Изобретение относится к области судостроения, а более конкретно - к судам-бункеровщикам, предназначенным для бункеровки газотопливных плавучих транспортных средств, и касается вопросов создания судов с оборудованием модульного типа.
Известно плавучее средство-бункеровщик, содержащее передвижное основание и установленный на нем, по меньшей мере, один криогенный бак, заполненный сжиженным газом и снабженный трубопроводом подачи сжиженного газа к топливному баку автотранспортного средства. Передвижное основание выполнено в виде плавучего средства, имеющего элементы для швартовки к нему водного транспортного средства и элементы для швартовки к причальным береговым сооружениям. Криогенный бак снабжен трубопроводом подачи сжиженного газа к топливному баку водного транспортного средства (патент РФ 118596) - прототип.
Однако плавучее средство-бункеровщик обладает следующими недостатками.
Так, при эксплуатации газотопливного бункеруемого судна в его топливных баках за счет постоянных теплопритоков из окружающей среды образуется выпарной газ, который впоследствии препятствует полному заполнению топливных баков бункеруемого судна при их заправке, что негативно сказывается на эффективности их использования.
Наряду с этим, имеет место потеря времени из-за необходимого простоя как плавучего средства-бункеровщика, связанного с заправкой его криогенных баков сжиженным газом, перекачиваемым из емкостей, находящихся на колесной технике, занимающей достаточно длительное время, так и простоя колесной техники. В результате это негативно сказывается на экономической эффективности эксплуатации как плавучего средства-бункеровщика, так и колесной техники.
Задачей предлагаемого изобретения является повышение экономической эффективности эксплуатации судна-бункеровщика за счет обеспечения возможности частичной реконденсации или утилизации выпарного газа из баков бункеруемого судна и сокращения времени простоя судна-бункеровщика во время пополнения запасов сжиженным газом криогенных баков судна-бункеровщика, а также повышение эффективности эксплуатации колесной техники за счет сокращения времени ее простоя при заправке судна-бункеровщика.
Для этого на самоходном судне-бункеровщике сжиженным газом, содержащем по меньшей мере один криогенный бак для сжиженного газа, имеющий трубопровод с запорно-соединительной арматурой для заправки газотопливного плавучего транспортного средства сжиженным газом, по изобретению криогенный бак судна - бункеровщика оснащен соединенным с ним трубопроводом для возврата к нему выпарного газа из баков бункеруемого судна, оборудованным запорно-соединительной арматурой. При этом судно-бункеровщик оснащено устройством для утилизации выпарного газа, связанным с криогенным баком судна-бункеровщика трубопроводом, имеющим запорно-соединительную арматуру. Причем криогенный бак судна-бункеровщика выполнен в модульном исполнении и с возможностью его демонтажа с последующим монтажом на его место предварительно заправленного сжиженным газом аналогичного криогенного бака, доставляемого специализированной колесной техникой. При этом соединение криогенного бака судна-бункеровщика с трубопроводом для подачи сжиженного газа на бункеруемое судно и с трубопроводом для возврата из его баков выпарного газа выполнено через распределительно-соединительное устройство, связанное с криогенным баком судна-бункеровщика соответствующими трубопроводами.
При этом распределительно-соединительное устройство выполнено в виде модуля.
Оснащение судна-бункеровщика с криогенным баком трубопроводом, оборудованным запорно-соединительной арматурой, предназначенным для возврата выпарного газа из баков бункеруемого судна в его криогенный бак, и устройством для утилизации выпарного газа, связанным с криогенным баком судна-бункеровщика трубопроводом, имеющим запорно-соединительную арматуру, повышает экономическую эффективность эксплуатации судна-бункеровщика за счет обеспечения последующей возможности частичной реконденсации или утилизации выпарного газа из баков бункеруемого судна.
Выполнение криогенного бака судна-бункеровщика в модульном исполнении и с возможностью его демонтажа с последующим монтажом на его место предварительно заправленного сжиженным газом аналогичного криогенного бака, доставляемого специализированной колесной техникой, обеспечивает повышение эффективности эксплуатации как колесной техники, так и судна-бункеровщика за счет сокращения времени их простоя при его заправке.
Сущность изобретения поясняется рисунком, на котором схематично представлено предлагаемое самоходное судно-бункеровщик сжиженным газом.
Самоходное судно-бункеровщик содержит по меньшей мере один криогенный бак 1 для сжиженного газа, выполненный в модульном исполнении, трубопровод 2 с запорно-соединительной арматурой 3 для заправки газотопливного плавучего транспортного средства (бункеруемого судна) 4 сжиженным газом. Криогенный бак 1 судна - бункеровщика оснащен соединенным с ним трубопроводом 5 для возврата к нему выпарного газа из баков (на рисунке не показано) бункеруемого судна 4, оборудованным запорно-соединительной арматурой 6. Судно-бункеровщик оснащено устройством для утилизации выпарного газа 7, которое связано с криогенным баком 1 модульного типа судна-бункеровщика через распределительно-соединительное устройство 8 трубопроводом 9, имеющим запорно-соединительную арматуру 10. Криогенный бак 1 судна-бункеровщика выполнен с возможностью его демонтажа с последующим монтажом на его место предварительно заправленного сжиженным газом аналогичного криогенного бака модульного типа. Доставка предварительно заправленных криогенных баков модульного типа осуществляется с помощью специализированной колесной техники (на рисунке не показано).
Соединение криогенного бака 1 судна-бункеровщика с трубопроводом 2 для подачи сжиженного газа на бункеруемое судно и с трубопроводом 5 для возврата из его баков выпарного газа выполнено через распределительно-соединительное устройство 8, связанное с криогенным баком 1 судна-бункеровщика соответствующими трубопроводами 11 и 12 с установленной на них запорно-соединительной арматурой 13 и 14 соответственно. При эксплуатации судна-бункеровщика с двумя и более криогенными баками указанное соединение криогенных баков выполняется аналогичным образом. Распределительно-соединительное устройство 8 выполнено в виде модуля.
Функционирование предлагаемого судна-бункеровщика осуществляется следующим образом.
Предварительно заправленный сжиженным газом криогенный бак 1 доставляется колесной техникой на место перегрузки газа на судно-бункеровщик. Далее краном (на рисунке не показано), расположенным в месте перегрузки криогенного бака на судно-бункеровщик, производится выгрузка заполненного сжиженным газом криогенного бака 1 с колесной техники на берег. При этом производится выгрузка демонтируемого с судна-бункеровщика порожнего криогенного бака модульного типа (на рисунке не показано) на колесную технику посредством крана для его перевозки на место заполнения сжиженным газом. Затем ранее разгруженный с колесной техники криогенный бак 1 с сжиженным газом перегружают краном с берега на судно-бункеровщик, где его монтируют и подключают к трубопроводам 2 и 5 для последующей выдачи через распределительно-соединительное устройство 8 сжиженного газа на бункеруемое судно 4.
Процесс бункеровки судна 4 выполняется следующим образом.
Судно-бункеровщик пришвартовывается к бункеруемому судну 4, трубопроводы 11 и 12 судна-бункеровщика соединяют с трубопроводами топливных баков (на рисунке не показано) бункеруемого судна. Открывают запорно-соединительную арматуру 3 и 13, после чего нагнетательными средствами (на рисунке не показаны) судна-бункеровщика осуществляется подача сжиженного газа из криогенного бака 1 по трубопроводу 2 через запорно-соединительную арматуру 3 на распределительно-соединительное устройство 8, с которого по трубопроводу 11 через запорно-соединительную арматуру 13 сжиженный газ подается на бункеруемое судно 4. В процессе бункеровки в топливных баках бункеруемого судна 4 происходит вытеснение паров газа, образовавшихся за счет естественных теплопритоков в процессе эксплуатации бункеруемого судна. Выпарной газ из топливных баков по трубопроводу 12 через предварительно открытую запорно-соединительную арматуру 14 поступает на распределительно-соединительное устройство 8, после чего, выпарной газ по трубопроводу 5 через предварительно открытую запорно-соединительную арматуру 6 подается в криогенный бак 1 судна-бункеровщика, где частично конденсируется, а неконденсированные при этом пары газа накапливаются для их последующей утилизации с помощью устройства для утилизации 7. В случае, когда прием выпарного газа в криогенный бак не возможен из-за наличия там избыточного давления, которое обусловлено постоянным нагреванием сжиженного и выпарного газов, содержащихся в криогенном баке, осуществляют утилизацию выпарного газа. Для этого из криогенного бака 1 по трубопроводу 5 через предварительно открытую запорно-соединительную арматуру 6 выпарной газ подают на распределительно-соединительное устройство 8 и далее по трубопроводу 9 через предварительно открытую запорно-соединительную арматуру 10 выпарной газ подают на устройство утилизации 7. С помощью указанного устройства 7 выпарной газ утилизируют, и благодаря этому снижают давление выпарного газа в криогенном баке 1 до необходимого значения.
Предлагаемое самоходное судно-бункеровщик сжиженным газом обладает повышенной экономической эффективностью его эксплуатации, и при этом обеспечивает повышение эффективности эксплуатации колесной техники, доставляющей криогенные баки с сжиженным газом к судну-бункеровщику, что выгодно отличает его от прототипа.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
БАРЖЕ-БУКСИРНЫЙ СОСТАВ - БУНКЕРОВЩИК | 2013 |
|
RU2532218C1 |
ПРОТИВОВЗРЫВНАЯ ПАНЕЛЬ ДЛЯ СИСТЕМ БЕЗОПАСНОЙ ЗАПРАВКИ СУДОВ СЖИЖЕННЫМ ГАЗОМ | 2015 |
|
RU2643211C1 |
ПРОТИВОВЗРЫВНАЯ ПАНЕЛЬ ДЛЯ СИСТЕМ БЕЗОПАСНОЙ ЗАПРАВКИ СУДОВ СЖИЖЕННЫМ ГАЗОМ | 2014 |
|
RU2557913C1 |
СИСТЕМА БЕЗОПАСНОЙ ЗАПРАВКИ СУДОВ СЖИЖЕННЫМ ПРИРОДНЫМ ГАЗОМ | 2014 |
|
RU2557872C1 |
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ГАЗОТОПЛИВНОЕ СУДНО | 2018 |
|
RU2690321C1 |
ВЗРЫВОЗАЩИТНОЕ УСТРОЙСТВО С РАЗРЫВНОЙ МЕМБРАНОЙ ДЛЯ СИСТЕМ БЕЗОПАСНОЙ ЗАПРАВКИ СУДОВ СЖИЖЕННЫМ ГАЗОМ | 2014 |
|
RU2557914C1 |
Контейнерный способ потребления газа двигателями транспортных средств | 2018 |
|
RU2736062C2 |
Способ хранения и отгрузки сжиженного природного газа | 2017 |
|
RU2680914C1 |
Передвижной пункт по техническому обслуживанию криогенных топливных баков | 2023 |
|
RU2810818C1 |
ОРБИТАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ-ЗАПРАВЩИК | 2006 |
|
RU2309092C2 |
Изобретение относится к области судостроения, а более конкретно к судам-бункеровщикам, предназначенным для бункеровки газотопливных плавучих транспортных средств. Предложено судно-бункеровщик сжиженным газом, содержащее по меньшей мере один криогенный бак для сжиженного газа, имеющий трубопровод для заправки газотопливного плавучего транспортного средства сжиженным газом, криогенный бак судна-бункеровщика оснащен соединенным с ним трубопроводом для возврата к нему выпарного газа из баков бункеруемого судна. Судно-бункеровщик оснащено устройством для утилизации выпарного газа, связанным с криогенным баком судна-бункеровщика трубопроводом. Криогенный бак судна-бункеровщика выполнен в модульном исполнении с возможностью его демонтажа и с последующим монтажом на его место предварительно заправленного сжиженным газом аналогичного криогенного бака, доставляемого специализированной колесной техникой. Соединение криогенного бака судна-бункеровщика с трубопроводом для подачи сжиженного газа на бункеруемое судно и с трубопроводом для возврата из его баков выпарного газа выполнено через распределительно-соединительное устройство, связанное с криогенным баком судна-бункеровщика соответствующими трубопроводами и выполненное в виде модуля. Предлагаемое судно-бункеровщик сжиженным газом обладает повышенной эффективностью его эксплуатации. 1 ил.
Самоходное судно-бункеровщик сжиженным газом, содержащее по меньшей мере один криогенный бак для сжиженного газа, имеющий трубопровод с запорно-соединительной арматурой для заправки газотопливного плавучего транспортного средства сжиженным газом, отличающееся тем, что криогенный бак судна-бункеровщика оснащен соединенным с ним трубопроводом для возврата к нему выпарного газа из баков бункеруемого судна, оборудованным запорно-соединительной арматурой, при этом судно-бункеровщик оснащено устройством для утилизации выпарного газа, связанным с криогенным баком судна-бункеровщика трубопроводом, имеющим запорно-соединительную арматуру, причем криогенный бак судна-бункеровщика выполнен в модульном исполнении и с возможностью его демонтажа с последующим монтажом на его место предварительно заправленного сжиженным газом аналогичного криогенного бака, доставляемого специализированной колесной техникой, при этом соединение криогенного бака судна-бункеровщика с трубопроводом для подачи сжиженного газа на бункеруемое судно и с трубопроводом для возврата из его баков выпарного газа выполнено через распределительно-соединительное устройство, связанное с криогенным баком судна-бункеровщика соответствующими трубопроводами и выполненное в виде модуля.
US 2012240874 A1, 27.09.2012 | |||
0 |
|
SU158052A1 | |
KR 20120135180 A, 12.12.2012 | |||
KR 20120004998 U, 10.07.2012 | |||
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ФРУКТОВОГО СОУСА | 2013 |
|
RU2537673C1 |
KR 20150080088 A, 09.07.2015 | |||
KR 20140116981 A, 07.10.2014. |
Авторы
Даты
2019-09-02—Публикация
2018-10-24—Подача