Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно, к конструкции роторов осевых газовых турбин газотурбинных двигателей.
Известно устройство ротора осевой газовой турбины, содержащее диск с установленными на нем охлаждаемыми рабочими лопатками и прикрепленный к нему штифтами покрывной диск, образующий каналы подвода охлаждающего воздуха к хвостовой части лопаток (см. патент №2530 961 класса F01D 5/08, опубл. в 2014 г.
Недостатком указанного устройства является сложность изготовления, сборки и демонтажа подобных соединений. Указанное приводит к частому производственному браку. Недостатком также является возникновение трещин в зоне отверстий в дисках под установку штифтов из-за разности температурных и динамических напряжений в дисках.
Задачей изобретения является снижение напряжений в месте крепления покрывного диска.
Указанная задача решается тем, что в известном роторе осевой турбины, содержащем диск с установленными на нем охлаждаемыми рабочими лопатками и прикрепленный к нему штифтами покрывной диск, образующий каналы подвода охлаждающего воздуха к хвостовой части лопаток, согласно изобретению, оба диска снабжены кольцевыми фланцами для крепления штифтов, установленными с радиальным зазором относительно друг друга, а в месте размещения каждого штифта установлена скоба, один конец которой размещен в зазоре, а другой - со стороны шляпки штифта. При этом штифты установлены под острым углом к продольной оси диска. При этом в кольцевых фланцах обоих дисков выполнены пазы, размещенные между штифтами и сопряженные друг с другом.
Такое исполнение устройства позволяет значительно уменьшить напряжения в дисках, возникающие в зоне осевых отверстий в дисках во время работы двигателя. Кроме того, значительно упрощается изготовление и сборка устройства.
На фиг. 1 показан продольный разрез ротора осевой газовой турбины;
на фиг. 2 - сечение Α-A по пазам в кольцевых фланцах дисков.
Ротор осевой газовой турбины содержит диск 1, установленные на нем рабочие лопатки 2 и прикрепленный к нему штифтами 3 покрывной диск 4, образующий каналы подвода воздуха 5 к хвостовой части 6 рабочих лопаток 2. Диск 1 и покрывной диск 2 снабжены кольцевыми фланцами 7 и 8 соответственно для крепления штифтов 3, установленных с радиальным зазором 9 относительно друг друга. В месте размещения каждого штифта 3 установлена скоба 10, один конец которой размещен в зазоре 9, а другой - со стороны шляпки штифта 3.
Штифты 3 установлены под острым углом к продольной оси основного диска 1.
В кольцевых фланцах дисков 7 и 8 выполнены пазы 11, расположенные между штифтами 3 и совмещенные друг с другом.
Устройство работает следующим образом. При вращении ротора осевой газовой турбины штифты 3 удерживают покрывной диск 4 от проворота относительно основного диска 1. Скобы 10 удерживают штифты 3 от выпадания из фланцев 7 и 8. Каналы в покрывном диске 4 обеспечивают подвод охлаждающего воздуха к рабочим лопаткам 2.
Благодаря наличию штифтов 3 и скоб 9, закрепленных на фланцах дисков 6 и 7, имеется возможность исключить сложные в изготовлении соединения байонетного типа и осевые отверстия в несущем полотне дисков.
Осуществление изобретения позволит повысить надежность ротора осевой газовой турбины и увеличить технологичность его изготовления.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РОТОР ТУРБОКОМПРЕССОРА | 2023 |
|
RU2810101C1 |
РОТОР ОСЕВОЙ ГАЗОВОЙ ТУРБИНЫ | 2013 |
|
RU2530961C1 |
РОТОР ОСЕВОЙ ГАЗОВОЙ ТУРБИНЫ | 2013 |
|
RU2529271C1 |
РОТОР ОСЕВОЙ ГАЗОВОЙ ТУРБИНЫ | 2017 |
|
RU2647265C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОХЛАЖДЕНИЯ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ГАЗОВОЙ ТУРБИНЫ | 2000 |
|
RU2183747C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОХЛАЖДЕНИЯ РОТОРА ГАЗОВОЙ ТУРБИНЫ | 2010 |
|
RU2443869C2 |
Охлаждаемая турбина высокого давления | 2016 |
|
RU2623622C1 |
ГАЗОГЕНЕРАТОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2016 |
|
RU2634981C2 |
ГАЗОГЕНЕРАТОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2015 |
|
RU2602029C1 |
РОТОР ГАЗОВОЙ ТУРБИНЫ | 2008 |
|
RU2378517C1 |
Ротор осевой газовой турбины содержит диск с охлаждаемыми рабочими лопатками и штифтами, покрывной диск, образующий каналы подвода охлаждающего воздуха к хвостовой части лопаток, оба диска снабжены кольцевыми фланцами для крепления штифтов, установленными с радиальным зазором относительно друг друга, а в месте размещения каждого штифта установлена скоба, один конец которой размещен в зазоре, а другой - со стороны шляпки штифта. Штифты установлены под острым углом к продольной оси диска, а в кольцевых фланцах обоих дисков выполнены пазы, размещенные между штифтами и сопряженные друг с другом. Технический результат: уменьшение напряжения в дисках, возникающего в зоне осевых отверстий в дисках во время работы двигателя, и повышение надежности работы осевой турбины, упрощение ее изготовления и сборки. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
1. Ротор осевой газовой турбины, содержащий диск с установленными на нем охлаждаемыми рабочими лопатками и прикрепленный к нему штифтами покрывной диск, образующий каналы подвода охлаждающего воздуха к хвостовой части лопаток, отличающийся тем, что оба диска снабжены кольцевыми фланцами для крепления штифтов, установленными с радиальным зазором относительно друг друга, а в месте размещения каждого штифта установлена скоба, один конец которой размещен в зазоре, а другой - со стороны шляпки штифта.
2. Ротор осевой газовой турбины по п. 1, отличающийся тем, что штифты установлены под острым углом к продольной оси диска.
3. Ротор осевой газовой турбины по п. 1, отличающийся тем, что в кольцевых фланцах обоих дисков выполнены пазы, размещенные между штифтами и сопряженные друг с другом.
РОТОР ОСЕВОЙ ГАЗОВОЙ ТУРБИНЫ | 2013 |
|
RU2530961C1 |
РОТОР ОСЕВОЙ ГАЗОВОЙ ТУРБИНЫ | 2013 |
|
RU2529271C1 |
РОТОР ГАЗОВОЙ ТУРБИНЫ | 2008 |
|
RU2378517C1 |
Авторы
Даты
2018-12-13—Публикация
2016-03-02—Подача