Механизм с косой шайбой аксиального двигателя Российский патент 2019 года по МПК F02B75/26 F01B3/00 

Описание патента на изобретение RU2703045C1

Изобретение относится к машиностроению, а в частности к двигателям внутреннего сгорания (ДВС) и может быть использовано в качестве привода транспортных средств, механизмов и оборудования.

Известны различные конструкции ДВС в основе которых используется кривошипно-шатунный механизм (КШМ), механизм с косой шайбой, роторно-поршневой, роторно-лопастной и другие механизмы, не нашедшие своего применения. Классический двигатель с КШМ при всех имеющихся недостатках, выпускается на протяжении 160 лет без особых конструктивных изменений и является на сегодняшний день самым массовым, а в отдельных случаях своего применения, и единственным. К основным недостаткам классических ДВС можно отнести достаточно большую удельную массу, обусловленную значительными массами элементов КШМ, высокую стоимость, сформировавшуюся из достаточно дорогих высокотехнологичных компонентов КШМ, достаточно большими габаритами, конструктивно сложившимися из пространственных связей элементов КШМ. Техническим решением, направленным на снижение масса-габаритных и стоимостных показателей ДВС может служить аксиальное размещение поршней с механизмом косой шайбы. Конструкций аксиальных двигателей с механизмом косой шайбы известно достаточно много, но ни одна из них не нашла своего применения в двигателях выпускаемых массово. Причиной тому низкая надежность предлагаемых конструкций механизма с косой шайбой являющейся следствием применения шарнирных соединений шатунов с качающимся узлом, а также вследствие возникновения достаточно больших инерционных сил качающихся элементов косой шайбы и элементов шатунно-поршневой группы.

Предлагаемая конструкция механизма с косой шайбой не имеет указанных недостатков и может обеспечить бесшатунное соединение поршня с качающимся узлом. Основная задача при определении конструктива механизма с косой шайбой для заявленного изобретения состояла в минимизации массы элементов при обеспечении передачи достаточно больших переменных нагрузок и выбор конструктива кинематических связей элементов обеспечивающих высокую надежность. Известных аксиальных двигателей с косой шайбой имеющих схожие конструктивные решения с заявленным механизмом обнаружить не удалось.

Описание чертежей

На фиг. 1 изображен продольный разрез механизма косой шайбы.

На фиг. 2 изображен разрез в сечении А-А по фиг. 1 механизма косой шайбы.

В корпусе 1 с крышкой 2 через конические подшипники 3 на валу 4 зафиксированные шпонками 5 и гайкой 6 установлены две косые шайбы 7 с противовесами 8 фиксирующие через конические подшипники 9 ступицу 10 с двуплечими рычагами 11 имеющими втулки 12 с пальцами крестовины 13 закрепленными через поршневые пальцы 14 с поршнями 15 в гильзах 16.

Осуществление изобретения

Вал 4 установлен в корпусе 1 через конические подшипники 3 с возможностью регулирования посредством крышки 2 установленной в корпусе на резьбе. Между двумя косыми шайбами 7 с противовесами 8 посаженными на вал посредством шлицов или через шпонки 5 в конических подшипниках 9 с возможностью их регулировки гайкой 6 установлена ступица 10 выполненная в форме втулки с буртами на которые с внешних сторон в упор установлены внутренние кольца конических подшипников 9, а с внутренней стороны бурты упираются по меньшей мере в два двуплечих рычага 11 имеющих на концах втулки 12 с упорными фланцами в которых установлены пальцы крестовины 13 выполненные с увеличенной центральной ступенью имеющими отверстие, в которые радиально валу установлены с возможностью поступательного и вращательного движения поршневые пальцы 14 зафиксированные в бобышках поршней 15, причем юбка поршней и тело гильзы 16 имеют двухсторонние проточки под движение двуплечих рычагов, а зазор между бобышками поршней, имеющими поступательное движение по хорде и пальцем крестовины, производящему движение по дуге, должен быть не меньше высоты сегмента образованного хордой и дугой.

Работает механизм косой шайбы за счет имеющегося эксцентриситета между центром конических подшипников 9 и осью вращения вала, причем точка на пересечении оси вала с линией соединяющей центры конических подшипников является центром качания ступицы. При вращении вала центр конических подшипников описывает круг вокруг оси вала, а поскольку кинематические связи двуплечих рычагов 11 с поршнем, имеющим только поступательное движение, ограничивают вращение ступицы вокруг собственной оси, появляется действующая на ступицу, со стороны конических подшипников, радиально направленная к оси вала сила приложенная на определенном расстоянии от центра качания ступицы, что создает крутящий момент относительно центра качания ступицы в плоскости перемещения двуплечих рычагов, заставляя поршень, через имеющиеся кинематические связи, выполнять возвратно поступательные движения. Противодействие создаваемому крутящему моменту на валу, вызванному инерционными силами движущихся масс поршней в сборе со ступицей и двуплечими рычагами оказывает имеющий противоположное направление крутящий момент, создаваемый на валу противовесами.

Новизна предлагаемого изобретения заключается в конструктиве качающего узла выполненного в виде ступицы с двуплечими рычагами и конструктиве кинематической связи двуплечих рычагов с поршнем, что обеспечивает:

- размещение подшипников ступицы на достаточно большом расстоянии от центра качания ступицы позволяет уменьшить осевую составляющую и увеличить радиальную составляющую действующих сил на подшипники ступицы и вала.

- применение двуплечих рычагов позволяет при минимальной массе обеспечить передачу переменного по направлению крутящего момента в плоскости их качения.

- соединение пальца крестовины через отверстие с поршневым пальцем позволяет обеспечить качание двуплечих рычагов вокруг своей оси, обеспечивает передачу сил от прямолинейно движущегося поршневого пальца на палец крестовины движущегося по дуге, минимизирует величину радиальной составляющей силы, действующей на цилиндр со стороны поршня, обеспечивает высокую надежность соединения.

Похожие патенты RU2703045C1

название год авторы номер документа
УНИФИЦИРОВАННЫЙ ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ БЕЗ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ 2015
  • Ахияров Фарит Фаварисович
RU2636642C2
Гидротрансформатор с регулируемым передаточным отношением 2019
  • Ахияров Фарит Фаварисович
RU2715825C1
ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА 2014
  • Ахияров Фарит Фаварисович
RU2557105C1
Устройство бесшатунного силового механизма поршневой машины 2020
  • Ворогушин Владимир Александрович
RU2742623C1
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1993
  • Соколов Игорь Геннадьевич
RU2051276C1
АКСИАЛЬНО-ПОРШНЕВАЯ МАШИНА 2001
  • Веретельников А.Н.
RU2203427C2
АКСИАЛЬНО-ПОРШНЕВАЯ МАШИНА 1993
  • Зленко М.А.
  • Кузнецов Г.В.
  • Кутенев В.Ф.
  • Митряев В.А.
  • Романчев Ю.А.
RU2076926C1
Механизм преобразования возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение вала в аксиальных машинах 2021
  • Гаспаров Маркар Сергеевич
  • Фролов Александр Иванович
  • Ниппард Игорь Викторович
  • Самойлов Виталий Андреевич
RU2764854C1
АКСИАЛЬНО-ПОРШНЕВАЯ МАШИНА С РЕГУЛИРУЕМЫМ РАБОЧИМ ОБЪЕМОМ 1988
  • Романчев Ю.А.
  • Кутенев В.Ф.
  • Осипов Б.И.
SU1786885A1
АКСИАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ПОРШНЕВОЙ МАШИНЫ 2011
  • Иванов Александр Васильевич
  • Столяров Сергей Павлович
RU2472966C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 703 045 C1

Реферат патента 2019 года Механизм с косой шайбой аксиального двигателя

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателям внутреннего сгорания (ДВС), и может быть использовано в качестве привода транспортных средств, механизмов и оборудования. Предлагаемая конструкция механизма с косой шайбой обеспечивает бесшатунное соединение поршня с качающимся узлом. Механизм с косой шайбой аксиального двигателя, содержащий две косые шайбы, выполненные с противовесами и закрепленные на валу через шпонки или шлицы, имеют между собой установленную через конические подшипники ступицу с двумя или более двуплечими рычагами, на концах которых во втулках имеются пальцы крестовины с отверстиями, куда установлены поршневые пальцы, закрепленные на поршнях двигателя. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 703 045 C1

Механизм с косой шайбой аксиального двигателя, содержащий две косые шайбы, выполненные с противовесами и закрепленные на валу через шпонки или шлицы, имеют между собой установленную через конические подшипники ступицу с двумя или более двуплечими рычагами, на концах которых во втулках имеются пальцы крестовины с отверстиями, куда установлены поршневые пальцы, закрепленные на поршнях двигателя.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2703045C1

0
SU171748A1
Пространственный механизм 1988
  • Владимиров Порфирий Сергеевич
SU1618959A1
ДВИГАТЕЛЬ ДВУХВАЛЬНЫЙ ПОРШНЕВОЙ С ДВУХСТОРОННИМИ РАБОЧИМИ ХОДАМИ 2011
  • Сапаров Владимир Николаевич
  • Сапарова Юлия Владимировна
  • Сапаров Дмитрий Владимирович
  • Сапарова Ольга Николаевна
RU2478794C2
ФАКЕЛЬНАЯ СИЛОВАЯ УСТАНОВКА 1993
  • Андреев Владимир Алексеевич
RU2073792C1
Аксиально-поршневой двигатель 1988
  • Романчев Юрий Александрович
  • Кутенев Вадим Федорович
  • Зленко Михаил Александрович
  • Истомин Сергей Сергеевич
  • Квасников Борис Вадимович
SU1768784A1
WO 2003002893 A1, 09.01.2003
US 20080190398 A1, 14.08.2008.

RU 2 703 045 C1

Авторы

Ахияров Фарит Фаварисович

Даты

2019-10-15Публикация

2018-05-21Подача