УСТРОЙСТВО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ФИКСАЦИИ КОНЕЧНОГО ПОЛОЖЕНИЯ КРЫЛЬЕВ Российский патент 2019 года по МПК B64C3/00 F42B10/16 

Описание патента на изобретение RU2685635C1

Изобретение относится к области летательных аппаратов, а именно к устройствам регулировки и фиксации конечного положения крыла управляемого летательного аппарата.

Известно устройство фиксации аэродинамической поверхности ракеты в раскрытом положении описанное в изобретении под названием «Раскрываемый руль ракеты» [п. РФ №2532286, МПК (2006.01) F42B 10/16, опубликовано 10.11.2014 г.], содержащее кронштейн, на котором расположен механизм фиксации конечного положения крыла (руля), содержащий подпружиненный фиксатор (защелки). Крыло состоит из вала, установленного на корпусе летательного аппарата (ракеты) с возможностью поворота, и аэродинамической поверхности. Механизм фиксации конечного положения крыла состоит из двух шарнирно установленных на валу подпружиненных фиксаторов и выполненных на аэродинамической поверхности зубьев, контактирующих в раскрытом положении с одной стороны с валом, а с другой с защелками.

Достоинством известного устройства является надежная фиксация аэродинамической поверхности.

Однако недостатком известного устройства является отсутствие возможности регулирования конечного положения аэродинамической поверхности летательного аппарата во время процесса сборки механизма, что приводит к зависимости угла раскрытия аэродинамической поверхности летательного аппарата от погрешностей, возникающих во время изготовления и сборки составных частей устройства.

Известно устройство регулировки и фиксации конечного положения крыла описанное в изобретении под названием «Складываемая аэродинамическая поверхность» [п. РФ №2548960, МПК (2006.01) В64С 3/56, F42B 10/16, опубликовано 20.04.2015 г.], содержащая кронштейн (центроплан), на котором расположены механизм регулировки конечного положения крыла (панель), представляющий собой регулируемый упор (выступ), и механизм фиксации конечного положения крыла, содержащий подпружиненный фиксатор. Регулируемый по высоте упор, выполненный в кронштейне, для упора крыла при повороте на угол раскрытия.

Механизм фиксации конечного положения крыла выполнен в виде винтового штока установленного в двух соосных цилиндрических отверстиях, одно из которых расположено в кронштейне и выполнено с винтовыми пазами, в которых размещены выступы винтового штока, а другое отверстие выполнено в крыле. Шток и отверстие в крыле образуют подвижное шлицевое соединение. На торце шлицевой части штока выполнено резьбовое отверстие соосно оси штока, а в стенке кронштейна со стороны этого торца выполнено отверстие для доступа к резьбовому отверстию.

В конце раскрытия крыло взаимодействует с пластинами регулируемого упора и происходит надежная фиксация крыла по оси фиксаторов за счет подпружиненного фиксатора.

Известное устройство не дает возможности регулирования конечного положения крыла во время сборки летательного аппарата.

Данное устройство принимается за прототип, как наиболее близкая по технической сущности к заявляемому изобретению.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является создание устройства регулировки и фиксации конечного положения крыльев с высокой надежностью фиксации и точностью раскрытия каждого крыла, улучшающие аэродинамические характеристики летательного аппарата.

Технический результат, на достижение которого направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении надежности фиксации крыльев в раскрытом положении и точности раскрытия каждого крыла на заданный угол, за счет корректировки угла раскрытия во время сборки летательного аппарата для каждого крыла в отдельности.

Указанный технический результат достигается тем, что устройство регулировки и фиксации конечного положения крыльев содержит кронштейн, на котором расположены механизм регулировки конечного положения крыла, представляющий собой регулируемый упор, и механизм фиксации конечного положения крыла, содержащий подпружиненный фиксатор, согласно изобретению одна часть регулируемого упора имеет резьбовую поверхность, которая ввинчена и зафиксирована в кронштейне, а другая часть имеет гладкую поверхность со сферическим концом, при этом подпружиненный фиксатор, выполнен Г-образной формы и закреплен на оси с возможностью поворота под действием пружины.

Наличие в заявляемом изобретении признаков, отличающих его от прототипа, позволяет считать его соответствующим условию «новизна».

Новые признаки, которые содержит отличительная часть формулы изобретения, не выявлены в технических решениях аналогичного назначения, на этом основании можно сделать вывод о соответствии заявляемого изобретения условию «изобретательский уровень».

Изобретение иллюстрируется чертежами:

на фиг. 1 представлен вид сверху на устройство регулировки и фиксации конечного положения крыльев в транспортном положении;

на фиг. 2 - вид сверху на устройство регулировки и фиксации конечного положения крыльев в рабочем положении;

на фиг. 3 - продольный разрез устройства фиксации конечного положения крыла.

Устройство регулировки и фиксации конечного положения крыльев содержит кронштейн 1, зафиксированный на платформе, механизм регулировки и механизм фиксации конечного положения крыла.

Механизм регулировки конечного положения крыла выполнен в виде регулируемого упора, представляющего собой ось 2, одна часть которой имеет резьбовую поверхность, а другая - гладкую поверхность со сферическим концом. Ось 2 ввинчена в сквозное резьбовое отверстие кронштейна 1 и зафиксирована в нем контрящей гайкой 3.

Механизм фиксации конечного положения крыльев выполнен в виде оси 4, установленной в отверстии выступа кронштейна 1. К концу оси 4 при выходе из кронштейна 1 со стороны дугообразной поверхности раскрывающейся консоли 5 прикреплен, через набор прокладок 6, с помощью штифта 7 Г-образный фиксатор 8, подпружиненный пружиной 9, установленной с другой стороны выступа кронштейна 1 на оси 4. На другом конце оси 4 с возможностью вращения установлена втулка 10, которая фиксируется на оси 4 штифтом 11 и в которой закреплен один конец пружины 9. Другой конец пружины 9 закреплен в дополнительном кронштейне 12, установленном на кронштейне 1. В осевом направлении ось 4 фиксируется к выступу кронштейна 1 гайкой 13 и контрящей гайкой 14, которая служит упором для пружины 9.

Работает устройство следующим образом.

Во время сборки летательного аппарата, раскрывающиеся консоли 5 выставляют на заданный (расчетный) угол раскрытия. Затем выставляют механизм регулировки конечного положения крыла, ввинчивая ось 2 до соприкосновения сферической поверхности оси с кромкой раскрывающейся консоли 5, после ось 2 фиксируют контрящей гайкой 3, при этом Г-образный фиксатор 8 уперт в поверхность кронштейна 1.

После регулируют механизм фиксации конечного положения крыла в сработанном положении, подбирая количество и толщину прокладок в наборе прокладок 6, обеспечивая соприкосновение боковой поверхности Г-образного фиксатора 8 с торцом дугообразной поверхности раскрывающейся консоли 5.

Впоследствии механизм фиксации конечного положения крыльев переводят в рабочее положение, поворачивая втулку 10, закручивающую пружину 9 и приводящую в движение ось 4, поднимают Г-образный фиксатор 8 до уровня дугообразной поверхности раскрывающейся консоли 5.

Затем раскрывающиеся консоли 5 поворачивают в транспортное положение, при этом Г-образный фиксатор 8 прижат к дугообразной поверхности раскрывающейся консоли 5.

Во время начала автономного полета летательного аппарата раскрывающиеся консоли 5 приходят в движение, раскрываясь до удара в сферическую поверхность оси 2, достигая тем самым конечного положения раскрытия на заданный (расчетный) угол. Одновременно с раскрытием консолей 5 Г-образный фиксатор 8 скользит по дугообразной поверхности и, соскользнув, упирается в кронштейн 1, надежно фиксируя консоли 5 в раскрытом положении.

Таким образом, вышеизложенные сведения свидетельствуют о выполнении при использовании заявленного изобретения следующей совокупности условий:

- средство, воплощающее заявленное изобретение при его осуществлении, предназначено для области летательных аппаратов;

- для заявленного устройства в том виде, как оно охарактеризовано в независимом пункте формулы изобретения, подтверждена возможность его осуществления;

- средство, воплощающее заявленное изобретение при осуществлении, способно обеспечить повышение надежности фиксации крыльев в раскрытом положении и точности раскрытия каждого крыла на заданный угол.

Следовательно, заявленное изобретение соответствует условию «промышленная применимость».

Похожие патенты RU2685635C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ФИКСАЦИИ КОНСОЛЕЙ КРЫЛА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В СЛОЖЕННОМ СОСТОЯНИИ 2019
  • Лысанский Виталий Викторович
  • Лежнев Юрий Валентинович
  • Арсентьев Альберт Олегович
RU2731138C1
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ С РАСКРЫВАЮЩИМСЯ ОПЕРЕНИЕМ 2007
  • Атяскин Андрей Алексеевич
  • Малиновский Дмитрий Геннадьевич
RU2358227C2
Устройство закрепления раскрывающихся консолей крыла летательного аппарата 2019
  • Лысанский Виталий Викторович
  • Лежнев Юрий Валентинович
  • Недбайло Ольга Анатольевна
RU2728913C1
СКЛАДЫВАЮЩЕЕСЯ КРЫЛО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2006
  • Атяскин Андрей Алексеевич
  • Малиновский Дмитрий Геннадьевич
  • Родионов Владимир Васильевич
RU2336489C2
СТЕНД ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ НА РАСКРЫВАЮЩИЕСЯ ЭЛЕМЕНТЫ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2016
  • Шахов Александр Александрович
  • Саюн Сергей Петрович
  • Леонов Вадим Николаевич
RU2633089C1
РАСКЛАДЫВАЕМАЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ ПОВЕРХНОСТЬ 2015
  • Камшилин Дмитрий Михайлович
RU2599677C1
СТЕНД ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ НА РАСКРЫВАЮЩИЕСЯ ЭЛЕМЕНТЫ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2017
  • Леонов Вадим Николаевич
  • Саюн Сергей Петрович
RU2657159C1
УСТРОЙСТВО РАСКЛАДЫВАНИЯ КОНСОЛЕЙ КРЫЛА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2018
  • Лысанский Виталий Викторович
  • Сидоров Владимир Сергеевич
  • Недбайло Ольга Анатольевна
  • Лежнев Юрий Валентинович
RU2685407C1
СКЛАДЫВАЕМАЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ ПОВЕРХНОСТЬ 2018
  • Скобелкин Алексей Яковлевич
RU2683407C1
СКЛАДНОЙ РУЛЬ С ФИКСАЦИЕЙ ОТ ПОВОРОТА 2020
  • Камшилин Дмитрий Михайлович
  • Дорошков Федор Владимирович
RU2733337C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 685 635 C1

Реферат патента 2019 года УСТРОЙСТВО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ФИКСАЦИИ КОНЕЧНОГО ПОЛОЖЕНИЯ КРЫЛЬЕВ

Изобретение относится к области летательных аппаратов, а именно к устройствам регулировки и фиксации конечного положения крыла управляемого летательного аппарата. Устройство регулировки и фиксации конечного положения крыльев содержит кронштейн, на котором расположены механизм регулировки конечного положения крыла, представляющий собой регулируемый упор, и механизм фиксации конечного положения крыла, содержащий подпружиненный фиксатор. Одна часть регулируемого упора имеет резьбовую поверхность, которая ввинчена и зафиксирована в кронштейне, а другая часть имеет гладкую поверхность со сферическим концом. Подпружиненный фиксатор выполнен Г-образной формы и закреплен на оси с возможностью поворота под действием пружины. Повышается надежность при эксплуатации. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 685 635 C1

Устройство регулировки и фиксации конечного положения крыльев, содержащее кронштейн, на котором расположены механизм регулировки конечного положения крыла, представляющий собой регулируемый упор, и механизм фиксации конечного положения крыла, содержащий подпружиненный фиксатор, отличающееся тем, что одна часть регулируемого упора имеет резьбовую поверхность, которая ввинчена и зафиксирована в кронштейне, а другая часть имеет гладкую поверхность со сферическим концом, при этом подпружиненный фиксатор выполнен Г-образной формы и закреплен на оси с возможностью поворота под действием пружины.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2685635C1

РАСКРЫВАЕМЫЙ РУЛЬ РАКЕТЫ 2013
  • Шевченко Валерий Владимирович
  • Шестаков Сергей Александрович
  • Земсков Вячеслав Александрович
  • Дергачёв Александр Анатольевич
RU2532286C1
РАСКРЫВАЕМОЕ КРЫЛО ДВУХСТУПЕНЧАТОЙ РАКЕТЫ 2011
  • Волков Владимир Александрович
  • Земсков Вячеслав Александрович
  • Шестаков Сергей Александрович
RU2482434C1
CN 103837045 A, 04.06.2014
US 3650496 A1, 21.03.1972.

RU 2 685 635 C1

Авторы

Лысанский Виталий Викторович

Сидоров Владимир Сергеевич

Трифонова Наталья Юрьевна

Лежнев Юрий Валентинович

Даты

2019-04-22Публикация

2018-06-14Подача