РОТОР ОСЕВОЙ ГАЗОВОЙ ТУРБИНЫ Российский патент 2014 года по МПК F01D5/08 

Описание патента на изобретение RU2530961C1

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения и может быть использовано преимущественно в турбомашинах, на роторе которых закрепляются лопатки и средства для охлаждения и устранения деформаций и вибраций.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является ротор газовой турбины, содержащий диск ротора, охлаждаемые рабочие лопатки, расположенные на диске, покрывной диск, установленный на диске ротора с образованием кольцевой полости, соединенной каналами в диске с каналами в основании хвостовой части каждой лопатки, закрепленный байонетным соединением и штифтами /RU 2378517 C1, МПК F01D 5/08, опубликовано 10.01.2010 г./

Недостатком известной конструкции является ее низкая надежность из-за повышенных напряжений обода диска от центробежных сил покрывного диска по причине удаленного расположения штифтов от байонетного соединения и повышенные потери воздуха по причине наличия окон в покрывном диске.

Задача изобретения - повышение надежности ротора и снижение потерь при подводе охлаждающего воздуха к рабочим лопаткам.

Технический результат заявленного изобретения - улучшение охлаждения рабочих лопаток, повышение надежности ротора турбины, повышение ресурса газотурбинного двигателя.

Ожидаемый технический результат достигается тем, что известный ротор осевой газовой турбины, содержащий диск ротора, охлаждаемые рабочие лопатки, расположенные на диске, покрывной диск, установленный на диске ротора с образованием кольцевой полости, соединенной каналами в диске с каналами в основании хвостовой части каждой лопатки и закрепленный байонетным соединением и штифтами, по предложению, снабжен, по меньшей мере, тремя выступами с пазами, выполненными над байонетными соединениями, каждое из которых образовано зацепами диска ротора и зацепами покрывного диска, а в покрывном диске выполнено не менее трех отверстий, сопрягаемых с пазами, причем штифты жестко закреплены в отверстиях покрывного диска и установлены в пазы диска ротора с радиальным зазором, при этом каждый зацеп покрывного диска установлен по радиусу на расстоянии, равном 1,4-1,8 внутреннего радиуса ступицы покрывного диска.

Для фиксации покрывного диска в окружном направлении использованы штифтовые соединения, выполненные на байонетных зацепах диска, в виде выступов с радиальными пазами, отверстий в покровном диске и штифтов, установленных в отверстие и паз. Штифты жестко закреплены в отверстиях покрывного диска (например, кернением), что обеспечивает герметичность соединения штифта с диском, а в радиальных пазах штифты установлены с зазором, обеспечивающим его перемещение в радиальных направлениях, что препятствует взаимным температурным деформациям диска турбины и покрывного диска. Расположение штифтовых соединений на байонетных зацепах диска не подгружает обод диска при вращении. Расположение входов охлаждающих каналов для воздуха на покрывном диске в месте размещения зацепа байонета на роторе на расстоянии, выбранном из условия подвода воздуха с меньшими потерями по закону постоянной циркуляции, с внутренним радиусом, равным 1,4-1,8 внутреннего радиуса ступицы покрывного диска, позволяет уменьшить потери охлаждающего воздуха.

На фиг.1 показан продольный разрез ротора турбины.

На фиг.2 показано расположение паза в выступах диска и положение штифта (вид А).

Ротор турбины содержит: диск 1 ротора (с зацепами 2), выступы 3 с пазами 4, покрывной диск 5 с зацепами 6 и отверстиями 7, в которые установлены штифты 8, охлаждаемые рабочие лопатки 9, расположенные на диске 1 ротора, замки 10. Покрывной диск 5 установлен на диске 1 ротора с образованием кольцевой полости, соединяющей каналы в диске с каналами в основании хвостовой части каждой лопатки 9, при этом покрывной диск 5 закреплен байонетными соединениями (каждое из которых образованно зацепом 2 диска 1 ротора и зацепом 6 покрывного диска 5) и штифтами 8.

Выступы 3 с радиальными пазами 4, отверстия 7 в покровном диске 5, штифты 8, установленные в отверстия 7, и пазы 4 образуют штифтовые соединения, расположенные на байонетных зацепах. Штифты 8 жестко закреплены в отверстиях 7 покрывного диска 5, при этом штифты 8 установлены в радиальных пазах 4 с зазором, обеспечивающим перемещение диска 5 в радиальных направлениях.

Входы охлаждающих каналов для воздуха на покрывном диске 5 расположены в месте размещения байонетного соединения. При этом для уменьшения потерь охлаждающего воздуха зацепы 6 расположены таким образом, чтобы внутренний радиус R2 был равен 1,4-1,8 внутреннего радиуса R1 ступицы покрывного диска 5.

При работе покрывной диск 5 зафиксирован штифтами 8 в пазах 4 диска 1 от возможного перемещения в окружном направлении. Кроме того, покрывной диск 5 свободно перемещается в радиальном направлении относительно диска 1, так как между штифтами 8 и диском 1 выполнены зазоры. При этом не нагружается обод диска 1. А расположение зацепов 6 покрывного диска с радиусом R2 уменьшает потери охлаждающего воздуха.

Заявленная конструкция ротора турбины обеспечивает повышенную надежность ротора и уменьшение потерь охлаждаемого воздуха. Применение изобретения позволяет улучшить охлаждение рабочих лопаток, повысить надежность ротора турбины и повысить ресурс газотурбинного двигателя в целом.

Похожие патенты RU2530961C1

название год авторы номер документа
РОТОР ТУРБОКОМПРЕССОРА 2023
  • Елтаренко Анатолий Александрович
  • Кузнецов Кирилл Сергеевич
  • Илюшин Михаил Юрьевич
RU2810101C1
РОТОР ОСЕВОЙ ГАЗОВОЙ ТУРБИНЫ 2013
  • Абашкин Сергей Борисович
  • Колотова Елена Александровна
RU2529271C1
РОТОР ОСЕВОЙ ГАЗОВОЙ ТУРБИНЫ 2017
  • Рыков Егор Алексеевич
  • Кононов Николай Александрович
  • Мартынова Анна Александровна
RU2647265C1
РОТОР ОСЕВОЙ ГАЗОВОЙ ТУРБИНЫ 2016
  • Рыков Егор Алексеевич
RU2674852C2
ТУРБИНА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2002
  • Фадеев С.И.
  • Кузнецов В.А.
  • Язев В.М.
RU2226609C2
Охлаждаемая турбина высокого давления 2016
  • Зыкунов Юрий Иосифович
  • Канахин Юрий Александрович
  • Максимов Вадим Васильевич
  • Стародумова Ирина Михайловна
RU2623622C1
РОТОР ГАЗОВОЙ ТУРБИНЫ 2008
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
RU2378517C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОХЛАЖДЕНИЯ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ГАЗОВОЙ ТУРБИНЫ 2000
  • Беляев В.Е.
  • Иванов А.Г.
  • Попель Н.А.
RU2183747C1
РОТОР ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОЙ ГАЗОВОЙ ТУРБИНЫ 2001
  • Иванов В.В.
  • Толмачев В.А.
  • Кузнецов В.А.
RU2200235C2
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2002
  • Иванов В.В.
  • Кузнецов В.А.
  • Трубников В.А.
RU2224893C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 530 961 C1

Реферат патента 2014 года РОТОР ОСЕВОЙ ГАЗОВОЙ ТУРБИНЫ

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения и может быть использовано преимущественно в турбомашинах, на роторе которых закрепляются лопатки и средства для охлаждения и устранения деформаций и вибраций. Ротор осевой газовой турбины содержит диск ротора, охлаждаемые рабочие лопатки, расположенные на диске, и покрывной диск. Покрывной диск установлен на диске ротора с образованием кольцевой полости и закреплен байонетными соединениями и штифтами. Кольцевая полость соединена каналами в диске с каналами в основании хвостовой части каждой лопатки. Ротор снабжен также, по меньшей мере, тремя выступами с пазами, выполненными над байонетными соединениями. Байонетные соединения образованы зацепами диска ротора и зацепами покрывного диска. В покрывном диске выполнено не менее трех отверстий, сопрягаемых с пазами. Штифты жестко закреплены в отверстиях покрывного диска и установлены в пазы диска ротора с радиальным зазором. Каждый зацеп покрывного диска установлен по радиусу на расстоянии, равном 1,4-1,8 внутреннего радиуса ступицы покрывного диска. Изобретение позволяет улучшить охлаждение рабочих лопаток, повысить надежность ротора турбины и повысить ресурс газотурбинного двигателя. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 530 961 C1

Ротор осевой газовой турбины, содержащий диск ротора, охлаждаемые рабочие лопатки, расположенные на диске, покрывной диск, установленный на диске ротора с образованием кольцевой полости, соединенной каналами в диске с каналами в основании хвостовой части каждой лопатки и закрепленный байонетными соединениями и штифтами, отличающийся тем, что ротор снабжен, по меньшей мере, тремя выступами с пазами, выполненными над байонетными соединениями, каждое из которых образовано зацепами диска ротора и зацепами покрывного диска, а в покрывном диске выполнено не менее трех отверстий, сопрягаемых с пазами, причем штифты жестко закреплены в отверстиях покрывного диска и установлены в пазы диска ротора с радиальным зазором, при этом каждый зацеп покрывного диска установлен по радиусу на расстоянии, равном 1,4-1,8 внутреннего радиуса ступицы покрывного диска.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2530961C1

ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ УГЛА ПОВОРОТА ВАЛА В КОД 2008
  • Щелинский Владимир Валентинович
  • Константиниди Виктор Константинович
RU2375817C1
РОТОР ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОЙ ГАЗОВОЙ ТУРБИНЫ 2001
  • Иванов В.В.
  • Кузнецов В.А.
RU2194864C2
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2001
  • Иванов В.В.
  • Кузнецов В.А.
  • Толмачев В.А.
  • Трубников В.А.
RU2207438C2
US 4086757 A, 02.05.01978
Способ крашения тканей 1922
  • Костин И.Д.
SU62A1
Рабочее колесо газовой турбины 1990
  • Юрин Анатолий Владимирович
  • Арянин Борис Викторович
  • Арянина Ольга Борисовна
SU1802173A1

RU 2 530 961 C1

Авторы

Зыкунов Юрий Иосифович

Кузьмин Максим Владимирович

Максимов Вадим Васильевич

Даты

2014-10-20Публикация

2013-09-27Подача