СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ ЦЕПЕЙ ЗАЗЕМЛЕНИЯ НА РЕЛЬСЫ ОПОР КОНТАКТНОЙ СЕТИ Российский патент 2018 года по МПК B61L23/16 G01R27/18 

Описание патента на изобретение RU2671590C1

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики и обеспечивает повышение устойчивости работы рельсовых цепей и автоматической локомотивной сигнализации.

Уровень техники

Одной из основных причин сбоев в работе автоматической локомотивной сигнализации на участках с электротягой переменного тока является асимметрия тягового тока в рельсах под приемными локомотивными катушками, вызываемая продольной или поперечной асимметрией сопротивления рельсовой линии. Поперечная асимметрия появляется чаще всего при уменьшении входных сопротивлений цепей заземления опор контактной сети, подключаемых к рельсам [1].

Причиной этого является пробой искровых промежутков, которые разделяют электрически рельсы и данные цепи заземления. Искровые промежутки не оборудуются устройствами телеконтроля, поэтому они могут находиться в пробитом состоянии неопределенно долго. Более того, входного контроля исправности приходящих с заводов и устанавливаемых в эксплуатацию искровых промежутков нет, поэтому пробитые искровые промежутки могут заменяться новыми неисправными. Искровые промежутки разделяют рельсы и высоковольтные тяговые сети, поэтому все работы по ручному контролю их состояния в цепях рассматриваемых заземлений должны выполняться с выполнением всех требований к работам в высоковольтных сетях электроснабжения.

Известен способ контроля состояния токопроводящих элементов рельсовых нитей, обеспечивающий контроль выхода из поля допуска поперечной асимметрии сопротивления рельсовой линии в рельсовой цепи [2]. Однако он не позволяет определять, в каких именно опорах контактной сети понижение входных сопротивлений их цепей заземления вызвали это.

Известен способ контроля состояния цепей заземления опор контактной сети, подключаемых к рельсам [3]. Однако этот способ очень трудоемок и требует привлечения высококвалифицированных работников хозяйства электроснабжения, так как при его использовании необходимо соблюдение всех правил проведения работ в высоковольтных электрических линиях. Способ этот не позволяет определить степень влияния на величину асимметрии тягового тока в рельсовой линии пониженного сопротивления измеряемых цепей заземления.

Известен также способ контроля асимметрии переменного тягового тока в рельсовых линиях, когда измеряют падения напряжения на отрезках рельсов фиксированной длины в разных рельсовых нитях рельсовой линии и затем делением разности измеренных напряжений на их сумму вычисляют коэффициент асимметрии тягового тока в этом месте [4].

Раскрытие изобретения

Задачей изобретения является разработка способа диагностики состояния цепей заземления на рельсы опор контактной сети при использовании более простых электрических измерений в низковольтных сетях с последующими несложными вычислениями, позволяющего выявлять неисправную цепь заземления и определять степень влияния выявленной неисправности на величину асимметрии тягового тока в рельсовой линии.

Технический результат изобретения заключается в повышении эффективности диагностики состояния цепей заземления на рельсы опор контактной сети с одновременным упрощением измерений.

Для достижения технического результата предложен способ диагностики состояния цепей заземления на рельсы опор контактной сети, заключающийся в том, что в месте подключения к рельсу цепи заземления опоры контактной сети измеряют падения напряжения на отрезках рельсов одинаковой длины на этом рельсе с одной стороны от места подключения к нему цепи заземления и на другом рельсе, при этом с целью определения величины утечки тягового тока из рельсов в землю через неисправные цепи заземления опор контактной сети и степени влияния этой утечки на величину асимметрии переменного тягового тока дополнительно измеряют падение напряжения на отрезке рельса определенной длины с другой стороны от места подключения к рельсу цепи заземления, а затем делением разности падений напряжения до и после места подключения к рельсу цепи заземления на величину падения напряжения с большей величиной находят относительную величину утечки тягового тока через эту цепь, а при наличии этой утечки для определения разности в величинах коэффициентов асимметрии тягового тока в рельсовой линии до и после места подключения к рельсам цепи заземления вычисляют отношение разности падения напряжения на другом рельсе и падения напряжения с меньшей величиной на рельсе с подключенной к нему цепью заземления к сумме этих падений напряжения и отношение разности падения напряжения на другом рельсе и падения напряжения с большей величиной цепи на данном рельсе к сумме этих падений напряжения, а затем находят разность этих отношений.

Краткое описание чертежей

На Фигуре показаны, для пояснения сущности разработанного способа, требуемые места измерений падения напряжения на отрезках рельсов фиксированной длины.

Осуществление изобретения

Рельсовая линия содержит рельсы 1 и 2. К рельсу 2 через искровой промежуток 3 подключена цепь заземления 4 опоры контактной сети.

Для диагностики состояния этой цепи заземления измеряют падения напряжения U1 и U2 на участках рельса 2 фиксированной длины по разные стороны от места подключения к рельсу цепи заземления 4. Измеряют также падение напряжения U3 на участке фиксированной длины рельса 1.

Величина напряжения U1 пропорциональна величине тягового тока в рельсе 2 при указанном направлении его движения перед местом подключения к этому рельсу цепи заземления 4

где zp - сопротивление отрезка рельса длиной .

Величина напряжения U2 пропорциональна величине тягового тока в рельсе 2 после места подключения к этому рельсу цепи заземления 4

где iТУ - величина утечки тягового тока в землю через цепи заземления 4.

Величина напряжения UЗ пропорциональна величине тягового тока iТ1 в рельсе 1

При рассматриваемом на рисунке направлении протекания тягового тока в рельсах и наличии утечки тягового тока iУ в землю через цепь заземления, когда U1>U2. В таком случае после измерения напряжений, используя полученные данные по величинам игии2, находят отношение разности этих напряжений к напряжению с большей величиной

Следовательно, эти несложные измерения и вычисления позволяют найти, какая относительная часть тягового тока из рельса 2 утекает в землю через цепь заземления 4 опоры контактной сети.

Далее для определения разности в величинах коэффициентов асимметрии тягового тока в рельсовой линии с рельсами 1 и 2 до и после места подключения к рельсам 2 цепи заземления 4, а также разности этих коэффициентов ΔkАТ проводят, с учетом (1), (2) и (3), следующие вычисления

Таким образом, применение данного способа обеспечивает возможность достаточно просто установить не только состояние подключаемой к рельсам цепи заземления опоры контактной сети. Способ позволяет также определить степень влияния утечки тягового тока через неисправную цепь заземления на величину асимметрии тягового тока в рельсовой линии в этой точке пути а, следовательно, и на устойчивость работы аппаратуры автоматической локомотивной сигнализации при проследовании головным электровозом поезда мимо этой точки.

Эта информация получается проведением простых измерений в низковольтных электрических цепях с последующими простейшими вычислениями вместо трудоемких прямых измерений входных сопротивлений цепей заземления опор контактной сети с выполнением всех требований к работам в высоковольтных электрических сетях.

Использование рассматриваемого способа в условиях эксплуатации рельсовых цепей на участках железных дорог, электрифицированных на переменном токе, подтвердили его корректность, простоту и высокую эффективность.

Литература

1. Шаманов В.И. Электромагнитная совместимость систем железнодорожной автоматики и телемеханики. - М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2013. - 244 с.

2. Балуев Н.Н., Шаманов В.И. Способ диагностики состояния электрического сопротивления рельсовых линий в рельсовых цепях на участках с электротягой переменного тока. Патент РФ на изобретение №2514027 от 27.10.2014 г.

3. Технологические карты на работы по содержанию и ремонту устройств контактной сети электрифицированных железных дорог. Книга II / Техническое обслуживание и текущий ремонт. М.: Трансиздат, 1999. - 427 с.

4. Шаманов В.И. Способ измерения асимметрии переменного тягового тока в рельсовых линиях под катушками АЛС. Патент РФ на изобретение №2529566 от 01.02.2013 г.

Похожие патенты RU2671590C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ РЕЛЬСОВЫХ ЛИНИЙ В РЕЛЬСОВЫХ ЦЕПЯХ НА УЧАСТКАХ С ЭЛЕКТРОТЯГОЙ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 2012
  • Балуев Николай Николаевич
  • Шаманов Виктор Иннокентьевич
RU2514027C2
Способ измерения электрических сопротивлений в неоднородных рельсовых нитях на электрифицированных участках железных дорог 2018
  • Шаманов Виктор Иннокентьевич
  • Ваньшин Александр Евгеньевич
  • Денежкин Дмитрий Валерьевич
  • Кузьмин Владислав Сергеевич
  • Тасболатова Лаура
RU2695438C1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ АСИММЕТРИИ ПЕРЕМЕННОГО ТЯГОВОГО ТОКА В РЕЛЬСОВЫХ ЛИНИЯХ ПОД КАТУШКАМИ АЛС 2013
  • Шаманов Виктор Иннокентьевич
RU2529566C1
УСТРОЙСТВО ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ РЕЛЬСОВЫХ ЛИНИЙ В РЕЛЬСОВЫХ ЦЕПЯХ НА УЧАСТКАХ С ЭЛЕКТРОТЯГОЙ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 2013
  • Балуев Николай Николаевич
  • Шаманов Виктор Иннокентьевич
RU2529564C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ДРОССЕЛЬНЫХ ПЕРЕМЫЧЕК ПУТЕВЫХ ДРОССЕЛЬ-ТРАНСФОРМАТОРОВ 2013
  • Шаманов Виктор Иннокентьевич
RU2543435C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ИЗОЛИРУЮЩИХ СТЫКОВ ПРИ ЭЛЕКТРОТЯГЕ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 2022
  • Шаманов Виктор Иннокентьевич
  • Денежкин Дмитрий Валерьевич
RU2786253C1
Устройство для автоматического контроля излома рельсов на электрифицированных железных дорогах 2023
  • Шаманов Виктор Иннокентьевич
  • Денежкин Дмитрий Валерьевич
RU2795528C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ИЗЛОМА РЕЛЬСОВ НА УЧАСТКАХ С ЭЛЕКТРОТЯГОЙ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 2020
  • Шаманов Виктор Иннокентьевич
  • Денежкин Дмитрий Валерьевич
RU2748826C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ РЕЛЬСОВЫХ ЦЕПЕЙ НА ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЛИНИЯХ 2006
  • Шаманов Виктор Иннокентьевич
  • Суров Валерий Павлович
  • Пультяков Андрей Владимирович
  • Трофимов Юрий Анатольевич
  • Шаманова Софья Искандеровна
RU2334643C2
Устройство для обнаружения обрыва в тяговой сети 1989
  • Ходжаев Геннадий Григорьевич
SU1783600A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 671 590 C1

Реферат патента 2018 года СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ ЦЕПЕЙ ЗАЗЕМЛЕНИЯ НА РЕЛЬСЫ ОПОР КОНТАКТНОЙ СЕТИ

Изобретение относится к области диагностики на железнодорожном транспорте для проверки состояния цепей заземления. В способе измеряют падение напряжения на отрезке рельса такой же длины с другой стороны от места подключения к рельсу цепи заземления. Затем делением разности падений напряжения до и после места подключения к рельсу цепи заземления на величину падения напряжения с большей величиной находят относительную величину утечки тягового тока через эту цепь. При наличии утечки для определения разности в величинах коэффициентов асимметрии тягового тока в рельсовой линии до и после места подключения к рельсам цепи заземления вычисляют отношение разности падения напряжения на другом рельсе и падения напряжения с меньшей величиной на рельсе с подключенной к нему цепью заземления к сумме этих падений напряжения и отношение разности падения напряжения на другом рельсе и падения напряжения с большей величиной цепи на данном рельсе к сумме этих падений напряжения, а затем находят разность этих отношений. Достигается повышение эффективности диагностики состояния цепей заземления на рельсы опор контактной сети. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 671 590 C1

Способ диагностики состояния цепей заземления на рельсы опор контактной сети, заключающийся в том, что в месте подключения к рельсу цепи заземления опоры контактной сети измеряют падения напряжения на отрезках рельсов одинаковой длины на этом рельсе с одной стороны от места подключения к нему цепи заземления и на другом рельсе, отличающийся тем, что дополнительно измеряют падение напряжения на отрезке рельса такой же длины с другой стороны от места подключения к рельсу цепи заземления, а затем делением разности падений напряжения до и после места подключения к рельсу цепи заземления на величину падения напряжения с большей величиной находят относительную величину утечки тягового тока через эту цепь, а при наличии этой утечки для определения разности в величинах коэффициентов асимметрии тягового тока в рельсовой линии до и после места подключения к рельсам цепи заземления вычисляют отношение разности падения напряжения на другом рельсе и падения напряжения с меньшей величиной на рельсе с подключенной к нему цепью заземления к сумме этих падений напряжения и отношение разности падения напряжения на другом рельсе и падения напряжения с большей величиной цепи на данном рельсе к сумме этих падений напряжения, а затем находят разность этих отношений.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2671590C1

СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ РЕЛЬСОВЫХ ЛИНИЙ В РЕЛЬСОВЫХ ЦЕПЯХ НА УЧАСТКАХ С ЭЛЕКТРОТЯГОЙ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 2012
  • Балуев Николай Николаевич
  • Шаманов Виктор Иннокентьевич
RU2514027C2
УСТРОЙСТВО ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ РЕЛЬСОВЫХ ЛИНИЙ В РЕЛЬСОВЫХ ЦЕПЯХ НА УЧАСТКАХ С ЭЛЕКТРОТЯГОЙ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 2013
  • Балуев Николай Николаевич
  • Шаманов Виктор Иннокентьевич
RU2529564C1
Устройство для открывания и закрывания задвижек в колодцах 1949
  • Гусев Л.М.
SU82043A1
Устройство для проверки исправности сейсмографов при сейсмической разведке 1949
  • Томашенко Б.В.
SU81339A1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ИЗОЛЯЦИИ КОНСОЛИ ПОДВЕСКИ КОНТАКТНОГО ПРОВОДА ОТНОСИТЕЛЬНО МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ АРМАТУРЫ ЖЕЛЕЗОБЕТОННОЙ ОПОРЫ КОНТАКТНОЙ СЕТИ 2007
  • Асеев Георгий Евгеньевич
  • Дементьев Александр Владимирович
  • Живило Анатолий Иванович
  • Лазарев Евгений Анатольевич
  • Лазарева Лариса Владимировна
  • Поросятников Юрий Алексеевич
  • Степанов Виктор Федорович
RU2359279C2
ПРИБОР ДЛЯ ПРОВЕРКИ АППАРАТОВ ТОКОВОЙ ЗАЩИТЫ ПО ВЕЛИЧИНЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ 1995
  • Коминов С.А.
  • Пикалов М.Ф.
  • Чекин Ф.В.
RU2096793C1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ АСИММЕТРИИ ПЕРЕМЕННОГО ТЯГОВОГО ТОКА В РЕЛЬСОВЫХ ЛИНИЯХ ПОД КАТУШКАМИ АЛС 2013
  • Шаманов Виктор Иннокентьевич
RU2529566C1

RU 2 671 590 C1

Авторы

Шаманов Виктор Иннокентьевич

Ваньшин Александр Евгеньевич

Кузьмин Владислав Сергеевич

Даты

2018-11-02Публикация

2017-11-14Подача