа запуска, приемистости и сброса чувствительна к сорту топлива и требует подрегулировки программы, не универсальна, т. е. эти программы запуска, приемистости и сброса нельзя использовать для многотопливных двигателей, работающих на жидком и газообразном топливах, т.е. при переходе с жидкого на газообразные топливо должна быть другая программа. Кроме того, система конструктивно сложна, т.е. автомат запуска, автомат приемистости и сброса, регулятор режима выполнены отдельными узлами.
Поставленная задача упростить систему, обеспечить инвариантность по сорту топлива и использовать одно счетно-решающее устройство для обеспечения программы запуска, приемистости и сброса и установившегося режима для двигателя, работающего как на жидком, так и на газообразном топливе.
Техническая задача решается следующим образом.
Временное устройство соединено через пружину и множительное устройство с чувствительным элементом, замеряющим давление воздуха за компрессором, редуцируемое и корректируемое по давлению воздуха на входе в компрессор, введенным в систему воздушным редуктором, каретка множительного устройства соединена с чувствительным элементом, замеряющим разность давлений воздуха за компрессором полного и статического через усилитель, на штоке которого установлена следящая втулка, соединенная с датчиком режима двигателя, например, αруд или с датчиком частоты вращения, управляющий элемент дозатора соединен с рычагом множительного устройства. Такое подсоединение элементов позволило сократить часть элементов и обеспечить нечувствительность к сорту топлива, т. е. обеспечить астатическую по расходу топлива программу регулирования на запуске, приемистости и сбросе, при этом расход топлива изменяется до тех пор, пока не обеспечится программа на запуске: πк=P2/P1=f/τ/, на приемистости и сбросе πк=f/τ1/, на установившихся режимах πк=P2/P1=f/αр/,
где πк степень повышения давления воздуха в компрессоре;
P
Р2cт статическое давление воздуха за компрессором;
Р1 давление воздуха на входе в компрессор;
τ время изменения параметров двигателя;
параметр, характеризующий расход воздуха через двигатель.
Эти программы не требуют коррекции от сорта топлива и его вида. С этой программой можно работать как на жидком, так и на газообразном топливе.
Упрощение системы за счет использования и тех же чувствительных элементов, замеряющих давления воздуха на входе и выходе компрессора для регулирования запуска, приемистости и сброса и установившихся режимов.
На чертеже показана предлагаемая система.
Система содержит временное устройство 1, состоящее из сервопоршня 2 с управляемой полостью 3, штоком 4, на котором установлена следящая втулка 5, связанная с рычагом управления 6 режима двигателя, замкнутой полости катаракты 7, сообщенной через дроссель 8 со сливом и полостью стабилизатора 9, подпружиненного пружиной 10, который сообщает управляющую полость 3 со сливом через управляющий золотниковый элемент 11, регулятор режима, состоящий из чувствительного элемента 12, замеряющего давление воздуха на выходе компрессора, редуцируемого в редукционной камере 13 с корректором 14 по давлению воздуха на входе в компрессор. Чувствительный элемент 12 соединен с рычагом 15 множительного устройства, каретка 16 которого соединена с усилителем 17 чувствительного элемента 18, замеряющего разность давлений воздуха полного и статического за компрессором. На шток 19 усилителя 17 установлена следящая втулка 20, соединенная с рычагом 21 управления двигателем, а второй рычаг 22 множительного устройства соединен со штоком 4 временного устройства через пружину 23 с исполнительным элементам 24 дозатора 25 со стабилизатором 26, соединенного с исполнительным элементом 24 через пружины 27, 28. Усилитель 17 соединен с чувствительным элементом 18 через пружину 29 и рычаг 30, на котором установлена заслонка 31 сопла, соединяющего управляемую полость 32 усилителя 17 со сливом. На входах в полости 3 и 32 установлены дроссели 33 и 32 соответственно.
Система работает следующим образом.
При включении двигателя рычаг 6 управления режимами двигателя устанавливается на режим "Малый газ", втулка 5 перемещается вверх, перекрывает отверстие, соединяющее управляющую полость 3 сервопоршня 2 временного механизма 1. Давление в полости 3 повышается и сервопоршень 2 перемещается вверх, перезатягивая пружину 23. Скорость перемещения сервопоршня 2 ограничивается дросселем 8 и перепадом на нем, который определяется затяжкой пружины 10 стабилизатора 9. При превышении заданной скорости перепад на дросселе 8 увеличивается и соответственно увеличивается перепад на стабилизаторе 9, который от увеличения перестановочной силы перемещается влево, перемещая управляющий золотник 11 влево, сообщая управляющую полость 3 сервопоршня 2 со сливом, давление в полости 3 падает, усилие перемещения уменьшается и уменьшается скорость временного механизма.
Таким образом изменение усилия Рпр пружины 23 до заданного режима по рычагу управления двигателем производится по заданному времени, т. е. Pпр=f/τ/. Усилие пружины 23 уравновешивается усилием от чувствительных элементов 12, замеряющих редуцируемое редуктором 13 Рк K•P2 и корректируемое корректором 14 давление воздуха за компрессором Рк K•P2, где К К1/P1, т.к. входное сечение редуктора корректируется по Р1. Таким образом, программа запуска равна K2P2/P1=f/τ/, где К2, зависящий от эффективных площадей чувствительных элементов, коэффициента K1, жесткости пружины и передаточного отношения множительного устройства. Отношение давления Р2/P1 характеризует степень повышения давления воздуха в компрессоре /πк/. Таким образом K2πк=f/τ/, в программе запуска отсутствует расход топлива, следовательно, программа астатична по расходу топлива. При отклонении этой программы, например, выше заданной усилие от чувствительных элементов 12 преодолевает усилие пружины 23 и через рычаги 15 и 22 воздействует на управляющий элемент 24, открывая сечение под маятником управляющего элемента 24, сообщая управляемую полость дозатора 25 со сливом и изменяя положение дозатора 25 в сторону уменьшения расхода топлива. Уменьшение расхода топлива продолжается до тех пор, пока не восстановится программа P2/P1=f/τ/. Изменение расхода топлива стабилизируется стабилизатором 26, гидравлически связанным с дозатором. На запуске до режима "Малый газ" следящая втулка 20 не перемещается и усилитель 17 стоит на гидроупоре. Программа запуска не корректируется по разности давлений полного и статического за компрессором /P
Таким образом запуск производится по временной программе с ограничением параметров двигателя, т.е. πк=P2/P1=f/τ/ и при достижении режима поддерживает .
Далее при увеличении режима выше "Малого газа" рычаги 6 и 21 управления режимами двигателя перемещают следящие втулки 5 и 20 вверх и вправо соответственно. При этом сервопоршень 2 перемещается вверх по времени, возможно с другой скоростью, за счет открытия дополнительного дросселя по положению сервопоршня 2 или αруд рычага управления двигателем. Работа временного устройства аналогична работе его на запуске. Разница в том, что на приемистости вступает в работу корректор по разности давлений полного и статического воздуха за компрессором, т.е. переместив следящую втулку 20 и перекрыв отверстие, соединяющее управляющую полость 32 со сливом, сервопоршень 17 усилителя управляется чувствительным элементом 18, замеряющим /P
Параметр определяет косвенно расход воздуха через двигатель, следовательно, программа приемистости обеспечивает нарастание расхода воздуха через двигатель по времени с коррекцией по высоте, программа приемистости также исключает замер расхода топлива, т.е. программа астатична по расходу топлива. Пo достижении заданного режима следящими втулками 6 и 20 сервопоршни 2 и 17 останавливаются гидроупорами и дальнейшая коррекция по /P
При сбросе режима следящие втулки 5 и 20 устанавливаются, например, на режим "Малый газ", отверстия следящих втулок 5 и 20 открываются и сообщают управляющие полости 3 и 32 сервопоршней 2 и 17 со сливом. Сервопоршень 17 корректора перемещается на уменьшение режима по времени /τ1/, определяемого дросселем 34. Таким образом, сброс режима производится по программе πк=f/τ1/P
Использование: автоматическое регулирование газотурбинных двигателей. Сущность изобретения: система содержит временное устройство 1, соединенное через пружину 23 и множительное устройство, состоящее из рычагов 15, 22 и каталки 16 с чувствительным элементом 12, замеряющим давление воздуха, редуцируемое в камере 13 и корректируемое корректором 14 по давлению воздуха на входе в компрессор, причем каретка 16 соединена с чувствительным элементом 18, замеряющим разность давлений воздуха полного и статического за компрессором через усилитель 33, на штоке 19 которого установлена следящая втулка 20, связанная с рычагом управления двигателем через рычаг 21. Кроме того, рычаг 22 множительного устройства соединен с управляющим элементом управления дозаторами 25 и соединен со стабилизатором 26 через пружину стабилизатора 27. 1 ил.
Система топливопитания и регулирования газотурбинного двигателя, содержащая временное устройство, состоящее из сервопоршня со штоком, на котором установлена следящая втулка, связанная с рычагом управления режимами двигателя, полости катаракты со стабилизирующим управляющим элементом, регулятор режима двигателя по степени повышения давления воздуха в компрессоре, состоящий из чувствительных элементов, замеряющих давление воздуха на входе и выходе компрессора, рычажного множительного устройства, выполненного в виде рычагов и каталки, дозатор топлива, связанный с управляющим элементом, который связан с множительным устройством, отличающаяся тем, что временное устройство соединено через пружину и множительное устройство с чувствительным элементом, замеряющим давление воздуха за компрессором, редуцируемое и корректируемое по давлению воздуха на входе в компрессор, каретка множительного устройства соединена с введенным чувствительным элементом, замеряющим разность полного и статического давлений воздуха за компрессором через усилитель, на штоке которого установлена дополнительно следящая втулка, соединенная с датчиком режима, например, с рычагом управления режимами двигателя.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Видоизменение пишущей машины для тюркско-арабского шрифта | 1923 |
|
SU25A1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Контрольный висячий замок в разъемном футляре | 1922 |
|
SU1972A1 |
Видоизменение прибора с двумя приемами для рассматривания проекционные увеличенных и удаленных от зрителя стереограмм | 1919 |
|
SU28A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Видоизменение пишущей машины для тюркско-арабского шрифта | 1923 |
|
SU25A1 |
Инструкция по эксплуатации и техническому обслуживанию, М., Машиностроение, 1980, рис | |||
Способ гальванического снятия позолоты с серебряных изделий без заметного изменения их формы | 1923 |
|
SU12A1 |
Зубчатое колесо со сменным зубчатым ободом | 1922 |
|
SU43A1 |
Авторы
Даты
1996-08-10—Публикация
1992-11-25—Подача