Изобретение относится к области транспорта, а именно, воздушного транспорта, и может быть использовано для определения уровня безопасности перевозки пассажиров и грузов средствами гражданской авиации.
Известна (RU, патент 2160930, опубл. 20.12.2000 г.) система оперативного сопровождения и управления наземными транспортными средствами (ТС) аэропорта, включающая установленный на ТС бортовой комплекс, содержащий бортовой контроллер, соединенный с навигационным приемником, оснащенным навигационной антенной, с блоком питания и с радиостанцией, оснащенной приемопередающей антенной, подсистему связи и управления каналами, содержащую радиостанцию с приемопередающей антенной и блок питания, и диспетчерский центр (ДЦ) с основным рабочим местом диспетчера (РМД). Бортовой комплекс снабжен блоком контроля состояния ТС, выход которого связан с входом бортового контроллера, подсистема связи и управления каналами снабжена блоком дифференциальной коррекции с навигационной антенной, коммуникационным контроллером, вход-выход которого связан с радиостанцией, а входы - с блоком питания и с блоком дифференциальной коррекции, а ДЦ снабжен шлюзом, сервером с памятью базы данных, при этом входы-выходы шлюза связаны с входами-выходами коммуникационного контроллера, сервера и основного РМД.
Недостатком системы является то, что она действует только на ограниченной территории и с транспортного средства передают на центральный диспетчерский пункт (ЦДЛ) только ограниченный объем информации, что не обеспечивает полный мониторинг данного средства на большой территории, то есть система имеет ограниченные функциональные возможности. Система не предусматривает мониторинга ни собственно аэропорта, ни воздушных транспортных средств.
Известна (RU, патент 2417451, опубл. 27.04.2011) интегрированная система мониторинга контролируемых объектов, в том числе и аэропортов, содержащая модуль управления, включающий управляющий блок и монитор, по меньшей мере один модуль цифрового видеонаблюдения, модуль охранно-пожарной сигнализации и модуль охранной сигнализации и контроля доступа,. Кроме того, она дополнительно снабжена модулем радиационного контроля, модулем газового анализа и модулем химического контроля и контроля наличия взрывчатых веществ, причем модуль управления соединен со всеми остальными модулями системы по локальной вычислительной сети и дополнительно снабжен защищенным накопителем информации.
Недостатками известной системы следует признать отсутствие мониторинга транспортных средств, а также недостаточное количество объектов мониторинга объектов, входящих в структуру аэропорта.
Известна (RU, патент 2472129, опубл. 10.01.2013 система мониторинга безопасной эксплуатации зданий и инженерно-строительных сооружений, в том числе и аэропортов, содержащая не менее одного автоматизированного рабочего места (АРМ) контроля безопасности объектов диагностики, соединенного через цифровую линию связи и блок предварительной обработки сигналов с блоком параметрических датчиков состояния объектов диагностики, включающим датчики деформации, датчики линейных сдвигов, датчики давления и/или датчики вибрации с аналоговым и/или цифровым выходом, с блоком пожарных датчиков, содержащим термодатчики и/или датчики дыма с аналоговым и/или с цифровым выходом, с блоком датчиков химического состава воздуха, включающим прибор химической разведки, прибор радиационной разведки и/или газоанализатор с цифровым и/или аналоговым выходом с блоком датчиков химического состава воды, включающим прибор биологической разведки и/или спектрофотометр с цифровым или аналоговым выходом, при этом АРМ снабжено компьютером для анализа состояния объектов диагностики, устройством цветного мнемонического отображения текущего и аварийного состояния объектов диагностики и устройством аварийной сигнализации, выполнено удаленным от объектов диагностики, установлено в диспетчерской МЧС, в диспетчерской службе спасения и/или в диспетчерской пожарной станции, компьютер удаленного АРМ выполнен с возможностью опроса измерений блоков предварительной обработки сигналов объектов контроля, содержит установленные на двунаправленной активной шине сопряжения не менее чем двуядерный процессор, оперативное запоминающее устройство, постоянное запоминающее устройство с программой управления и контроллеры ввода/вывода для соединения с цифровой линией связи, с устройством отображения цветного мнемонического отображения текущего и аварийного состояния объектов диагностики, выполненным в виде монитора, видеопроцессора и/или светодиодного экрана с цифровым входом для соединения с компьютером АРМ, блок предварительной обработки сигналов каждого объекта диагностики, выполненный с возможностью приема и регистрации сигналов датчиков с возможностью сравнения текущих значений сигналов с пороговыми значениями и с возможностью хранения результатов измерений, содержит микроЭВМ, блок памяти и бесперебойный источник питания, микроЭВМ снабжена аналого-цифровыми преобразователями для соединения с датчиками с аналоговыми выходами и контроллерами ввода/вывода - для соединения с датчиками с цифровыми выходами и с цифровой линией связи, в качестве которой использована сотовая сеть регионального оператора связи, монитор выполнен с возможностью отображения на его экране мнемосхемы контролируемых объектов, оценки состояния безопасности их отдельных элементов по изменению их цвета и возможностью вызова текстовых сообщений о характеристиках объектов контроля и их элементов непосредственным нажатием пальцем на интересующий оператора элемент контроля, отображенный на экране монитора, и/или с помощью наведения экранной метки ручного манипулятора типа "мышь" на данный элемент.
Недостатками известных систем следует признать отсутствие мониторинга транспортных средств, а также недостаточное количество объектов мониторинга объектов, входящих в структуру аэропорта.
Известна (US, патент 8155816, опубл. 10.04.2012) система сети для отслеживания и рабочих характеристик остекления летательного аппарата, при этом остекление включает в себя прозрачный лист, имеющий группу датчиков, закрепленных на поверхности листа, для измерения заданных характеристик и/или свойств остекления, в которой группа датчиков включает в себя по меньшей мере один датчик, выбранный из семейства датчиков, включающего в себя датчик дуги, предназначенный для определения образования дуги электрически нагревательного элемента, установленного на поверхности прозрачного листа, датчик тепла, предназначенный для измерения температуры нагревательного элемента, датчик влажности, предназначенный для измерения содержания влаги на поверхности прозрачного листа, датчик удара, предназначенный для измерения силы удара объектов, ударяющих о поверхность прозрачного листа и датчик, предназначенный для идентификации растрескиваний внутри и/или на прозрачном листе, система сети содержащая: оконный концентратор измерительных сигналов, содержащий микропроцессор для приема выходных данных группы датчиков каждого из элементов остекления, при этом микропроцессор запрограммирован принимать данные от группы датчиков остекления, предоставляющих информацию в отношении рабочих характеристик свойств и характеристик остекления, ассоциированных с группой датчиков, и форматировать принятые данные в соответствии с заданной программой, в которой программа включает в себя, по меньшей мере, предоставление данных группы датчиков прозрачного листа, которые измеряют характеристики и свойства остекления, которые являются активными в течение периода, в который полученные данные представляют интерес, и центральную систему технического обслуживания, соединенную с оконным концентратором измерительных сигналов для приема отформатированной информации из оконного концентратора измерительных сигналов и неотфильтрованной информации, в котором неотфильтрованная информация прозрачного листа действует на центральную систему технического обслуживания, для обеспечения оценки полезного срока службы остекления.
Основным недостатком известной системы следует признать ее ограниченные возможности - мониторинг только части элементов конструкции летательного аппарата.
Техническая задача, решаемая посредством разработанного способа, состоит в осуществление возможности объективного контроля состояния объектов гражданской авиации.
Технический результат, достигаемый при реализации разработанного способа, состоит в повышении безопасности использования объектов гражданской авиации.
Для достижения указанного технического результата предложено использовать разработанный способ определения уровня транспортной безопасности объектов гражданской авиации РФ. Согласно разработанному способу осуществляют силами организаций, уполномоченных на выполнение мероприятий по обеспечению авиационной безопасности, постоянный мониторинг характеристик объектов гражданской авиации, причем в качестве объектов гражданской авиации используют аэропорты, эксплуатирующие предприятия гражданской авиации, при этом мониторинг аэропортов включает контроль обеспечения безопасности ВС, находящихся на стоянках воздушных судов, зон обслуживания техники, зоны регистрации/посадки пассажиров, трансфера пассажиров и багажа, зоны досмотра пассажиров и багажа, зоны обслуживания пассажиров, системы обработки багажа, подъездной инфраструктуры аэропорта, воздушного судна по обеспечению мер защиты от актов незаконного вмешательства и попадания на борт запрещенных предметов и материалов, обеспечения безопасности при отправке/получении грузов, почты и бортового питания, обеспечения военизированной охраны объектов инфраструктуры аэропортов, сравнивают полученные значения с аналогичными показателями, указанными в базовых рекомендациях ИКАО, и выносят суждения о соответствии измеренных характеристик рекомендованным значениям.
В ходе реализации разработанного способа мониторингу подвергают все узлы и элементы воздушного транспорта, принимающие участие в перевозке грузов и пассажиров с использованием воздушного транспорта (летательных аппаратов), а также наземной инфраструктуре, прямо или косвенно участвующей в указанных перевозках.
Нормы авиационной безопасности определены стандартами и рекомендациями в области авиационной безопасности Международной организации гражданской авиации (ИКАО), а также отечественными нормативными документами в аналогичной сфере вопросов.
РФ, как член ИКАО и в соответствии с международными договоренностями относительно вопросов обеспечения авиационной безопасности, должна обеспечивать во всех аэропортах РФ, выполняющих международные авиаперевозки, внедрение и выполнение мер по защите периметра аэропорта. Данные меры, в частности при проверке периметра аэропорта, при реализации должны включать проверку таких параметров, как:
а) высота ограждения, конструкция, материал, из которого оно изготовлено, а также любые дополнительные средства обеспечения безопасности, используемые для повышения эффективности защиты периметра, такие, как колючая или колюче-режущая проволока сверху ограждения, периферийная система защитной сигнализации, охранное освещение или замкнутая телевизионная система;
б) свободные от препятствий зоны и информационные указатели вдоль ограды/ограждения периметра;
c) дорога для патрулирования вдоль ограды/ограждения периметра;
d) наличие аварийных ворот;
e) соображения безопасности и эксплуатационные соображения;
f) техническое обслуживание ограды/ограждения
В процессе мониторинга могут быть использованы как известные и общепринятые методы контроля узлов и элементов воздушного транспорта, так и дополнительно разработанные.
В частности, должны быть выполнены проверки и обыск воздушных судов в целях безопасности, разработаны меры, обеспечивающие удаление любых предметов, оставленных высадившимися пассажирами транзитных рейсов с борта воздушного судна до вылета воздушного судна.
Для мониторинга этого действия могут быть использованы видеокамеры, установленные на борту воздушного судна и подключенные по радиоканалу к посту контроля. Аналогично проводят мониторинг защиты кабины летного экипажа во время полета, процедура провоза оружия в салоне или в грузовом отсеке воздушного судна, проверка принадлежности перевозимого в грузовом отсеке багажа пассажиром и санкционирование его для перевозки.
Поскольку должны быть разработаны меры, обеспечивающие безопасность на борту воздушного судна при наличии на нем пассажиров, которые должны перевозиться вследствие того, что они подвергнуты судебному или административному разбирательству, то необходим мониторинг (с использованием аналогичной видеокамеры, подключенной по радиоканалу к пункту контроля) уведомления командира воздушного судна о наличии пассажиров, которые должны перевозиться вследствие того, что они были подвергнуты судебному или административному разбирательству, а также о количестве вооруженных лиц и местонахождении занимаемых ими кресел.
В частности, для контроля противодействия попаданию на борт воздушного судна взрывчатых, наркотических и прочих запрещенных к перевозу веществ и предметов в качестве средства мониторинга могут быть использованы традиционно используемые для этого методы и средства. Для контроля помещений аэропорта могут быть использованы газоанализаторы различного типа. Видеокамеры и микрофоны.
Разработанный способ иллюстрирован на примере проверки международного аэропорта «Грабцево» (Калуга).
Данный аэропорт способен принимать самолеты: Airbus A319 (не более 20 вылетов в сутки), ATR-42, Boeing 737-500, SAAB-2000, Sukhoi Superjet 100, Challenger-604, Challenger-300, Falcon-2000EX, Falcon-50, Ah-24, Ah-148-100A, Ah-26, Ah-74 и все более легкие, а также вертолеты всех типов. Классификационное число взлетно-посадочной полосы (PCN) 42/F/D/X/T. Пропускная способность аэровокзала - до 100 человек в час.
В ходе подтверждения аттестации аэропорта по соответствию его технических средств требованиям базовых рекомендаций ИКАО были проверены следующие регламентируемые параметры:
Высота ограждения аэропорта (объектов аэропорта).
Территория аэропорта, отнесенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности к 1, 2 или 3 категории объектов транспортной инфраструктуры, и его особо важных объектов должна иметь сплошное ограждение высотой не менее 2,13 метра по всему периметру с предупредительными аншлагами, запрещающими проникновение в контролируемую зону. Расстояние между предупредительными аншлагами должно составлять не более 100 метров.
В ограждении в качестве средства обеспечения безопасности могут быть использованы системы защитной сигнализации, системы видеонаблюдения и видеозаписи, охранное освещение, а также иные инженерные и технические средства охраны, типы и виды которых согласуются с подразделением, осуществляющим охрану аэропорта и объектов его инфраструктуры.
Для аэропорта, отнесенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности к 4 или 5 категории объектов транспортной инфраструктуры, расположение, высота и оборудование ограждения территории аэродрома определяются администрацией аэропорта. При этом должны быть предусмотрены меры по предотвращению несанкционированного доступа в контролируемую зону аэропорта.
Поверх ограждения аэропортов, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности к 1, 2 или 3 категории объектов транспортной инфраструктуры, устанавливаются металлические конструкции различного профиля, содержащие колючую проволоку.
Указанный параметр проверяли визуально с использованием видеокамер, а также с использованием технических средств, предусмотренных должностной инструкцией охранных структур аэропорта.
Устройство зоны безопасности привокзальной площади аэропорта.
На привокзальных площадях должны быть созданы зоны безопасности шириной не менее 30 метров от зданий аэровокзальных комплексов и других объектов аэропортов.
Кратковременная остановка автотранспортных средств в зонах безопасности допускается только для посадки (высадки) пассажиров. Стоянка автотранспортных средств в зонах безопасности запрещена, за исключением транспортных средств, задействованных в проведении работ по обслуживанию, эксплуатации, содержанию и ремонту объектов аэровокзального комплекса и иных объектов инфраструктуры аэропорта, а также инженерно-технических коммуникаций.
Проведение данных работ должно осуществляться под контролем работников подразделений, осуществляющих защиту аэропортов и объектов их инфраструктуры от актов незаконного вмешательства.
Указанный параметр проверяли визуально с использованием видеокамер, а также с использованием технических средств, предусмотренных должностной инструкцией охранных структур аэропорта.
Оборудование помещений (пунктов) для досмотра.
В аэропорту должны быть предусмотрены помещения (пункты досмотра), которые оборудованы стационарными техническими средствами досмотра (рентгенотелевизионным интроскопом, стационарным металлоискателем, портативными (ручными) металлоискателями, средствами обнаружения взрывчатых веществ), а также системой видеонаблюдения и видеозаписи, информация которой сохраняется в течение 1 месяца, аварийным освещением и электроснабжением, тревожной сигнализацией, телефонной связью, в том числе и прямой связью с диспетчером службы организации пассажирских перевозок, пунктами регистрации билетов и приема багажа, правоохранительными органами.
Указанный параметр проверяли визуально с использованием видеокамер, а также с использованием технических средств -имитаторов оружия, взрывчатых и наркотических средств в соответствии с должностной инструкцией охранных структур аэропорта.
Зонирование помещения аэровокзала.
В аэровокзалах аэропортов предусмотрены:
Зоны контроля пассажиров - помещения (пункты досмотра) площадью не менее 54 кв. метров для предполетного досмотра, оборудованные стационарными техническими средствами досмотра, а также помещения (кабины) площадью не менее 4 кв. метров для проведения личного (индивидуального) досмотра.
Указанный параметр проверяли визуально с использованием видеокамер, а также с использованием технических средств -имитаторов оружия, взрывчатых и наркотических средств в соответствии с должностной инструкцией охранных структур аэропорта.
Зона между любым пунктом проверки (пунктом предполетного досмотра) пассажиров и воздушным судном, доступ в которую строго контролируется (далее - стерильная зона), площадью не менее 1,7 кв. метра из расчета на одного пассажира, оборудованные местами для сидения и местами общего пользования. В стерильных зонах могут оборудоваться торговые точки при условии выполнения требований по авиационной безопасности и бытовые комнаты.
Указанный параметр проверяли визуально с использованием видеокамер.
Отдельное помещение для приема (выдачи), проверки и оформления оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств, переданных пассажирами для временного хранения на период полета. Помещение должно располагаться вблизи зоны контроля (пунктов досмотра) в местах, удобных для обслуживания пассажиров, и оборудоваться в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанный параметр проверяли визуально с использованием видеокамер, а также с использованием технических средств в соответствии с должностной инструкцией охранных структур аэропорта.
Отдельное помещение для временного хранения изъятых у пассажиров при досмотре запрещенных к воздушной перевозке опасных предметов и веществ, оборудованное в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанный параметр проверяли визуально с использованием видеокамер, а также с использованием технических средств в соответствии с должностной инструкцией охранных структур аэропорта.
Пункты досмотра пассажиров, ручной клади и багажа в залах официальных лиц и делегаций.
Указанный параметр проверяли визуально с использованием видеокамер, а также с использованием технических средств в соответствии с должностной инструкцией охранных структур аэропорта.
Пункты досмотра пассажиров, их ручной клади и багажа, иных лиц на входах в аэровокзалы международных аэропортов и аэропортов федерального значения, оборудованные рентгенотелевизионными интроскопами, стационарными и ручными металлоискателями.
Указанный параметр проверяли визуально с использованием видеокамер, а также с использованием технических средств в соответствии с должностной инструкцией охранных структур аэропорта.
Предполетный досмотр воздушного судна проводится специально подготовленными для этой цели сотрудниками службы авиационной безопасности.
Указанный параметр проверяли визуально с использованием видеокамер, а также с использованием технических средств в соответствии с должностной инструкцией охранных структур аэропорта.
Оснащение пунктов досмотра багажа. Указанный параметр проверяли визуально с использованием видеокамер, а также с использованием технических средств в соответствие с должностной инструкцией охранных структур аэропорта.
Мероприятия предполетного досмотра багажа и пассажиров.
Указанный параметр проверяли визуально с использованием видеокамер, а также с использованием технических средств в соответствии с должностной инструкцией охранных структур аэропорта.
Конфигурация и границы участков зоны транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта (ОТИ).
Указанный параметр проверяли визуально с использованием видеокамер, а также с использованием технических средств в соответствии с должностной инструкцией охранных структур аэропорта.
Оснащение ОТИ техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видеоидентификацию объектов видеонаблюдения, перемещающихся через КПП на границах зоны транспортной безопасности и критических элементов ОТИ, видеораспознавание объектов видеонаблюдения на критических элементах ОТИ, видеообнаружение объектов видеонаблюдения на территории перевозочного сектора зоны транспортной безопасности, видеомониторинг объектов видеонаблюдения в границах технологического сектора зоны транспортной безопасности, передачу видеоизображения в соответствии с порядком передачи данных с инженерно-технических систем в реальном времени, хранение в электронном виде данных со всех технических средств обеспечения транспортной безопасности в течение 15 суток, выявление нарушителя, в том числе оснащенного специальными техническими средствами, в реальном времени на всем периметре внешних границ зоны транспортной безопасности и критических элементов ОТИ, возможность интеграции технических средств обеспечения транспортной безопасности с другими охранными системами, электронное документирование проходов персонала и посетителей в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ, принятие решения о соответствии пропуска предъявителя его владельцу с применением биометрических устройств или иным путем, обеспечивающим достоверное сличение идентифицирующих признаков на КПП на границах зоны транспортной безопасности и критических элементов ОТИ, передачу данных в соответствии с порядком передачи данных с инженерно-технических систем о лицах, пропущенных в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ, не реже одного раза в сутки.
Указанный параметр проверяли с использованием технических средств в соответствии с должностной инструкцией охранных структур аэропорта.
Полученные значения параметров, соответствующие требованиям нормативных документов Российской Федерации в сфере обеспечения авиационной безопасности, были сравнены с аналогичными показателями, указанными в базовых рекомендациях ИКАО, и вынесено суждение о соответствии аэропорта «Грабцево» рекомендованным значениям.
Разработанный способ позволяет выполнять постоянную оценку соответствия уровня требований международных стандартов и рекомендаций в области авиационной безопасности требованиям отечественной нормативной правовой документации. В случае выявления недостаточности уровня требований отечественных нормативных документов, т.е. их несоответствия международным стандартам и рекомендациям, уполномоченный орган в области гражданской авиации РФ получает возможность оперативно устранить несоответствия путем внесения изменений в существующие нормативные акты или утверждения и ввода в действие новых.
Изобретение относится к области транспорта, а именно воздушного транспорта, и может быть использовано для определения уровня безопасности перевозки пассажиров и грузов средствами гражданской авиации. Осуществляют постоянный мониторинг характеристик объектов гражданской авиации. В качестве объектов гражданской авиации используют аэропорты, эксплуатирующие предприятия гражданской авиации. Мониторинг аэропортов включает контроль обеспечения безопасности ВС, находящихся на стоянках воздушных судов, зон обслуживания техники, зоны регистрации/посадки пассажиров, трансфера пассажиров и багажа, зоны досмотра пассажиров и багажа, зоны обслуживания пассажиров, системы обработки багажа, подъездной инфраструктуры аэропорта, воздушного судна по обеспечению мер защиты от актов незаконного вмешательства и попадания на борт запрещенных предметов и материалов, обеспечения безопасности при отправке/получении грузов, почты и бортового питания, обеспечения военизированной охраны объектов инфраструктуры аэропортов. Сравнивают полученные значения с аналогичными показателями, указанными в базовых рекомендациях ИКАО, и выносят суждения о соответствии измеренных характеристик рекомендованным значениям. Технический результат, достигаемый при реализации разработанного способа, состоит в повышении безопасности использования объектов гражданской авиации.
Способ определения уровня транспортной безопасности объектов гражданской авиации РФ, включающий проверку возможности проноса в салон самолета взрывчатых, наркотических и прочих запрещенных к перевозу веществ и предметов, отличающийся тем, что дополнительно с использованием известных и общепринятых методов контроля узлов и элементов воздушного транспорта проверяют состояние периметра аэропорта с использованием видеокамер, установленных на борту воздушного судна и подключенных по радиоканалу к посту контроля, проверяют возможность обнаружения предметов, оставленных пассажирами в салоне самолета, а также систему безопасности кабины экипажа во время полета с использованием имитаторов оружия, взрывчатых и наркотических средств, а также известных методов контроля, результаты проверки сравнивают с аналогичными показателями, указанными в базовых требованиях и рекомендациях ИКАО, и выносят суждения о соответствии измеренных параметров рекомендованным значениям.
US 20100111377 A1, 06.05.2010 | |||
US 20080012699 A1, 17.01.2008 | |||
СПОСОБ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЙ ПОЛОСОЙ И СИСТЕМА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СПОСОБА | 2008 |
|
RU2523167C2 |
US 20030214407 A1, 20.11.2003 | |||
US 7961094 B2, 14.06.2011 | |||
СПОСОБ И СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ АЭРОПОРТА | 2011 |
|
RU2463664C1 |
Противопыльный респиратор | 1957 |
|
SU111939A1 |
Авторы
Даты
2019-06-24—Публикация
2017-10-13—Подача