Изобретение предназначено для автоматического обнаружения признаков пожара, информирования о месте возникновения и управления пожаротушением, а также обнаружения несанкционированного проникновения на охраняемый объект, и относится к автоматическим системам пожарной автоматики и охранной сигнализации в любых транспортных средствах, преимущественно, в подвижных составах автомобильного или рельсового транспорта: в железнодорожных составах, в подвижных составах метрополитена, монорельсовых транспортных средствах и др.
В настоящее время все подвижные составы в своей конструкции предусматривают наличие аккумуляторной батареи (АБ), которая предназначена для питания основных потребителей вагона на стоянках, в аварийных режимах и при малых скоростях движения поезда. АБ также дает возможность контролировать работу основных потребителей, цепей управления, устройств защиты и сигнализации при осмотрах и приемке вагона перед рейсом и после него. АБ размещается под вагоном в специальных аккумуляторных ящиках (аккумуляторных отсеках), оборудованных вентиляцией для удаления взрывоопасных газов, образующихся при зарядке АБ. На пассажирских вагонах применяются кислотные и щелочные АБ, состоящие из определенного количества аккумуляторов, соединенных последовательно (URL:http://railway-transport.ru/books/item/f00/s00/z0000007/st023.shtml, найдено в Интернет 07.08.2024). Во вновь проектируемых подвижных составах предлагается применение литий-ионных аккумуляторов, которые также в некоторых случаях могут выделять горючие газы и/или воспламеняться. Поэтому контроль и тушение аккумуляторных отсеков является актуальной задачей.
Из патента RU 2813221 C1, опубл. 08.02.2024, известна микропроцессорная система пожарной сигнализации и пожаротушения для тягового подвижного состава состоит из блока управления пожаротушением (БУП), прибора пожарного приемо-контрольного (ППКП), извещателей пожарных комбинированных, извещателей пожарных тепловых, оповещателей пожарных звуковых, оповещателей пожарных световых, пультов дистанционного управления, установленных на левой и правой наружных сторонах каждой секции локомотива, сигнализаторов давления, герконовых датчиков контроля открытия дверей, установок пожаротушения, блока резервного питания, устройства регистрации. При этом блоки системы соединяются между собой посредством проводной линии связи, использующей интерфейс RS-485, предназначенной для передачи информации между БУП и ППКП. Количество БУП и ППКП зависит от количества секций локомотива. ППКП по интерфейсу RS-485 соединен с микропроцессорной системой управления локомотива и подключается к сервисным приборам обслуживания, считывания данных и перепрограммирования.
К недостаткам этой системы можно отнести следующее: система предназначена для установки только на локомотив и не сможет обеспечить защиту других вагонов подвижного состава и в автоматическом режиме произвести тушение в случае потери связи с головным вагоном или локомотивом, а также в данной системе заявлена межблочная связь посредством интерфейса RS485, который является несколько устаревшим, и не рекомендуется для использования в электромагнитно зашумленном месте, каковым является локомотив и подвижной состав в целом.
Патент RU 2635910 C2, опубликованный 16.11.2017, относится к системам охраны, сигнализации и пожаротушения, а именно к системам охраны, сигнализации и пожаротушения, адаптированным к использованию на тяговом и мотор-вагонном подвижном составе рельсового транспорта. Система сигнализации о несанкционированном проникновении, возгорании и пожаротушения для подвижного состава включает блоки контроля, индикации и управления, размещаемые в каждой секции локомотива, блоки дистанционного управления, размещенные на внешних сторонах кузовов локомотивов, объединенные через блок коммутации в единую систему с тепловыми и дымовыми извещателями, звуковыми и световыми оповещателями, исполнительными средствами пожаротушения, оснащенными тепловыми пускателями, блоком резервного питания, пультами дистанционного управления, устройствами связи локомотивов и адаптер радиосвязи, при этом поддерживается три режима работы: ручной, автоматический и ручной с задержкой. Адаптер радиосвязи выполнен с возможностью оповещения дежурного по депо об обнаружении пожарной ситуации, либо несанкционированном вмешательстве в систему по радиоканалу, либо о несанкционированном проникновении в секции локомотивов в сцепке с помощью поездной радиостанции с указанием номера локомотива в автоматическом режиме без участия машиниста.
Наиболее близким техническим решением (прототипом) к предлагаемому изобретению является система, раскрытая в патенте RU 2610391 C1, опубл. 09.02.2017. Известная система включает блоки контроля, индикации и управления, блоки дистанционного управления, объединенные через блок коммутации в единую систему с тепловыми и дымовыми извещателями, звуковыми и световыми оповещателями, исполнительными средствами пожаротушения, блоком резервного питания, устройствами связи локомотивов и адаптер радиосвязи. Система включает в свой состав датчики состояния дверей, систему контроля уровня заряда аккумуляторных батарей блока резервного питания, адаптер регистратора параметров движения и адаптер сети передачи данных о работе системы на сервер единой системы мониторинга работы бортовых систем локомотивов. При этом логический блок содержит функцию автоматического отключения технологического оборудования локомотива перед запуском исполнительных средств пожаротушения путем опускания пантографа и отключения вентиляторов при использовании в электровозах либо разрыва цепей сбора тяги и остановки дизеля при использовании в тепловозах перед запуском систем пожаротушения.
К недостаткам систем, известных из патентов RU 2635910 C2, U 2610391 C1, можно отнести следующее: системы предназначены для установки только на локомотив и не смогут обеспечить защиту других вагонов подвижного состава и в автоматическом режиме произвести тушение в случае потери связи с головным вагоном или локомотивом. При этом в представленной системе используются только два аналоговых пожарных шлейфа и не предусмотрено использование цифровых шлейфов для подключения мультикритериальных извещателей.
Предлагаемая автоматическая система пожарной сигнализации и управления пожаротушением в подвижных транспортных средствах является альтернативным решением относительно прототипа.
Задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является расширение арсенала автоматических систем пожарной и охранной сигнализации и управления пожаротушением в подвижных транспортных средствах, обеспечивающих максимально возможную надежность срабатывания средств пожаротушения в автоматическом и ручном режимах управления устройствами пожаротушения.
Технический результат заключается в реализации назначения изобретения.
Дополнительный технический результат предлагаемого изобретения заключается в повышении помехозащищенности системы, а также в повышении вероятности тушения пожара, возникшего на подвижном составе, и сохранении охранной функции в случае аварийных и иных ситуаций, включая разрыв состава.
Для решения задачи и обеспечения технического результата предлагается программно-аппаратный комплекс (ПАК) технических средств пожарной автоматики и охранной сигнализации для подвижных транспортных средств, содержащий датчики, контролирующие пожароопасные параметры защищаемой среды, охранные датчики, средства пожаротушения, прибор приемно-контрольный пожарный и управления, содержащий по крайней мере один центральный блок контроля и индикации с дисплеем и по крайней мере один промежуточный центральный блок контроля и управления, который связан по крайней мере с одним локальным блоком контроля. Программно-аппаратный комплекс содержит по крайней мере один коммутатор интерфейсов, связанный с центральным блоком контроля и индикации и промежуточным центральным блоком контроля и управления по цифровым линиям связи, использующими интерфейс Ethernet, и с системой управления транспортным средством по линиям связи, использующим интерфейс CAN. При этом промежуточные центральные блоки контроля и управления и локальные блоки контроля, размещенные внутри вагона транспортного средства, связаны по линиям связи, использующим интерфейс CAN, с дополнительным резервированием по топологии кольцо.
ПАК выполнен с возможностью обеспечения двух рубежей охраны и сигнализации о попытках либо фактах незаконного проникновения в вагоны подвижного состава.
Программно-аппаратный комплекс выполнен с возможностью использования охранных датчиков, контролирующих двери вагонов, тамбуров и технических отсеков, наличие давления в ручных огнетушителях, размещенных в вагоне или секции транспортного средства.
Программно-аппаратный комплекс выполнен с возможностью функционирования как в автоматическом, так и в ручном режиме управления.
Количество центральных блоков контроля и индикации соответствует, но не ограничивается, количеству кабин машиниста в подвижном транспортном средстве.
Коммутаторы интерфейсов, размещенные в разных вагонах транспортного средства, связаны по цифровым линиям связи, использующими интерфейс Ethernet, с дополнительным резервированием по топологии кольцо.
Центральный блок контроля и индикации выполнен с возможностью подключения к нему различных устройств через интерфейс WiFi.
Количество промежуточных центральных блоков контроля и управления соответствует количеству защищаемых вагонов (секций) транспортного средства.
Количество локальных блоков контроля соответствует количеству зон контроля в вагоне или секции транспортного средства.
Блок речевого оповещения выполнен с возможностью формирования и выдачи сообщений через динамик и в поездную радиостанцию.
Программно-аппаратный комплекс снабжен установками пожаротушения в количестве, обеспечивающем основную и резервную очередь тушения.
Для обеспечения возможности функционирования в ручном режиме снабжена пультами дистанционного управления пожаротушением основной и резервной очереди, пульты дистанционного управления пожаротушением размещены с двух сторон каждого вагона в подвагонном пространстве.
Программно-аппаратный комплекс выполнен с возможностью использования как цифровых, в том числе мультикритериальных цифровых датчиков, так и аналоговых датчиков, контролирующих пожароопасные параметры защищаемой среды.
Программно-аппаратный комплекс выполнен с возможностью подключения к основному и резервному источникам питания.
Резервный источник питания состоит из двух блоков: аккумуляторного блока и блока управления, причем аккумуляторный блок включает выполненный с возможностью установки на крыше вагона транспортного средства или под вагоном корпус с электрохимическими источниками питания и автоматический выключатель, а блок управления связан с аккумуляторным блоком проводной линией связи и предназначен для управления питанием всего программно-аппаратного комплекса технических средств пожарной автоматики и охранной сигнализации от аккумуляторного блока при отключении основного питания, а также выполнен с возможностью осуществления контроля заряда аккумуляторного блока.
Программно-аппаратный комплекс выполнен с возможностью контроля пожароопасных параметров внутри аккумуляторного отсека транспортного средства и содержит средство пожаротушения, способное подавать огнетушащий агент во внутренний объем указанного отсека.
Программно-аппаратный комплекс содержит дополнительный пульт контроля и индикации, размещаемый в тамбуре машиниста каждого головного вагона и/или в купе начальника транспортного средства.
В качестве средств пожаротушения включает устройство порошкового пожаротушения и/или устройство тушения тонкораспыленной жидкостью и/или устройство тушения гелем и/или устройство газового пожаротушения и/или генератор огнетушащего аэрозоля и их комбинации.
Предлагаемый программно-аппаратный комплекс предназначен для непрерывного функционирования как в режиме контроля за состоянием ситуации, так и в режиме автоматического или ручного управления средствами пожаротушения, при этом он способен определять и предупреждать о вероятности «пожароопасной ситуации» и о несанкционированном проникновении в вагоны и отсеки транспортного средства.
Изобретение поясняется чертежом.
На фигуре представлена функциональная блок-схема программно-аппаратного комплекса технических средств пожарной автоматики и охранной сигнализации для подвижных транспортных средств на примере состава с двумя головными и двумя промежуточными вагонами.
Программно-аппаратный комплекс технических средств пожарной автоматики и охранной сигнализации для подвижных транспортных средств содержит охранные датчики, контролирующие двери вагонов, тамбуров и технических отсеков, и датчики, контролирующие пожароопасные параметры защищаемой среды, такие как: цифровые, в том числе мультикритериальные цифровые датчики, выполненные с двумя или более каналами обнаружения пожара на разных принципах обнаружения или обнаружения пожара по разным его факторам (тепло, пламя, видимые продукты горения (дым), микрочастицы (аэрозоли), газы (углекислый газ, угарный газ, водород), аналоговые датчики, а также дымовые, тепловые цифровые и тепловые линейные датчики, комбинированные, ручные и другие. ПАК содержит также средства пожаротушения (СП), прибор приемно-контрольный пожарный и управления (ППКПиУ) блочно-модульный, содержащий по крайней мере один центральный блок контроля и индикации (ЦБКИ) с дисплеем, количество которых соответствует количеству кабин машиниста в головном вагоне или в элементе подвижного состава другого вида транспортного средства, и связанный с ним по крайней мере один промежуточный центральный блок контроля и управления (ПЦБК), количество которых соответствует количеству защищаемых вагонов (головных и промежуточных), который в свою очередь дополнительно связан по крайней мере с одним локальным блоком контроля (ЛБК) в количестве от одного до «n» по количеству зон контроля.
Программно-аппаратный комплекс содержит по крайней мере один коммутатор интерфейсов, связанный с центральным блоком контроля и индикации и промежуточным центральным блоком контроля и управления по цифровым линиям связи, использующими интерфейс Ethernet, и с системой управления транспортным средством по линиям связи, использующим интерфейс CAN. При этом промежуточные центральные блоки контроля и управления и локальные блоки контроля, размещенные внутри вагона транспортного средства, связаны по линиям связи, использующим интерфейс CAN, с дополнительным резервированием по топологии кольцо.
ПАК выполнен с возможностью контроля герметичности защищаемых отсеков, при этом к блокам ЛБК подключены охранные датчики, контролирующие двери вагонов, тамбуров и технических отсеков, и датчики, контролирующие пожароопасные параметры защищаемой среды.
Каждый ПЦБК контролирует состояние всех ЛБК, способен производить прием и функциональный анализ сигналов об обстановке в защищаемых отсеках, контроль и тестирование подключенных компонентов системы, а также выполнен с возможностью самостоятельно принимать решение о запуске исполнительных средств пожаротушения независимо от центрального блока контроля и индикации, и выдавать команды на ЛБК о запуске средств пожаротушения. Каждый ПЦБК может быть выполнен с возможностью занесения и хранения информации о событиях в энергонезависимую память.
Каждый ЦБКИ предназначен для отображения на дисплее и выдачи оператору (машинисту) всей поступающей от компонентов системы информации с определением видов событий, места их возникновения с указанием номеров вагонов и защищаемых отсеков, занесения и хранения информации о событиях в модуль хранения архива (энергонезависимую память), светового и звукового оповещения оператора о нештатной ситуации, а также управления процессом запуска исполнительных средств пожаротушения. При этом ЦБКИ способен производить контроль и тестирование всех компонентов системы. ЦБКИ содержит корпус, в котором расположены одноплатный компьютер, связанный с цветным 6” дисплеем и модулями ввода-вывода для обмена информацией с компонентами системы и внешними устройствами, модуль индикации, кнопки управления, встроенный блок речевого оповещения, энергонезависимая память для хранения архива журнала событий. ЦБКИ выполнен с возможностью связи через модули ввода-вывода с ПЦБК, а также с коммутатором интерфейсов по линиям связи, использующим интерфейсы CAN и Ethernet. Для связи с внешними устройствами (компьютерами, приборами, исполнительным оборудованием) и информационного обмена с компонентами ПАК в центральном блоке контроля и индикации предусмотрены модули ввода-вывода, использующие интерфейсы связи, например, проводные: CAN, Ethernet, RS-485, USB OTG и беспроводные: WI-FI, LTE GPRS, обеспечивающие обмен данными, связь с другими компонентами системы, а также возможность сбора данных и обслуживания системы.
В корпусе ЦБКИ выполнен по крайней мере один разъем для подключения запоминающего устройства, например, USB-флэш-накопителя или карты памяти формата microSD, для возможности записи архива событий.
Блок речевого оповещения связан с модулем сопряжения с радиостанцией и выполнен с возможностью передачи данных, а также формирования и выдачи сообщения как через радиостанцию, так и на динамик, размещенный в стенке корпуса ЦБКИ в кабине машиниста, при этом сообщение может быть также передано на подключенную к ЦБКИ электронно-вычислительную машину. Размещение блока речевого оповещения в одном корпусе с ЦБКИ повышает надежность системы за счет уменьшения количества отдельных блоков.
По существу ЦБКИ является микрокомпьютерным устройством с возможностью легкой адаптации к новым требованиям и возможностью расширения функций.
Внутривагонная линия связи CAN выполнена, например, в виде четырехпроводной линии связи, и предназначена для передачи информации между ПЦБК и всеми подключенными к нему ЛБК. Межвагонная линия связи Ethernet выполнена, например, в виде четырехпроводной линии связи и предназначена для передачи информации между коммутаторами интерфейсов и блоками ПАК (ЦБКИ и ПЦБК). Интерфейс CAN характеризуется протоколом, обеспечивающим передачу данных в реальном масштабе времени и коррекцию ошибок, обладающим высокой помехоустойчивостью. Интерфейс Ethernet обладает высокой помехоустойчивостью и высокой скоростью передачи данных.
Коммутатор интерфейсов обеспечивает связь между ПАК и системой управления транспортным средством, осуществляет сбор и временное хранение информации о состоянии пожарных и охранных зон, полученной от ПЦБК всех вагонов или секций, и передачу этой информации в систему управления транспортным средством. Из системы управления транспортным средством ПАК получает информацию о режиме работы подвижного состава и об абсолютном времени, синхронизируя таким образом работу всего состава. Коммутатор интерфейсов представляет собой отдельный блок с интерфейсами Ethernet и интерфейсами CAN. Также через коммутаторы интерфейсов обеспечивается надежная связь между вагонами по цифровым линиям связи, использующими интерфейс Ethernet, выполненная по топологии кольцо. В случае сцепки двух подвижных составов каждый коммутатор интерфейсов может обеспечить объединение двух поездных пожарно-охранных систем (ПАК) в одну, при этом также используется топология кольцо.
ПАК осуществляет автоматический контроль исправности цифровых линий связи, использующих интерфейс CAN и/или Ethernet, на пропадание связи, исправности линий связи средств пожаротушения на обрыв и короткое замыкание, исправности шлейфа пожарной сигнализации на обрыв и короткое замыкание. ПАК автоматически обнаруживает новые блоки ППКПиУ при их подключении к межвагонной линии связи, использующей интерфейс Ethernet, и загружает конфигурацию блоков. Для корректной работы системы ПАК адреса всех блоков в линии связи CAN должны быть уникальными. ПАК является восстанавливаемой, обслуживаемой, многофункциональной системой многоразового действия.
Кроме того, ПАК включает пульты ручного запуска исполнительных средств пожаротушения основной и резервной очереди. Питание на блоки системы подается от бортовой сети через преобразователь напряжения, подключаемый к блоку ПЦБК.
Кроме того, предлагаемый комплекс может быть подключен через источник бесперебойного питания к основному и резервному (на фигуре не указаны) источникам питания. В качестве резервного источника применен блок резервного питания БРП, состоящий из двух блоков: аккумуляторного блока БА и блока управления БУ. Блок БА представляет из себя металлический ящик с аккумуляторными батареями (АКБ) снабженный автоматическим выключателем, расположенный под вагоном или секцией транспортного средства или на его крыше для целей безопасности и экономии места внутри вагона. БУ - это микропроцессорная система управления питанием блоков программно-аппаратного комплекса вагона. В случае пропадания основного питания (бортовой сети) БУ подключает АКБ для питания блоков программно-аппаратного комплекса. Кроме того, БУ осуществляет контроль заряда АКБ и подзаряжает их в случае разряда. БУ и БА связаны 4-хпроводной линией связи. Каждая АКБ контролируется отдельно для лучшей управляемости циклом заряда-разряда. Комплекс выполнен с возможностью отключения технологического оборудования транспортного средства перед срабатыванием средств пожаротушения.
В качестве устройства, расширяющего функциональные возможности ППКПиУ, имеется отдельный коммутатор работы с радиостанцией КРР, позволяющий передавать сигналы через поездную радиостанцию станционному диспетчеру.
Все блоки системы (ЦБКИ, ПЦБК и ЛБК) выполнены с возможностью самодиагностики, результаты которой записываются в архив и при необходимости выводятся на экран ЦБКИ, что позволяет своевременно выявлять и устранять неисправности.
В качестве средств пожаротушения ПАК включает устройство порошкового пожаротушения и/или устройство тушения тонкораспыленной жидкостью и/или устройство тушения гелем и/или устройство газового пожаротушения и/или генератор огнетушащего аэрозоля и их комбинации. Любое из устройств пожаротушения, в частности, содержит газогенератор с узлом электрозапуска.
Программно-аппаратный комплекс выполнен с возможностью контроля пожароопасных параметров внутри аккумуляторного отсека транспортного средства и содержит средство пожаротушения, способное подавать огнетушащий агент во внутренний объем указанного отсека. Средство пожаротушения аккумуляторного отсека является устройство, в котором в качестве огнетушащего агента используют гель, например, гель получаемый реакцией взаимодействия двух компонентов, содержащее емкости, в каждой из которой раздельно хранятся компоненты для получения геля, средства для вытеснения компонентов из емкостей, трубопроводы подачи компонентов внутрь аккумуляторного отсека, оснащенные форсунками. Преимуществом применения гелевых средств пожаротушения для защиты аккумуляторных отсеков транспортных средств является то, что они обеспечивают охлаждение аварийных электрохимических элементов аккумуляторного отсека и их последующую теплоизоляцию, что предотвращает дальнейший тепловой разгон и развитие пожара соседних электрохимических элементов внутри отсека.
ПАК способен сформировать команды на отключение аппаратов защиты, опускание токоприемников, отключение вентиляции, остановку дизельного двигателя и прочего технологического оборудования в защищаемом помещении (отсеке) в соответствии с технологическим регламентом на конкретный подвижной состав, после чего адресно активировать средство пожаротушения в зоне возникновения пожара в автоматическом или ручном режимах пуска СП с дальнейшим контролем развития опасной ситуации.
Программно-аппаратный комплекс работает следующим образом.
После включения питания и завершения тестов самодиагностики система переходит в один из 3 режимов, который задается конфигурацией:
1) Автоматический режим;
2) Ручной режим;
3) Автоматический режим с возможностью перехода в ручной режим.
В автоматическом режиме при возникновении пожара в какой-либо зоне транспортного средства сигнал о превышении порогового значения температуры воздуха в этой зоне фиксируется датчиками, например, мультикритериальными цифровыми датчиками (по меньшей мере двумя), сигнал от датчиков поступает на локальный блок контроля, который передает его на промежуточный центральный блок контроля и управления. Последний передает сигнал на центральный блок контроля и индикации и на блок речевого оповещения, и начинает обратный отсчет на запуск СП основной очереди. Блок контроля и индикации сохраняет сообщение о пожаре в архив и/или передает его на ЭВМ. Блок речевого оповещения формирует сообщение о пожаре и передает на пульт диспетчера и/или через динамик, размещенный в стенке корпуса ЦБКИ, машинисту. Если в течение 10 секунд от начала отсчета не менее двух датчиков в зоне тушения продолжают фиксировать температуру воздуха выше порогового значения, а от ЦБКИ не поступает сообщений или дополнительной команды, то ПЦБК самостоятельно выдает команду на запуск основной очереди СП в зоне контроля. При этом при возникновении аварийной или иной ситуации, например, когда произошел отрыв головного вагона, то ПЦБК также самостоятельно принимает решение о запуске исполнительных средств пожаротушения и выдает команду на ЛБК о запуске исполнительных средств пожаротушения.
По полученной команде ЛБК зоны контроля производит запуск основной очереди СП подачей импульса (сигнала). После этого ЛБК проводит мониторинг состояния активаторов СП и передает на ПЦБК информационное сообщение о подтверждении (или не подтверждении) пуска СП. Если пуск СП подтвержден, то ПЦБК ожидает сообщений об изменении температурного режима в зоне тушения. При отсутствии сообщений от ЛБК об изменении температурного режима в зоне тушения или при наличии на момент окончания времени ожидания результата тушения двух и более датчиков температуры, фиксирующих превышение порогового значения температуры, происходит активация СП резервной очереди в зоне тушения.
Кроме того при функционировании системы в автоматическом режиме возможен автономный запуск основной очереди СП.
В ручном режиме решение о тушении пожара принимает оператор при получении информации через ЦБКИ.
В автоматическом режиме с возможностью перехода в ручной система позволяет оператору остановить обратный отсчет запуска средств пожаротушения и вручную произвести пуск. Также возможен переход из автоматического режима в ручной или обратно. Переход из ручного режима в автоматический при и после пожароопасной ситуации невозможен (до отключения питания).
ПАК выполнен с возможностью реализации охранных функций и обеспечивает:
- прием, обработку и передачу сигналов охранных извещателей охраняемых зон;
- контроль состояния выходных цепей системы, соединительных линий, охранных извещателей;
- создание двух рубежей охраны и сигнализации о попытках либо фактах незаконного проникновения в вагоны подвижного состава: первый рубеж охраны - проникновение во внутреннее пространство вагонов, за исключением критических элементов; второй рубеж охраны - проникновение на критические элементы подвижного состава (в кабины машиниста, шкафы размещения технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности, в отсеки с элементами системы пожаротушения) контролировать наличие/отсутствие огнетушителей в пассажирских салонах;
- централизованную постановку и снятие с охраны канала сигнализации;
- возможность, с помощью дополнительных технических средств, просмотра и передачи на печать протокола работы технических средств охранной сигнализации (действия оператора, системные события, тревожные и аварийные ситуации).
При возникновении тревожной ситуации ПАК формирует тревожные извещения с датчиков охранной сигнализации в виде визуальной и звуковой индикации (с указанием места, времени и причины извещения) и его воспроизведение до момента квитирования.
В зависимости от режима работы тревожные извещения с датчиков охранной сигнализации должны передаваться на ЦБКИ, ДПКИ, пульт дежурного по депо по каналу GSM с помощью блока передачи данных GSM или поездной радиостанции.
В части реализации охранных функций ПАК имеет 3 режима работы охранной системы: «Маршрут», «Отстой внутренний», «Отстой внешний»:
- режим «Маршрут» (локомотивная бригада находится в головной кабине), при котором вся информация передается на ЦБКИ в кабину машиниста головного вагона. При этом ведется контроль дверей кабины машиниста, служебного тамбура хвостового вагона и всех шкафов размещения технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности.
- режим «Отстой внутренний» (локомотивная бригада отсутствует, в салоне головного вагона находится работник охраны), при котором вся информация о тревоге передается на ЦБКИ, далее на ДПКИ служебного тамбура головного вагона. При этом ведется контроль всех дверей и шкафов размещения технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности вагонов подвижного состава. Дополнительно тревожная информация акустически передается в салоны всех вагонов подвижного состава до момента квитирования. Квитирование тревожной информации с датчиков охранной сигнализации производится на ДПКИ;
- режим «Отстой внешний» (персонал на поезде полностью отсутствует), при котором вся тревожная информация передается на ЦБКИ и далее по УКВ радиосвязи через поездную радиостанцию на пульт дежурного по депо. При этом ведется контроль всех дверей и шкафов размещения технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности всех вагонов подвижного состава.
Предлагаемый ПАК успешно прошел проверку работоспособности системы в автоматическом и ручном режимах функционирования, и показал 100% срабатывание. При этом результаты проверки огнетушащей способности показали, что система обеспечивает тушение пожара без использования резервной очереди ИСП. Система прошла испытания в соответствии с ГОСТ 15.902-2014 «Система разработки и постановки продукции на производство. Железнодорожный подвижной состав. Порядок разработки и постановки на производство».
Предлагаемое изобретение является одной из самых надежных систем данного вида, обеспечивает стабильную работу даже в самых экстремальных условиях, а также при частичном повреждении межблочных связей, и сохраняет работоспособность при перестановке местами отдельных вагонов или секций подвижного состава (или при их замене). ПАК является надежной и гибкой системой. В системе предусмотрена реализация охранной функции в виде двух рубежей охраной сигнализации о попытках либо фактах незаконного проникновения в вагоны и критические элементы подвижного состава (в кабины машиниста, шкафы размещения технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности, в отсеки с элементами системы пожаротушения) подвижного состава, предусмотрена возможность анализа причин пожара, снижена вероятность ложных срабатываний, обеспечено различное информирование оператора о возможном пожаре всего подвижного состава и/или незаконном проникновении в него.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АВТОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПОЖАРОТУШЕНИЕМ В ПОДВИЖНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ | 2021 |
|
RU2760106C1 |
ЛОКОМОТИВНАЯ СИСТЕМА РАННЕГО ОБНАРУЖЕНИЯ И ТУШЕНИЯ ПОЖАРА | 2016 |
|
RU2641402C2 |
МИКРОПРОЦЕССОРНАЯ СИСТЕМА ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ И ПОЖАРОТУШЕНИЯ | 2023 |
|
RU2813221C1 |
МОДУЛЬНАЯ АВТОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ И ПОЖАРОТУШЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА | 2019 |
|
RU2711830C1 |
СИСТЕМА СИГНАЛИЗАЦИИ О НЕСАНКЦИОНИРОВАННОМ ПРОНИКНОВЕНИИ, ВОЗГОРАНИИ И ПОЖАРОТУШЕНИЯ ДЛЯ ТЯГОВОГО И МОТОР-ВАГОННОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА | 2014 |
|
RU2635910C2 |
СИСТЕМА ОХРАНЫ, ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ И АВТОМАТИЧЕСКОГО ПОЖАРОТУШЕНИЯ ДЛЯ ТЯГОВОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА | 2015 |
|
RU2610391C2 |
СИСТЕМА ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ И АВТОМАТИЧЕСКОГО ПОЖАРОТУШЕНИЯ ДЛЯ ТЯГОВОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА | 2013 |
|
RU2584852C9 |
ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫЙ КОМПЛЕКС АРХИТЕКТУРЫ ЕДИНОЙ СЕРВЕРНОЙ ПЛАТФОРМЫ ДЛЯ ПОДСИСТЕМ ЦИФРОВЫХ ПОДСТАНЦИЙ 35 - 110 КВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ВИРТУАЛИЗАЦИИ | 2020 |
|
RU2762950C1 |
КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ И ДИАГНОСТИКИ МОТОРВАГОННОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА | 2022 |
|
RU2790985C1 |
Роботизированная установка пожаротушения модульного типа повторно-кратковременного действия | 2023 |
|
RU2807716C1 |
Программно-аппаратный комплекс технических средств пожарной автоматики и охранной сигнализации для подвижных транспортных средств. Изобретение предназначено для автоматического обнаружения признаков пожара, информирования о месте возникновения и управления пожаротушением, а также обнаружения несанкционированного проникновения на охраняемый объект и относится к автоматическим системам пожарной автоматики и охранной сигнализации в любых транспортных средствах, преимущественно в подвижных составах автомобильного или рельсового транспорта: в железнодорожных составах, в подвижных составах метрополитена, монорельсовых транспортных средствах и др. Программно-аппаратный комплекс (ПАК) технических средств пожарной автоматики и охранной сигнализации для подвижных транспортных средств, содержащий датчики, контролирующие пожароопасные параметры защищаемой среды, охранные датчики, средства пожаротушения, прибор приемно-контрольный пожарный и управления, содержащий по крайней мере один центральный блок контроля и индикации с дисплеем и по крайней мере один промежуточный центральный блок контроля и управления, который связан по крайней мере с одним локальным блоком контроля. Программно-аппаратный комплекс содержит по крайней мере один коммутатор интерфейсов, связанный с центральным блоком контроля и индикации и промежуточным центральным блоком контроля и управления по цифровым линиям связи, использующими интерфейс Ethernet, и с системой управления транспортным средством. При этом промежуточные центральные блоки контроля и управления и локальные блоки контроля, размещенные внутри вагона транспортного средства, связаны по линиям связи, использующим интерфейс CAN, с дополнительным резервированием по топологии кольцо. 18 з.п. ф-лы, 1 ил.
1. Программно-аппаратный комплекс технических средств пожарной автоматики и охранной сигнализации для подвижных транспортных средств, содержащий датчики, контролирующие пожароопасные параметры защищаемой среды, охранные датчики, средства пожаротушения, прибор приемно-контрольный пожарный и управления, содержащий по крайней мере один центральный блок контроля и индикации с дисплеем и по крайней мере один промежуточный центральный блок контроля и управления, который связан по крайней мере с одним локальным блоком контроля, отличающийся тем, что содержит по крайней мере один коммутатор интерфейсов, связанный с центральным блоком контроля и индикации и промежуточным центральным блоком контроля и управления по цифровым линиям связи, использующими интерфейс Ethernet, и с системой управления транспортным средством по линиям связи, использующим интерфейс CAN, при этом промежуточные центральные блоки контроля и управления и локальные блоки контроля, размещенные внутри вагона или секции транспортного средства, связаны по линиям связи, использующим интерфейс CAN, с дополнительным резервированием по топологии кольцо.
2. Программно-аппаратный комплекс по п.1, отличающийся тем, что выполнен с возможностью обеспечения двух рубежей охраны и сигнализации о попытках либо фактах незаконного проникновения в вагоны подвижного состава.
3. Программно-аппаратный комплекс по п.1, отличающийся тем, что выполнен с возможностью использования охранных датчиков, контролирующих двери вагонов, тамбуров и технических отсеков, наличие давления в ручных огнетушителях, размещенных в вагоне или секции транспортного средства.
4. Программно-аппаратный комплекс по п.1, отличающийся тем, что выполнен с возможностью функционирования как в автоматическом, так и в ручном режиме управления.
5. Программно-аппаратный комплекс по п.1, отличающийся тем, что количество центральных блоков контроля и индикации соответствует количеству кабин машиниста в подвижном транспортном средстве.
6. Программно-аппаратный комплекс по пп. 1-5, отличающийся тем, что коммутаторы интерфейсов, размещенные в разных вагонах транспортного средства, связаны по цифровым линиям связи, использующим интерфейс Ethernet, с дополнительным резервированием по топологии кольцо.
7. Программно-аппаратный комплекс по п.1, отличающийся тем, что центральный блок контроля и индикации выполнен с возможностью подключения к нему различных устройств через интерфейс WiFi.
8. Программно-аппаратный комплекс по п.1, отличающийся тем, что количество промежуточных центральных блоков контроля и управления соответствует количеству защищаемых вагонов или секций транспортного средства.
9. Программно-аппаратный комплекс по п.1, отличающийся тем, что количество локальных блоков контроля соответствует количеству зон контроля в вагоне или секции транспортного средства.
10. Программно-аппаратный комплекс по п.1, отличающийся тем, что блок речевого оповещения выполнен с возможностью формирования и выдачи сообщений через динамик и в поездную радиостанцию.
11. Программно-аппаратный комплекс по п.1, отличающийся тем, что снабжен установками пожаротушения в количестве, обеспечивающем основную и резервную очередь тушения.
12. Программно-аппаратный комплекс по п.1, отличающийся тем, что для обеспечения возможности функционирования в ручном режиме снабжен пультами дистанционного управления пожаротушением основной и резервной очереди.
13. Программно-аппаратный комплекс по п.12, отличающийся тем, что пульты дистанционного управления пожаротушением размещены с двух сторон каждого вагона в подвагонном пространстве.
14. Программно-аппаратный комплекс по п.1, отличающийся тем, что выполнен с возможностью использования как цифровых, в том числе мультикритериальных цифровых, датчиков, так и аналоговых датчиков, контролирующих пожароопасные параметры защищаемой среды.
15. Программно-аппаратный комплекс по п.1, отличающийся тем, что выполнен с возможностью подключения к основному и резервному источникам питания.
16. Программно-аппаратный комплекс по п.15, отличающийся тем, что резервный источник питания состоит из двух блоков: аккумуляторного блока и блока управления, причем аккумуляторный блок включает выполненный с возможностью установки на крыше вагона транспортного средства или под вагоном корпус с электрохимическими источниками питания и автоматический выключатель, а блок управления связан с аккумуляторным блоком проводной линией связи и предназначен для управления питанием всего программно-аппаратного комплекса технических средств пожарной автоматики и охранной сигнализации от аккумуляторного блока при отключении основного питания, а также выполнен с возможностью осуществления контроля заряда аккумуляторного блока.
17. Программно-аппаратный комплекс по п.1, отличающийся тем, что выполнен с возможностью контроля пожароопасных параметров внутри аккумуляторного отсека транспортного средства и содержит средство пожаротушения, способное подавать огнетушащий агент во внутренний объем указанного отсека.
18. Программно-аппаратный комплекс по п.1, отличающийся тем, что содержит дополнительный пульт контроля и индикации, размещаемый в тамбуре машиниста каждого головного вагона и/или в купе начальника транспортного средства.
19. Программно-аппаратный комплекс по пп. 1-18, отличающийся тем, что в качестве средств пожаротушения включает устройство порошкового пожаротушения, и/или устройство тушения тонкораспыленной жидкостью, и/или устройство тушения гелем, и/или устройство газового пожаротушения, и/или генератор огнетушащего аэрозоля и их комбинации.
АВТОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПОЖАРОТУШЕНИЕМ В ПОДВИЖНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ | 2021 |
|
RU2760106C1 |
КОМПЛЕКС ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫХ СРЕДСТВ АВТОМАТИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ | 2010 |
|
RU2450305C1 |
КОМПЛЕКС РЕЗЕРВИРУЕМЫХ ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫХ СРЕДСТВ АВТОМАТИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ | 2010 |
|
RU2431174C1 |
Устройство для выколотки плоского кольца половинок сварных линз тепловых компенсаторов | 1940 |
|
SU61438A1 |
Устройство для переплавки металлической стружки | 1948 |
|
SU74077A1 |
EP 3554651 A2, 23.10.2019. |
Авторы
Даты
2025-03-25—Публикация
2024-08-30—Подача