ТЕЛЕЖКА ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ЖАТКИ Российский патент 2019 года по МПК A01B51/04 A01D67/00 B60S9/04 B60S9/10 B60S9/22 

Описание патента на изобретение RU2695865C1

Изобретение относится к средствам и приспособлениям для облегчения транспортировки сельскохозяйственных машин или орудий, а именно, к тележкам для транспортировки жаток комбайнов и перевозки навесных широкозахватных машин типа сеялок, культиваторов и т.п.

Известны различные варианты тележек для перевозки жаток зерноуборочных комбайнов (см. Зерноуборочные комбайны «Дон» / Ю.А. Песков, И.К. Мещеряков, Ю.Н. Ярмашев и др. - М.: Агропромиздат, 1986. 333 с илл. Рис 30 [1]; Комбайны зерноуборочные самоходные «Дон-1500» и «Дон-1200» Техническое описание и инструкция по эксплуатации, ПО «Ростсельмаш» г. Ростов-на-Дону 1991 г. стр. 345 [2]; Тележки для транспортировки жаток, сеялок и самоходных косилок ТТ-3000; UNI CART 4000 UNI CART 3000 - «Ростсельмаш» - модельный ряд 2016, www.ru.rostselmach.com [3]; тележки для транспортировки жаток. Каталог www.liliani.ru [4]; тележки: www.zeigler-harvesting.com [5]; патент на полезную модель RU 57548 [6] и др.

Тележки по типу рамы могут быть однобрусными или многобрусными с одноосной прямой установкой колес на концах оси и балансирной при установке колес на плечах балансира, посаженного на концах оси.

Встречаются тележки двух и даже трехосные с поворотной передней осью или поворотными передними колесами, иногда встречаются модели с задней опорной осью и передним одним поворотным колесом и т.д.

Основным принципиальным противоречием всех известных конструкций является то, что с одной стороны надо обеспечить как можно более низкую погрузочную высоту тележки, а с другой гарантировать высокую несущую способность опорных колес.

Основные конструкции тележек, а одноосные все, устроены так, что укладка жатки или с/х машины на них осуществляется через опорное колесо, а так как высота подъема жатки или с/х машины ограничена, приходится использовать опорные колеса очень малого диаметра.

С уменьшением диаметра опорного колеса снижается его несущая способность и повышается его жесткость с одной стороны, а с другой стороны такое колесо копирует все мельчайшие неровности почвы - ухабы и ямы - и создает ударные нагрузки на перевозимую машину и саму тележку.

С целью повышения несущей способности тележки и повышения эластичности подвески колеса малого диаметра, установленные на одной оси, чаще всего спаривают и снижают в них рабочее давление [1, 2, 3].

Одно из решений этой проблемы обеспечивается установкой балансирной подвески колес [4].

На некоторых конструкциях тележек применяют рессорную или упругую подвеску осей колес [4].

Эти варианты особенно для одноосных простых тележек хоть и решают отчасти проблему обеспечения эластичности подвески, но все равно требуют применения колес с минимальным диаметром.

Такие колеса с повышенной жесткостью обладают относительно высокой стоимостью, они очень чувствительны к ударным перегрузкам, которые ввиду специфики работы тележки неизбежны при эксплуатации.

Установка же упругих элементов еще более усложняет конструкции и повышает стоимость тележки и не снижает погрузочную высоту.

Отдельным направлением конструкций тележек жаток являются тележки с разнесенными осями опорных колес за пределы ширины перевозимой машины.

Такие варианты позволяют использовать практически любые по диаметру опорные колеса с низким давлением и высокой эластичностью.

Эти колеса мало чувствительны к неровностям покрытия, ухабам и ямам, достаточно выносливы и высоконадежны.

В одноосных тележках функция рамы сводится в основном только к позиционированию жатки на тележке и передаче тягового усилия от прицепного устройства к опорным колесам.

Установленная и притянутая к раме жатка своей жесткостью даже усиливает саму раму тележки.

Поэтому такие тележки самые дешевые, имеют массу более чем в три раза меньшую, чем перевозимая жатка.

Тележки же с разнесенными опорными осями за пределы ширины жатки должны иметь несущую раму и поворотные механизмы передних колес или осей.

Все это приводит к резкому повышению металлоемкости и многократному увеличению стоимости тележки.

Кроме того, многоосные тележки повышают кинематическую длину агрегата и создают многошарнирное соединение тележки с буксирующей их машиной, что снижает маневренность агрегата и осложняет его эксплуатацию.

Решение технической задачи заключается в том, чтобы независимо от диаметра применяемых опорных колес погрузочная высота тележки могла бы быть изменяемой при минимальной металлоемкости.

Достижение этой цели осуществляется путем установки на тележке, снабженной подъемными механизмами, быстросъемных колес.

Решение указанной задачи поясняется нижеприведенными рисунками и их разъяснением, являющимися предметом формулы изобретения.

Фиг. 1. На общем виде сбоку показана тележка с установленной на ней жаткой с рычажно шарнирным дублирующим опорным устройством.

Фиг. 2. На общем виде сзади показана тележка с установленной на ней жаткой с рычажно шарнирным дублирующим опорным устройством.

Фиг. 3. На общем виде сзади показано вариантное исполнение постоянно установленного дублирующего опорного устройства.

Фиг. 4. На общем виде сзади показано шарнирно складывающееся дублирующее опорное устройство.

Фиг. 5. На общем виде сзади показано дублирующее опорное устройство, соединяемое с рамой телескопически.

На представленных рисунках использованы следующие обозначения:

1. Рама

2. Поперечная балка

3. Опорное колесо

4. Сцепное устройство

5. Подкатной регулируемый упор

6. Ложемент

7. Жатка

8. Гнездо оси колеса

9. Ось опорного колеса

10. Фиксатор оси

11. Монтажные элементы

11.1. Подцомкратное гнездо

11.2. Зацеп

12. Дублирующее опорное устройство

12.1. Домкрат

12.2. Опорная плита

12.3. Шарнир плиты

12.4. Связь

12.5. Шар.

13. Инструментальный ящик.

14. Постоянный шарнир домкрата.

15. Фиксатор.

16. Направляющая.

Тележка Фиг. 1, 2 состоит из рамы 1 (как вариант однобрусной), связанной жестко с поперечной балкой 2, с обоих концов которой установлены опорные колеса 3, спереди к брусу рамы 1 прикреплено сцепное устройство 4 и подкатной регулируемый по высоте упор дышла 5.

На раме 1 закреплены съемные ложементы 6, на ложементах 6, адаптированных под конкретный тип жатки или перевозимой машины, закрепляется жатка 7.

На концах поперечной балки 2 имеются быстроразъемные гнезда 8 для осей 9 опорных колес 3.

Оси 9 фиксируются в гнездах быстроразъемными фиксаторами 10.

Таким образом, колесо 3 вместе с осью 9 может быстро извлекаться из гнезда 8 и устанавливаться обратно.

Для того, чтобы разгрузить опорное колесо и снять его, на поперечной балке рамы 2 и на самой раме 1 закреплены монтажные элементы 11 в виде поддомкратного гнезда 11.1 и зацепов 11.2.

Съемное дублирующее опорное устройство 12 состоит из серийного домкрата 12.1 с механическим или гидравлическим приводом, поддомкратной опорной плиты с шарнирами 12.3.

Связи 12.4 с помощью быстроразъемных соединений связывают зацепы рамы 11.2 с шарнирами опорной плиты 12.3, обеспечивая приемлемое позиционирование опорной плиты 12.2 относительно поперечной балки 2 и рамы 1.

На поддомкратной плите имеется углубление для установки подошвы домкрата, с другой стороны опорной головкой домкрат упирается в поддомкратное гнездо 11.1.

Работает устройство следующим образом:

Чтобы снять жатку 7 не пересаживая ее через колесо 3 необходимо установить сначала рядом с колесом опорную плиту 12.2, с помощью связей 12.4 на быстроразъемных шарнирах 11.2 и 12.3 связать ее с рамой 1.

Установить домкрат 12.1 сначала в углубление в поддомкратной плите и выдвинуть головку домкрата до входа в поддомкратное гнездо 11.1 и далее, работая домкратом 12.1, произвести подъем рамы до момента полной разгрузки опорного колеса 3, извлечь фиксатор 10 и снять опорное колесо.

Затем подъехать и зацепить жатку.

Если погрузочной высоты достаточно, то, приподняв слегка жатку 7, вывести из зацепления с ложементами 6 и снять с тележки.

Если погрузочная высота не позволяет снять жатку 7 сразу, то домкратом 12.1 и регулируемым подкатным упором 5 производится опускание рамы на высоту достаточную для свободного снятия жатки. После снятия жатки домкратом 12.1 производится подъем рамы на высоту, достаточную для свободной установки опорного колеса 3.

Затем домкрат стравливается до возможности свободного его изъятия и снятия опорной плиты 12.2 и связей 12.4, регулируемым подкатным упором 5 поднимается дышло тележки и сцепное устройство 4 на нужную высоту.

Снятые детали съемного дублирующего опорного устройства могут укладываться в инструментальный ящик комбайна или трактора или в специальный инструментальный ящик 13.

Применение дублирующего устройства в виде плиты 12.2, связей 12.4 и гнезда 12.1 мотивировано тем, что свободная установка одного домкрата при укладке жатки грозит большой опасностью. Масса жатки значительно больше массы тележки с одной стороны, а с другой стороны тележка при установке домкрата будет опираться на одно опорное колесо 3 и подкатное 5, которые являются телами качения, обладающими очень малой устойчивостью от смещений, поэтому малейший перекос свободно поставленного домкрата да еще на мягком грунте в полевых условиях может привести к его падению и соответственно к падению всей тележки. Кроме того, площади опорной плиты штатного домкрата, как показывает практика, недостаточно для работы на мягких грунтах в полевых условиях.

Применение съемного дублирующего опорного устройства обеспечивает относительно приемлемое позиционирование домкрата при погрузке и разгрузке и увеличивает опорную поверхность.

В соответствии со спецификой конкретной машины наличие одного быстросъемного колеса и одного дублирующего опорного устройства может не решить проблемы снижения погрузочной высоты, поэтому тележка может быть оборудована всеми быстросъемными колесами и дублирующими опорными устройствами под каждым колесом.

Жатки комбайнов и с/х машины могут иметь различную массу и габариты, различающиеся в несколько раз.

Ввиду габаритных параметров и больших масс может не всегда будет возможность установить колеса с нужным диаметром и приемлемой эластичностью.

Для усиления грузоподъемности тележки при относительно невысоких колесах в таких случаях уместно применять балансирные подвески.

В этом случае как минимум одно дублирующее опорное устройство устанавливается под осью балансира, а на самом балансире колеса выполняются быстросъемными.

Это позволит минимизировать погрузочную высоту тележки и оптимизировать диаметры колес.

Вместе с тем, несмотря на простоту, съемное опорное устройство обладает рядом недостатков:

Во-первых, свободно установленный домкрат не обладает абсолютно надежной устойчивостью, есть риск его перекоса и падения.

Во-вторых, штатный домкрат комбайна грузоподъемностью до 20 тонн по своим габаритам может не вписаться в габаритное пространство тележки.

В-третьих, у каждого производителя применяется своя модель домкрата с различной геометрией подошвы и головки, что требует конструктивного согласования с элементами дублирующего опорного устройства.

В-четвертых, съемные элементы обладают свойством теряться.

Поэтому предпочтительно монтировать как минимум одно дублирующее опорное устройство на раме со встроенным гарантированно ориентированным и надежно зафиксированным домкратом на постоянной основе, как с механическим, так и с гидравлическим приводом.

Все подвижные элементы таких устройств будут надежно соединены на надежных постоянно связанных шарнирах как друг с другом, так и с рамой тележки и практически будут представлять собой одно целое с рамой.

В общем виде постоянно встроенное опорное устройство в принципе аналогичное со съемным может выглядеть следующим образом Фиг. З.

Связи 12.4 соединены с рамой 1 шарнирно с помощью неразъемных соединений с зацепами 11.2. Концы связей жестко связаны между собой и шаровым шарниром 12.5 упирающимся в гнездо опорной плиты 12.2. Сверху с помощью шарнира 12.3 домкрат 12.1 соединяется с шаровым опорным шарниром. Головка домкрата входит в поддомкратное гнездо 11.1.

В нерабочем положении встроенный домкрат стравливается, а опорная плита прижимается к поперечной балке, практически не влияя на дорожный просвет.

В вариантном исполнении встроенный домкрат может соединяться с помощью одного постоянно соединенного шарнира, например с плитой, и одного быстросъемного с балкой.

В таком случае в нерабочем положении домкрат может складываться на одной из связей, а затем со связью и плитой притягивается к балке и т.п.

В этом случае вместо опорной плиты можно применить опорный каток с широким ободом, это даст возможность маневрирования тележкой для облегчения процесса укладки жатки на тележку

Вместо одного опорного катка большого размера можно сделать балансирную подвеску из двух небольших опорных катков.

Это даст возможность уменьшить габариты и одновременно повысить площадь опоры.

Для облегчения складывания дублирующее опорное устройство можно снабдить пружинами или газовыми амортизаторами.

Раскрытые ранее варианты основаны на принципе рычажно шарнирной связи дублирующего опорного устройства с рамой тележки.

В вариантном исполнении дублирующее опорное устройство может устанавливаться на раме другими способами.

Например, Фиг. 4 домкрат 12.1 с поперечной балкой верхней стороной соединен на постоянном шарнире 14 так, что в транспортном положении (показано пунктиром) он вместе с опорной плитой 12.2 складывается вдоль поперечной балки 2.

В рабочем положении домкрат 12.1 устанавливается вертикально и фиксируется в таком положении фиксатором 15.

Далее, работая домкратом 12.1, производят подъем или опускание рамы тележки.

Шарнирное соединение домкрата с поперечной балкой может быть таким, при котором он будет складываться параллельно плоскости колеса и перпендикулярно оси поперечной балки.

Возможен вариант, когда корпус домкрата 12.1 Фиг. 5 может устанавливаться телескопически в направляющей 16, тогда в рабочем положении стравленный домкрат 12.1 опускается до контакта опорной плитой 12.2 с землей, фиксируется фиксатором 15, а затем механически или гидравлически выдвигается его шток до возможности снятия колеса 3.

В транспортном положении стравленный домкрат поднимается в направляющей вверх и фиксируется тем же фиксатором 15.

Вместо гидравлического домкрата с ручным приводом может применяться домкрат с приводом от гидролинии буксирующего тележку энергетического средства - комбайна или трактора.

При наличии съемных ложементов такие тележки будут обладать весьма высокой универсальностью при работе с любыми тракторами, комбайнами и типами жаток и машин.

На однобрусных тележках сложно задать плоскопараллельную установку особенно съемных ложементов под различные типы жаток, тем более для разных типов машин.

Поэтому предпочтительней использовать как минимум двухбрусную раму, что позволит несколько разгрузить поперечную балку и соответственно уменьшить ее габариты, а наличие хотя бы двух продольных брусьев позволит создать широковариабильную плоскость для надежной укладки особенно быстросъемных ложементов практически под все типы машин.

Жатки используются весьма ограниченное время в году(от 10 до 25 дней), остальное время года они стоят на тележках на хранении в законсервированном состоя ли, вместе с ними стоит их ходовая система, требующая консервация шин.

С целью экономии средств в свете изложенного изобретения целесообразно снабдить раму тележки простыми откидными опорами, на которых стояла бы тележка со снятыми колесами.

Дублирующее опорное устройство с колесами или только сами колеса могли бы устанавливаться на других тележках или транспортных средствах, востребованных в другой хозяйственной деятельности.

Эластичность подвески можно повысить путем дополнительной упругой подвески колес на резиновых шарнирах, рессорах или пружинах.

Таким образом, предложенное техническое решение позволяет использовать практически любые диаметры опорных колес тележки с одновременным управляемым изменением погрузочной высоты, что позволяет использовать это решение практически для любых не только жаток и съемных хедеров комбайнов, но и с/х машин типа сеялок, культиваторов, борон и т.д. при минимальной металлоемкости и оптимальной кинематической длине агрегата.

Похожие патенты RU2695865C1

название год авторы номер документа
Универсальная тележка для транспортировки жаток 2019
  • Мечкало Леонид Фёдорович
RU2726437C1
ПРИЦЕП К ЛЕГКОВОМУ АВТОМОБИЛЮ 2014
  • Мечкало Леонид Федорович
RU2578653C1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ЗАДКА ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЙ 2015
  • Мечкало Леонид Федорович
RU2613379C2
СЕЯЛКА ЗЕРНОТУКОВАЯ МОБИЛЬНАЯ 2012
  • Мечкало Леонид Федорович
RU2521512C1
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРАКТОР 2013
  • Мечкало Леонид Фёдорович
RU2545216C1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО МНОГОМАШИННОГО АГРЕГАТИРОВАНИЯ ТРАКТОРА 2008
  • Мечкало Леонид Фёдорович
  • Вачугов Сергей Юрьевич
  • Мечкало Андрей Леонидович
RU2465759C2
ТРАНСПОРТНАЯ ПОДДЕРЖКА 2014
  • Мечкало Леонид Федорович
RU2545246C1
СЕЯЛКА ЗЕРНОТУКОВАЯ ШИРОКОЗАХВАТНАЯ МОБИЛЬНАЯ 2010
  • Мечкало Леонид Федорович
  • Синчурин Вадим Николаевич
  • Мечкало Андрей Леонидович
  • Сеник Валерий Федорович
RU2485750C2
САМОХОДНЫЙ ЗЕРНОУБОРОЧНЫЙ КОМБАЙН 2014
  • Мечкало Леонид Фёдорович
RU2549088C1
Мобильная газозаправочная станция 2020
  • Мечкало Леонид Фёдорович
RU2769253C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 695 865 C1

Реферат патента 2019 года ТЕЛЕЖКА ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ЖАТКИ

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения. Тележка для транспортировки жатки (7) и других сельскохозяйственных машин содержит как минимум однобрусную жестко связанную с поперечной балкой (2) раму (1), сменные ложементы (6), закрепляемые на раме (1), подкатной регулируемый по высоте упор дышла (5) и прицепное устройство (4). На поперечной балке (2) установлены как минимум два опорных колеса (3). Как минимум одно опорное колесо (3) выполнено быстросъемным. С помощью монтажных элементов (11) с рамой (1) связана шарнирно дополнительная опорная плита (12.2) под выполненный механическим или гидравлическим домкрат (12.1), которым снабжено как минимум одно быстросъемное дублирующее опорное устройство (12) для подъема и опускания рамы (1). Обеспечивается универсальность за счет использования опорных колес различных диаметров, снижение металлоемкости и оптимизация длины агрегата. 4 з.п. ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 695 865 C1

1. Тележка для транспортировки жатки и других сельскохозяйственных машин, содержащая как минимум однобрусную жестко связанную с поперечной балкой раму, сменные ложементы, закрепляемые на раме как минимум два установленных на поперечной балке опорных колеса, подкатной регулируемый по высоте упор дышла и прицепное устройство, отличающаяся тем, что как минимум одно опорное колесо выполнено быстросъемным, а подъем и опускание рамы осуществляется с помощью как минимум одного быстросъемного дублирующего опорного устройства, снабженного механическим или гидравлическим домкратом с дополнительной опорной плитой под домкрат, связанной шарнирно с рамой с помощью монтажных элементов.

2. Тележка по п.1, отличающаяся тем, что как минимум одно дублирующее опорное устройство смонтировано на раме на постоянной основе.

3. Тележка по пп.1 и 2, отличающаяся тем, что вместо опорной плиты применен как минимум один каток.

4. Тележка по п.1, содержащая балансирную подвеску опорных колес, отличающаяся тем, что дублирующее опорное устройство колес съемное или смонтированное постоянно установлено как минимум с одной стороны тележки под осью балансира, а опорные колеса на балансире выполнены быстросъемными.

5. Тележка по п.1, отличающаяся тем, что дублирующее опорное устройство снабжено гидравлическим домкратом с приводом от гидролинии энергетического средства, буксирующего тележку.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2695865C1

Складная байдарка 1986
  • Гизатуллин Раиль Лутфиевич
SU1395536A1
US 3658361 A, 25.04.1972
Кожух к полировочным и т.п. кругам 1926
  • Вейсбрут Н.Г.
SU10981A1
Способ использования хронографа Буланже 1934
  • Львовский В.Д.
SU49522A1
DE 3205200 A1, 25.08.1983
JPS 5295810 U, 18.07.1977.

RU 2 695 865 C1

Авторы

Мечкало Леонид Федорович

Даты

2019-07-29Публикация

2018-11-19Подача