Способ управления давлением в замкнутом объеме Российский патент 2019 года по МПК G01M5/00 

Описание патента на изобретение RU2692935C1

Изобретение относится к области испытательной техники, в частности, к установкам для прочностных испытаний летательных аппаратов.

Известен способ циклического нагружения гермофюзеляжа летательного аппарата при испытаниях на выносливость, положенный в основу устройства, патент РФ №788927 «Устройство для усталостных испытаний фюзеляжа летательного аппарата», МПК G01M 5/00, 2004 г. В используемом в указанном устройстве способе для выполнения программы нагружения фюзеляжа внутренним избыточным давлением предусматривается использование двух штуцеров. Одного для наддува, другого для сброса воздуха из фюзеляжа. Применение одного штуцера для наддува ограничивает область реализуемых программ только программами пилообразной формы и снижает точность их отработки.

Известен способ, использованный в устройстве, описанном в патенте РФ №2416075 «Установка для нагружения сжатым воздухом гермофюзеляжа летательного аппарата при испытании на выносливость», МПК G01M 5/00, 2011 г. В этом способе при испытаниях гермофюзеляжей на выносливость по трапециевидным программам нагружения на восходящем и горизонтальном участках программы давление сжатого воздуха перед регулирующими большерасходными и малорасходным клапанами, подающими воздух в фюзеляж, стабилизируют, а программу нагружения обеспечивают блоком программного управления, управляющим всеми клапанами устройства, как подающими сжатый воздух в гермофюзеляж, так и сбрасывающим воздух из него в атмосферу. На восходящем участке программы работает большерасходный клапан, на горизонтальном - малорасходный.

Недостатком данного способа нагружения является последовательное включение в линиях подачи воздуха в фюзеляж стабилизатора давления и управляемых клапанов, обеспечивающих подачу воздуха в фюзеляж при автоматической реализации программ нагружения. Последовательное включение двух контуров управления расходом воздуха, подаваемого в фюзеляж, приводит к их взаимовлиянию, что влечет за собой ухудшение точности реализации программ вплоть до возникновения колебательного режима.

Наиболее близким к предлагаемому способу является способ, использованный в устройстве, описанном в патенте РФ №2538045 «Способ усталостных испытаний фюзеляжа летательного аппарата», МПК G01M 5/00. В процессе реализации способа усталостных испытаний фюзеляжа летательного аппарата путем нагружения его избыточным давлением сжатого воздуха по циклическим трапециевидным программам, на восходящем участке программы давление сжатого воздуха, поступающего от внешнего источника питания, стабилизируют перед входом большерасходного клапана, с выхода этого клапана сжатый воздух подают в фюзеляж, при выходе на горизонтальный участок программы большерасходный клапан прикрывается, малорасходным регулирующим клапаном поддерживают постоянство давления на горизонтальном участке программы

Недостатком данного способа нагружения является ограниченность применения только по циклическим трапециевидным программам с заранее определяемым программным темпом, что приводит к необходимости проведения пробных нагружений и ограничивает применение данного способа в случаях, когда программой нагружения предусматривается более сложное многоступенчатое нагружение.

Так же недостатком данного способа является необходимость использования более дорогого оборудования, способного обеспечить неполное прикрытие большерасходного клапана для компенсации 80% утечек воздуха требуемых для возможной реализации данного способа, для настройки которой так же необходимо проводить пробные нагружения, что ограничивает применения данного способа в случаях испытаний объектов, герметичность которых во время испытаний меняется.

Еще одним недостатком не позволяющим применять данный способ нагружения при усталостных испытаний является отсутствие защит от не контролируемого нагружения в случае выхода из строя хотя бы одного из элементов участвующих в реализации данного способа.

Задачей предлагаемого изобретения является разработка способа управления давлением и защитой от превышения давления в замкнутом объеме при усталостных испытаниях.

Техническим результатом является увеличение скорости нагружения, повышение точности нагружения, возможность отработки различных видов нагружения (трапециевидного, ступенчатого), обеспечение дополнительных способов защиты от избыточного давления при нагружений, упрощение конструкции

Решение задачи и технический результат достигаются тем, что в способе управления давлением по заданной программе нагружения в замкнутом объеме, заключающемся в том, что увеличение давления до заданного Рзад осуществляют через параллельно установленные большерасходный и малорасходный клапаны, а снижение - через клапан сброса, при достижении предзаданного давления Рп/зад большерасходный клапан закрывают, а, управляя малорасходным клапаном, увеличивают давление до заданного и поддерживают его, задают предельное давление Рпр, при достижении которого увеличение давления прекращают, а так же задают аварийное давление Рав, при достижении которого перекрывают общий клапан подачи давления на большерасходный и малорасходный клапаны и открывают клапан сброса.

При этом предзаданное давление Рп/зад составляет 95-98% от заданного, предельное давление Рпр составляет 102% от заданного, аварийное давление Рав составляет 105% от заданного.

На фиг. 1 приведена схема устройства, реализующего способ,

На фиг. 2 приведены примеры программ нагружения фюзеляжа

В устройства (фиг. 1) входят, входной (общий) клапан 1, параллельно установленные большерасходный клапан 2 и малорасходный пропорциональный клапан 3, клапан сброса 4, блок программного управления 5, объект испытания 6, датчик давления 7, датчик рабочего давления 8, датчик аварийного давления 9.

Способ заключается в следующем: сжатый воздух от внешнего источника питания (компрессора, газгольдера и т.п.) подают на входной клапан 1. В соответствии с заданной программой для восходящих участков программы (фиг. 2) устанавливают предзаданные давления Р1п/зад…Рnп/зад и заданные Р1зад…Рnзад, где n=1, 2, 3… - разные уровни горизонтальных участков заданной программы. Сжатый воздух подается в объект испытания 6 через параллельно установленные большерасходный клапан 2 и малорасходный клапан 3, клапан сброса 4 при этом закрыт. Для достижения предзаданного давления Рп/зад < Pзад открывают большерасходный 2 и малорасходный клапан 3. В блок программного управления 5 непрерывно поступает информация о текущем уровне нагруженности объекта с датчика давления 7. При достижении предзаданного давления Р1п/зад составляющего 95-98% от заданного, блок 5 программного управления подает сигнал на большерасходный клапан 2 на закрытие, большерасходный клапан 2 закрывают и при помощи малорасходного клапана 3 увеличивают давление до Р1зад и поддерживают его в течение времени t, заданного программой. Блок программного управления 5 в соответствии с показаниями от датчика давления 7 управляет малорасходным клапаном 3, обеспечивая минимальное расхождение с заданием и поддерживают его. Для достижения следующего значения Р2п/зад вновь открывают большерасходный клапан, при достижении Р1п/зад большерасходный клапан закрывают, малорасходным клапаном увеличивают давление до Р2зад и поддерживают его, и т.д.. Действия повторяют до выполнения программы нагружения, Так же, в каждый момент времени нагружения, независимо от поданных на большерасходный 2 и малорасходный клапан 3 сигналов блоком 5 программного управления нагружением, проводят сравнение показаний текущего уровня нагружения с предельным давлением Рпр (102% от заданного) и в случае превышения 102%) от заданного давления с датчика рабочего давления 8 поступают сигналы отключения на большерасходный клапан 2 и малорасходный клапан 3. При достижении аварийного давления Рав - 105% от заданного давления, с датчика рабочего давления 9 поступают сигналы отключения на входной клапан 1 и открытия клапана сброса 4. исключая превышение давления в замкнутом объеме (например, фюзеляже) и срабатывания систем защиты от превышения давления, таких как гидрозатвор, срабатывание которых приводит к длительной остановке испытаний

Проведенные испытания показали, что использование предложенного способа позволило увеличить скорость нагружения, повысить точность нагружения, реализовать различные виды нагружения (трапециевидное, ступенчатое), обеспечить дополнительные уровни защиты, упростить конструкцию.

Похожие патенты RU2692935C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ УСТАЛОСТНЫХ ИСПЫТАНИЙ ФЮЗЕЛЯЖА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2013
  • Петроченко Юрий Николаевич
  • Стерлин Андрей Яковлевич
  • Щербань Константин Степанович
RU2538045C1
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ ФЮЗЕЛЯЖА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА ВЫНОСЛИВОСТЬ 2013
  • Куценко Сергей Александрович
  • Стерлин Андрей Яковлевич
  • Синицин Анатолий Семенович
RU2548054C2
УСТРОЙСТВО ПНЕВМАТИЧЕСКОГО НАГРУЖЕНИЯ ФЮЗЕЛЯЖА САМОЛЕТА ПРИ ПРОЧНОСТНЫХ ИСПЫТАНИЯХ НА РЕСУРС 2015
  • Стерлин Андрей Яковлевич
  • Петроченко Юрий Николаевич
  • Панков Андрей Вячеславович
  • Коновалов Виктор Викторович
  • Свирский Юрий Анатольевич
RU2598778C1
СПОСОБ НАГРУЖЕНИЯ СЖАТЫМ ВОЗДУХОМ ФЮЗЕЛЯЖА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПРИ ИСПЫТАНИЯХ НА ВЫНОСЛИВОСТЬ 2013
  • Ким Станислав Константинович
  • Стерлин Андрей Яковлевич
  • Щербань Константин Степанович
RU2537752C1
СПОСОБ ПНЕВМАТИЧЕСКОГО НАГРУЖЕНИЯ ФЮЗЕЛЯЖА САМОЛЕТА ПРИ ПРОЧНОСТНЫХ ИСПЫТАНИЯХ НА РЕСУРС 2015
  • Стерлин Андрей Яковлевич
  • Петроченко Юрий Николаевич
  • Панков Андрей Вячеславович
  • Коновалов Виктор Викторович
  • Свирский Юрий Анатольевич
RU2598700C1
УСТАНОВКА ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ ФЮЗЕЛЯЖА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА ВЫНОСЛИВОСТЬ 2013
  • Ким Станислав Константинович
  • Стерлин Андрей Яковлевич
  • Син Владимир Михайлович
RU2538043C1
УСТАНОВКА ДЛЯ УСТАЛОСТНЫХ ИСПЫТАНИЙ ФЮЗЕЛЯЖА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2013
  • Куценко Сергей Александрович
  • Стерлин Андрей Яковлевич
  • Лукьяненко Станислав Николаевич
RU2541421C1
УСТАНОВКА ДЛЯ НАГРУЖЕНИЯ СЖАТЫМ ВОЗДУХОМ ГЕРМОФЮЗЕЛЯЖА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПРИ ИСПЫТАНИИ НА ВЫНОСЛИВОСТЬ 2009
  • Куликов Евгений Николаевич
  • Колобердин Дмитрий Александрович
  • Сабельников Виктор Иванович
  • Фадеев Анатолий Михайлович
RU2416075C1
Предохранительное устройство 2017
  • Куценко Сергей Александрович
  • Стерлин Андрей Яковлевич
  • Ким Станислав Константинович
  • Парамошин Иван Викторович
RU2666974C1
Предохранительное устройство 2021
  • Куценко Сергей Александрович
  • Стерлин Андрей Яковлевич
  • Ким Станислав Константинович
RU2767086C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 692 935 C1

Реферат патента 2019 года Способ управления давлением в замкнутом объеме

Изобретение относится к области испытательной техники, в частности к установкам для прочностных испытаний летательных аппаратов. В процессе реализации предложенного способа увеличение давления воздуха в замкнутом объеме, в частности в фюзеляже, происходит за счет открытия большерасходного и малорасходного клапанов, а его стабилизацию на горизонтальных участках программ обеспечивают одним только малорасходным клапаном. Технический результат заключается в увеличении скорости нагружения, повышении точности нагружения, возможности отработки различных видов нагружения (трапециевидного, ступенчатого), обеспечении дополнительных уровней защиты, упрощении конструкции. Для достижения данного результата установка содержит два двухпозиционных клапана (входной и большерасходный), малорасходный клапан, клапан сброса воздуха, блок программного управления нагружением, датчики давления. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 692 935 C1

1. Способ управления давлением в замкнутом объеме, заключающийся в том, что увеличение давления до заданного Рзад осуществляют через параллельно установленные большерасходный и малорасходный клапаны, а снижение - через клапан сброса, отличающийся тем, что при достижении предзаданного давления Рп/задзад большерасходный клапан закрывают, а управляя малорасходным клапаном, увеличивают давление до заданного Рзад и поддерживают его, задают предельное давление Рпрзад, при достижении которого увеличение давления прекращают, а также задают аварийное давление Равпр, при достижении которого перекрывают общий клапан подачи давления на большерасходный и малорасходный клапаны и открывают клапан сброса.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что предзаданное давление Рп/зад составляет 95-98% от заданного Рзад.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что предельное давление Рпр составляет 102% от заданного Рзад.

4. Способ по п. 1, отличающийся тем, что аварийное давление Рав составляет 105% от заданного Рзад.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2692935C1

СПОСОБ ПНЕВМАТИЧЕСКОГО НАГРУЖЕНИЯ ФЮЗЕЛЯЖА САМОЛЕТА ПРИ ПРОЧНОСТНЫХ ИСПЫТАНИЯХ НА РЕСУРС 2015
  • Стерлин Андрей Яковлевич
  • Петроченко Юрий Николаевич
  • Панков Андрей Вячеславович
  • Коновалов Виктор Викторович
  • Свирский Юрий Анатольевич
RU2598700C1
УСТАНОВКА ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ ФЮЗЕЛЯЖА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА ВЫНОСЛИВОСТЬ 2013
  • Ким Станислав Константинович
  • Стерлин Андрей Яковлевич
  • Син Владимир Михайлович
RU2538043C1
СПОСОБ НАГРУЖЕНИЯ СЖАТЫМ ВОЗДУХОМ ФЮЗЕЛЯЖА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПРИ ИСПЫТАНИЯХ НА ВЫНОСЛИВОСТЬ 2013
  • Ким Станислав Константинович
  • Стерлин Андрей Яковлевич
  • Щербань Константин Степанович
RU2537752C1
US 20160377517 A1, 29.12.2016.

RU 2 692 935 C1

Авторы

Воронков Ростислав Викторович

Букотько Андрей Валентинович

Даты

2019-06-28Публикация

2018-11-09Подача