Изобретение относится к транспортно-установочным агрегатам (ТУА) стартовых комплексов (СК) ракет космического назначения (РКН) и предназначено для транспортирования на стартовое сооружение СК и установки на пусковой стол стартового сооружения РКН.
Известен ближайший аналог - "Транспортно-установочный агрегат универсального стартового комплекса космического ракетного комплекса" (патент Российской Федерации №2350523, опубликовано 27.03.2009).
Недостатки известного ТУА:
1. Конструктивно-кинематическая схема компоновки на раме-стреле агрегата и на стартовом сооружении их опорно-стыковочных узлов для взаимного соединения при фиксации агрегата на стартовом сооружении перед подъемом рамы-стрелы в вертикальное положение выполнена таким образом, что горизонтальная составляющая от усилия гидроцилиндров подъема рамы-стрелы действует в направлении расстыковки (т.е. отвода агрегата от пускового стола стартового сооружения) опорно-стыковочного узла рамы-стрелы с соответствующим узлом стартового сооружения, снижая надежность этого узла и работы агрегата.
2. При совмещении опор РКН с опорами пускового стола задней опорой рамы-стрелы (поперечными перемещениями хвостовой части ракеты относительно продольной оси рамы-стрелы), в районе верхней опоры-захвата, удерживающей РКН, на РКН будет действовать изгибающий момент.
Технический результат, на достижение которого направлено предлагаемое техническое решение, является повышение надежности транспортно-установочного агрегата стартового комплекса.
Это достигается путем:
- создания конструктивно-кинематической схемы компоновки взаимных опорных узлов рамы-стрелы и стартового сооружения СК, при которой в начальный момент подъема рамы-стрелы горизонтальная составляющая от усилия гидроцилиндров подъема рамы-стрелы будет действовать в направлении стыковки рамы-стрелы с ответным узлом стартового сооружения, т.е. в направлении подвода ТУА к стартовому сооружению (к пусковому столу), повышая надежность соединения и работы поворотного узла стыка между рамой-стрелой и опорным узлом стартового сооружения;
- конструктивного исполнения установки верхней опоры-захвата на раме-стреле с помощью шарнира, предотвращающего образование изгибающего момента от опоры-захвата на корпусе РКН в процессе совмещения ее опор с опорами пускового стола нижней опорой.
Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами, где
на фиг. 1 изображен общий вид ТУА, установленного на стартовом сооружении;
на фиг. 2 - выноски 1 и 2 на фиг. 1.
ТУА состоит из:
- транспортной грузоподъемной Н-образной рамы-стрелы 1, составленной из балок прямоугольного сечения с поперечными связями между ними и установленной на железнодорожные хода 2, передвигающиеся по железнодорожному пути стартового сооружения;
- стыковочного узла 3 рамы-стрелы 1, соединяемого с ответным стыковочным шарнирным узлом 4 стартового сооружения, в результате чего образуется шарнир поворота рамы-стрелы в вертикальное положение;
- установленных на раме-стреле опор: верхней (с захватом удержания РКН) 5 на универсальном шарнире (на чертеже не показан) и нижней 6 (с возможностью подвода-отвода и поперечного ему перемещения РКН относительно рамы-стрелы) для размещения и крепления на них ракет космического назначения с последующей центровкой и установкой их на пусковой стол (на чертеже не показан) стартового сооружения. При этом, изгибающих моментов на корпусе РКН в районе захвата верхней опоры не возникает благодаря креплению верхней опоры-захвата на раме-стреле при помощи универсального шарнира;
- гидропривода с силовыми гидроцилиндрами верхней и нижней опор (на чертеже не показаны) и силовыми гидроцилиндрами 7 подъема (опускания) рамы-стрелы в вертикальное положение, шарнирно закрепленных на раме-стреле верхними узлами 8, закрепляемых в транспортное горизонтальное положение на раме-стреле (устройство крепления на чертеже не показано) и стыкуемых своими нижними стыковочными узлами 9 с кронштейнами 10 стартового сооружения перед подъемом рамы-стрелы;
- механизма доводки 11, шарнирно закрепленного на раме-стреле, для окончательного подвода ТУА к стартовому сооружению до стыковки узла 3 рамы-стрелы с узлом 4 стартового сооружения;
- устройства (например, лебедки, на чертеже не показана) для опускания с помощью троса 12 нижних стыковочных узлов 9 гидроцилиндров 7 (под тяжестью их собственного веса) из горизонтального положения в положение стыковки их с ответными узлами 10 стартового сооружения перед подъемом рамы-стрелы в вертикальное положение;
- электрооборудования (на чертеже не показано).
Работает ТУА следующим образом:
- в монтажно-испытательном корпусе выполняется укладка РКН на верхнюю и нижнюю опоры рамы-стрелы, затем следует транспортировка РКН на ТУА к пусковому столу стартового сооружения СК по железнодорожному пути;
- после прибытия ТУА к стартовому сооружению осуществляется стыкование механизмом доводки рамы-стрелы с ответными узлами стартового сооружения, опускание гидроцилиндров подъема рамы-стрелы из транспортного положении до положения стыковки их нижних силовых узлов с ответными узлами стартового сооружения, подъем гидроцилиндрами рамы-стрелы с уложенной на ее опоры РКН в вертикальное положение, установка РКН верхней и нижней опорами на пусковой стол стартового сооружения, отсоединение от РКН верхней и нижней опор; опускание рамы-стрелы в горизонтальное положение, подъем гидроцилинлров в исходное (транспортное) положение, отвод ТУА от пускового стола стартового сооружения.
Положительный эффект достигается тем, что:
- точки крепления на раме-стреле верхних узлов гидроцилиндров подъема рамы-стрелы (в проекции на виде сверху) в вертикальное положение установлены ближе к узлу поворота (шарниру стартового сооружения) рамы-стрелы, чем точки соединения нижних узлов этих гидроцилиндров (штоков) с соответствующими узлами стартового сооружения, благодаря чему в начальный момент подъема рамы-стрелы гидроцилиндры верхними узлами наклонены в сторону узла поворота рамы-стрелы, обеспечивая своим поджатием рамы-стрелы в этот узел его надежность;
- верхняя опора-захват, удерживающая РКН своими захватами, крепится к раме-стреле на универсальном шарнире, исключающем создание изгибающего момента на РКН в месте удержания ее захватами верхней опоры-захвата в процессе совмещения нижней опорой опор РКН с опорами пускового стола за счет возможности свободного поворота верхней опоры-захвата в двух взаимноперпендикулярных плоскостях (плоскости подъема РКН в вертикальное положение и перпендикулярной ей плоскости).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Транспортно-установочный агрегат стартового комплекса ракет космического назначения | 2019 |
|
RU2740719C2 |
ТРАНСПОРТНО-УСТАНОВОЧНЫЙ АГРЕГАТ УНИВЕРСАЛЬНОГО СТАРТОВОГО КОМПЛЕКСА КОСМИЧЕСКОГО РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА | 2007 |
|
RU2350523C1 |
УСТРОЙСТВО УСТАНОВОЧНО-ОБСЛУЖИВАЮЩЕЕ НАЗЕМНОГО ОБОРУДОВАНИЯ КОСМИЧЕСКИХ РАКЕТНЫХ КОМПЛЕКСОВ | 2015 |
|
RU2599083C2 |
ТРАНСПОРТНО-УСТАНОВОЧНЫЙ АГРЕГАТ СТАРТОВОГО РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА | 2011 |
|
RU2478539C2 |
ТРАНСПОРТНО-УСТАНОВОЧНЫЙ АГРЕГАТ УНИВЕРСАЛЬНОГО СТАРТОВОГО КОМПЛЕКСА РАКЕТ КОСМИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ | 2011 |
|
RU2456218C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА И УДЕРЖАНИЯ УСТАНОВЩИКА С РАКЕТОЙ-НОСИТЕЛЕМ НА ПУСКОВОМ СТОЛЕ В ВЕРТИКАЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ | 2011 |
|
RU2477247C1 |
АЭРОСТАТНЫЙ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС | 2019 |
|
RU2750558C2 |
АЭРОСТАТНЫЙ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС | 2017 |
|
RU2682893C1 |
Универсальный космический ракетный комплекс для транспортных систем высокой грузоподъемности | 2023 |
|
RU2811792C1 |
РАКЕТНЫЙ СТАРТОВЫЙ КОМПЛЕКС | 1996 |
|
RU2097675C1 |
Изобретение относится к транспортно-установочному оборудованию, а именно к транспортно-установочным агрегатам (ТУА) стартовых комплексов ракет космического назначения (РКН). ТУА содержит транспортную грузоподъемную раму-стрелу, железнодорожные тележки, верхнюю и нижнюю опоры на раме-стреле, механизм доводки и стыковки рамы-стрелы агрегата с опорно-поворотным узлом стартового сооружения, гидропривод с силовыми гидроцилиндрами подъема рамы-стрелы в вертикальное положение, устройство опускания нижних концов со штоками силовых гидроцилиндров на опорно-стыковочные узлы стартового сооружения, устройство фиксации гидроцилиндров в горизонтальном транспортном положении, электрооборудование. Точки крепления на раме-стреле верхних узлов гидроцилиндров подъема рамы-стрелы в вертикальное положение установлены ближе к узлу поворота рамы-стрелы, чем точки соединения нижних узлов этих гидроцилиндров с соответствующими узлами стартового сооружения. Верхняя опора на раме-стреле для удержания ракеты установлена с помощью универсального шарнира. Техническим результатом изобретения является уменьшение веса и повышение надежности ТУА. 2 ил.
Транспортно-установочный агрегат стартового комплекса ракет космического назначения, содержащего стартовое сооружение с пусковым столом, включающий транспортную грузоподъемную раму-стрелу, железнодорожные тележки, верхнюю и нижнюю опоры на раме-стреле, механизм доводки и стыковки рамы-стрелы агрегата с опорно-поворотным узлом стартового сооружения, гидропривод с силовыми гидроцилиндрами подъема рамы-стрелы в вертикальное положение, устройство опускания нижних концов со штоками силовых гидроцилиндров на опорно-стыковочные узлы стартового сооружения, устройство фиксации гидроцилиндров в горизонтальном транспортном положении, электрооборудование, отличающийся тем, что точки крепления на раме-стреле верхних узлов гидроцилиндров подъема рамы-стрелы в вертикальное положение установлены ближе к узлу поворота рамы-стрелы, чем точки соединения нижних узлов этих гидроцилиндров с соответствующими узлами стартового сооружения, а верхняя опора на раме-стреле для удержания ракеты установлена с помощью универсального шарнира.
ТРАНСПОРТНО-УСТАНОВОЧНЫЙ АГРЕГАТ УНИВЕРСАЛЬНОГО СТАРТОВОГО КОМПЛЕКСА КОСМИЧЕСКОГО РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА | 2007 |
|
RU2350523C1 |
ТРАНСПОРТНО-УСТАНОВОЧНЫЙ АГРЕГАТ УНИВЕРСАЛЬНОГО СТАРТОВОГО КОМПЛЕКСА РАКЕТ КОСМИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ | 2011 |
|
RU2456218C1 |
ТРАНСПОРТНО-УСТАНОВОЧНЫЙ АГРЕГАТ СТАРТОВОГО РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА | 2011 |
|
RU2478539C2 |
US 7246987 B2, 24.07.2007. |
Авторы
Даты
2019-02-21—Публикация
2018-02-08—Подача