Система пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения для локомотива Российский патент 2019 года по МПК B61C17/12 A62C37/36 

Описание патента на изобретение RU2681412C1

Область техники

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к тяговому подвижному составу (электровозу, тепловозу и т.д.), содержащему систему пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения.

Уровень техники

Наиболее близким аналогом заявленного изобретения является локомотив с системой пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения, раскрытый в патенте РФ №2584852, 20.05.2016. Локомотив содержит секции, в каждой из которых установлены блоки контроля, индикации и управления, объединенные через блок коммутации в единую систему с пожарными извещателями, звуковыми и световыми оповещателями, исполнительными средствами пожаротушения, блоком резервного питания, пультами дистанционного управления и устройствами связи локомотивов. Известная система выполнена с возможностью работы в ручном режиме работы, автоматическом режиме работы и ручном с задержкой режиме работы. Она снабжена адаптером радиосвязи, выполненным с возможностью оповещения дежурного по депо об обнаружении пожарной ситуации либо несанкционированном вмешательстве в систему по радиоканалу с помощью поездной радиостанции с указанием номера локомотива в автоматическом режиме без участия машиниста. Исполнительные средства пожаротушения выполнены в виде генераторов огнетушащего аэрозоля и модулей газового пожаротушения, оснащенных тепловыми пускателями. Тепловые пускатели включены в дополнительный шлейф пожарной сигнализации с возможностью обеспечения защиты системы от ложных срабатываний в автоматическом режиме. Пульты дистанционного управления расположены на внешней поверхности локомотивов.

Недостатком известного аналога является относительно невысокая надежность противопожарной системы, связанная с возможностью ложного срабатывания извещателей и тепловых пускателей, а также невозможность своевременного информирования локомотивной бригады о возможном возникновении пожара и регистрации пожарных состояний для последующего анализа причин пожара.

Раскрытие изобретения

Задачей заявленного изобретения является повышение безопасности движения и эксплуатации транспортного средства.

Технический результат заявленного изобретения заключается в повышении безопасности движения за счет повышения надежности работы противопожарной системы на тяговом подвижном составе (далее – локомотиве), снижения вероятности ложных срабатываний, обеспечения возможности информирования локомотивной бригады о возможном пожаре при повышении температуры в контролируемом помещении, а также возможности последующего анализа причин пожара.

Указанный технический результат достигается за счет того, что система пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения для локомотива, содержащего, по меньшей мере, две секции, снабженные системой пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения, причем в каждой секции локомотива установлены блок индикации и управления, блок управления секцией, блок резервного питания, извещатели пожарные ручные, тепловые и дымовые пожарные извещатели, звуковые и световые пожарные оповещатели, а также генераторы тушащего вещества. Блок управления секцией связан с оборудованием локомотива и выполнен с возможностью его отключения при срабатывании генераторов тушащего вещества. В каждой секции локомотива дополнительно установлен стыковочный модуль для связи системы с системами пожаротушения других производителей по согласованному протоколу обмена данными. Блоки индикации и управления каждой секции соединены между собой, а также с устройством регистрации пожарных состояний и блоком управления радиостанцией, установленными в одной из секций локомотива. Устройства дистанционного пуска, пожарные извещатели, пожарные оповещатели и генераторы тушащего вещества каждой секции связаны с блоком индикации и управления с образованием кольцевой локальной цифровой сети. Тепловые и дымовые пожарные извещатели выполнены в виде адресных пожарных извещателей. При этом тепловые пожарные извещатели выполнены с возможностью контроля изменения температуры. Блоки индикации и управления каждой секции выполнены с возможностью передачи локомотивной бригаде сообщений о нарастании температуры с учетом контроля тепловых пожарных извещателей. Устройство регистрации пожарных состояний имеет возможность считывания происходящих в системе событий для анализа причин пожара или нарушений работы системы с учетом контроля пожарных извещателей по упомянутой локальной цифровой сети.

Согласно частным вариантам реализации изобретения:

- генераторы тушащего вещества выполнены в виде генераторов огнетушащего аэрозоля и/или модулей газового пожаротушения;

- световые пожарные оповещатели выполнены с возможностью индикации сообщений «газ-уходи», «газ-не входи» и «автоматика отключена»;

- извещатели пожарные ручные, тепловые и дымовые пожарные извещатели, пожарные оповещатели и исполнительные средства пожаротушения каждой секции связаны с блоком индикации и управления посредством двух пожарных шлейфов.

Краткое описание чертежей

Далее возможный вариант осуществления изобретения подробно поясняется со ссылками на фигуры, где:

на фиг.1 схематически показан локомотив с возможным вариантом установки на него оборудования системы пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения;

на фиг.2 приведена схема оборудования системы пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения, установленного в одной из секций локомотива, например первой секции.

Конструктивные элементы системы пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения обозначены на фигурах следующими позициями:

1 – блок индикации и управления (БИУ);

2 – блок управления секцией;

3 – извещатели тепловые;

4 – извещатели дымовые;

5 – датчики закрытой двери;

6 – звуковые оповещатели пожарные (сирена);

7 – световые оповещатели пожарные (световые индикаторы);

8 – извещатели пожарные ручные;

9 – генераторы тушащего вещества;

10 – блок резервного питания (БИУ);

11 – устройство регистрации пожарных состояний (УРПС);

12 - блок управления радиостанцией (БУРС);

13 – шлейф пожарной сигнализации (ШПС1);

14 – шлейф пожарной сигнализации (ШПС2);

15 – стыковочный модуль (конвертер).

Заявленная система пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения (СПСиУПТ) локомотива, который может представлять собой тепловоз, электровоз и т.п. и состоит из двух или более секций, причем каждая из секций снабжена противопожарным оборудованием.

В каждой секции локомотива (см. фиг.1, 2) установлены блок индикации и управления (БИУ) (1), блок управления (БУ) секцией (2), адресные тепловые (3) и дымовые (4) извещатели пожарные (ИП), датчики закрытой двери (5), звуковые (6) и световые (7) оповещатели пожарные (ОП), извещатели пожарные ручные (устройства дистанционного пуска) (8), генераторы тушащего вещества (исполнительные средства пожаротушения) (9), блок резервного питания (БРП) (10) с контролем уровня заряда аккумуляторных батарей, а также стыковочный модуль (конвертер) (15).

Кроме того, в одной из секций локомотива (например, в первой секции) также установлены устройство регистрации пожарных состояний (УРПС) (11) и блок управления радиостанцией (БУРС) (12).

БИУ (1) каждой секции связаны между собой. В основной (например, первой) секции локомотива к БИУ (1) подключены также УРПС (11) и БУРС (12).

Блок управления (БУ) секцией (2) связан с БИУ (1) и имеет функцию автоматического отключения технологического оборудования локомотива перед запуском генераторов тушащего вещества (9) путем опускания пантографа и отключения вентиляторов при использовании в электровозах или путем разрыва цепей сбора тяги и остановки дизеля при использовании в тепловозах.

Стыковочный модуль (конвертер) (15) связан с БИУ (1) и предназначен для подключения к рассматриваемой системе другой системы пожаротушения других производителей, что может быть использовано для стыковки двух и более локомотивов с разными системами пожаротушения по согласованному протоколу обмена данными. Другими словами, данный модуль (15) позволяет стыковать (сочленять) секции локомотивов, на которых установлена СПСиУПТ, с секциями локомотивов с другими системами пожаротушения и обеспечивает совместную работу СПСиУПТ с этими системами.

Оповещатели пожарные (6, 7) подключены к БУ (2). Звуковой ОП (6) выполнен в виде сирены, при этом световые ОП (7) выполнены в виде световых табличек «газ-уходи», «газ-не входи», «автоматика включена» и т.д. Оповещатель «газ уходи» находится в помещении с генераторами огнетушащего аэрозоля. Оповещатели «газ-уходи» и «газ-не входи» всегда включены при включении пожаротушения, т.к. в помещении могут случайно оказаться люди, и назначение указанных оповещателей – известить этих людей. Одновременно с ним включается сирена (6) для оповещения. Оповещатель "газ не входи" находится в соседнем помещении, например в тамбуре, чтобы случайно никто не вошел в помещение, где производится тушение.

Генераторы тушащего вещества (исполнительные средства пожаротушения) (9) также подключены к БУ (2) и выполнены в виде генераторов огнетушащего аэрозоля и/или модулей газового пожаротушения.

ИП выполнены адресными, т.е. каждый ИП (3, 4) имеет индивидуальный, присвоенный ему адрес, идентифицируемый адресным приемно-контрольным прибором. При этом тепловые извещатели (3) выполнены с возможностью контроля температуры в помещении.

Система с указанными адресными тепловыми извещателями (3) имеет значительные преимущества по сравнению с существующими противопожарными системами, в которых используются тепловые пускатели, имеющие стеклянную колбу с жидкостью, которая разрушается при определенной температуре. Преимущества связаны с тем, что в локомотиве стеклянная колба при эксплуатации может легко разрушиться под механическим воздействием, что приведет к ложному запуску пожаротушения. Кроме того, используемые в аналогичных системах аналоговые температурные пожарные извещатели без функции контроля температуры также имеют недостатки, связанные с ложным срабатыванием, поскольку формируют сигнал о возгорании в виде изменения сопротивления шлейфа пожарной сигнализации (ШПС), т.е. изменения тока в цепи. Учитывая, что ток в ШПС обычно имеет величину не более 10 мА, в локомотиве на такой шлейф может наводиться помеха, вызывающая ложное извещение при движении локомотива.

ИП (3, 4), ОП (6, 7) и извещатели пожарные ручные (8) объединены в локальную цифровую сеть, которая организована как кольцевая сеть, подключенная обоими концами к БИУ (1) посредством двух шлейфов пожарной сигнализации (ШПС1 и ШПС2) (13, 14). Кольцевая локальная цифровая сеть позволяет контролировать состояние ИП (3, 4), а также получать данные от тепловых извещателей (3). Это дает возможность измерять рост температуры в охраняемых помещениях, что позволяет алгоритмически принимать решение о возникновении пожара в этих помещениях. При начальном росте температуры локомотивная бригада может получить сообщение «внимание» о возможности возникновения пожара. Такой способ контроля исключает возможность ложного срабатывания системы в автоматическом режиме при отсутствии локомотивной бригады, т.к. принятие решения о выдаче сигнала на запуск пожаротушения в БИУ (1) осуществляется на основании достаточного объема измерительной информации от двух и более ИП (3, 4) в течение необходимого и достаточного времени измерения. Под ложным срабатыванием здесь понимается извещение, сформированное системой сигнализации о возникновении тревожного события при отсутствии явных признаков, его характеризующих.

УРПС (11) принимает данные от БИУ (1) каждой секции для обеспечения регистрация пожарных состояний системы (пожар или нарушение работоспособности системы) с возможностью последующего считывания событий для анализа причин пожара или нарушений работы системы с учетом контроля ИП (3, 4) по локальной цифровой сети.

БУРС (12) осуществляет автоматическое оповещение дежурного по депо по радиоканалу об аварийных ситуациях (пожар, нарушение работоспособности, несанкционированное проникновение в локомотив и т.д.) при нахождении локомотива в режиме отстоя.

Специалисту будет понятно, что детализация, местоположение и количество блоков СПСиУПТ определяется проектом на конкретную серию локомотива.

Система может функционировать в трех режимах: «ручной», «ручной с задержкой» в режиме работы локомотива и «автоматический» в режиме отстоя при отсутствии локомотивной бригады. При этом запуск пожаротушения в любой секции осуществляется с любого БИУ (1) в любой кабине машиниста.

Таким образом, предлагаемое изобретение обеспечивает повышение безопасности движения и эксплуатации за счет расширения функциональных возможностей противопожарной системы по отношению к ближайшему аналогу за счет того, что:

- при нахождении локомотивной бригады в локомотиве возможно направление ей сообщения «внимание» при нарастании температуры в контролируемых помещениях от тепловых извещателей пожарных по цифровой локальной сети;

- обеспечена возможность регистрации пожарных состояний системы в УРПС для считывания событий с целью анализа причин пожара или нарушений работы;

- обеспечена возможность передачи от БИУ сообщений машинисту о неисправности линий связи с огнетушителями, неисправности цифровых шлейфов пожарной сигнализации, несанкционированном доступе к блокам, пожаре в каждой секции локомотива;

- обеспечена возможность подключения системы к другим противопожарным системам, использующимся на локомотиве.

Все это позволяет повысить безопасность движения и эксплуатации локомотива, за счет повышения надежности работы системы пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения на локомотиве, снижения вероятности ее ложных срабатываний, обеспечения информирования локомотивной бригады о возможном пожаре, а также достижения возможности анализа причин пожара.

Похожие патенты RU2681412C1

название год авторы номер документа
МИКРОПРОЦЕССОРНАЯ СИСТЕМА ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ И ПОЖАРОТУШЕНИЯ 2023
  • Мурашкин Александр Владимирович
  • Шумаев Алексей Сергеевич
RU2813221C1
СИСТЕМА ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ И АВТОМАТИЧЕСКОГО ПОЖАРОТУШЕНИЯ ДЛЯ ТЯГОВОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2013
  • Кривошеев Антон Владимирович
  • Кузнецова Кристина Александровна
  • Аминодов Михаил Григорьевич
  • Емельянов Сергей Михайлович
  • Никитин Дмитрий Анатольевич
RU2584852C9
СИСТЕМА СИГНАЛИЗАЦИИ О НЕСАНКЦИОНИРОВАННОМ ПРОНИКНОВЕНИИ, ВОЗГОРАНИИ И ПОЖАРОТУШЕНИЯ ДЛЯ ТЯГОВОГО И МОТОР-ВАГОННОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2014
  • Кривошеев Антон Владимирович
  • Кузнецова Кристина Александровна
  • Аминодов Михаил Григорьевич
  • Емельянов Сергей Михайлович
  • Никитин Дмитрий Анатольевич
RU2635910C2
МОДУЛЬНАЯ АВТОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ И ПОЖАРОТУШЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2019
  • Битюков Виктор Николаевич
  • Воробьев Олег Владимирович
RU2711830C1
СИСТЕМА ОХРАНЫ, ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ И АВТОМАТИЧЕСКОГО ПОЖАРОТУШЕНИЯ ДЛЯ ТЯГОВОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2015
  • Кривошеев Антон Владимирович
  • Кузнецова Кристина Александровна
  • Аминодов Михаил Григорьевич
  • Емельянов Сергей Михайлович
  • Никитин Дмитрий Анатольевич
RU2610391C2
ЛОКОМОТИВНАЯ СИСТЕМА РАННЕГО ОБНАРУЖЕНИЯ И ТУШЕНИЯ ПОЖАРА 2016
  • Абрамов Олег Валерьевич
  • Марченков Алексей Васильевич
  • Комков Евгений Васильевич
  • Рагузин Кирилл Алексеевич
RU2641402C2
МНОГОКАНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОЖАРОТУШЕНИЯ В ВАГОНАХ ЭЛЕКТРОПОЕЗДОВ И ТЯГОВОМ ПОДВИЖНОМ СОСТАВЕ 2015
  • Дубрава Леонид Олегович
  • Воробьёв Вячеслав Викторович
  • Коновалов Михаил Юрьевич
  • Мирошниченко Артур Юрьевич
RU2582461C1
УСТРОЙСТВО АДРЕСНОЙ ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ 2006
RU2331929C2
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СИГНАЛОВ В УСТРОЙСТВЕ УПРАВЛЕНИЯ 2007
  • Овчинников Валерий Васильевич
RU2373579C2
УСТАНОВКА ПОЖАРОТУШЕНИЯ НА ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОМ СОСТАВЕ 2001
  • Соловьев П.Н.
RU2218956C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 681 412 C1

Реферат патента 2019 года Система пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения для локомотива

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта. Локомотив содержит две секции, снабженные системой пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения. В каждой секции установлены блок индикации и управления, блок управления секцией, блок резервного питания, извещатели пожарные ручные, тепловые извещатели пожарные, дымовые извещатели пожарные, звуковые и световые оповещатели пожарные, а также генераторы тушащего вещества. Блок управления секцией связан с оборудованием локомотива с возможностью его отключения при срабатывании генераторов тушащего вещества. Блоки индикации и управления каждой секции соединены между собой, а также с устройством регистрации пожарных состояний и блоком управления радиостанцией. Блоки индикации и управления каждой секции выполнены с возможностью передачи сообщений о нарастании температуры с учетом контроля тепловых извещателей пожарных. Устройство регистрации пожарных состояний выполнено с возможностью считывания происходящих в системе событий для анализа причин пожара или нарушений работы системы с учетом контроля извещателей пожарных по локальной цифровой сети. Достигается повышение надежности работы системы, снижение вероятности ложных срабатываний. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 681 412 C1

1. Система пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения для локомотива, содержащего по меньшей мере две секции, каждая из секций снабжена системой пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения, причем в каждой секции установлены блок индикации и управления (1), блок управления секцией (2), блок резервного питания (10), извещатели пожарные ручные (8), тепловые извещатели пожарные (2), дымовые извещатели пожарные (3), звуковые оповещатели пожарные (6), световые оповещатели пожарные (7), а также генераторы тушащего вещества (9), при этом блок управления секцией (2) связан с оборудованием локомотива с возможностью его отключения при срабатывании генераторов тушащего вещества (9),

отличающаяся тем, что

в одной из секций установлены устройство регистрации пожарных состояний (11) и блок управления радиостанцией (12),

в каждой секции локомотива дополнительно установлен стыковочный модуль (15) для связи системы пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения с системами пожаротушения других производителей по согласованному протоколу обмена данными,

блоки индикации и управления (1) каждой секции соединены между собой, а также с устройством регистрации пожарных состояний (11) и блоком управления радиостанцией (12),

устройства дистанционного пуска (8), извещатели пожарные (3, 4), оповещатели пожарные (6, 7) и генераторы тушащего вещества (9) каждой секции связаны с блоком индикации и управления (1) с образованием кольцевой локальной цифровой сети и

тепловые извещатели пожарные (3) и дымовые извещатели пожарные (4) выполнены в виде адресных извещателей пожарных,

причем тепловые извещатели пожарные (3) выполнены с возможностью контроля изменения температуры, блоки индикации и управления (1) каждой секции выполнены с возможностью передачи локомотивной бригаде сообщений о нарастании температуры с учетом контроля тепловых извещателей пожарных (3), а устройство регистрации пожарных состояний (11) выполнено с возможностью считывания происходящих в системе пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения событий для анализа причин пожара или нарушений работы системы пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения с учетом контроля извещателей пожарных (3, 4) по упомянутой локальной цифровой сети.

2. Система по п.1, в которой генераторы тушащего вещества (9) выполнены в виде генераторов огнетушащего аэрозоля и/или модулей газового пожаротушения.

3. Система по п.1, в которой световые оповещатели пожарные (7) выполнены с возможностью индикации сообщений «газ-уходи», «газ-не входи» и «автоматика включена».

4. Система по п.1, в которой извещатели пожарные ручные (8), тепловые извещатели пожарные (2) и дымовые извещатели пожарные (3), оповещатели пожарные (6, 7) и генераторы тушащего вещества (9) каждой секции связаны с блоком индикации и управления (1) посредством двух шлейфов пожарной сигнализации (13, 14).

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2681412C1

СИСТЕМА ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ И АВТОМАТИЧЕСКОГО ПОЖАРОТУШЕНИЯ ДЛЯ ТЯГОВОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2013
  • Кривошеев Антон Владимирович
  • Кузнецова Кристина Александровна
  • Аминодов Михаил Григорьевич
  • Емельянов Сергей Михайлович
  • Никитин Дмитрий Анатольевич
RU2584852C9
ЛОКОМОТИВНАЯ СИСТЕМА РАННЕГО ОБНАРУЖЕНИЯ И ТУШЕНИЯ ПОЖАРА 2016
  • Абрамов Олег Валерьевич
  • Марченков Алексей Васильевич
  • Комков Евгений Васильевич
  • Рагузин Кирилл Алексеевич
RU2641402C2
Способ контроля давления в цилиндре пресса при прессовании, например, электродных масс 1949
  • Рыжаков В.Н.
SU90691A1
EP 2874860 B1, 02.12.2016
US 8590631 B2, 26.11.2013
US 7644775 B2, 12.01.2010.

RU 2 681 412 C1

Авторы

Воробьев Олег Владимирович

Битюков Виктор Николаевич

Даты

2019-03-06Публикация

2018-08-03Подача