КОЛЕСНЫЙ ВЕЗДЕХОД НА ШИНАХ НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ Российский патент 2016 года по МПК B60B9/00 B60K17/00 B62D63/00 

Описание патента на изобретение RU2575314C1

Изобретение относится к транспортным средствам - вездеходам, предназначенным для движения в условиях особо тяжелого бездорожья в любое время года и по любому типу поверхности.

Практически вся техника для движения по бездорожью имеет один общий серьезный недостаток: она не отвечает требованиям экологии. Эксплуатируемые на переувлажненных полях и лугах, в летней тундре и лесотундре, лесных массивах, находящихся в зонах с большим количеством осадков, они приводят к необратимым изменениям почвы или растительного покрова. Особенно опасно это для участков, восстановление которых после травмирующего прохода транспорта происходит естественным путем.

Поэтому в последнее время вездеходная техника оценивается по комплексной системе показателей, включающей геометрические, физико-механические и экологические характеристики. Первые говорят о способности машины преодолевать неровности рельефа, вторые - передвигаться по слабым, неустойчивым или нетвердым грунтам; наконец, большое внимание уделяется механическим воздействиям ходовых систем на землю. Все это дало толчок развитию вездеходов на «щадящих» движителях, таких как «сверхбаллоны», пневмокатки и «сверхкатки». Кроме того, такая техника обретала дополнительное преимущество - плавучесть.

В нашей стране первые самодельные снегоходы на пневмокамерах низкого давления появились в начале 60-х годов. Это были лыжно-колесные мотоциклы с ходовой системой, выполненной по формуле 1Л+-2К2 (Л - лыжа, К - колесо, первая цифра - общее число ходовых органов данного вида, вторая - число ведущих ходовых органов). В конце 70-х - начале 80-х годов энтузиасты техники на пневматиках низкого давления создают в основном вездеходные мотоциклы и мотоколяски, но появляются и микроавтомобили с ходовой системой типа 4К4.

В настоящее время на Интернет-ресурсах существуют проекты вездеходов на шинах низкого давления с колесными формулами 4×4, 6×4, 6×6 (см. http://www.pnevmohod.ru/node/14; http://arctictrans.ru/node/101; http://www.vsevezdehody.ru/menu-1-1.htm; http://sdmastera.narod.ru/razdel/pnevmohod/kuznehik/kuznehik.htm).

Из уровня техники известно полноприводное самоходное колесное транспортное средство на шинах низкого давления с колесной формулой 4×4, однообъемным закрытым кузовом, двигателем, трансмиссией, снабженной независимой подвеской колес на продольных рычагах, коробкой передач (RU 17485 U1, кл. В60K 17/32, опубл. 10.04.2001), который был взят за прототип заявленного изобретения.

К недостаткам подобных конструкций относится применение сложных агрегатов трансмиссии (мосты, карданные валы), которые являются к тому же и массивными и объемными.

Задача, на решение которой направлено заявленное изобретение, - создание колесного вездехода на шинах низкого давления повышенной проходимости, лишенного указанных выше недостатков, и при этом с улучшенными техническими и эксплуатационными характеристиками и повышенным комфортом. Конструктивно заявленный вездеход представляет из себя четырехколесный аппарат с однообъемным закрытым несущим кузовом на крупногабаритных шинах низкого давления. Для обеспечения большого полезного объема кузова и повышения маневренности принята схема с неуправляемыми колесами и бортовым механизмом поворота.

Для обеспечения комфорта экипажа, повышения средней скорости движения, улучшения приспособляемости к рельефу и снижения динамических нагрузок на кузов и трансмиссию машина снабжена независимой подвеской колес на продольных рычагах. Геометрия подвески выбрана с учетом возможности монтажа быстросъемных гусениц для преодоления препятствий, где проходимость колесного движителя недостаточна.

В качестве силового агрегата используется дизельный двигатель, сблокированный с механической или автоматической коробкой передач. Использование дизеля позволяет улучшить проходимость за счет высокого крутящего момента на низких оборотах, а также увеличить автономность машины за счет более низкого расхода топлива. Для фиксации силового агрегата в продольном направлении возможно в переднем или заднем креплении агрегата применять опоры корытообразного профиля. Фиксацию силового агрегата в поперечном направлении лучше всего осуществлять V-образно установленными опорами. Для ограничения вертикальных перемещений агрегата рекомендуется применять упругие упоры или эластичные элементы с прогрессивно увеличивающейся при деформации жесткостью.

Трансмиссия выполнена с механизмом поворота «бортовые фрикционы» и двухступенчатой цепной раздачей мощности на колеса. Первая ступень редукции размещена в кузове, выполнена в виде открытой роликовой цепи и защищена для безопасности кожухом, вторая ступень редукции выполнена в виде колесного редуктора, интегрированного в рычаг подвески, и работает в масляной ванне. Технически тормозные диски колес совмещены с ведомыми звездочками приводов этих колес. На оси колес может устанавливаться муфта, с возможностью отключения оси от привода, что позволяет снизить расход топлива, шумность и увеличить ресурс.

Колесный движитель - специально спроектированные шины низкого давления с развитыми грунтозацепами и низкой степенью заполнения протектора. Применение такого рода шин позволяет машине двигаться по ковровому болоту, жидкой грязи, выходить из воды на топкий берег или лед, двигаться по глубокому снегу. Диски колес специальной конструкции, с увеличенным водоизмещением и креплением бортов покрышек двойными бэдлоками для предотвращения разбортирования. Колеса снабжены системой регулирования давления с места водителя, причем конструкция ее выполнена без внешних шлангов, с подачей воздуха через рычаг подвески, что повышает ее живучесть.

Плавучесть машины обеспечивается водоизмещением колес. Для повышения безопасности на воде на случай повреждения колес кузов также выполнен герметичным, водоизмещающим. Передвижение на воде осуществляется за счет развитых грунтозацепов при вращении колес.

Для снижения массы кузов машины выполнен несущим, цельносварным из алюминиевых сплавов и листов. В связи с применением среднемоторной компоновки конструктивно кузов разделен на 2 отсека - передний для водителя и пассажира и задний для 4 пассажиров или груза. Между отсеками есть проход. Задний отсек кузова выполнен с трансформируемым салоном, позволяющим получить либо грузовую площадку, либо места для сидения, либо спальные места. Причем организация спальных мест не требует разгрузки машины, т.к. они выполнены в верхней половине кузова.

Вход в машину осуществляется через подъемные двери спереди и сзади. Для улучшения обзора и вентиляции двери снабжены открывающимися стеклами. В крыше машины имеется большой люк, являющийся запасным и аварийным выходом, и также служащий для вентиляции. Кузов выполнен остекленным, герметичным, оборудован теплошумоизоляцией, системой отопления и кондиционирования.

- Длина пневмохода по покрышкам 3500 мм, по кузову 3400 мм.

- Ширина по покрышкам 2440 мм, по кузову 2340 мм.

- Высота до крыши без релингов 2170 мм.

- Дорожный просвет - 600 мм.

- Колеса низкого давления 1450Х500-24.

- Двигатель - 1,5 литровый, трехцилиндровый турбодизель, 68 кВт.

- АКПП - автоматическая или ручная.

- Вездеход имеет мягкую подвеску и принцип поворота, как у гусеничной машины - с возможностью разворота враздрай, на месте.

- Плавающий, способен выходить с плава на топкий берег или лед. Плавает за счет высоких грунтозацепов на колесах.

- Для движения по глубокому снегу могут применяться легкомонтируемые гусеницы.

- Кузов имеет шесть посадочных мест, из которых четыре задних трансформируются в два спальных пространства. Оснащен передней и задней дверью с открываемыми стеклами, теплошумоизоляцией, обычным или двойным остеклением, люком в крыше, отопителем с кондиционером.

- Предусмотрена возможность сочленения с аналогичным вездеходом.

Похожие патенты RU2575314C1

название год авторы номер документа
Быстроходный двухосный колёсный вездеход на шинах сверхнизкого давления с комбинированной системой управления 2017
  • Селезнев Сергей Александрович
  • Селезнёв Данила Сергеевич
  • Хаинов Геннадий Евгеньевич
  • Хаинов Даниил Геннадьевич
RU2652936C1
МАЛОГАБАРИТНЫЙ ВСЕСЕЗОННЫЙ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ГУСЕНИЧНЫЙ ВЕЗДЕХОД 2013
  • Хаинов Даниил Геннадьевич
  • Селезнев Сергей Александрович
  • Хаинов Геннадий Евгеньевич
RU2534202C2
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ВСЕСЕЗОННЫЙ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ВЕЗДЕХОД 2013
  • Хаинов Даниил Геннадьевич
  • Селезнев Сергей Александрович
  • Хаинов Геннадий Евгеньевич
RU2574043C2
ВЕЗДЕХОД 2014
  • Лумельский Вячеслав Александрович
RU2549300C1
ЛЕГКИЙ ШТУРМОВОЙ АВТОМОБИЛЬ 2011
  • Шкарбан Иван Васильевич
  • Меньшенин Григорий Геннадьевич
  • Барзак Александр Борисович
  • Красильников Александр Владимирович
  • Харламов Олег Александрович
  • Сафин Амир Фаритович
  • Ташкинов Алексей Дмитриевич
  • Бяков Владимир Анатольевич
RU2484413C1
Колесный редуктор транспортного средства 2016
  • Хаинов Геннадий Евгеньевич
RU2683130C1
ВЕЗДЕХОД И ПОДВЕСКА ВЕЗДЕХОДА 2014
  • Гарагашьян Алексей Маратович
RU2564778C1
СНЕГОБОЛОТОХОД 2023
  • Черняк Александр Владимирович
  • Кузнецов Антон Евгеньевич
  • Кардаполов Виталий Михайлович
RU2801955C1
КОЛЁСНЫЙ ВЕЗДЕХОД НА ШИНАХ НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ 2019
  • Куликов Владимир Дмитриевич
RU2707431C1
ВЕЗДЕХОД 2018
  • Писцов Роман Юрьевич
RU2678943C1

Реферат патента 2016 года КОЛЕСНЫЙ ВЕЗДЕХОД НА ШИНАХ НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ

Изобретение относится к колесным вездеходам. Колесный вездеход на шинах низкого давления представляет собой транспортное средство с колесной формулой 4×4, однообъемным закрытым кузовом, двигателем, трансмиссией, снабженной независимой подвеской колес на продольных рычагах, механической или автоматической коробкой передач. Трансмиссия выполнена двухступенчатой, с цепной раздачей мощности на колеса. Вторая ступень, выполненная в виде колесного редуктора и работающая в масляной ванне, совмещена с рычагом подвески. Рулевое управление выполнено в виде бортовых механизмов поворота с неуправляемыми колесами. Шины колесного движителя низкого давления размерностью 1450Х500-24 выполнены с развитыми грунтозацепами и низкой степенью заполнения протектора. Диски колес выполнены с увеличенным водоизмещением и креплением бортов покрышек двойными бэдлоками. Колеса снабжены системой регулирования давления в шинах с места водителя с подачей воздуха через рычаги подвески. Габаритные размеры вездехода длина по покрышкам 3500 мм, по кузову 3400 мм, ширина по покрышкам 2440 мм, по кузову 2340 мм; высота до крыши без рейлингов 2170 мм, дорожный просвет 600 мм. Достигается повышение проходимости и упрощение конструкции. 9 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 575 314 C1

1. Колесный вездеход на шинах низкого давления, представляющий собой транспортное средство с колесной формулой 4×4, однообъемным закрытым кузовом, двигателем, трансмиссией, снабженной независимой подвеской колес на продольных рычагах, механической или автоматической коробкой передач, отличающийся тем, что кузов машины выполнен несущим, цельносварным из алюминиевых сплавов и листов, трансмиссия выполнена двухступенчатой, с цепной раздачей мощности на колеса, в которой первая ступень, выполненная в виде открытой роликовой цепи, размещена в кузове и защищена кожухом, вторая ступень, выполненная в виде колесного редуктора и работающая в масляной ванне, совмещена с рычагом подвески, рулевое управление выполнено в виде бортовых механизмов поворота с неуправляемыми колесами, шины колесного движителя низкого давления размерностью 1450Х500-24 выполнены с развитыми грунтозацепами и низкой степенью заполнения протектора, диски колес выполнены с увеличенным водоизмещением и креплением бортов покрышек двойными бэдлоками, колеса снабжены системой регулирования давления в шинах с места водителя с подачей воздуха через рычаги подвески, при этом габаритные размеры вездехода: длина по покрышкам 3500 мм, по кузову 3400 мм, ширина по покрышкам 2440 мм, по кузову 2340 мм; высота до крыши без рейлингов 2170 мм, дорожный просвет 600 мм.

2. Колесный вездеход по п. 1, отличающийся тем, что геометрия подвески выбрана с возможностью установки легкомонтируемых и быстросъемных гусениц.

3. Колесный вездеход по п. 1, отличающийся тем, что кузов выполнен герметичным, водоизмещающим.

4. Колесный вездеход по пп. 1, 3, отличающийся тем, что кузов выполнен с обычным или двойным остеклением, оборудован теплошумоизоляцией, системой отопления и кондиционирования.

5. Колесный вездеход по п. 4, отличающийся тем, что кузов разделен на два отсека - передний для водителя и пассажира, и задний, выполненный с трансформируемым салоном, позволяющим получить либо грузовую площадку, либо места для сидения, либо спальные места, причем спальные места выполнены в верхней половине кузова, между отсеками есть проход.

6. Колесный вездеход по п. 1, отличающийся тем, что выполнен с возможностью преодолевать вплавь небольшие водные преграды.

7. Колесный вездеход по п. 1, отличающийся тем, что вход в машину осуществляется через подъемные двери спереди и сзади, двери снабжены открывающимися стеклами, в крыше машины имеется большой люк.

8. Колесный вездеход по п. 1, отличающийся тем, что конструкция трансмиссии позволяет отключать привод на задние колеса.

9. Колесный вездеход по п. 1, отличающийся тем, что предусмотрена возможность сочленения с аналогичным вездеходом.

10. Колесный вездеход по п. 1, отличающийся тем, что в качестве силового агрегата могут устанавливаться двигатели мощностью до 110 кВт с объемом двигателя до 2.0 л.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2575314C1

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 1929
  • Попов-Платонов М.М.
SU17485A1
Браго-ректификационный аппарат непрерывного действия 1961
  • Богданов Ю.П.
  • Грачев Б.К.
  • Грязнов В.П.
  • Меркин В.Г.
  • Соколов Б.И.
  • Терновский Н.С.
SU142612A1
КОЛЕСО ВЕЗДЕХОДА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ 2000
  • Захарычев С.П.
  • Иванов Н.А.
RU2192968C2
Подвесная секционная крепь 1950
  • Пшенко М.М.
SU91937A2
Устройство для защиты цепей питания переменного тока от постоянного тока 1960
  • Мушкат М.И.
SU138947A1

RU 2 575 314 C1

Авторы

Хаинов Даниил Геннадьевич

Селезнев Сергей Александрович

Хаинов Геннадий Евгеньевич

Даты

2016-02-20Публикация

2014-08-05Подача