Изобретение относится к запорной и регулирующей арматуре, в частности к шаровым кранам.
Известен шаровой кран, содержащий корпус с входным и выходным патрубками, шаровой поворотный затвор со сквозным проходным отверстием, шпиндель, уплотнение шпинделя, седла шарового поворотного затвора, причем в сквозном проходном отверстии шарового поворотного затвора установлены опорные перегородки (см. авторское свидетельство SU №552453, кл. F16K 5/06, опубл. 30.03.1977).
Данный шаровой кран позволяет увеличить срок его работы при большом числе переключений шарового крана. Однако при регулировании потока опорные перегородки создают дополнительное гидравлическое сопротивление протекающему через шаровой кран потоку особенно когда шаровой кран открыт не полностью, что сужает область его использования.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является шаровой кран, содержащий корпус с входным и выходным патрубками, шаровой поворотный затвор со сквозным проходным отверстием, шпиндель, уплотнение шпинделя, седла шарового поворотного затвора, причем в сквозном проходном отверстии шарового поворотного затвора установлены рассекатели потока среды (см. патент US №5400825, кл. F16K 47/04, опубл. 28.03.1995).
Однако использование данного шарового крана при регулировании расхода рабочей среды, которая протекает через запорный элемент шарового крана, имеет место резкое изменение заданной расходной характеристики, что затрудняет процесс регулирования расхода, особенно в момент открытия, закрытия клапана, что связано с резким изменением степени турбулентности протекающего через шаровой кран потока среды.
Технической проблемой, решаемой в изобретении, является преодоление описанных выше недостатков.
Техническим результатом, достигаемым в изобретении, является расширение функциональных возможностей за счет обеспечения более широкого диапазона регулирования расхода протекающей через шаровой кран среды при сравнительно более низких гидравлических потерях за счет повышения жесткости соединения между собой плоских пластин и, как результат, снижение уровня шума и вибрации, а также предотвращение развития кавитации в процессе эксплуатации шарового крана.
Указанная проблема решается, а технический результат достигается за счет того, что шаровой кран содержит корпус с входным и выходным патрубками, шаровой поворотный затвор со сквозным проходным отверстием, шпиндель, уплотнение шпинделя и седла шарового поворотного затвора, причем в сквозном проходном отверстии шарового поворотного затвора установлены рассекатели потока среды, которые выполнены в виде четырех плоских пластин, установленных параллельно друг другу, перфорированных круглыми в поперечном сечении отверстиями, зафиксированных относительно сквозного проходного отверстия посредством сварки, установленных параллельно оси поворота шарового поворотного затвора и симметрично относительно продольной оси сквозного проходного отверстия шарового поворотного затвора с образованием между собой равных по ширине сквозных параллельных каналов, при этом между собой плоские пластины соединены посредством двух параллельных продольной оси сквозного проходного отверстия шарового поворотного затвора рядов круглых в поперечном сечении стержней, соединенных с плоскими пластинами посредством сварки, причем стержни, установленные между центральными плоскими пластинами, расположены на большем расстоянии от горизонтальной поперечной оси сквозного проходного отверстия шарового поворотного затвора, чем стержни, установленные между центральными и крайними плоскими пластинами, при этом все ряды стержней расположены симметрично относительно горизонтальной поперечной оси сквозного проходного отверстия шарового поворотного затвора, отверстия в плоских пластинах выполнены в шахматном порядке, а входная и выходная кромки плоских пластин выполнены вдоль сферической поверхности шарового поворотного затвора и скруглены, причем профиль скругления образован дугами окружности, плавно сопряженными с плоской боковой поверхностью пластин.
В ходе проведенного исследования было установлено, что описанное выше выполнение шарового крана позволяет равномерно и симметрично распределять поток между рассекателями потока с минимально возможным гидравлическим сопротивлением, особенно когда шаровой затвор находится в положении полного открытия проходного сечения, чему в равной мере способствуют указанные выше особенности конструкции плоских пластин и элементы конструкции, в частности использование сварки и соединение плоских пластин между собой посредством стержней образующих по два ряда стержней, причем ряды стержней между центральными плоскими пластинами расположены на большем расстоянии от горизонтальной поперечной сквозного проходного отверстия оси, чем стержни, установленные между центральными и крайними плоскими пластинами, что позволило создать более жесткую и в тоже время достаточно «прозрачную» для потока среды проточную часть шарового затвора и, как результат добиться более равномерной расходной характеристики работы шарового крана во время регулирования расхода протекающей через шаровой кран среды, в том числе в момент открытия и закрытия шарового крана, т.е. обеспечивается более плавное регулирование расхода при повороте шарового затвора.
На фиг. 1 представлен продольный вертикальный разрез шарового крана.
На фиг. 2 представлен продольный горизонтальный разрез шарового крана.
На фиг. 3 представлен поперечный вертикальный разрез шарового крана.
Шаровой кран содержит корпус 1 с входным 2 и выходным 3 патрубками, шаровой поворотный затвор 4 со сквозным проходным отверстием 5, шпиндель 6, уплотнение шпинделя 7 и седла 8 шарового поворотного затвора 4.
В сквозном проходном отверстии 5 шарового поворотного затвора 4 установлены рассекатели потока среды, которые выполнены в виде четырех плоских пластин 9, 10, 11 и 12, установленных параллельно друг другу, перфорированных круглыми в поперечном сечении отверстиями 13, зафиксированных относительно сквозного проходного отверстия 5 посредством сварки, установленных параллельно оси поворота шарового поворотного затвора 4 и симметрично относительно продольной оси сквозного проходного отверстия 5 шарового поворотного затвора 4 с образованием между собой равных по ширине сквозных параллельных каналов.
Между собой плоские пластины 9, 10, 11 и 12 соединены посредством двух параллельных продольной оси сквозного проходного отверстия 5 шарового поворотного затвора 4 рядов круглых в поперечном сечении стержней 14, соединенных с плоскими пластинами 9, 10, 11 и 12 посредством сварки.
Стержни 14, установленные между центральными плоскими пластинами 10 и 11, расположены на большем расстоянии от горизонтальной поперечной оси сквозного проходного отверстия 5 шарового поворотного затвора 4, чем стержни 14, установленные между центральной 10 и крайней 9 плоскими пластинами, а также между центральной 11 и крайней 12 плоскими пластинами.
Все ряды стержней 14 расположены симметрично относительно горизонтальной поперечной оси сквозного проходного отверстия 5 шарового поворотного затвора 4.
Отверстия 13 в плоских пластинах 9, 10, 11 и 12 выполнены в шахматном порядке.
Входная 15 и выходная 16 кромки плоских пластин 9, 10, 11 и 12 выполнены вдоль сферической поверхности шарового поворотного затвора 4 и скруглены, причем профиль скругления образован дугами окружности, плавно сопряженными с плоской боковой поверхностью пластин 9, 10, 11 и 12.
Шаровой кран работает следующим образом.
Когда шаровой кран находится в полностью открытом положении и продольная ось проходного отверстия 5 совпадает с продольной осью корпуса 1, а плоские пластины 9, 10, 11 и 12 расположены параллельно оси проходного отверстия 5 шарового поворотного затвора 4 и как такового дросселирования протекающего через шаровой кран не происходит, чему также способствует закругление входных 15 и выходных 16 кромок плоских пластин 9, 10, 11 и 12, а также расположение в ряд круглых в поперечном сечении стержней 14.
В открытом положении происходит эффективная очистка от возможных примесей и твердых частиц потоком протекающей среды.
В закрытом положении шарового крана шаровой поворотный затвор 4 перекрывает проходное сечение входного патрубка 2.
При регулировании расхода, когда шаровой поворотный затвор 4 находится в промежуточном положении между открытым и закрытым положением поток среды проходит одновременно между плоскими пластинами 9, 10, 11 и 12 и одновременно дросселируется через круглые отверстия 13, причем чем больше открывается проходное сечение шарового крана, тем меньше эффект дросселирования вносят плоские пластины 9, 10, 11 и 12, так как увеличивается та часть потока среды, которая проходит между пластинами 9, 10, 11 и 12, что обеспечивает плавное регулирование расхода и не позволяет создавать условия для формирования зон пониженного давления в проходном сечении шарового поворотного затвора 4 и, как результат возникновению кавитационного режима течения через шаровой кран и, соответственно снижению шума и вибрации при работе шарового крана.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Шаровой кран | 2018 |
|
RU2687186C1 |
КРАН ШАРОВОЙ | 2011 |
|
RU2480658C1 |
КРАН ШАРОВОЙ | 2004 |
|
RU2273782C1 |
ЗАПОРНЫЙ КЛАПАН ДЛЯ АБРАЗИВНЫХ СРЕД | 2003 |
|
RU2241884C1 |
Шаровой кран-регулятор давления | 2023 |
|
RU2799157C1 |
ПОВОРОТНЫЙ КЛАПАН | 2020 |
|
RU2751825C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ШАРОВОЙ КРАН С ГЕРМЕТИЧНЫМ ВВОДОМ ВРАЩЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2006 |
|
RU2338943C2 |
КЛАПАН РЕГУЛИРУЮЩИЙ ОСЕВОГО ТИПА | 2010 |
|
RU2476742C2 |
РЕГУЛИРУЮЩИЙ КРАН | 2014 |
|
RU2594085C2 |
ШАРОВОЙ КРАН | 2013 |
|
RU2531544C1 |
Изобретение относится к запорной и регулирующей арматуре, в частности к шаровым кранам. Шаровой кран содержит корпус с входным и выходным патрубками, шаровой поворотный затвор со сквозным проходным отверстием, шпиндель, уплотнение шпинделя и седла шарового поворотного затвора. В сквозном проходном отверстии шарового поворотного затвора установлены рассекатели потока среды. Рассекатели потока среды выполнены в виде четырех плоских пластин, которые установлены параллельно друг другу, перфорированы круглыми в поперечном сечении отверстиями, зафиксированы относительно сквозного проходного отверстия посредством сварки, установлены параллельно оси поворота шарового поворотного затвора и симметрично относительно продольной оси сквозного проходного отверстия шарового поворотного затвора с образованием между собой равных по ширине сквозных параллельных каналов. Плоские пластины соединены посредством двух параллельных продольной оси сквозного проходного отверстия шарового поворотного затвора рядов круглых в поперечном сечении стержней, соединенных с плоскими пластинами посредством сварки. Стержни, установленные между центральными плоскими пластинами, расположены на большем расстоянии от горизонтальной поперечной оси сквозного проходного отверстия шарового поворотного затвора, чем стержни, установленные между центральными и крайними плоскими пластинами. Все ряды стержней расположены симметрично относительно горизонтальной поперечной оси сквозного проходного отверстия шарового поворотного затвора, отверстия в плоских пластинах выполнены в шахматном порядке, а входная и выходная кромки плоских пластин выполнены вдоль сферической поверхности шарового поворотного затвора и скруглены, причем профиль скругления образован дугами окружности, плавно сопряженными с плоской боковой поверхностью пластин. В результате достигается расширение функциональных возможностей за счет обеспечения более широкого диапазона регулирования расхода протекающей через шаровой кран среды при сравнительно более низких гидравлических потерях и, как результат, снижение уровня шума и вибрации, а также предотвращение развития кавитации в процессе в процессе эксплуатации шарового крана. 3 ил.
Шаровой кран, содержащий корпус с входным и выходным патрубками, шаровой поворотный затвор со сквозным проходным отверстием, шпиндель, уплотнение шпинделя и седла шарового поворотного затвора, причем в сквозном проходном отверстии шарового поворотного затвора установлены рассекатели потока среды, отличающийся тем, что рассекатели потока среды выполнены в виде четырех плоских пластин, установленных параллельно друг другу, перфорированных круглыми в поперечном сечении отверстиями, зафиксированных относительно сквозного проходного отверстия посредством сварки, установленных параллельно оси поворота шарового поворотного затвора и симметрично относительно продольной оси сквозного проходного отверстия шарового поворотного затвора с образованием между собой равных по ширине сквозных параллельных каналов, при этом между собой плоские пластины соединены посредством двух параллельных продольной оси сквозного проходного отверстия шарового поворотного затвора рядов круглых в поперечном сечении стержней, соединенных с плоскими пластинами посредством сварки, причем стержни, установленные между центральными плоскими пластинами, расположены на большем расстоянии от горизонтальной поперечной оси сквозного проходного отверстия шарового поворотного затвора, чем стержни, установленные между центральными и крайними плоскими пластинами, при этом все ряды стержней расположены симметрично относительно горизонтальной поперечной оси сквозного проходного отверстия шарового поворотного затвора, отверстия в плоских пластинах выполнены в шахматном порядке, а входная и выходная кромки плоских пластин выполнены вдоль сферической поверхности шарового поворотного затвора и скруглены, причем профиль скругления образован дугами окружности, плавно сопряженными с плоской боковой поверхностью пластин.
US 5400825 A, 28.03.1995 | |||
Кран | 1975 |
|
SU552453A1 |
ШАРОВОЙ КРАН | 2013 |
|
RU2531544C1 |
Шаровой кран | 1985 |
|
SU1455108A1 |
US 4479510 A, 30.10.1984. |
Авторы
Даты
2019-05-07—Публикация
2018-12-04—Подача