Область применения
Изобретение относится к медицине, а именно к офтальмологии, и предназначено для оценки остроты зрения у здоровых детей дошкольного возраста и глухонемых детей.
Аналоги изобретения
На сегодняшний день известны различные способы проверки остроты зрения, но наиболее распространенным является способ проверки по печатной таблице. У детей дошкольного возраста остроту зрения в нашей стране принято проверять по таблице Орловой; Также известны различные способы проверки остроты зрения: по печатной таблице, с помощью проектора знаков, с помощью транспарантного прибора, с помощью показа знаков на экране монитора компьютера и другие. Наиболее распространенным на территории нашей страны является устройство С.С. Сивцева и Д.А. Головина с аппаратом для ее освещения (Л.С. Урмахер. Справочник по офтальмологической оптике и приборам, М, 1971, с. 48-49), которое наряду с таблицей, составленной из колец Ландольта, содержит таблицу с буквенными оптотипами. В каждом ряду размеры оптотипов одинаковы, но постепенно уменьшаются от первого ряда к последнему 12-му. Таблица Головина-Сивцева состоит из двух половин, одна из которых содержит ряды строк с печатными буквами русского алфавита (Н, К, И, Б, М, Ш, Ы), а другая - с кольцами Ландольта. Кольца Ландольта представляют собой кольца с разрывом, направленным вверх, вниз, влево или вправо. Буквы и кольца построены по принципу: соотношение между деталью знака и знаком равно 1:5. Фон таблицы - белый, а знаки - черные. Рядов в обеих половинах таблицы 12.
Против каждого ряда в таблице с первого по десятый отмечена острота зрения от 0,1 до 1,0 с интервалом 0,1; одиннадцатый и двенадцатый ряды соответствуют остроте зрения 1,5 и 2,0. Изменение величины оптотипов выполнено в арифметической прогрессии в десятичной системе так, что при исследовании с пяти метров чтение каждой последующей строки сверху вниз свидетельствует об увеличении остроты зрения на 0,1.
Критика аналога
Недостатком данного способа является низкая точность проверки остроты зрения. Это связано со следующими причинами:
- непонимание многими детьми дошкольного возраста предъявляемых им тестовых объектов (оптотипов) - букв, колец, и как следствие, - отказ от обследования;
- многим из них может быть сложно восприятие оптотипов в форме букв или абстрактных фигур в различных ориентациях.
- кроме того, многие дети в возрасте 3-7 лет испытывают сложности при лево-правой ориентации, необходимой для проведения тестирования по наиболее распространенным оптотипам Ландольта и Снеллена. В связи с этим, при традиционном тестировании, создаются предпосылки для ошибок и, как следствие, получения недостаточно достоверных результатов тестирования.
- низкая заинтересованность детей в проведении обследования из-за удаленности проверочной таблицы на 5 метров и не привлекательности оптотипов для детей;
- не все знаки в одном и том же ряду одинаково узнаваемы.
- недостатком известного способа является невозможность диагностики остроты зрения глухонемым детям и не рассчитан национальный фактор (разные языки).
Аналогом является способ проверки остроты зрения по таблице Орловой (Учебник «Глазные болезни» под ред. Брошевского Т.Н., Бочкаревой А.А., 1983, с. 85), заключающийся в следующем: ребенка усаживают в затемненной комнате на расстоянии 5 метров от проверочной таблицы, закрепленной в аппарате для ее освещения (аппарат Рота), и проверяют остроту зрения сначала правого глаза, закрывая заслонкой левый глаз, затем аналогично левого глаза, закрыв заслонкой правый глаз. Таблица Орловой представляет собой один лист бумаги форматом 580×520 см, на котором изображены оптотипы (рисунки) разного размера в виде звезды, гриба, елки, круга, курицы, машины, лошади, самолета, слона, мотоцикла. Оптотипы сгруппированы в две колонки: в левой находится 5 рядов, а в правой 7. Оптотипы в рядах сверху вниз постепенно уменьшаются в размере. Против каждого ряда отмечена острота зрения: в левой колонке от 0,1 до 0,3, в правой колонке от 0,4 до 1,0. При остроте зрения 0,1-0,2 в каждом ряду находился три оптотипа, при 0,3 - четыре оптотипа, при 0,4-0,5 - пять, при 0,6-0,7 - шесть, при 0,8-0,9 семь, при 1,0 - восемь. Фон таблицы белый, а картинки черные.
Критика аналога
Недостатком данного способа является низкая точность проверки остроты зрения. Это связано со следующими причинами:
- степень узнаваемости оптотипов одного и того же ряда заметно варьирует и во многом зависит от уровня развития ребенка, например, некоторые оптотипы, такие как петух и лошадь, самолет и звезда, как показала практика, похожи и часто питаются детьми;
- Зачастую оптотипы, традиционно используемые для проверки зрительных функций, бывают непонятны детям. Изображения оптотипов не всем детям одинаково знакомы (многие дети вообще не называют мотоцикл, слона и гриб). Многим из них может быть сложно восприятие оптотипов в форме букв или абстрактных фигур в различных ориентациях.
- большой размер оптотипов и малое их количество в первых строках таблицы снижают достоверность ответов ребенка при остроте зрения 0,2-0,3;
- не соблюдается положенный в основу таблиц для взрослых принцип, согласно которому соотношение между деталью оптотипа и самим оптотипом равно 1:5;
- невозможность проводить обследование вне глазного кабинета: таблица имеет относительно большие размеры; необходим специальный осветительный аппарат; требуется минимальное расстояние 5 метров в комнате, где проводится обследование. Все это затрудняет применение таблицы «на выезде», в командировке, при скрининговом обследовании детей дошкольных учреждений.
- Недостатком известного способа является невозможность диагностики остроты! зрения глухонемым детям и не рассчитан такой фактор, как языковой барьер (разные языки).
Прототип
Наиболее близким аналогом является способ проверки остроты зрения по Патенту изобретения №2281685 «Способ проверки остроты зрения у детей дошкольного возраста» (автор Нагорский П.Г.) схожий с таблицами Ландольта и Снеллена:
По прототипу при проверке остроты зрения у детей дошкольного возраста уса: кивают ребенка напротив проверочной таблицы, представляющей собой ряды с набором оптотипов, постепенно уменьшающихся в размере сверху вниз с указанием \ против каждого ряда соответствующей остроты зрения. Проверяют остроту зрения сначала правого, а затем левого глаза путем указания на проверочный элемент оптотипа и получения ответа от ребенка. Перед обследованием ребенку показывают таблицу с расстояния 30-40 см. Затем переходят к проверке остроты зрения с расстояния 2,5 метра. Таблица состоит из двух листов форматом А4 каждый. На первом листе расположены три ряда стилизованных под автомобиль оптотипов с двумя проверочными элементами колесами в виде замкнутого или разорванного кольца с разным направлением разрыва. На втором листе расположены семь рядов тех же оптотипов. Соотношение между размером проверочного элемента и оптотипа в таблице составляет 1:5.
Критика прототипа
Недостатком данного способа является низкая точность проверки остроты зрения. Это связано со следующими причинами:
- многие дети в возрасте 3-7 лет испытывают сложности при лево-правой ориентации, необходимой для проведения тестирования по наиболее распространенным оптотипам. В связи с этим, при традиционном тестировании, создаются предпосылки для ошибок и, как следствие, получения недостаточно достоверных результатов тестирования.
- Сам оптотип в таблице по патенту на изобретение №2281685 (автор Нагорский П.Г.) имеет больший размер относительно кольца.
Цель изобретения |
Разработать способ оценки остроты зрения, обеспечивающий повышение точности и достоверность при проверке остроты зрения у здоровых детей дошкольного возраста и глухонемых детей.
Сущность изобретения
Для осуществления способа требуются: стул, аппарат Рота с таблицей JEI/JEI (just evident images) или проектор знаков для исследования остроты зрения, указка, пластинки из пластмассы, металла или картона (для закрывания одного глаза). Для глухонемых детей: карточки с изображением знаков испытательной таблицы (при показе того или иного знака ребенок должен поднимать карточку с соответствующим изображением)
Поставленная техническая задача «исследовать остроту зрения, у здоровых детей и детей дошкольного возраста с глухонемых детей» заключается в следующем: Перед началом проверки остроты зрения ребенку показывают таблицу с расстояния 30-40 см, чтобы ознакомить с представленным рисунком (оптотипом). Ребенка усаживают на расстоянии 2,5 м от таблицы JEI/JEI (Фиг. 1, 2). Таблица состоит из 10 рядов картинок, размер которых уменьшается сверху вниз. В левом столбце указано расстояние, с которого здоровый ребенок должен видеть ту или иную строку. Оно обозначено буквой D (дистанция) и выражено в метрах. В правой части таблицы указана острота зрения, которая обозначается буквой V (visus). Находясь на расстоянии 2,5 метров от таблицы JEI/JEI, ребенок должен хорошо различать 10 строку. В этом случае острота его зрения равна 1.0 или 100%. Если с пятиметровой дистанции ребенок различает лишь первую строку, то результат равен 0,1 или 10%. Далее по нарастающей. Таблица JEI/JEI расположена на двух листах формата А4. Зрение считается нормальным, если ребенок способен распознать каждым глазом картинки десятой строки с расстояния 2,5 метров.
Высота и ширина каждого изображения в таблице JEI/JEI должна быть равной (Фиг. 3, 4), на первой строке=35 мм, на второй=17,5 мм, на десятой=3,5 мм.
Нижний край таблицы должен находиться на расстоянии 60 см от уровня пола. Таблицу JEI/JEI располагают на уровне глаз ребенка в вертикальной плоскости, чтобы средний ряд знаков таблицы был примерно на уровне глаз ребенка.
Если до обращения к врачу, ребенок уже пользовался очками или контактными линзами, то перед исследованием должен их снять. Для назначения нового рецепта на очки (контактные линзы).
Ребенок должен сидеть прямо, спокойно, не прищуриваясь и не нагибаясь вперед к таблице JEI/JEI, которая располагается на уровне его глаз в вертикальной плоскости так, чтобы средний ряд знаков таблицы был примерно на уровне глаз ребенка. Глухонемым детям следует дать в руки карточки с изображениями из таблицы JEI/JEI (Фиг. 5). При показе того или иного знака ребенок поднимает карточку с соответствующим изображением.
Проверка у детей вызывает усталость раньше, чем у взрослых людей, поэтому его лучше проводить следующим образом:
Не исследуемый глаз предварительно закрывают и определяют остроту зрения лучше видящего, а затем хуже видящего глаза, если он заранее известен. А если нет, то сначала определяют остроту зрения правого, затем левого глаза.
Ребенку нужно поочередно показывать картинки, начиная с верхнего ряда и постепенно спускаясь вниз, при этом не показывая их заранее.
В каждой строке показывать только по одной-две картинки.
Если на каком-либо столбце ребенок неверно назвал символ, следует дать ему второю попытку.
Если он не сможет назвать ее, при второй попытке, необходимо вернуться на строчку вверх.
Результат оценивается по тому столбцу, на котором ребенок увидел все изображения (допускается лишь одна ошибка с последующим исправлением).
При проведении проверки важно следить, чтобы ребенок не щурился и раздумывал над ответом не более 5 секунд.
Далее следует закрыть второй глаз и повторить ту же процедуру.
Если острота зрения ниже 0,01 то надо дать ребенку в руку лист бумаги с изображением и попросить называть знаки с расстояние 10 см от уровня глаз ребенка:
«Дай такую же картинку»
«Покажи где цветочек
«Назови эту картинку»
Формула JEI/JEI используется для исследования остроты зрения ниже 0,1 и выше 1.0.
V (visus) 1 - нормальная острота зрения
D (дистанция) - расстояние с которого различаются изображения при нормальной остроте зрения
d (дистанция) - расстояние с которого видит исследуемый
V (visus) 2 - острота зрения пациента
Пример конкретного выполнения способа
Пример 1.
Пациентке Н., пяти лет, проводили исследование остроты зрения по таблице Орловой по стандартной методике. Результат признан недостоверным, так как девочка не могла назвать картинки мотоцикл и чайник даже больших размеров. Результат признан недостоверным, так как девочка часто путала оптотипы с изображением самолета и звезды.
Девочке проверили остроту зрения предлагаемым в качестве изобретения способом. Таблица закреплена в осветительном аппарате Рота. Перед началом проверки ребенку показали такую же таблицу с расстояния 30-40 см, чтобы ознакомить с картинками. При правильных ответах с близкого расстояния перешли к проверке с расстояния 2,5 метра и дали в руки ребенка карточки с изображениями из таблицы JEI/JEI. При показе того или иного знака девочка поднимала карточку с изображением соответствующего изображения.
Результаты проверки: острота зрения составила 0,8 каждым глазом.
Пример 2.
Пациент А. (глухонемой) одиннадцать лет, проводили исследование остроты зрения по таблице Ландольта по стандартной методике. Результат признан недостоверным, гак как мальчик испытывал сложности при лево-правой ориентации, и не мог правильно указать направление колец.
Мальчику проверили остроту зрения предлагаемым в качестве изобретения способом. Таблица закреплена в осветительном аппарате Рота. Перед началом проверки ребенку показали карточки с изображениями из таблицы JEI/JEI с расстояния 30-40 см, чтобы ознакомить с картинками. Мальчик при показе того или иного знака поднимал карточку с изображением соответствующего изображения.
Признаки изобретения, отличительные от прототипа
на первом листе таблицы расположены в порядке убывания размера три ряда оптотипов, соответствующие остроте зрения от 0,1 до 0,3 с шагом 0,1, а на втором - семь рядов тех же оптотипов, расположенных в порядке убывания размера, соответствующих остроте зрения от 0,4 до 1,0 с шагом 0,1.
Высота и ширина каждого изображения в таблице JEI/JEI должна быть равной на первой строке =35 мм, на второй =17,5 мм, на десятой =3,5 мм.
в таблице JEI/JEI увеличивается расстояние между знаками в ряду и между строками сверху вниз, это создает более удобные условия для распознавания знаков и оценки остроты зрения.
Положительный эффект от использования предлагаемого способа
Проводится всем детям от 3 лет и детям дошкольного возраста и глухонемых: детей, обратившимся за офтальмологической помощью. Противопоказаний нет.
Точность проверки остроты зрения заявляемым способом на 54% выше (фиг 6), чем способом-прототипом по таблице Орловой, это значит что предлагаемый способ проверки остроты зрения у детей дошкольного возраста точнее и достовернее, чем стандартное исследование по таблице Орловой и имеет целый ряд преимуществ.
Разработанный метод является более простым, доступным и быстрым ориентировочным способом исследования остроты зрения у здоровых детей дошкольного возраста, и у глухонемых детей. При исследовании новым методом остроты зрения у детей фиксируется понимание инструкции, быстрота, точность выполнения, адекватность действия, заинтересованность, результат развития, обучаемость.
можно проверять остроту зрения даже глухонемым детям
учитывается наличие языкового барьера (разные языки), ребенок не может назвать картинку, требуются переводчик, который не всегда может находиться рядом. Следует дать в руки ребенка карточки с изображениями из таблицы JEI/JEI. При показе того или иного знака ребенок поднимает карточку с изображением соответствующего изображения.
есть возможность проводить обследование вне кабинета окулиста, в домашних условиях, в поездке и при обследовании детей в дошкольных учреждениях.
Способ обеспечивает повышение точности и достоверности при проверке остроты} зрения у здоровых детей дошкольного возраста и глухонемых детей.
Информация, принятая во внимание:
Патент №2281685 «Способ проверки остроты зрения у детей дошкольного возраста» (автор Нагорский П.Г.) – прототип.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПРОВЕРКИ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | 2005 |
|
RU2281685C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ МИОПИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | 2014 |
|
RU2549457C1 |
ОПТОТИПЫ ДЛЯ ТОЧНОЙ ОЦЕНКИ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ | 2010 |
|
RU2447826C1 |
УСТРОЙСТВО ИНТЕРАКТИВНОЙ ОЦЕНКИ ЗРИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | 2010 |
|
RU2462173C2 |
Способ определения зрительных функций у детей превербального возраста | 2020 |
|
RU2753743C1 |
Аппаратный комплекс для лечения амблиопии у слабовидящих детей | 2023 |
|
RU2805807C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА | 2008 |
|
RU2373833C1 |
УСТРОЙСТВО ИНТЕРАКТИВНОЙ ОЦЕНКИ ЗРИТЕЛЬНЫХ, ПЕРЦЕПТИВНЫХ И КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА | 2010 |
|
RU2454166C2 |
Способ оценки качества цветового зрения у детей | 2021 |
|
RU2760085C1 |
ПОРТАТИВНЫЙ БЕЗЛИНЗОВЫЙ ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ГЛАЗ | 2015 |
|
RU2587963C1 |
Изобретение относится к медицине, а именно к офтальмологии. Для осуществления способа проверки остроты зрения у детей дошкольного возраста и глухонемых детей ребенка усаживают на расстоянии 2-2,5 м от таблицы, которая состоит из 2-х листов формата А4, на которых расположены ряды оптотипов, высота и ширина каждого ряда должна быть равной на первой строке = 35 мм, на второй = 17,5 мм, на десятой = 3,5 мм, оптотипы постепенно уменьшаются в размере сверху вниз с указанием против каждого ряда соответствующей остроты зрения. Проводят проверку остроты зрения сначала правого, а затем левого глаза путем указания на оптотип и получения ответа от ребенка при помощи использования карточек, прилагающихся к таблице. На первом листе таблицы расположены в порядке убывания размера три ряда оптотипов, соответствующие остроте зрения от 0,1 до 0,3 с шагом 0,1, а на втором - семь рядов тех же оптотипов, расположенных в порядке убывания размера, соответствующих остроте зрения от 0,4 до 1,0 с шагом 0,1. Расстояние между знаками в ряду и между строками сверху вниз увеличивается, в 10 ряду количество оптотипов уменьшается до 3-х. Применение способа позволит повысить точность и достоверность при проверке остроты зрения у здоровых детей дошкольного возраста и глухонемых детей. 5 ил., 1 пр.
Способ проверки остроты зрения у детей дошкольного возраста и глухонемых детей, отличающийся тем, что ребенка усаживают на расстоянии 2-2,5 м от таблицы, которая состоит из 2-х листов формата А4, на которых расположены ряды оптотипов, высота и ширина каждого ряда должна быть равной на первой строке = 35 мм, на второй = 17,5 мм, на десятой = 3,5 мм, оптотипы постепенно уменьшаются в размере сверху вниз с указанием против каждого ряда соответствующей остроты зрения, проводят проверку остроты зрения сначала правого, а затем левого глаза путем указания на оптотип и получения ответа от ребенка при помощи использования карточек, прилагающихся к таблице, на первом листе таблицы расположены в порядке убывания размера три ряда оптотипов, соответствующие остроте зрения от 0,1 до 0,3 с шагом 0,1, а на втором - семь рядов тех же оптотипов, расположенных в порядке убывания размера, соответствующих остроте зрения от 0,4 до 1,0 с шагом 0,1, расстояние между знаками в ряду и между строками сверху вниз увеличивается, в 10 ряду количество оптотипов уменьшается до 3-х.
СПОСОБ ПРОВЕРКИ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ | 2013 |
|
RU2523142C1 |
Способ добычи торфа из залежи | 1950 |
|
SU89949A1 |
US 20180140178 A1, 24.05.2018 | |||
US 20180116500 A1, 03.05.2018 | |||
US 9186293 B2, 17.11.2015. |
Авторы
Даты
2019-10-21—Публикация
2018-09-03—Подача