Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам защиты силовых установок летательных аппаратов от попадания посторонних предметов.
Известно устройство для защиты силовой установки с воздушно-реактивными двигателями от попадания посторонних предметов, содержащее поворотный защитный экран, размещенный перед входом в воздухозаборник двигателя (патент США №3168999, кл. B64D 33/02, 1965).
Известное устройство неэффективно при нахождении летательного аппарата на стоянке из-за наличия вихревого шнура на входе в воздухозаборник, способствующего попаданию посторонних предметов в его тракт, а также не известны рациональные размеры поворотного защитного экрана и его расположение от поверхности аэродрома.
Известно устройство защиты двигателя от попадания посторонних предметов, содержащее подвижную нижнюю панель, которая шарнирно соединена со штоком привода, жестко закрепленного на корпусе воздухозаборника, при этом нижняя панель выполнена с относительной длиной нижней панели с относительной шириной нижней панели имеет в кормовой части закрылок с относительной длиной закрылка нижней панели и способна к перемещению на относительную длину выдвижения нижней панели , равную от 0,6 до 0,3, при пропорциональном изменении относительной высоты расположения нижней кромки воздухозаборника от поверхности аэродрома от 0,8 до 1,25, установлена под углом α=15°-20° относительно оси передней кромки воздухозаборника, при этом закрылок нижней панели совершает колебательные движения на угол αЗ=25°-30° относительно оси передней кромки воздухозаборника с периодом колебаний Т=1,0-4,0 с, где λ - длина выдвижения нижней панели, м; - длина нижней панели, м; b - ширина нижней панели, м; с - длина закрылка нижней панели, м; H - высота расположения нижней кромки воздухозаборника от поверхности аэродрома, м; - эквивалентный диаметр входа в воздухозаборник, м; А - высота воздухозаборника, м; В - ширина воздухозаборника, м (патент RU №2491208, МПК7 B64D 33/02, заявлен 21.09.2011).
К недостаткам данного устройства следует отнести то, что из-за колебательного перемещения закрылка нижней панели относительно оси передней кромки воздухозаборника на угол αЗ=25°-30° с периодом колебаний Т=1,0-4,0 с на его законцовках образуется нестационарное вихревое течение потока, приводящее к возможности увеличения ее интенсивности и образованию вихря, который способен отклоняться в сторону воздухозаборника и может привести к срывным режимам на передних кромках воздухозаборника и, следовательно, к снижению запаса газодинамической устойчивости двигателя.
Задача предложенного изобретения - повышение эффективности бортового защитного устройства двигателя от попадания посторонних предметов на всех режимах работы на земле посредством уменьшения интенсивности вихреобразования перед воздухозаборником и щитовой защитой от попадания посторонних предметов в его тракт путем одновременного колебательного перемещения одной панельки вниз, а второй панельки вверх нижней панели в ее поперечной плоскости.
Для решения этой задачи в известном бортовом защитном устройстве двигателя от попадания посторонних предметов, содержащем подвижную нижнюю панель, расположенную в корпусе воздухозаборника, имеющую возможность возвратно-поступательного перемещения в горизонтальном направлении, установленную относительно оси передней кромки воздухозаборника под углом α=15°-25°, где нижняя панель выполнена с относительной длиной нижней панели с относительной шириной нижней панели и способной к перемещению на относительную длину выдвижения нижней панели, равную от 0,6 до 0,3, при пропорциональном изменении относительной высоты расположения нижней кромки воздухозаборника от поверхности аэродрома от 0,8 до 1,25, и, имеющем в нижней части две панельки, способных к совершению колебательных перемещений на угол α с периодами колебаний Т, отличающееся тем, что две панельки нижней панели на двух поперечных осях совершают одновременно колебательные перемещения в поперечной плоскости нижней панели с периодами колебаний Т=1,0-4,0 с - кормовая панелька вверх на угол αк=25°-30°, поперечная панелька вниз на угол αn=25°-30°, причем кормовая панелька расположена от кромки нижней панели на относительной длине поперечная панелька расположена на относительной длине , обе выполнены с относительной шириной где λ - длина выдвижения нижней панели, м; - длина нижней панели, м; b - ширина нижней панели, м; с - длина кормовой панельки нижней панели, м; k - длина поперечной панельки нижней панели м; d - ширина панелек нижней панели, м; H - высота расположения нижней кромки воздухозаборника от поверхности аэродрома, м; - эквивалентный диаметр входа в воздухозаборник, м; А - высота воздухозаборника, м; В - ширина воздухозаборника, м.
На фиг. 1 изображен общий вид описываемого бортового защитного устройства, вид сбоку; на фиг. 2 - то же, вид спереди, вид Б; на фиг. 3 - то же, вид сверху, разрез А-А.
Бортовое защитное устройство включает в себя нижнюю панель 1, снабженной ребрами жесткости 2, на которой расположены узлы 3 на ее передней и задней кромках. В узлах 3 шарнирно закреплены односторонние выпуклые профили 4 и 5, вторые концы которых закреплены шарнирно в узлах 6 на корпусе 7 воздухозаборника летательного аппарата 8, расположенного на поверхности аэродрома 9. На двух задних профилях 5 шарнирно закреплены штоки приводов 10, закрепленные жестко на корпусе 7 воздухозаборника. Приводы 10 закрыты обтекателями 11.
Нижняя панель 1 установлена под углом α=25°-30° относительно оси передней кромки воздухозаборника 7.
Нижняя панель 1 выполнена с относительной длиной нижней панели и с относительной шириной нижней панели и имеет в нижней части кормовую панельку 12 с относительной длиной и поперечную панельку 13 с относительной длиной , которые выполнены с относительной шириной и соединены соответственно с приводами 14 и 15, где - длина нижней панели, м; b - ширина нижней панели, м; с - длина кормовой панельки нижней панели, м; k - длина поперечной панельки нижней панели, м; d - ширина панелек нижней панели, м; - эквивалентный диаметр входа в воздухозаборник, м; А - высота воздухозаборника, м; В - ширина воздухозаборника, м.
Выдвижение нижней панели 1 осуществляется на относительную длину выдвижения нижней панели, равную от 0,6 до 0,3, при пропорциональном изменении относительной высоты расположения нижней кромки воздухозаборника 7 от поверхности аэродрома 9 от 0,8 до 1,25. где λ - длина выдвижения нижней панели 1, м; H - высота расположения нижней кромки воздухозаборника 7 от поверхности аэродрома 9, м.
Кормовая панелька 12 и поперечная панелька 13 способны к одновременным колебательным перемещениям в приводах 14 и 15 соответственно вверх на угол αк=25°-30° и вниз на угол αn=25°-30° относительно оси передней кромки воздухозаборника 7 с периодом колебаний Т=1,0-4,0 с.
Бортовое защитное устройство двигателя от попадания посторонних предметов работает следующим образом.
Во время запуска двигателя на газовочной стоянке системой автоматического управления летательного аппарата 8 подаются сигналы на приводы 10 на выпуск бортового защитного устройства. Штоки приводов 10 перемещаются вперед и перемещают по своим окружностям вперед профили 4 и 5 относительно своих осей в узлах 6. Одновременно с ними перемещается вперед и нижняя панель 1 в узлах 4 на угол α=25°-30° и на относительную длину выдвижения нижней панели , равную от 0,6 до 0,3, при пропорциональном изменении относительной высоты расположения нижней кромки воздухозаборника от поверхности аэродрома от 0,8 до 1,25.
Например, при расположении воздухозаборника 7 на высоте необходимо выдвигать нижнюю панель 1 на при соответственно на и т.д. Подаются сигналы на приводы 14 и 15, которые начинают перемещать соответственно кормовую панельку 12 вверх на угол αк=25°-30° и поперечную панельку 13 вниз на угол αn=25°-30°, которые одновременно совершают колебательные перемещения с периодом колебаний Т=1,0-4,0 с.
На поверхности аэродрома 9 вихревые шнуры не образуются, так как они обладают малой интенсивностью, а, следовательно, и посторонние предметы не попадают в тракт воздухозаборника 7.
При рулении летательного аппарата 8 по аэродрому 9 бортовое защитное устройство работает аналогично.
В процессе взлета летательного аппарата 8 подаются сигналы на выключение приводов 14 и 15, которые фиксируют на угле α=25°-30° кормовую 12 и поперечную 13 панельки, нижняя панель 1 перекрывает зону разлета посторонних предметов из-под колеса передней стойки шасси. В момент отрыва колеса передней стойки шасси от поверхности аэродрома 9 подаются сигналы на включения приводов 10, которые производят уборку нижней панели 1 в корпус 7 воздухозаборника.
Повторное включение бортового защитного устройства производится при посадке летательного аппарата 8 в момент касания колеса передней стойки шасси с поверхностью аэродрома 9.
Повторное выключение бортового защитного устройства из работы осуществляется при выключении двигателя летательного аппарата 8.
Применение предлагаемого изобретения позволит повысить эффективность бортового защитного устройства двигателя от попадания посторонних предметов на всех режимах работы на земле посредством уменьшения интенсивности вихреобразования перед воздухозаборником и щитовой защитой от попадания посторонних предметов в его тракт.
Изобретение относится к защите двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов. Бортовое устройство защиты двигателя от попадания посторонних предметов содержит подвижную нижнюю панель (1), расположенную в корпусе (7) воздухозаборника, и имеет две панельки (12, 13) нижней панели на двух поперечных осях, которые совершают одновременно колебательные перемещения в поперечной плоскости нижней панели с периодами колебаний Т=1,0-4,0 с - кормовая панелька (12) вверх на угол αк=25°-30°, а поперечная панелька (13) - вниз на угол αn=25°-30°. Кормовая панелька (12) расположена от кромки нижней панели (1) на относительной длине
Бортовое защитное устройство двигателя от попадания посторонних предметов, содержащее подвижную нижнюю панель, расположенную в корпусе воздухозаборника, имеющую возможность возвратно-поступательного перемещения в горизонтальном направлении, установленную относительно оси передней кромки воздухозаборника под углом α=15°-25°, где нижняя панель выполнена с относительной длиной нижней панели , с относительной шириной нижней панели , и способной к перемещению на относительную длину выдвижения нижней панели , равную от 0,6 до 0,3, при пропорциональном изменении относительной высоты расположения нижней кромки воздухозаборника от поверхности аэродрома от 0,8 до 1,25, и, имеющей в нижней части две панельки, способных к совершению колебательных перемещений на угол α с периодами колебаний Т, отличающееся тем, что две панельки нижней панели на двух поперечных осях совершают одновременно колебательные перемещения в поперечной плоскости нижней панели с периодами колебаний Т=1,0-4,0 с - кормовая панелька вверх на угол αк=25°-30°, а поперечная панелька вниз на угол αn=25°-30°, причем кормовая панелька расположена от кромки нижней панели на относительной длине , поперечная панелька расположена на относительной длине , обе выполнены с относительной шириной , где λ - длина выдвижения нижней панели, м; - длина нижней панели, м; b - ширина нижней панели, м; с - длина кормовой панельки нижней панели, м; k - длина поперечной панельки нижней панели, м; d - ширина панелек нижней панели, м; Н - высота расположения нижней кромки воздухозаборника от поверхности аэродрома, м; - эквивалентный диаметр входа в воздухозаборник, м; А - высота воздухозаборника, м; В - ширина воздухозаборника, м.
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ДВИГАТЕЛЯ ОТ ПОПАДАНИЯ ПОСТОРОННИХ ПРЕДМЕТОВ | 2011 |
|
RU2491208C2 |
ВОЗДУХОЗАБОРНИК ДВИГАТЕЛЯ САМОЛЕТА | 2002 |
|
RU2209154C1 |
US 6129309 A, 10.10.2000 | |||
САМОЛЕТ С УКОРОЧЕННОЙ ДЛИНОЙ РАЗБЕГА И ПРОБЕГА | 1993 |
|
RU2070139C1 |
Авторы
Даты
2019-01-21—Публикация
2018-01-19—Подача