Изобретение относится к испытательной технике. Область использования - испытание объектов на воздействие интенсивных механических нагрузок.
Известно устройство для размещения и механического нагружения объекта испытаний (ОИ) в процессе разгона под действием давления пороховых газов, описанное в патенте RU №2280849 «Стенд для динамических испытаний» (МПК G01M 7/08 (2006.01), опубл. 27.07.2006 Бюл. №21), выполненное в виде поршня, состоящего из заходной части и выступающей части, представляющей собой платформу для закрепления ОИ. Платформа снабжена захватами для скольжения по направляющим.
Известно устройство для динамических испытаний - контейнер, предназначенный для размещения и механического нагружения ОИ в процессе разгона под действием давления пороховых газов, описанный в патенте RU №2467300 «Стенд динамических испытаний» (МПК G01M 7/08 (2006.01), опубл. 20.11.2012 Бюл. №32), содержащий заходящую в ствол разгонного устройства цилиндрическую металлическую хвостовую часть и надкалиберную часть, соединенную с опорами скольжения, выполненными в виде башмаков, охватывающих рельсовую направляющую. Данное устройство выбрано в качестве прототипа.
Повышение пикового ударного ускорения ОИ, воспроизводимого на стенде динамических испытаний, сопряжено с необходимостью снижения массы устройства для динамических испытаний (контейнера) при заданных его продольных и поперечных габаритах. При этом жесткостные и прочностные характеристики конструкции устройства для динамических испытаний должны сохранять его целостность во время и после воздействия интенсивного механического нагружения. Конструкции аналога и прототипа не позволяют обеспечить воспроизведение на стенде динамических испытаний пикового ударного ускорения ОИ более 200000 м/с2 с длительностью его действия не менее 1,5 мс.
Таким образом, решаемой технической проблемой является создание устройства для динамических испытаний, обеспечивающего размещение и интенсивное механическое нагружение ОИ на стенде динамических испытаний с параметрами, моделирующими условия его натурного применения.
Технический результат заключается в снижении массы устройства для динамических испытаний при жесткостных и прочностных характеристиках его конструкции, обеспечивающих в процессе разгона устройства для динамических испытаний под действием давления пороховых газов в стволе разгонного устройства стенда динамических испытаний механическое нагружение размещенного на устройстве для динамических испытаний ОИ с воспроизведением пикового ударного ускорения более 200000 м/с2 и длительностью его действия не менее 1,5 мс.
Технический результат достигается за счет применения устройства для динамических испытаний, содержащего металлическое основание, имеющее заходящую в ствол разгонного устройства стенда динамических испытаний цилиндрическую хвостовую часть и надкалиберную часть, выполненную с возможностью установки ОИ и соединенную с опорой скольжения, выполненной в виде башмака, охватывающего рельсовую направляющую.
В отличие от прототипа в заявляемом устройстве для динамических испытаний на расстоянии от заднего торца хвостовой части основания выполнены две сходящиеся по направлению движения устройства лыски, симметричные относительно вертикальной продольной плоскости основания, переходящие на его надкалиберную часть и расходящиеся с образованием ребер жесткости в передней части основания, выполненной с возможностью установки ОИ, башмак соединен с основанием с упором в передний торец основания, при этом передняя внутренняя кромка части башмака, охватывающей рельсовую направляющую, выполнена выступающей вперед по направлению движения устройства относительно переднего торца основания.
Лыски могут быть выполнены вертикальными или сходящимися вверх.
Выполнение на расстоянии от заднего торца хвостовой части основания двух лысок, переходящих на его надкалиберную часть, позволяет существенно снизить массу устройства для динамических испытаний, что обеспечивает возможность реализации на стенде механического нагружения ОИ с воспроизведением большей величины пикового ускорения.
Выполнение лысок сходящимися по направлению движения устройства для динамических испытаний позволяет спрофилировать основание из условия равнопрочности по длине хвостовой части.
Выполнение лысок симметричными относительно вертикальной продольной плоскости основания позволяет обеспечить высокую жесткость основания в вертикальной плоскости, в которой при разгоне устройства для динамических испытаний в стволе разгонного устройства стенда появляется изгибающий момент (появление момента обусловлено тем, что башмак крепится в нижней части основания и из-за этого центр масс устройства для динамических испытаний смещается вниз относительно оси приложения нагрузки).
Образование ребер жесткости в передней части основания позволяет организовать площадку для установки ОИ и средств регистрации ударного ускорения (акселерометров и бортовых регистрирующих приборов) на устройстве для динамических испытаний.
Соединение башмака с основанием с упором в передний торец основания, при условии, что передняя внутренняя кромка части башмака, охватывающей рельсовую направляющую, выполнена выступающей вперед по направлению движения устройства для динамических испытаний относительно переднего торца основания, позволяет надежно зафиксировать башмак между основанием и верхней поверхностью головки рельсовой направляющей и, тем самым, сместить нагрузку с крепежных элементов башмака (болтов) и их посадочных мест (отверстий в основании, являющихся концентраторами напряжений) на поверхность упора башмака на передний торец основания. Это позволяет повысить стойкость устройства для динамических испытаний к воздействию интенсивного механического нагружения, воспроизводимого на стенде при проведении динамических испытаний ОИ.
Выполнение лысок вертикальными обеспечивает симметричность конструкции основания относительно горизонтальной плоскости, что позволяет выполнить два посадочных места под башмак. По мере износа одного посадочного места под башмак может быть использовано второе, что в целом, повышает ресурс устройства для динамических испытаний.
Выполнение лысок сходящимися вверх позволяет спрофилировать основание из условия равнопрочности по высоте хвостовой части.
Заявляемое устройство для динамических испытаний поясняется рисунками: фиг. 1 - схема стенда динамических испытаний; фиг. 2 - схема устройства для динамических испытаний (вид справа); фиг. 3 - схема устройства для динамических испытаний (вид сверху); фиг. 4 - схема устройства для динамических испытаний (вид спереди); фиг. 5 - поперечный разрез А-А хвостовой части основания (лыски выполнены вертикальными); фиг. 6 - поперечный разрез А-А хвостовой части основания (лыски выполнены сходящимися вверх).
Стенд (фиг. 1) динамических испытаний, при функционировании которого используется заявляемое устройство 1 для динамических испытаний ОИ 2, состоит из разгонного устройства 3 и рельсовой направляющей 4. Основными элементами разгонного устройства 3 являются ствол 5, источник давления 6 (например, пороховой заряд или заряд взрывчатого вещества) и инициирующее устройство 7 (например, пиропатрон или детонатор).
Устройство (фиг. 2) для динамических испытаний ОИ 2 содержит металлическое основание 8, имеющее заходящую в ствол 5 разгонного устройства 3 стенда динамических испытаний цилиндрическую хвостовую часть 9 и надкалиберную часть 10, выполненную с возможностью установки ОИ 2. Надкалиберная часть 10 основания 8 соединена с опорой скольжения 11, выполненной в виде башмака, охватывающего головку 12 рельсовой направляющей 4. На расстоянии от заднего торца 13 (фиг. 3) хвостовой части 9 основания 8 выполнены две сходящиеся по направлению движения устройства лыски 14, симметричные относительно вертикальной продольной плоскости 15 симметрия основания 8, переходящие на его надкалиберную часть 10 и расходящиеся с образованием ребер жесткости 16 в передней части основания 8.
Башмак 11 (в данном примере исполнения) выполнен (фиг. 2, фиг. 4) состоящим из следующих элементов: скобы 28, охватывающей головку рельсовой направляющей 4, стойки 29, при помощи которой башмак 11 фиксируется крепежными элементами 23 в нижней части основания 8, опорной пяты 30, выполненной в передней по направлению движения части башмака 11. Башмак 11 соединен с основанием 8 с упором пяты 30 в передний торец 17 основания. При этом передняя внутренняя кромка 18 части башмака 11 (передняя внутренняя кромка скобы 28), охватывающей головку 12 рельсовой направляющей 4, выступает вперед по направлению движения устройства относительно переднего торца 17 основания 8.
Лыски 14 могут быть выполнены вертикальными (фиг. 5) или сходящимися вверх (фиг. 6).
Для исключения прорыва пороховых газов или продуктов взрыва заряда ВВ в зазор между цилиндрической поверхностью хвостовой части 9 основания 8 (фиг. 2) и стенкой ствола 5 (фиг. 1) в составе заявляемого устройства 1 для динамических испытаний используется обтюрирующее кольцо 19 (фиг. 2).
Передняя часть основания 8 выполнена с возможностью установки средств 20 регистрации ускорения (акселерометров, бортовых регистрирующих приборов).
Заявляемое устройство для динамических испытаний ОИ, функционирует следующим образом.
После подачи электрического импульса на инициирующее устройство 7 стенда динамических испытаний (фиг. 1) происходит воспламенение порохового заряда 6 или подрыв заряда ВВ и формирование в объеме 21 ствола 5 разгонного устройства 3 высокого давления. Под действием давления осуществляется разгон заявляемого устройства 1 для динамических испытаний, в процессе которого размещенный в (на) нем ОИ 2 нагружается механическим импульсом с воспроизведением требуемых параметров ударного ускорения. После завершения разгона устройство 1 с ОИ 2 при помощи опоры скольжения 11 движется по рельсовой направляющей 4 и тормозится под действием возникающих при этом сил трения и аэродинамического сопротивления.
Выполнение лысок 14 позволяет существенно снизить массу устройства 1 для динамических испытаний, что обеспечивает возможность реализации на стенде механического нагружения ОИ 2 с воспроизведением большей величины пикового ускорения. Выполнение лысок 14 сходящимися позволяет спрофилировать основание 8 из условия равнопрочности по длине хвостовой части 9. А выполнение лысок 14 симметричными относительно вертикальной продольной плоскости 15 основания 8 позволяет обеспечить высокую жесткость основания 8 в вертикальной плоскости, в которой при разгоне устройства 1 в стволе 5 разгонного устройства 3 стенда появляется изгибающий момент. Появление момента обусловлено тем, что башмак 11 крепится в нижней части основания 8 и из-за этого центр масс устройства 1 для динамических испытаний смещается вниз относительно оси 22 приложения нагрузки.
За счет надежной фиксации башмака 11 между основанием 8 и верхней поверхностью головки 12 рельсовой направляющей 4 нагрузка с крепежных элементов башмака (болтов) 23 и их посадочных мест 24 (отверстий в основании 8, являющихся концентраторами напряжений) смещается на поверхность упора 25 башмака 11 на передний торец 17 основания 8.
Выполнение лысок 14 вертикальными (фиг. 5) обеспечивает симметричность конструкции основания относительно горизонтальной плоскости 26 (фиг. 2), что позволяет выполнить два посадочных места 27 под башмак 11. По мере износа одного посадочного места 27 под башмак может быть использовано второе, что в целом, повышает ресурс устройства для динамических испытаний.
Выполнение лысок 14 сходящимися вверх (фиг. 6) позволяет спрофилировать основание 8 из условия равнопрочности по высоте h хвостовой части.
Таким образом, использование заявляемого устройства для динамических испытаний за счет снижения его массы и реализации требуемых жесткостных и прочностных характеристик конструкции позволяет обеспечить на стенде динамических испытаний интенсивное механическое нагружение размещенного на устройстве ОИ с пиковым ускорением более 200000 м/с2 и длительностью его действия не менее 1,5 мс.
Предлагаемое устройство для динамических испытаний успешно прошло экспериментальную проверку.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СТЕНД ДИНАМИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ | 2011 |
|
RU2467300C1 |
СТЕНД ДЛЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ | 2009 |
|
RU2404417C1 |
СПОСОБ ДИНАМИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ (ВАРИАНТЫ) | 2014 |
|
RU2579811C1 |
СПОСОБ МЕХАНИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ | 2019 |
|
RU2702694C1 |
СТЕНД ДЛЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ | 2005 |
|
RU2280849C1 |
СПОСОБ МЕХАНИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ УЗЛОВ ИЗДЕЛИЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2010 |
|
RU2442122C1 |
СТЕНД ДЛЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ | 2001 |
|
RU2239168C2 |
УСТАНОВКА ДЛЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ | 2018 |
|
RU2676859C1 |
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ ИЗДЕЛИЙ НА УДАРНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ. РАЗГОННОЕ УСТРОЙСТВО СТЕНДА. ТОРМОЗНОЕ УСТРОЙСТВО СТЕНДА | 2002 |
|
RU2235302C2 |
СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ОБЪЕКТА НА ОДИНОЧНЫЙ УДАР | 2004 |
|
RU2267107C2 |
Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для испытания объектов на воздействие интенсивных механических нагрузок. Устройство содержит металлическое основание, имеющее заходящую в ствол разгонного устройства стенда динамических испытаний цилиндрическую хвостовую часть и надкалиберную часть, выполненную с возможностью установки объекта испытаний (ОИ) и соединенную с опорой скольжения, выполненной в виде башмака, охватывающего рельсовую направляющую. На расстоянии от заднего торца хвостовой части основания выполнены две сходящиеся по направлению движения устройства лыски, симметричные относительно вертикальной продольной плоскости основания, переходящие на его надкалиберную часть и расходящиеся с образованием ребер жесткости в передней части основания. Башмак соединен с основанием с упором в передний торец основания, при этом передняя внутренняя кромка части башмака, охватывающей рельсовую направляющую, выполнена выступающей вперед по направлению движения устройства относительно переднего торца основания. Лыски могут быть выполнены вертикальными или сходящимися вверх. Технический результат заключается в снижении массы устройства для динамических испытаний при жесткостных и прочностных характеристиках его конструкции. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.
1. Устройство для динамических испытаний, содержащее металлическое основание, имеющее заходящую в ствол разгонного устройства стенда динамических испытаний цилиндрическую хвостовую часть и надкалиберную часть, выполненную с возможностью установки объекта испытаний и соединенную с опорой скольжения, выполненной в виде башмака, охватывающего рельсовую направляющую, отличающееся тем, что на расстоянии от заднего торца хвостовой части основания выполнены две сходящиеся по направлению движения устройства лыски, симметричные относительно вертикальной продольной плоскости основания, переходящие на его надкалиберную часть и расходящиеся с образованием ребер жесткости в передней части основания, башмак соединен с основанием с упором в передний торец основания, при этом передняя внутренняя кромка части башмака, охватывающей рельсовую направляющую, выполнена выступающей вперед по направлению движения устройства относительно переднего торца основания.
2. Устройство для динамических испытаний по п. 1, отличающееся тем, что лыски выполнены вертикальными.
3. Устройство для динамических испытаний по п. 1, отличающееся тем, что лыски выполнены сходящимися вверх.
СТЕНД ДИНАМИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ | 2011 |
|
RU2467300C1 |
СТЕНД ДЛЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ | 2005 |
|
RU2280849C1 |
СТЕНД ДЛЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ | 2009 |
|
RU2404417C1 |
DE 3214039 A, 20.10.1983. |
Авторы
Даты
2019-10-09—Публикация
2019-02-04—Подача