Универсальный транзисторный регулируемый реверсивный электропривод с коллекторным двигателем Российский патент 2019 года по МПК H02P1/24 

Описание патента на изобретение RU2705566C1

Изобретение относится к универсальным транзисторным регулируемым реверсивным электроприводам с коллекторным двигателем при питании как от однофазной сети переменного напряжения, так и от сети постоянного напряжения и может быть использовано для реверса и плавного регулирования скорости коллекторного двигателя.

Известен электропривод переменного тока с коллекторным двигателем при питании от однофазной сети переменного напряжения, содержащий полупроводниковый мост с четырьмя полупроводниковыми плечами, якорь коллекторного двигателя, обмотку возбуждения и управляющее устройство. Каждое полупроводниковое плечо выполнено на диоде. К первому входу полупроводникового моста подключена фаза питающего напряжения. К второму входу полупроводникового моста подключен первый вход якоря коллекторного двигателя, второй вход которого подключен к первому входу обмотки возбуждения. К третьему и четвертому входам полупроводникового моста подключено управляющее устройство. Между первым и вторым входами полупроводникового моста подключены два тиристора, а их объединенные выходы подключены к третьему входу полупроводникового моста. Второй вход обмотки возбуждения подключен к нулю питающего напряжения. Устройство предназначено для плавной регулировки скорости вращения коллекторного электродвигателя при питании двигателя только от однофазной сети переменного напряжения (патент RU 167195, МПК Н02Р 1/24 (2006.01), Н02Р 1/18 (2006.01)).

Недостатками описанного устройства являются отсутствие возможности осуществления реверса электродвигателя и невозможность питания двигателя от сети постоянного напряжения.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению по технической сущности и достигаемому результату (прототипом) является регулируемый реверсивный электропривод переменного тока с коллекторным двигателем при питании от однофазной сети переменного напряжения, содержащий полупроводниковый мост с четырьмя полупроводниковыми плечами, якорь коллекторного двигателя и обмотку возбуждения. Каждое полупроводниковое плечо выполнено на симисторе. К первому входу полупроводникового моста подключена фаза питающего напряжения. Первый симистор подключен между первым и третьим входами полупроводникового моста. Второй симистор подключен между первым и четвертым входами полупроводникового моста. Третий симистор подключен между третьим и вторым входами полупроводникового моста. Четвертый симистор подключается между четвертым и вторым входами полупроводникового моста. Между третьим и четвертым входами моста подключена обмотка возбуждения. Данное устройство предназначено для плавной регулировки скорости вращения коллекторного электродвигателя и его реверса при питании только от однофазной сети переменного напряжения (патент RU 183973, МПК Н02Р 1/00 (2006.01)).

Недостатком данного устройства является отсутствие возможности работы электропривода на постоянном напряжении с использованием широтно-импульсной модуляции.

Техническая проблема, решение которой обеспечивается при осуществлении изобретения, заключается в создании универсального транзисторного регулируемого реверсивного электропривода с коллекторным двигателем при питании как от однофазной сети переменного напряжения, так и от сети постоянного напряжения с возможностью реверса путем изменения полярности питающего напряжения на якоре коллекторного двигателя.

Решение данной технической проблемы достигается тем, что в универсальном транзисторном регулируемом реверсивном электроприводе с коллекторным двигателем, содержащем полупроводниковый мост с четырьмя полупроводниковыми плечами, якорь коллекторного двигателя и обмотку возбуждения, согласно изобретению каждое полупроводниковое плечо выполнено из двух параллельно подключенных встречно-направленных биполярных транзисторов. При этом эмиттеры первого и третьего транзисторов и коллекторы второго и четвертого транзисторов подключены к первому входу полупроводникового моста. Эмиттеры пятого и седьмого транзисторов и коллекторы шестого и восьмого транзисторов подключены к второму входу полупроводникового моста. Коллекторы первого и пятого транзисторов и эмиттеры второго и шестого транзисторов подключены к третьему входу полупроводникового мост. Коллекторы третьего и седьмого транзисторов и эмиттеры четвертого и восьмого транзисторов подключены к четвертому входу полупроводникового моста. Якорь коллекторного двигателя подключен между третьим и четвертым входами полупроводникового моста. При питании от однофазной сети переменного напряжения к первому входу полупроводникового моста подключена фаза питающего напряжения и к второму входу полупроводникового моста подключен первый вход обмотки возбуждения, второй вход которой подключен к нулю питающего напряжения. При питании от сети постоянного напряжения к первому входу полупроводникового моста подключен плюс питающего напряжения и ко второму входу полупроводникового моста подключен первый вход обмотки возбуждения, второй вход которой подключен к минусу питающего напряжения.

Питание коллекторного двигателя, как от однофазной сети переменного напряжения, так и от сети постоянного напряжения обусловлено изменением алгоритма включения транзисторов.

Реверс коллекторного двигателя осуществляется путем изменения последовательности включения транзисторов, что приводит к изменению полярности подаваемого напряжения, поступающего на якорь коллекторного двигателя. Так при работе двигателя на переменном напряжении работа первого, второго, седьмого и восьмого транзисторов осуществляет вращение двигателя вперед, работа третьего, четвертого, пятого и шестого транзисторов осуществляет вращение двигателя назад. При работе двигателя на постоянном напряжении работа первого и восьмого транзисторов осуществляет вращение двигателя вперед, работа шестого и третьего транзисторов осуществляет вращение двигателя назад.

Предлагаемое изобретение поясняется чертежом, где на фиг. 1 представлена силовая модель универсального транзисторного регулируемого реверсивного электропривода с коллекторным двигателем при питании от однофазной сети переменного напряжения, на фиг. 2 представлена силовая модель универсального транзисторного регулируемого реверсивного электропривода с коллекторным двигателем при питании от сети постоянного напряжения.

Кроме того, на чертеже дополнительно изображено следующее:

- Ф - фаза питающего напряжения;

- О - ноль питающего напряжения;

- VT1 - VT8 - транзисторы;

- ОВ - обмотка возбуждения коллекторного двигателя;

- Я - якорь коллекторного двигателя;

- + - плюс постоянного напряжения;

- - - минус постоянного напряжения.

Универсальный транзисторный регулируемый реверсивный электропривод с коллекторным двигателем содержит полупроводниковый мост с четырьмя полупроводниковыми плечами, якорь коллекторного двигателя и обмотку возбуждения. Каждое полупроводниковое плечо моста выполнено из двух параллельно подключенных встречно-направленных биполярных транзисторов.

Эмиттеры первого транзистора 1 (VT1) и третьего транзистора 2 (VT3) и коллекторы второго транзистора 3 (VT2) и четвертого транзистора 4 (VT4) подключены к первому входу 5 полупроводникового моста. Эмиттеры пятого транзистора 6 (VT5) и седьмого транзистора 7 (VT7) и коллекторы шестого транзистора 8 (VT6) и восьмого транзистора 9 (VT8) подключены к второму входу 10 полупроводникового моста. Коллекторы первого транзистора 1 (VT1) и пятого транзистора 6 (VT5) и эмиттеры второго транзистора 2 (VT2) и шестого транзистора 8 (VT6) подключены к третьему входу 11 полупроводникового моста. Коллекторы третьего транзистора 3 (VT3) седьмого транзистора 7 (VT7) и эмиттеры четвертого транзистора 4 (VT4) и восьмого транзистора 9 (VT8) подключены к четвертому входу 12 полупроводникового моста.

Первое полупроводниковое плечо выполнено из двух параллельно подключенных встречно-направленных биполярных первого транзистора 1 (VT1) и второго транзистора 3 (VT2). Второе полупроводниковое плечо выполнено из двух параллельно подключенных встречно-направленных биполярных третьего транзистора 2 (VT3) и четвертого транзистора 4 (VT4). Третье полупроводниковое плечо выполнено из двух параллельно подключенных встречно-направленных биполярных пятого транзистора 6 (VT5) и шестого транзистора 8 (VT6). Четвертое полупроводниковое плечо выполнено из двух параллельно подключенных встречно-направленных биполярных седьмого транзистора 7 (VT7) и восьмого транзистора 9 (VT8).

Якорь 13 (Я) коллекторного двигателя подключен между третьим входом 11 и четвертым входом 12 полупроводникового моста.

При питании от однофазной сети переменного напряжения к первому входу 5 полупроводникового моста подключена фаза (Ф) питающего напряжения и ко второму входу 10 полупроводникового моста подключен первый вход 14 обмотки возбуждения 15 (ОВ), второй вход 16 которой подключен к нулю (О) питающего напряжения (фиг. 1). При питании от сети постоянного напряжения к первому входу 5 полупроводникового моста подключен плюс (+) питающего напряжения и ко второму входу 10 полупроводникового моста подключен первый вход 14 обмотки возбуждения 15 (ОВ), второй вход 16 которой подключен к минусу (-) питающего напряжения (фиг. 2).

К третьему входу 11 полупроводникового моста подключен первый вход 17 якоря 13 (Я) двигателя. К четвертому входу 12 полупроводникового моста подключен второй вход 18 якоря 13 (Я) двигателя.

Работа универсального транзисторного регулируемого реверсивного электропривода с коллекторным двигателем при питании от однофазной сети переменного напряжения происходит следующим образом (фиг. 1).

При вращении двигателя вперед в положительные полуволны открыты транзисторы 1 (VT1) и 9 (VT8). Тогда питание двигателя происходит по следующему контуру: фаза (Ф) питающего напряжения, первый вход 5 полупроводникового моста, эмиттер транзистора 1 (VT1), коллектор транзистора 1 (VT1), третий вход 11 полупроводникового моста, первый вход 17 якоря 13 (Я) коллекторного двигателя, второй вход 18 якоря 13 (Я) коллекторного двигателя, четвертый вход 12 полупроводникового моста, эмиттер транзистора 9 (VT8), коллектор транзистора 9 (VT8), второй вход 10 полупроводникового моста, первый вход 14 обмотки возбуждения 15 (ОВ) двигателя, второй вход 16 обмотки возбуждения 15 (ОВ) двигателя, ноль (О) питающего напряжения. В отрицательные полуволны открыты транзисторы 3 (VT2) и 7 (VT7). Тогда питание двигателя происходит по следующему контуру: ноль (О) питающего напряжения, второй вход 16 обмотки возбуждения 15 (ОВ) двигателя, первый вход 14 обмотки возбуждения 15 (ОВ) двигателя, второй вход 10 полупроводникового моста, эмиттер транзистора 7 (VT7), коллектор транзистора 7 (VT7), четвертый вход 12 полупроводникового моста, второй вход 18 якоря 13 (Я) коллекторного двигателя, первый вход 17 якоря 13 (Я) коллекторного двигателя, третий вход 11 полупроводникового моста, эмиттер транзистора 3 (VT2), коллектор транзистора 3 (VT2), первый вход 5 полупроводникового моста, фаза (Ф) питающего напряжения.

Таким образом, ток в положительную полуволну протекает в обмотке возбуждения 15 (ОВ) от ее первого входа 14 ко второму входу 16, а в якоре 13 (Я) коллекторного двигателя - от его первого 17 входа ко второму входу 18. В отрицательную полуволну ток протекает в обмотке возбуждения 15 (ОВ) от ее второго входа 16 к первому входу 14, а в якоре 13 (Я) коллекторного двигателя - от его второго входа 18 к первому входу 17.

При вращении двигателя назад в положительные полуволны открыты транзисторы 2 (VT3) и 8 (VT6). Тогда питание двигателя происходит по следующему контуру: фаза (Ф) питающего напряжения, первый вход 5 полупроводникового моста, эмиттер транзистора 2 (VT3), коллектор транзистора 2 (VT3), четвертый вход 12 полупроводникового моста, второй вход 18 якоря 13 (Я) коллекторного двигателя, первый вход 17 якоря 13 (Я) коллекторного двигателя, третий вход 11 полупроводникового моста, эмиттер транзистора 8 (VT6), коллектор транзистора 8 (VT6), второй вход 10 полупроводникового моста, первый вход 14 обмотки возбуждения 15 (ОВ) двигателя, второй вход 16 обмотки возбуждения 15 (ОВ) двигателя, ноль (О) питающего напряжения. В отрицательные полуволны открыты транзисторы 6 (VT5) и 4 (VT4). Тогда питание двигателя происходит по следующему контуру: ноль (О) питающего напряжения, второй вход 16 обмотки возбуждения 15 (ОВ) двигателя, первый вход14 обмотки возбуждения 15 (ОВ) двигателя, второй вход 10 моста, эмиттер транзистора 6 (VT5), коллектор транзистора 6 (VT5), третий вход 11 полупроводникового моста, первый вход 17 якоря 13 (Я) коллекторного двигателя, второй вход 18 якоря 13 (Я) коллекторного двигателя, четвертый вход 12 полупроводникового моста, эмиттер транзистора 4 (VT4), коллектор транзистора 4 (VT4), первый вход 5 полупроводникового моста, фаза (Ф) питающего напряжения.

Таким образом, ток в положительную полуволну протекает в обмотке возбуждения 15 (ОВ) от ее первого входа 14 ко второму входу 16, а в якоре 13 (Я) коллекторного двигателя - от его второго входа 18 к первому входу 17. В отрицательную полуволну ток протекает в обмотке возбуждения 15 (ОВ) от его второго входа 16 к первому входу 14, а в якоре 13 (Я) коллекторного двигателя - от его первого входа 17 ко второму входу 18. За счет изменения направления протекания тока в якоре 13 (Я) коллекторного двигателя относительно направления протекания тока в обмотке возбуждения 15 (ОВ) двигателя, по сравнению с вращением двигателя вперед, происходит реверс двигателя.

Изменение скорости вращения двигателя осуществляется фазо-импульсной модуляцией.

Работа универсального транзисторного регулируемого реверсивного электропривода с коллекторным двигателем при питании от сети постоянного напряжения происходит следующим образом (фиг. 2).

При вращении двигателя вперед открыты транзисторы 1 (VT1) и 9 (VT8). Тогда, питание двигателя происходит по следующему контуру: плюс (+) питающего напряжения, первый 5 вход полупроводникового моста, эмиттер транзистора 1 (VT1), коллектор транзистора 1 (VT1), третий вход 11 моста, первый вход 17 якоря 13 (Я) коллекторного двигателя, второй 18 вход якоря 13 (Я) коллекторного двигателя, четвертый вход 12 полупроводникового моста, эмиттер транзистора 9 (VT8), коллектор транзистора 9 (VT8), второй вход 10 полупроводникового моста, первый вход 14 обмотки возбуждения 15 (ОВ) двигателя, второй вход 16 обмотки возбуждения 15 (ОВ) двигателя, минус (-) питающего напряжения.

При вращении двигателя назад открыты транзисторы 2 (VT3) и 8 (VT6). Тогда питание двигателя происходит по следующему контуру: плюс (+) питающего напряжения, первый вход 5 полупроводникового моста, эмиттер транзистора 2 (VT3), коллектор транзистора 2 (VT3), четвертый 12 вход полупроводникового моста, второй вход 18 якоря 13 (Я) коллекторного двигателя, первый вход 17 якоря 13 (Я) коллекторного двигателя, третий вход 11 полупроводникового моста, эмиттер транзистора 8 (VT6), коллектор транзистора 8 (VT6), второй вход 10 полупроводникового моста, первый вход 14 обмотки возбуждения 15 (ОВ) двигателя, второй вход 15 обмотки возбуждения 15 (ОВ) двигателя, минус (-) питающего напряжения.

Таким образом, реверс двигателя осуществляется изменением направления протекания тока в якоре двигателя, без изменения направления тока в обмотке возбуждения двигателя. Изменение скорости вращения двигателя осуществляется широтно-импульсной модуляцией.

Из вышеизложенного видно, что данный универсальный транзисторный регулируемый реверсивный электропривод с коллекторным двигателем может работать как от постоянного, так и от переменного напряжения с возможностью регулирования скорости вращения двигателя путем изменения величины питающего напряжения для переменного питающего напряжения или широтно-импульсной модуляцией для постоянного питающего напряжения. Также предлагаемое изобретение имеет возможность реверса двигателя.

Похожие патенты RU2705566C1

название год авторы номер документа
ПОЛУПРОВОДНИКОВОЕ УСТРОЙСТВО РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ ОДНОФАЗНОГО ДВУХОБМОТОЧНОГО АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2009
  • Стальная Мая Ивановна
  • Борисов Алексей Павлович
  • Подлегаев Дмитрий Павлович
RU2403671C1
Реверсивное устройство регулирования скорости однофазного асинхронного электродвигателя 2021
  • Еремочкин Сергей Юрьевич
  • Дорохов Данил Валерьевич
  • Жуков Алексей Андреевич
RU2767754C1
ШИРОКОПОЛОСНЫЙ ТРЕХФАЗНЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ЧАСТОТЫ С ЯВНО ВЫРАЖЕННЫМ ЗВЕНОМ ПОСТОЯННОГО ТОКА ДЛЯ ПИТАНИЯ ТРЕХФАЗНОГО АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 2011
  • Стальная Мая Ивановна
  • Еремочкин Сергей Юрьевич
RU2482593C1
ПОЛУПРОВОДНИКОВОЕ УСТРОЙСТВО РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ ОДНОФАЗНОГО ДВУХОБМОТОЧНОГО АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2009
  • Стальная Мая Ивановна
  • Борисов Алексей Павлович
  • Очеретная Анна Валерьевна
RU2403669C1
ОДНОФАЗНЫЙ МОСТОВОЙ НИЗКОЧАСТОТНЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ЧАСТОТЫ, ВЕДОМЫЙ ОДНОФАЗНОЙ СЕТЬЮ 2007
  • Радченко Михаил Васильевич
  • Радченко Татьяна Борисовна
  • Стальная Мая Ивановна
  • Киселев Вадим Сергеевич
  • Лядова Татьяна Анатольевна
RU2331153C1
РЕГУЛИРУЕМЫЙ ТРАНЗИСТОРНЫЙ РЕДУКТОР ТРЕХФАЗНОГО АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ, ПИТАЮЩЕГОСЯ ОТ ОДНОФАЗНОЙ СЕТИ 2009
  • Стальная Мая Ивановна
  • Борисов Алексей Павлович
  • Черемисин Павел Сергеевич
  • Фомин Александр Сергеевич
RU2402864C1
ОДНОФАЗНЫЙ ЧАСТОТНЫЙ РЕГУЛЯТОР СКОРОСТИ, ВЕДОМЫЙ СЕТЬЮ, ДЛЯ ТРЕХФАЗНОГО АСИНХРОННОГО КОРОТКОЗАМКНУТОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 2011
  • Стальная Мая Ивановна
  • Ермочкин Сергей Юрьевич
  • Солопов Владимир Сергеевич
RU2461118C1
ТРЁХВХОДОВАЯ АКСИАЛЬНАЯ ГЕНЕРАТОРНАЯ УСТАНОВКА 2015
  • Кашин Яков Михайлович
  • Кашин Александр Яковлевич
  • Князев Алексей Сергеевич
RU2589730C1
Реверсивное полупроводниковое устройство регулирования скорости трехфазного асинхронного электродвигателя 2015
  • Стальная Мая Ивановна
  • Еремочкин Сергей Юрьевич
  • Королёв Дмитрий Анатольевич
  • Титова Анастасия Андреевна
RU2622394C1
Стабилизированная трёхвходовая аксиальная генераторная установка 2017
  • Кашин Яков Михайлович
  • Князев Алексей Сергеевич
  • Кашин Александр Яковлевич
RU2633359C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 705 566 C1

Реферат патента 2019 года Универсальный транзисторный регулируемый реверсивный электропривод с коллекторным двигателем

Изобретение относится к области электротехники. Технический результат заключается в обеспечении питания коллекторного двигателя, как от однофазной сети переменного напряжения, так и от сети постоянного напряжения с возможностью реверса путем изменения полярности питающего напряжения на якоре коллекторного двигателя. Универсальный транзисторный регулируемый реверсивный электропривод с коллекторным двигателем предназначен для использования при питании, как от однофазной сети переменного напряжения, так и от сети постоянного напряжения для реверса и плавного регулирования скорости коллекторного двигателя. Каждое из четырех полупроводниковое плечо полупроводникового моста выполнено из двух параллельно подключенных встречно-направленных биполярных транзисторов. Эмиттеры первого и третьего транзисторов и коллекторы второго и четвертого транзисторов подключены к первому входу полупроводникового моста. Эмиттеры пятого и седьмого транзисторов и коллекторы шестого и восьмого транзисторов подключены к второму входу полупроводникового моста. Коллекторы первого и пятого транзисторов и эмиттеры второго и шестого транзисторов подключены к третьему входу полупроводникового моста. Коллекторы третьего и седьмого транзисторов и эмиттеры четвертого и восьмого транзисторов подключены к четвертому входу полупроводникового моста. Якорь коллекторного двигателя подключен между третьим и четвертым входами полупроводникового моста. При питании от однофазной сети переменного напряжения к первому входу полупроводникового моста подключена фаза питающего напряжения и к второму входу полупроводникового моста подключен первый вход обмотки возбуждения, второй вход которой подключен к нулю питающего напряжения, а при питании от сети постоянного напряжения к первому входу полупроводникового моста подключен плюс питающего напряжения и к второму входу полупроводникового моста подключен первый вход обмотки возбуждения, второй вход которой подключен к минусу питающего напряжения. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 705 566 C1

Универсальный транзисторный регулируемый реверсивный электропривод с коллекторным двигателем, содержащий полупроводниковый мост с четырьмя полупроводниковыми плечами, якорь коллекторного двигателя и обмотку возбуждения, отличающийся тем, что каждое полупроводниковое плечо выполнено из двух параллельно подключенных встречно-направленных биполярных транзисторов, при этом эмиттеры первого и третьего транзисторов и коллекторы второго и четвертого транзисторов подключены к первому входу полупроводникового моста, эмиттеры пятого и седьмого транзисторов и коллекторы шестого и восьмого транзисторов подключены к второму входу полупроводникового моста, коллекторы первого и пятого транзисторов и эмиттеры второго и шестого транзисторов подключены к третьему входу полупроводникового моста, коллекторы третьего и седьмого транзисторов и эмиттеры четвертого и восьмого транзисторов подключены к четвертому входу полупроводникового моста, якорь коллекторного двигателя подключен между третьим и четвертым входами полупроводникового моста, при питании от однофазной сети переменного напряжения к первому входу полупроводникового моста подключена фаза питающего напряжения и к второму входу полупроводникового моста подключен первый вход обмотки возбуждения, второй вход которой подключен к нулю питающего напряжения, а при питании от сети постоянного напряжения к первому входу полупроводникового моста подключен плюс питающего напряжения и ко второму входу полупроводникового моста подключен первый вход обмотки возбуждения, второй вход которой подключен к минусу питающего напряжения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2705566C1

УСТРОЙСТВО для 0
  • Г. А. Занов, М. К. Бочин, И. М. Гражданов, Н. В. Гинцев, П. С. Мартыненко С. М.
  • Ленинградский Институт Водного Трансг
SU183973A1
ОТРАЖАТЕЛЬ ДЛЯ ОСВЕТИТЕЛЕЙ 0
SU167195A1
US 2010071970 A1, 25.03.2010
Вентильный электродвигатель 1982
  • Косулин Владимир Дмитриевич
  • Михайлов Глеб Борисович
  • Прозоров Валентин Алексеевич
  • Путников Виктор Владимирович
SU1065979A1

RU 2 705 566 C1

Авторы

Стальная Мая Иванова

Сухинин Степан Евгеньевич

Иванов Илья Алексеевич

Даты

2019-11-08Публикация

2018-12-21Подача