ФРИКЦИОННО-ПОЛИМЕРНЫЙ АМОРТИЗАТОР УДАРА Российский патент 2018 года по МПК B61G9/10 

Описание патента на изобретение RU2674215C1

Изобретение относится преимущественно к железнодорожному транспорту; в частности, к поглощающим аппаратам автосцепки.

Из существующего уровня техники известен пружинно-фрикционный амортизатор (А.С. СССР №906762, B61G 9/04, 1980), содержащий корпус, в котором размещены нажимной конус, фрикционные клинья, расположенные в контакте с поджатой пружинами опорой; пружинный комплект, подвижные фрикционные пластины и неподвижные фрикционные пластины с разгружающими выступами, между которыми закреплены металлокерамические износоустойчивые элементы.

Недостатком этого амортизатора в 2000-х годах стала недостаточной его энергоемкость для аппаратов широкого класса вагонов класса Т1 из-за использования ограниченного пружинного комплекта.

Наиболее близким по технической сущности к заявленному изобретению является фрикционно - полимерный амортизатор (патент RU №2128301 С1, 27.03.1999), обозначенный в технических документах - ПМКП-110, содержащий корпус в виде стакана, в котором размещены нажимной усеченный конус, фрикционные клинья с опорной плитой, подвижные и неподвижные пластины с износоустойчивыми металлокерамическими элементами, а вместо пружин используется подпорное устройство в виде пакета упругих элементов из полимера (термоэластопласта), разделенных между собой пластинками. Пакет полимерных элементов расположен совместно с опорной плитой и клиньями между нажимным конусом и днищем корпуса и стянут болтом через имеющиеся в элементах центральные отверстия. Эта конструкция широко распространилась на вагоностроительных заводах.

Развитие подвижного состава железнодорожного транспорта потребовало дальнейшего повышения энергоемкости поглощающих аппаратов при ограниченных затратах. Так, ГОСТ 32915-2014, требует аппаратов Т1 должны иметь номинальную энергоемкость при силе 2 МН не менее 70 кДж, а максимальную энергоемкость 3 МН - не менее 90 кДж.

Целью данного изобретения является создание поглощающего аппарата, обладающего повышенными силовыми характеристиками, высокими показателями энергоемкости и надежности, а также выдерживающего испытания при нормативных температурах по пп. А1-A3 ГОСТ 32913-2014.

Указанная цель достигается во фрикционно-полимерном амортизаторе удара, в котором используется более мощный полимерный комплект, энергоемкость и максимальная сила сжатия которого существенно возросла. Этим достигается поглощающий аппарат класса Т2 с ходом 120 мм, который может использоваться на более широких типах вагонов и цистерн.

В таком поглощающем аппарате размещены нажимной конус и клинья с новыми параметрами, опорной плитой с вырезами, что позволило на торце конуса установить выступы, которые удерживают зацепы нажимного конуса после сборки аппарата; исключить цилиндрический выступ на дне корпуса, а центрирующий стержень используется без резьбы и гайки.

В этом изобретении самым важным является полимерный комплект из 5 одинаковых элементов материала типа «Durel» диаметром 145 мм и толщиной -97 мм. Между элементами используются круглые пластинки.

Рассмотрим два решения в связи с полимерным элементом.

1. Центрирующий стержень диаметра 30 мм и отверстие в полимерном элементе такого же диаметра. (Фиг. 1).

Рассмотрим элемент в трех состояниях (I - III): I - это элемент без нагрузок, II - элемент находится в собранном аппарате; III - элемент находится после выполнения хода аппарата, в данном случае х=120 мм. В этих состояниях фиксировались три различия формы элемента: в состоянии I - 1, при II - 2, III - 3.

Отсюда следующие выводы по третьему состоянию:

а) полимерный элемент 3 увеличился до диаметра 188 мм, от этого будет мешать остальным деталям аппарата;

б) связь полимерного элемента с центрирующим стержнем по мере сжатия уменьшается; после третьего состояния кривая 3 приближается к аварийному.

2. Предлагая центрирующий стержень тоже диаметра 30 мм, но отверстие в полимерном элементе увеличилось до диаметра 60 мм. Для этого, чтобы оси стержня и оси полимерного элемента совместились точно, к круглым пластинкам были присоединены центральные трубные вставки, у которых диаметры внутренние - 30 мм, а наружные - 60 мм. Этим исключено касание полимерных элементов с центрирующим стержнем. Сам комплект элементов передвигается с высокой точностью по оси стержня (Фиг. 2). Используя обозначения предыдущие, показаны на двух состояниях I, III. В этих состояниях показываются формы, и, наконец, связывали элемента с центрирующем стержнем.

Отсюда следующие выводы по этому полимерному элементу по третьему состоянию:

а) полимерный элемент 3 достиг диаметра 170 мм, что близко к круглой пластинке и не мешает остальным деталям аппарата;

б) полимерный элемент по мере сжатия сближается к центрирующему стержню, но контакта нет; состояние его вполне удовлетворительное.

Сам комплект элементов должен передвигаться с высокой точностью по линии стержня; это тоже повысило его устойчивость, а также и прочность, и выносливость.

Сравнение заявления изобретения с прототипом позволило установить ряд характерных отличительных признаков. Следовательно, данное техническое решение соответствует критерию «новизна».

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображен общий вид фрикционно-полимерного амортизатора удара в двух проекциях (Фиг. 3).

Фрикционно-полимерный амортизатор удара содержит полый четырехгранный корпус 1, в котором расположены подвижные фрикционные пластины 2, нажимной конус 3 с зацепом 4, фрикционные клинья 5, контактирующие с опорной плитой 6 и неподвижными 7 с износоустойчивыми металлокерамическими элементами 8. Опорная плита 6 опирается на комплект полимерных элементов 9, разделенных между собой пластинками 10 и центральными трубными вставками 12, сквозь комплект полимеров центральным стержнем 11, головка которого 14 опирается на днище корпуса и установлена специальная шайба 14, чтобы полимерный элемент не имел контакт со стержнем.

При сборке аппарата зацеп нажимного конуса удерживается выступом 13 на торце корпуса 1.

Фрикционный амортизатор работает следующим образом. Под действием сжимающей внешней нагрузки и подпорного усилия со стороны упругого комплекта 9 фрикционные клинья 5 создают давление на основных поверхностях трения (поверхностях контакта подвижных 2 и неподвижных 7, фрикционных пластин 3 и корпуса 1). После удара фрикционные клинья 5 и фрикционные подвижные пластины 2 выталкиваются в первоначальное положение подпорным комплектом полимерных элементов 9.

Похожие патенты RU2674215C1

название год авторы номер документа
ФРИКЦИОННЫЙ ПОГЛОЩАЮЩИЙ АППАРАТ 2017
  • Болдырев Алексей Петрович
  • Боровикова Светлана Владимировна
  • Гуров Александр Михайлович
  • Ионов Владимир Валерьевич
  • Кеглин Борис Григорьевич
  • Париж Юлия Борисовна
  • Ступин Дмитрий Алексеевич
  • Харыбин Игорь Алексеевич
  • Шлюшенков Анатолий Петрович
RU2641573C1
ФРИКЦИОННЫЙ АМОРТИЗАТОР 1998
  • Кеглин Б.Г.
  • Болдырев А.П.
  • Харитонов А.Т.
  • Ступин Д.А.
  • Иванов А.В.
  • Ульянов О.А.
  • Прилепо Т.Н.
  • Сухов А.М.
  • Синельников Я.М.
RU2128301C1
ФРИКЦИОННЫЙ ПОГЛОЩАЮЩИЙ АППАРАТ 2017
  • Болдырев Алексей Петрович
  • Боровикова Светлана Владимировна
  • Гуров Александр Михайлович
  • Ионов Владимир Валерьевич
  • Кеглин Борис Григорьевич
  • Париж Юлия Борисовна
  • Ступин Дмитрий Алексеевич
  • Харыбин Игорь Алексеевич
  • Шлюшенков Анатолий Петрович
RU2658970C1
ФРИКЦИОННЫЙ ПОГЛОЩАЮЩИЙ АППАРАТ 2017
  • Болдырев Алексей Петрович
  • Боровикова Светлана Владимировна
  • Гуров Александр Михайлович
  • Ионов Владимир Валерьевич
  • Кеглин Борис Григорьевич
  • Париж Юлия Борисовна
  • Ступин Дмитрий Алексеевич
  • Харыбин Игорь Алексеевич
  • Шлюшенков Анатолий Петрович
RU2654173C1
ФРИКЦИОННЫЙ ПОГЛОЩАЮЩИЙ АППАРАТ АВТОСЦЕПКИ 2002
  • Кеглин Б.Г.
  • Болдырев А.П.
  • Шлюшенков А.П.
  • Прилепо Т.Н.
  • Игнатенко Ю.В.
  • Ступин Д.А.
  • Иванов А.В.
RU2198809C1
ФРИКЦИОННЫЙ ПОГЛОЩАЮЩИЙ АППАРАТ 2017
  • Болдырев Алексей Петрович
  • Боровикова Светлана Владимировна
  • Гуров Александр Михайлович
  • Ионов Владимир Валерьевич
  • Кеглин Борис Григорьевич
  • Париж Юлия Борисовна
  • Ступин Дмитрий Алексеевич
  • Харыбин Игорь Алексеевич
  • Шлюшенков Анатолий Петрович
RU2659366C1
ФРИКЦИОННО-ПОЛИМЕРНЫЙ ПОГЛОЩАЮЩИЙ АППАРАТ АВТОСЦЕПКИ 2011
  • Кеглин Борис Григорьевич
  • Васильев Алексей Сергеевич
  • Алдюхов Владимир Александрович
  • Болдырев Алексей Петрович
  • Гуров Александр Михайлович
  • Шлюшенков Анатолий Петрович
RU2486090C1
ФРИКЦИОННО-ПОЛИМЕРНЫЙ АМОРТИЗАТОР УДАРА 2013
  • Жиров Павел Дмитриевич
  • Болдырев Алексей Петрович
RU2549426C2
ФРИКЦИОННЫЙ ПОГЛОЩАЮЩИЙ АППАРАТ 2017
  • Болдырев Алексей Петрович
  • Боровикова Светлана Владимировна
  • Гуров Александр Михайлович
  • Ионов Владимир Валерьевич
  • Кеглин Борис Григорьевич
  • Париж Юлия Борисовна
  • Ступин Дмитрий Алексеевич
  • Харыбин Игорь Алексеевич
  • Шлюшенков Анатолий Петрович
RU2641958C1
ПОГЛОЩАЮЩИЙ АППАРАТ 2014
  • Болдырев Алексей Петрович
  • Боровикова Светлана Владимировна
  • Гуров Александр Михайлович
  • Ионов Владимир Валерьевич
  • Кеглин Борис Григорьевич
  • Париж Юлия Борисовна
  • Ступин Дмитрий Алексеевич
  • Харыбин Игорь Алексеевич
  • Шлюшенков Анатолий Петрович
RU2578705C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 674 215 C1

Реферат патента 2018 года ФРИКЦИОННО-ПОЛИМЕРНЫЙ АМОРТИЗАТОР УДАРА

Устройство относится к области гасителей удара железнодорожного подвижного состава. Фрикционно-полимерный амортизатор содержит корпус, нажимной конус, фрикционные клинья и комплект упругих элементов. Фрикционные клинья оборудованы износостойкими накладками. Опорная плита контактирует с комплектом упругих элементов. Комплект упругих элементов состоит из пяти одинаковых элементов, разделенных между собой пластинами и центральными трубными вставками. Упругие элементы выполнены из материала типа «Durel». Достигается повышение силовых характеристик фрикционно-полимерного аппарата. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 674 215 C1

1. Фрикционный амортизатор удара для автосцепного устройства железнодорожных транспортных средств, содержащий корпус, в котором размещены нажимной конус с зацепами, фрикционные клинья, подвижные и неподвижные фрикционные пластины с износостойкими элементами, отличающийся тем, что комплект упругих элементов состоит из пяти одинаковых элементов, изготовленных из материала типа «Durel».

2. Фрикционный амортизатор удара по п.1, отличающийся тем, что полимерные упругие элементы соединены друг с другом посредством круглых пластинок, в центре которых установлены втулки, исключающие касание полимерных элементов с центральным стержнем.

3. Фрикционный амортизатор удара по пп.1 или 2, отличающийся тем, что на дне корпуса установлена шайба, предотвращающая контакт упругого элемента с центральным стержнем.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2674215C1

ФРИКЦИОННЫЙ АМОРТИЗАТОР 1998
  • Кеглин Б.Г.
  • Болдырев А.П.
  • Харитонов А.Т.
  • Ступин Д.А.
  • Иванов А.В.
  • Ульянов О.А.
  • Прилепо Т.Н.
  • Сухов А.М.
  • Синельников Я.М.
RU2128301C1
ПОГЛОЩАЮЩИЙ АППАРАТ 2010
  • Бубнов Валерий Михайлович
  • Тусиков Евгений Кондратьевич
  • Тусикова Валентина Андреевна
  • Кривченков Алексей Владимирович
  • Никитченко Андрей Андреевич
  • Харыбин Игорь Алексеевич
  • Шпади Дмитрий Владимирович
  • Авдейчик Сергей Валентинович
  • Белецкий Станислав Владиславович
RU2473440C2
ШТАМПОВАЯ СТАЛЬ 0
SU177076A1
ФРИКЦИОННО-ПОЛИМЕРНЫЙ АМОРТИЗАТОР УДАРА 2013
  • Жиров Павел Дмитриевич
  • Болдырев Алексей Петрович
RU2549426C2
CN 101715402 A, 26.05.2010.

RU 2 674 215 C1

Авторы

Кеглин Борис Григорьевич

Болдырев Алексей Петрович

Париж Юлия Борисовна

Ионов Владимир Валерьевич

Жиров Павел Дмитриевич

Евтюхов Игорь Николаевич

Алдюхов Владимир Александрович

Харыбин Игорь Алексеевич

Ступин Дмитрий Алексеевич

Степанов Александр Николаевич

Даты

2018-12-05Публикация

2017-09-12Подача