Изобретение относится преимущественно к железнодорожному транспорту и касается фрикционных поглощающих аппаратов железнодорожных транспортных средств.
Известен фрикционный амортизатор [1], содержащий полый корпус, в котором размещены нажимной клин, фрикционные клинья, контактирующие с поджатой пружинами опорой, подвижные и неподвижные фрикционные пластины, снабженные износоустойчивыми металлокерамическими элементами, и пружинный комплект.
Недостатком этого аппарата является пониженная надежность и долговечность, обусловленная скалыванием и обмятием кромок металлокерамических элементов.
Наиболее близким по технической сущности к заявляемому изобретению является фрикционный амортизатор [2], содержащий корпус, в котором размещены нажимной клин, фрикционные клинья, расположенные в контакте с поджатой пружинами опорой, пружинный комплект, подвижные фрикционные пластины и неподвижные фрикционные пластины с разгружающими выступами, между которыми закреплены износоустойчивые металлокерамические элементы.
Недостатком этого амортизатора является пониженная эффективность, обусловленная нестабильностью силовой характеристики амортизатора, проявляющейся в форме скачкообразного характера изменения силы при ударном сжатии и связанной с фрикционными автоколебаниями при скольжении, этому способствуют и большие углы наклона поверхностей нажимного клина α (см. чертеж), которые необходимо задавать при использовании малоэнергоемкого пружинного комплекса.
Целью изобретения является повышение эффективности работы амортизатора за счет повышения стабильности его силовых характеристик путем устранения фрикционных автоколебаний и, соответственно, скачкообразного характера изменения силы при ударном сжатии.
Указанная цель достигается во фрикционном амортизаторе, содержащем корпус, в котором размещены нажимной клин, фрикционные клинья, расположенные в контакте с опорной плитой, опирающейся на упругий массив, подвижные фрикционные пластины и неподвижные фрикционные пластины с износоустойчивыми металлокерамическими элементами. Новым в заявляемом изобретении является выполнение упругого массива в виде нескольких последовательно расположенных упругих блоков, разделенных между собой центрирующими чашеобразными металлическими пластинами, что способствует самоустановке блоков. Каждый из упругих блоков состоит стоит из одного или нескольких осесимметричных эластомерно-металлических элементов с криволинейной боковой поверхностью. Боковая поверхность элементов несимметрична относительно срединной плоскости элемента, что позволяет значительно повысить относительные деформации упругого элемента (до 0,5 - 0,6) и обеспечить благодаря этому необходимое начальное сжатие упругого массива и значительный рабочий ход амортизатора.
В качестве эластомера возможно использовать резину, полиуретан или другие полимеры. Для обеспечения продольной устойчивости упругого массива корпус амортизатора снабжен продольными центрирующими ребрами. Применение во фрикционном амортизаторе упругого массива, состоящего из эластомерных упругих блоков, повышает стабильность и эффективность его работы, во-первых, за счет деформирования эластомером фрикционных автоколебаний, и во-вторых, за счет повышения в 2 - 3 раза величины подпорного усилия, что позволяет снизить угол расклинивания α.
На чертеже изображен общий вид фрикционного амортизатора.
Фрикционный амортизатор содержит полый корпус 1, в котором расположен нажимной клин 2, фрикционные клинья 3, контактирующие с опорной плитой 4, подвижные фрикционные пластины 5, неподвижные фрикционные пластины 6 с износоустойчивыми металлокерамическими элементами 7. Плита 4 опирается на комплект упругих блоков 8, разделенных между собой центрирующими чашеобразными пластинами 9, скользящими по выполненным в корпусе продольным центрирующим ребрам 10.
Фрикционный амортизатор работает следующим образом. Под действием сжимающей нагрузки и подпорного усилия со стороны упругого комплекта 8 фрикционные клинья 3 создают давление на основных поверхностях трения (поверхностях контакта подвижных 5 и неподвижных 6 фрикционных пластин и корпуса 1) и происходит процесс ударного сжатия амортизатора.
Список литературы
1. А.с. СССР N 198382, B 61 G 9/04, 1966.
2. А.с. СССР, N 906762, B 61 G 9/04, 1980.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ФРИКЦИОННЫЙ ПОГЛОЩАЮЩИЙ АППАРАТ | 2017 |
|
RU2658970C1 |
ФРИКЦИОННЫЙ ПОГЛОЩАЮЩИЙ АППАРАТ АВТОСЦЕПКИ | 2002 |
|
RU2198809C1 |
ФРИКЦИОННЫЙ ПОГЛОЩАЮЩИЙ АППАРАТ | 2017 |
|
RU2641573C1 |
ФРИКЦИОННО-ПОЛИМЕРНЫЙ АМОРТИЗАТОР УДАРА | 2017 |
|
RU2674215C1 |
ФРИКЦИОННЫЙ ПОГЛОЩАЮЩИЙ АППАРАТ | 2017 |
|
RU2659366C1 |
ФРИКЦИОННО-ПОЛИМЕРНЫЙ ПОГЛОЩАЮЩИЙ АППАРАТ АВТОСЦЕПКИ | 2011 |
|
RU2486090C1 |
ФРИКЦИОННО-ПОЛИМЕРНЫЙ АМОРТИЗАТОР УДАРА | 2013 |
|
RU2549426C2 |
ФРИКЦИОННЫЙ ПОГЛОЩАЮЩИЙ АППАРАТ | 2017 |
|
RU2654173C1 |
ЦЕЛЬНОМЕТАЛЛИЧЕСКИЙ ФРИКЦИОННЫЙ АМОРТИЗАТОР ДЛЯ АВТОСЦЕПНОГО УСТРОЙСТВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 2008 |
|
RU2388948C1 |
ФРИКЦИОННЫЙ ПОГЛОЩАЮЩИЙ АППАРАТ | 2017 |
|
RU2641958C1 |
Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается фрикционных поглощающих аппаратов автосцепного устройства. Поглощающий аппарат состоит из корпуса, в котором размещены нажимной клин, фрикционные клинья. Фрикционные клинья расположены в контакте с опорной плитой, опирающейся на упругий полимерный массив, состоящий из нескольких последовательно расположенных самоустанавливающихся упругих блоков. Упругие блоки разделены между собой центрирующими чашеобразными металлическими пластинами, скользящими по выполненным в корпусе продольным центрирующим ребрам. Изобретение повышает эффективность работы амортизатора. 1 ил.
Фрикционный амортизатор для автосцепного устройства железнодорожных транспортных средств, содержащий корпус, в котором размещены нажимной клин, фрикционные клинья, расположенные в контакте с поджатой упругим массивом опорой, подвижные фрикционные пластины и неподвижные фрикционные пластины с износоустойчивыми элементами, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности работы, упругий массив выполнен в виде комплекта самоустанавливающихся упругих блоков, состоящих из нескольких осесимметричных эластомерно-металлических элементов с криволинейной боковой поверхностью, несимметричной относительно их срединной плоскости, разделенных центрирующими чашеобразными металлическими пластинами, скользящими по выполненным в корпусе продольным центрирующим ребрам.
Фрикционный амортизатор | 1980 |
|
SU906762A1 |
ФРИКЦИОННЫЙ АМОРТИЗАТОР | 0 |
|
SU198382A1 |
Поглощающий аппарат автосцепки железнодорожного транспортного средства | 1984 |
|
SU1234257A1 |
Поглощающий аппарат автосцепки железнодорожного транспортного средства | 1985 |
|
SU1341088A1 |
Поглощающий аппарат автосцепного устройства | 1986 |
|
SU1369966A1 |
Поглощающий аппарат автосцепного устройства рельсового транспортного средства | 1989 |
|
SU1752620A2 |
Авторы
Даты
1999-03-27—Публикация
1998-06-02—Подача