СПАСАТЕЛЬНАЯ АВИАДЕСАНТИРУЕМАЯ СИСТЕМА Российский патент 2019 года по МПК B63G8/00 

Описание патента на изобретение RU2707860C1

Изобретение относится к подводному судостроению, в частности к спасательным подводным средствам.

На сегодня отечественный и зарубежный опыт использования средств спасения личного состава терпящей бедствие подводной лодки и иных подводных аппаратов предлагает в качестве средств доставки использовать надводные и подводные суда-носители, что влечет за собой задержку начала проведения спасательных работ. Задержка по времени увеличивается с ростом расстояния, которое необходимо пройти носителю к месту проведения работ и может достичь критического значения.

Например, в качестве подводного носителя средств спасения использовалась подводная лодка «Ленок» проекта 940 («Подводные силы России», под ред. В. Масорина, Москва, 2006). В настоящее время в качестве носителей применяются надводные суда проектов №05360, («М. Рудницкий»), №05361 («Г. Титов»), №537 («Алагез») и др. («Подводные силы России», под ред. В. Масорина, Москва, 2006).

Техническим результатом предлагаемой спасательной авиадесантируемой системы является значительное сокращение времени доставки спасательных средств к месту проведения работ, поскольку в качестве транспортного средства в ней используется авиация.

В состав предлагаемой к патентованию спасательной авиадесантируемой системы (САС) входят как минимум три элемента:

- 2 рабочих подводных буксировщика (РПБ);

- спасательная эвакуационная капсула (СЭК).

Рабочий подводный буксировщик представляет собой обитаемый подводный аппарат с прочным корпусом, состоящим из двух отсеков. Первый отсек - это отсек управления с необходимым набором радиоэлектронного оборудования, там же находятся рабочие места для экипажа РПБ - командира-пилота и его помощника. Второй отсек - энергомеханический.

Для пространственного маневрирования РПБ вооружены вертикальными и горизонтальными подруливающими устройствами, для маршевого движения и транспортировки СЭК используется движительно-рулевой комплекс (ДРК) типа «Винт в насадке».

В носовой части корпуса РПБ расположено стыковочное устройство с корпусом СЭК, там же находится парашют, необходимый для десантирования и «отстреливаемый» после приводнения РПБ.

На фиг. 1 приведена схема РПБ в положении при десантировании, где поз. 1 - парашютная система; поз. 2 - устройство стыковки со спасательной эвакуационной капсулой; поз. 3 - обтекатель.

На фиг. 2 приведена схема РПБ в рабочем положении без обтекателя с «отстреленным» парашютом, где поз. 4 - входной люк для экипажа.

На фиг. 3 приведена спасательная эвакуационная капсула - двухкорпусная конструкция цилиндрической формы с конусовидной кормой. В прочном корпусе расположен отсек для спасаемых поз. 5 с переходной камерой поз.6 и входным и выходным люками поз. 7.

В носовой части легкого корпуса расположена парашютная система поз. 8 («отстреливаемый» парашют и поплавок-буй, связанный тросом определенной длины с корпусом СЭК). Под буем-поплавком расположен наполнитель, обеспечивающий положительную плавучесть поз. 9, и твердый балласт замещения с устройством его отдачи поз. 10.

В кормовой части СЭК находится устройство стыковки спасательной эвакуационной капсулы с аварийной ПЛ - поз. 11, закрытое обтекателем поз. 12, который «отстреливается» к моменту стыковки с аварийной ПЛ.

В средней части легкого корпуса расположены устройства стыковки спасательной эвакуационной капсулы с РПБ - поз. 13.

На первом этапе проведения спасательной операции вылетевший с места базирования транспортный самолет с загруженными элементами САС (фиг. 4) выходит в точку проведения работ, где происходит их сбрасывание. После приводнения и «отстреливания» парашютов начинается вторая фаза операции.

Следом за парашютом у СЭК освобождается и всплывает буй-поплавок, вытягивая за собой на длину троса заглубившуюся при приводнении капсулу. По окончании заполнения водой через шпигаты в легком корпусе межбортного пространства спасательная эвакуационная капсула переходит в статическое состояние, то есть за счет своей отрицательной плавучести повисает на буе на заданной глубине. Роль демпфера играет трос, длина которого выбирается из условия исключения влияния волнения моря.

Для определения своего местоположения спасательная эвакуационная капсула оборудована звукопередающим устройством и GPS-передатчиком на буе, которые включаются автоматически. Буксировщики по сигналам, полученным от передающих устройств спасательной эвакуационной капсулы, находят ее и пристыковываются через устройства стыковки (поз. 13).

Эти устройства являются многофункциональными, они обеспечивают не только прочный контакт элементов САС, необходимый при буксировке, но и обеспечивают посредством насосов РПБ, при необходимости, прием и откачку воды, продувание, передачу электроэнергии на СЭК, включение и отключение ее устройств и систем.

Следующая часть операции - это буксировка СЭК к месту проведения работ, т.е. к аварийной ПЛ. Направление движения при буксировке корректируется тягой движителей РПБ. Пристыковавшись к капсуле, буксировщики приводят СЭК к нулевой плавучести и активируют устройство «отстреливания» буя-поплавка.

С этого момента, по полученным координатам нахождения подводной лодки, РПБ начинают буксировку в направлении аварийной ПЛ.

Подойдя к ПЛ и зависнув над комингс-площадкой, один из буксировщиков включает устройство стравливания воздуха из переходной камеры поз.6 до получения минимальной отрицательной плавучести, величина которой может быть скомпенсирована тягой вертикальных подруливающих устройств буксировщиков.

За счет плавучести СЭК начинает медленно опускаться на комингс-площадку, одновременно рабочие подводные буксировщики посредством своих движительно-рулевых комплексов придают ей необходимые углы наклона для получения соосности с комингс-площадкой.

После установки соосности проводится стыковка и присасывание спасательной эвакуационной капсулы к аварийной ГШ и последующий переход спасаемых подводников из ПЛ в капсулу. По завершении перехода проводится выравнивание давления в переходной камере СЭК и ее отстыковка от ПЛ.

«Отстреливанием» одним из буксировщиков твердого балласта поз.10 обеспечивается придание капсуле положительной плавучести, происходит всплытие капсулы в надводное положение. К этому времени к месту проведения работ подходят основные силы аварийно-спасательной службы, в состав которых входят суда, оборудованные средствами для подъема элементов САС и имеющие все необходимое для проведения декомпрессии и необходимого медицинского обслуживания спасенных.

Похожие патенты RU2707860C1

название год авторы номер документа
АВИАДЕСАНТИРУЕМЫЙ СПАСАТЕЛЬНЫЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ 2022
  • Серебренников Александр Святославович
  • Сидоренков Дмитрий Владимирович
  • Горбунцов Игорь Евгеньевич
  • Гребенников Виктор Ильич
RU2782037C1
ПОДВОДНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС С ВЛОЖЕННЫМИ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ КАПСУЛАМИ 2012
  • Цой Вячеслав Константинович
RU2474511C1
СИСТЕМА КОЛЛЕКТИВНОГО СПАСЕНИЯ ЭКИПАЖА С ПЛ-ТАНКЕРА В АВАРИЙНОМ ПОЛОЖЕНИИ ПРИ ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ КРЕНЕ И ДИФФЕРЕНТЕ 2000
  • Абрамов Ю.В.
  • Шкодских В.Н.
RU2174088C1
Самоходный телеуправляемый спасательный колокол 2017
  • Сурма Владислав Анатольевич
  • Овчинников Алексей Викторович
  • Гапанюк Михаил Викторович
  • Скакун Алексей Николаевич
RU2679381C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ БУКСИРОВКИ ПОДВОДНЫХ АППАРАТОВ ПОДВОДНОЙ ЛОДКОЙ 2014
  • Афлятунов Андрей Юрьевич
  • Берков Юрий Алексеевич
  • Кобзев Сергей Николаевич
  • Овчинников Алексей Викторович
  • Саломатов Артур Юрьевич
RU2551874C1
ПОДВОДНЫЙ СПАСАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС 2008
  • Кургин Федор Федорович
RU2360828C1
Водолазно-спасательный глубоководный аппарат 2020
  • Апполонов Евгений Михайлович
  • Бачурин Алексей Андреевич
  • Кудряков Виктор Борисович
  • Гуляева Елена Евгеньевна
  • Власовских Максим Геннадьевич
  • Гончаров Сергей Петрович
RU2764140C1
КАМЕРА СПАСАТЕЛЬНАЯ ВСПЛЫВАЮЩАЯ 2004
  • Крылова Валерия Федоровна
  • Устинов Владимир Алексеевич
  • Бискуп Ростислав Павлович
  • Клатов Камиль Анберович
  • Ерпулев Михаил Анатольевич
  • Крылов Игорь Юрьевич
  • Ерпулев Андрей Анатольевич
  • Илюхин Виктор Николаевич
  • Зайнуллин Олег Флоридович
  • Лесина Светлана Владимировна
  • Агишев Евгений Робертович
RU2280586C2
ЭВАКУАЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПАСЕНИЯ ЛЮДЕЙ С АВАРИЙНОГО СУДНА 2014
  • Байбеков Александр Маратович
RU2582589C1
КАМЕРА СПАСАТЕЛЬНАЯ ВСПЛЫВАЮЩАЯ 2011
  • Козюков Леонид Викторович
  • Агишев Евгений Робертович
  • Алексеев Игорь Николаевич
  • Илюхин Виктор Николаевич
  • Пышный Александр Русланович
RU2479463C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 707 860 C1

Реферат патента 2019 года СПАСАТЕЛЬНАЯ АВИАДЕСАНТИРУЕМАЯ СИСТЕМА

Изобретение относится к подводному судостроению, а именно к спасательным подводным средствам. Спасательная авиадесантируемая система состоит из двух и более обитаемых подводных буксировщиков и прочной спасательной эвакуационной капсулы. Доставку системы к месту проведения работ осуществляют транспортным самолетом, с борта которого сбрасывают элементы спасательной авиадесантируемой системы, после приводнения которых и «отстреливания» парашютов проводят операцию по стыковке спасательной эвакуационной капсулы с коминг-площадкой аварийной подводной лодки для спасения личного состава. Достигается сокращение времени доставки спасательных средств к месту проведения работ. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 707 860 C1

Спасательная авиадесантируемая система, состоящая из двух и более обитаемых подводных буксировщиков и прочной спасательной эвакуационной капсулы, отличающаяся тем, что доставку системы к месту проведения работ осуществляют транспортным самолетом, с борта которого сбрасывают элементы спасательной авиадесантируемой системы, после приводнения которых и «отстреливания» парашютов проводят операцию по стыковке спасательной эвакуационной капсулы с коминг-площадкой аварийной подводной лодки для спасения личного состава.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2707860C1

СПОСОБ ЭКСТРЕННОЙ ДОСТАВКИ СРЕДСТВ СПАСЕНИЯ ОБЪЕКТАМ СПАСЕНИЯ, ПОПАВШИМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ И ТЕРПЯЩИМ БЕДСТВИЕ В УДАЛЕННЫХ БЕЗЛЮДНЫХ РАЙОНАХ ЗЕМНОГО ШАРА С НЕТОЧНО ИЗВЕСТНЫМИ КООРДИНАТАМИ И АЭРОБАЛЛИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1993
  • Вокин Григорий Григорьевич
RU2076759C1
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ СПАСЕНИЯ ЭКИПАЖА ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ ПРИ АВАРИИ В ПОДВОДНОМ ПОЛОЖЕНИИ 2001
  • Киселёв В.В.
RU2229419C2
US 1752063 A1, 25.03.1930
ОТОБРАЖЕНИЕ КОНТАКТНОЙ ИНФОРМАЦИИ ВХОДЯЩЕГО ВЫЗОВА 2010
  • Саботта Кеннет К.
  • Гантор Паула
  • Пэн Дэвид Т.
RU2534970C2

RU 2 707 860 C1

Авторы

Апполонов Евгений Михайлович

Бачурин Алексей Андреевич

Гуляева Елена Евгеньевна

Киселев Лев Игорьевич

Кудряков Виктор Борисович

Почекаев Александр Валентинович

Даты

2019-11-29Публикация

2019-04-19Подача