Способ определения неисправностей автомобильных вентильных генераторов Российский патент 2019 года по МПК G01R31/34 G01M15/00 H02P9/30 

Описание патента на изобретение RU2692403C1

Изобретение относится к диагностической технике и может быть использовано для определения технического состояния автомобильных вентильных генераторов.

Известен способ проверки автомобильных генераторов на контрольно-испытательных стендах, например, Э250М-02, MD-2, СКИФ-1-04 и других (http://www.garo.ru/catalog/CE1E103D9F2B00C2C325783E005C1449/), используемых в условиях автотранспортных предприятий, станций технического обслуживания и ремонтных мастерских. Однако испытание на подобных стендах позволяет определить лишь исправное/неисправное состояние генераторов, снятых с автомобиля.

Известен способ диагностирования изделий электрооборудования автомобилей (RU 2422840, опубл. 27.06.2011, Бюл. №18), заключающийся в измерении мгновенных значений тока в течение переходного процесса при подаче серии прямоугольных импульсов на изделие автомобильного электрооборудования. Недостатком указанного способа является необходимость изоляции испытуемого изделия от остального электрооборудования (то есть фактические, снятие его с автомобиля) и сложность определения технического состояния ввиду громоздких математических вычислений.

Известен способ диагностирования генераторов переменного тока и устройство для его осуществления (RU 2077064), в котором для определения технического состояния генератора и вида неисправности на обмотку возбуждения подается переменное напряжение и осуществляется осциллографическое наблюдение выходного сигнала с генератора и его сравнение с эталонным сигналом с помощью фигуры Лиссажу. Однако, указанный способ также предполагает снятие генератора с автомобиля и проведение тестовых воздействий с применением технически сложного устройства.

Известен метод и устройство для диагностирования выпрямительного блока автомобильного генератора переменного тока (US 4178546), в котором определение неисправности одного или нескольких диодов основывается на измерении частоты гармоник посредством фильтрации выпрямленного напряжения. Недостатком подобного способа является конструктивная сложность устройства, а также возможность определения неисправностей только выпрямительного блока автомобильного вентильного генератора.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому способу является способ определения технического состояния автомобильного вентильного генератора с помощью осциллографа или устройств, его содержащих (например, комплекса автомобильной диагностики) путем анализа формы осциллограмм выходного напряжения (Набоких, В.А. Диагностика электрооборудования автомобилей и тракторов М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013). Отличительной особенностью данного способа является возможность оперативного определения технического состояния автомобильных генераторов непосредственно на автомобиле.

Недостатком прототипа является сглаживающее воздействие аккумуляторной батареи, которое приводит к тому, что реально снятые осциллограммы, значительно отличаются от типовых (фиг. 1), что не позволяет достоверно определить неисправности автомобильного генератора. Кроме того, типовые осциллограммы характерных неисправностей генераторов приводятся для конечной стадии их развития (обрыв и замыкание обмотки или диода выпрямителя и т.д.), что существенно затрудняет определение неисправностей на начальной стадии развития и их своевременное устранение.

Техническим результатом использования предлагаемого способа является возможность оперативного определения конкретных неисправностей автомобильных генераторов и стадии их развития непосредственно на автомобиле на основе формы полученных осциллограмм.

Указанный технический результат достигается тем, что для определения неисправностей предлагается снимать осциллограммы на силовом выходе автомобильного генератора, предварительно отключив его от аккумуляторной батареи и соединив с анодом полупроводникового диода, катод которого соединяется с положительным выводом аккумуляторной батареи (фиг. 2). Тем самым исключается сглаживающее действие аккумуляторной батареи на форму осциллограмм выходного напряжения и повышается их информативность. Для определения конкретных неисправностей и стадии их развития предлагается сопоставлять полученную осциллограмму с осциллограммами характерных неисправностей автомобильных генераторов, приведенными на фиг. 3 - фиг. 8.

На фиг. 1 изображено сглаживание пульсаций аккумуляторной батареей автомобиля (а - при подключенной аккумуляторной батарее, б - без аккумуляторной батареи), на фиг. 2 представлен способ повышения информативности осциллограмм выходного напряжения, на фиг. 3 представлена неисправность обрыв диода выпрямителя (а - начальная стадия, б - промежуточная стадия, в - конечная стадия), на фиг. 4 представлена неисправность в виде короткого замыкания диода выпрямителя (а - начальная стадия, б - промежуточная стадия, в - конечная стадия), на фиг. 5 представлено межфазное замыкание обмотки статора (а - начальная стадия, б - промежуточная стадия, в - конечная стадия), на фиг. 6 представлен обрыв фазы статора (а - начальная стадия, б - промежуточная стадия, в - конечная стадия), на фиг. 7 представлено межвитковое замыкание фазы статора (а - начальная стадия, б - промежуточная стадия, в - конечная стадия), на фиг. 8 представлен обрыв обмотки ротора (а - начальная стадия, б - промежуточная стадия, в - конечная стадия).

Проведение проверки выполняется в следующей последовательности (фиг.2): отсоединяют силовой провод (В+) автомобильного вентильного генератора (G), подключенный к положительной клемме аккумуляторной батареи (GB); соединяют силовой провод генератора с анодом полупроводникового диода (VD) достаточной мощности (например, В50-16), катод диода (VD) соединяют с положительной клеммой аккумуляторной батареи; присоединяют положительный щуп переносного осциллографа (PS) к силовому выводу генератора (В+), отрицательный щуп осциллографа - к отрицательной клемме аккумуляторной батареи, либо к другому месту, имеющему надежный контакт с корпусом автомобиля; осуществляют запуск двигателя автомобиля и включают дальний свет для нагружения генератора; включают переносной осциллограф и записывают осциллограмму выходного напряжения генератора в память осциллографа, либо на подключенный к нему flash-накопитель.

Полученные осциллограммы сравниваются с осциллограммами характерных неисправностей (фиг. 3 - фиг. 8), на основании чего делается заключение о техническом состоянии автомобильного генератора, и о том, какую конкретно неисправность он имеет.

Таким образом, по сравнению с прототипом, заявленный способ определения неисправностей автомобильных генераторов повышает информативность получаемых осциллограмм выходного напряжения и обеспечивает возможность конкретизации характерных неисправностей генераторов и стадии их развития.

Похожие патенты RU2692403C1

название год авторы номер документа
Способ определения неисправностей автомобильных вентильных генераторов 2020
  • Пузаков Андрей Владимирович
RU2745854C1
Способ диагностирования автомобильных генераторов по спектру выходного напряжения 2021
  • Пузаков Андрей Владимирович
RU2769257C1
Способ диагностирования автомобильных генераторов по параметрам внешнего магнитного поля 2020
  • Пузаков Андрей Владимирович
RU2747074C1
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ 2019
  • Носков Сергей Викторович
  • Нечаев Виталий Викторович
  • Ищенко Валерий Вячеславович
  • Сидоров Борис Николаевич
  • Мысяков Константин Александрович
  • Сурков Алексей Михайлович
  • Дубовская Наталья Ивановна
  • Дубовский Виталий Александрович
  • Нечаев Виктор Витальевич
  • Гурьянов Александр Николаевич
  • Бударин Руслан Эльдарович
  • Стройков Владислав Алексеевич
RU2742525C1
Способ комплексного диагностирования двигателя и агрегатов трансмиссии автомобильной техники 2021
  • Нечаев Виталий Викторович
  • Тарабанов Сергей Александрович
  • Носков Сергей Владимирович
  • Нечаев Виктор Витальевич
  • Василевский Александр Викторович
  • Мирошников Виктор Владимирович
RU2788020C1
СТАРТЕР-ГЕНЕРАТОР 2016
  • Кауров Сергей Юрьевич
  • Мигунов Александр Леонидович
  • Алимбеков Марат Наильевич
  • Юдин Владимир Александрович
RU2650889C2
Способ контроля исправного состояния и подключения аккумуляторной батареи 1990
  • Мурашко Александр Николаевич
SU1721670A1
Способ контроля исправного состояния и подключения аккумуляторной батареи 1982
  • Сире Борис Ефимович
  • Новиков Анатолий Сергеевич
SU1037365A1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИЕЙ АВТОНОМНОЙ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОЙ МАШИНЫ И ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ АВТОНОМНОЙ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОЙ МАШИНЫ 2019
  • Болотин Михаил Григорьевич
  • Бибиков Владимир Иванович
  • Ильинский Александр Дмитриевич
  • Вязников Максим Валерьевич
RU2754994C2
СТАРТЕР-ГЕНЕРАТОР АВТОМОБИЛЯ 2013
  • Кауров Сергей Юрьевич
  • Мигунов Александр Леонидович
  • Юдин Владимир Александрович
RU2543076C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 692 403 C1

Реферат патента 2019 года Способ определения неисправностей автомобильных вентильных генераторов

Изобретение относится к диагностической технике и может быть использовано для определения технического состояния автомобильных вентильных генераторов. Сущность заявленного решения заключается в том, что для определения неисправностей предлагается снимать осциллограммы на силовом выходе автомобильного вентильного генератора, предварительно отключив его от аккумуляторной батареи и соединив с анодом полупроводникового диода, катод которого соединяется с положительным выводом аккумуляторной батареи. Тем самым исключается сглаживающее действие аккумуляторной батареи на форму осциллограмм выходного напряжения и повышается их информативность. Для определения конкретных неисправностей и стадии их развития предлагается сопоставлять полученную осциллограмму с осциллограммами характерных неисправностей автомобильных генераторов, приведенных в поясняющих материалах. Техническим результатом использования предлагаемого способа является возможность оперативного определения конкретных неисправностей автомобильных вентильных генераторов и стадии их развития непосредственно на автомобиле на основе формы полученных осциллограмм. 8 ил.

Формула изобретения RU 2 692 403 C1

Способ определения неисправностей автомобильных вентильных генераторов переменного тока, заключающийся в получении и анализе осциллограмм выходного напряжения с помощью осциллографа, отличающийся тем, что для повышения информативности силовой вывод генератора соединяют с аккумуляторной батареей через полупроводниковый диод, ориентированный таким образом, чтобы пропускать ток от генератора к батарее и не пропускать ток в обратном направлении, а при анализе полученных осциллограмм используют базу данных, в которой установлено соответствие между формой осциллограммы, конкретной неисправностью автомобильного вентильного генератора и стадией ее развития.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2692403C1

Статья: "ДИАГНОСТИРОВАНИЕ ГЕНЕРАТОРНЫХ УСТАНОВОК АВТОМОБИЛЕЙ", Вестник ТГТУ
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами 1921
  • Богач В.И.
SU10A1
Диссертация: "МЕТОДИКА ДИАГНОСТИРОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ГЕНЕРАТОРОВ ПО ПАРАМЕТРАМ ВЫХОДНОГО НАПРЯЖЕНИЯ", Оренбург, 2016
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ГЕНЕРАТОРОВ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1993
  • Рогачев В.Д.
  • Трифонов С.М.
RU2077064C1
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ НАПРЯЖЕНИЕМ АВТОМОБИЛЬНОГО ГЕНЕРАТОРА ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 1995
  • Сафиуллин Н.З.
  • Пьянков Б.Л.
  • Саиткулов В.Г.
RU2095936C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОСТОЯННЫХ ВРЕМЕНИ СИНХРОННЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН СО СТОРОНЫ ИНДУКТОРА 1989
  • Савченко Е.В.
  • Шмайн Ю.А.
RU2020504C1
CN 204886350 U, 16.12.2015.

RU 2 692 403 C1

Авторы

Пузаков Андрей Владимирович

Даты

2019-06-24Публикация

2018-10-17Подача