Изобретение относится к области машиностроения, а именно к конструкциям транспортных средств повышенной проходимости.
Известно транспортное средство с колесными движителями (см. книгу «Устройство автомобиля» авт. Михайловский Е.В., Серебряков К.Б., Туре Я.М. Ж Машиностроение. 1979 г. ) содержащее:
- кузов;
- кабину с приборами и рукоятками управления;
- раму с лебедкой;
- трос;
- силовой агрегат с ДВС;
- колеса;
- сваи (анкеры, столбы).
Прохождение проблемных участков дорог осуществляется с помощью лебедки и троса, один конец которого закреплен на барабане лебедки, а другой к неподвижной опоре (дерево, столб, свая, анкер и т.п.). При вращении барабана лебедки (закрепленной на раме автомобиля) трос наматывается на барабан лебедки, и автомобиль начинает перемещаться до опоры. При таком перемещении движителем является барабан лебедки, а дорогой - трос.
Существенными недостатками транспорта с колесными движителями являются:
- сильное повреждение дороги в момент разгона и торможения;
- быстрый износ покрышек колес;
- сильное загрязнение окружающей среды выхлопными газами;
- при езде по грунтовым дорогам образуют тучи пыли, затрудняющие движение следующему транспорту и пешеходам;
- при езде по бездорожью сильно уплотняют почву, делая ее малопригодной для насаждений;
- плохая управляемость на скользких дорогах;
- преодолевая проблемные участки дорог с помощью лебедки, тратят много времени, сводя на нет основное преимущество колесного транспорта - скорость передвижения;
- ограниченная длина троса не позволяет преодолевать значительно протяженные участки проблемного пути;
- резкое снижение скорости при ограниченной видимости;
- потеря ориентации у водителя при езде по мало знакомой местности.
Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является малогабаритный всесезонный универсальный гусеничный вездеход (см. патент России №2534202, класс МПК В62Д 55/06, опубликован 27.11.2014 г) содержащий:
- герметичный кузов;
- моторный отсек;
- ведущую звездочку;
- силовую установку;
- подвеску;
- гусеничные движители;
- поворотный механизм;
- органы управления;
- подвесной мотор;
- съемные надувные баллоны.
Существенными недостатками вездехода являются:
- плохая управляемость на скользких дорогах;
- невозможность преодоления обледеневших подъемов;
- велика вероятность столкновения с другими участниками движения при ограниченной видимости (темная ночь, густой туман, и т.п.).
- возможна потеря ориентации у водителя при езде по мало знакомой местности;
- невозможность перемещаться по неокрепшему льду;
- невозможность перемещаться по поверхностям планет на которых нет воздуха (кислорода).
- загрязнение окружающей среды выхлопными газами;
- невозможность преодолевать уклоны более 45°;
- необходимость иметь подвесной мотор и надувные баллоны для прохождения водных препятствий;
- невозможность выбраться из ямы глубиной более высоты гусениц.
Данное устройство имеет ограниченные возможности перемещения по причине отсутствия тесной механической взаимосвязи транспортного средства с дорогой по причине отсутствия такой дороги на пути следования вездехода.
Сущность изобретения заключается в том, что вездеход с дорожной лентой решает задачу по исключению всех перечисленных недостатков, указанных для аналога и прототипа путем замены гусеницы (бесконечный гибкий орган) на дорожную ленту (цепь), длина которой определяется расстоянием между начальной и конечной остановками транспортного средства по прямому пути с учетом рельефа местности. В результате такой замены, ведущая звездочка (колесо) становится движителем, а дорожная лента (цепь) - в дорогу.
Изобретение характеризуется следующими существенными признаками:
- герметичный кузов;
- днище герметичное с кузовом;
- отсек герметичный с днищем кузова;
- ведущая звездочка, кинематически связанная с электродвигателем;
- силовой отсек, включающий в себя электродвигатель, аккумуляторы, органы управления, сеть электропроводов, пульт управления с приборами контроля и учета;
- лентоподдерживающее устройство;
- дорожную ленту (цепь);
- сваи (например, винтовые);
- хомуты;
- колеса;
- лентоочистители
Задачей, для решения которой направлено заявляемое изобретение, является создание устройства, обеспечивающего перемещение транспортного средства по различным проблемным участкам прямого пути в любое время года и при любой погоде.
В результате проведения логического анализа причин, порождающих конфликтные ситуации на дорогах, такое решение было найдено, в результате которого создано устройство под названием вездеход с дорожной лентой, в котором ведущая звездочка стала движителем, а гусеница заменена на дорожную ленту (цепь).
Существенные признаки, характеризующие изобретение:
Ограничительные: конструкция вездехода состоит из герметичного кузова, в котором расположены: силовая система, обеспечивающая вращение силовой звездочки (колеса) и гусеничных движителей, получающих вращение от силовой звездочки.
Отличительные: в предлагаемом устройстве гусеницы заменены на дорожную ленту (цепь), исполняющую роль дороги, а звездочка (колесо) стала исполнять роль движителя.
Изобретение поясняется следующими чертежами:
Фиг. 1 - внешний вид вездехода с дорожной лентой, вид сбоку.
Фиг. 2 - тоже, вид сверху.
Фиг. 3 - сечение А-А на Фиг. 2.
Фиг. 4 - сечение Б-Б на Фиг. 3.
Герметичный кузов 1 с днищем 2 изготовлены, в зависимости от назначения вездехода с дорожной лентой, из стали или полимерных материалов и служат для размещения силового и другого оборудования, а также грузов и пассажиров. По центральной оси в днище 2 имеется отверстие, вокруг которого герметично с днищем присоединен герметичный отсек 3, служащий для размещения силовой звездочки 4. Рядом с отсеком 3 установлен силовой отсек 5, включающий в себя электродвигатель, аккумуляторы, органы управления, сеть электрических проводов, пульт управления с приборами контроля и учета. С наружной стороны к днищу 2 прикреплено лентоподдердживающее устройство 6, которое представляет из себя трубу прямоугольного сечения с отверстием по центру, для выхода части силовой звездочки 4, для сцепления с дорожной лентой 7, которая пропущена через полость лентоподдерживающего устройства 6 и представляет из себя тяговую цепь, концы которой закреплены на винтовых сваях 8 крепежными хомутами 9. Длина дорожной ленты (цепи) определена расстоянием между начальной и конечной остановками вездехода с дорожной лентой по прямому пути, с учетом рельефа местности. Для снижения давления на грунт, вездеход с дорожной лентой снабжен многочисленными колесами 10, которых должно быть не менее четырех. Для очищения дорожной ленты от различных посторонних предметов перед входом и выходом ее из лентоподдерживающего устройства прикреплены лентоочистители 11, представляющие из себя съемные металлические щетки со скребками-траворезами.
Вездеход с дорожной лентой может быть использован везде, где не требуется высокая скорость перемещения, при условии прямолинейного движения, а именно:
- где уклон гор может доходить до 90°;
- в сельском хозяйстве;
- в лесном хозяйстве;
- в речном хозяйстве;
- для очистки водоемов от затопленных предметов;
- переправы через реки с любым течением, со льдом;
- при тушении пожаров;
- при наводнениях;
- при добыче полезных ископаемых;
- при освоении других планет.
Устройство работает следующим образом.
Оператор-водитель вводит ведущую звездочку 4 (см. Фиг. 3; 4) в зацепление с дорожной лентой (цепью) 7 и нажатием соответствующей клавишей на пульте управления включает электродвигатель на малые обороты. Ведущая звездочка, получив вращение, начинает натягивать дорожную ленту (цепь). Как только лента натянулась, вездеход с дорожной лентой начинает перемещаться в сторону натянутой ленты (цепи). Оператор-водитель прибавляет или убавляет скорость движения в зависимости от встречающихся препятствий на пути движения. За несколько метров до винтовой сваи оператор-водитель путем нажатия соответствующей кнопки на пульте управления, прекращает движение. Для движения в обратном направлении достаточно изменить направление вращения ведущей звездочки путем нажатия соответствующей кнопки на пульте управления.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МАЛОГАБАРИТНЫЙ ВСЕСЕЗОННЫЙ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ГУСЕНИЧНЫЙ ВЕЗДЕХОД | 2013 |
|
RU2534202C2 |
Универсальная, внедорожная, плавающая, гусеничная машина для транспортных работ в особо тяжелых дорожных и климатических условиях | 2017 |
|
RU2676851C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ВСЕСЕЗОННЫЙ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ВЕЗДЕХОД | 2013 |
|
RU2574043C2 |
Быстроходный двухосный колёсный вездеход на шинах сверхнизкого давления с комбинированной системой управления | 2017 |
|
RU2652936C1 |
КОЛЕСНЫЙ ВЕЗДЕХОД НА ШИНАХ НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ | 2014 |
|
RU2575314C1 |
СНЕГОХОД | 2010 |
|
RU2445226C1 |
Машина самоходная гусеничная малогабаритная для подъема и установки бордюрного камня. | 2022 |
|
RU2785102C1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕННОЙ ПРОХОДИМОСТИ | 2006 |
|
RU2300468C1 |
ВЕЛОЭЛЕКТРОМОБИЛЬ | 2021 |
|
RU2769261C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СКАТЫВАНИЯ АВТОМОБИЛЯ ВО ВРЕМЯ ДВИЖЕНИЯ | 2004 |
|
RU2283251C2 |
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к вездеходам. Вездеход с дорожной лентой оснащен герметичным кузовом и днищем, герметичным с кузовом, множеством колес, свободно вращающихся на осях, а также герметичным с днищем кузова отсеком, в котором находится ведущая звездочка. Ведущая звездочка связана кинематической цепью с электродвигателем, расположенным в силовом отсеке. Вездеход содержит дорожную ленту, которая выполняет функцию подвесной дороги и троса лебедки. Достигается улучшение управляемости вездехода на скользких дорогах. 4 ил.
Вездеход с дорожной лентой, оснащенный герметичным кузовом и днищем, герметичным с кузовом, множеством колес, свободно вращающихся на осях, а также герметичным с днищем кузова отсеком, в котором находится ведущая звездочка, связанная кинематической цепью с электродвигателем, расположенным в силовом отсеке, частично прошедшая через прямоугольные отверстия в днище кузова и поддерживающего устройства, находящаяся в постоянном зацеплении с дорожной лентой, проходящей через полость поддерживающего устройства, представляющего из себя трубу прямоугольного сечения, закрепленную с наружной стороны к днищу кузова по центральной оси и концами закрепленную при помощи хомутов к прочным сваям, находящимся на начальной и конечной остановках транспортного средства и надежно закрепленным в грунте, при этом вездеход содержит дорожную ленту, которая выполняет функцию подвесной дороги и троса лебедки.
МАЛОГАБАРИТНЫЙ ВСЕСЕЗОННЫЙ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ГУСЕНИЧНЫЙ ВЕЗДЕХОД | 2013 |
|
RU2534202C2 |
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА | 2013 |
|
RU2557099C2 |
US 2007089634 A1, 26.04.2007. |
Даты
2019-02-28—Публикация
2016-04-26—Подача