ТРУБЧАТАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2019 года по МПК F23R3/46 

Описание патента на изобретение RU2710642C1

Изобретение относится к камерам сгорания газотурбинных двигателей (ГТД) и может найти применение в области турбомашиностроения, в частности двигателестроения.

Известна конструкция трубчатой камера сгорания ГТД Д049, содержащей две жаровые трубы, установленные коаксиально в двух кожухах. Недостатком данной конструкции является низкая эффективность конвективного охлаждения стенки жаровой трубы из-за постоянного снижения скорости и хладоресурса воздуха при протекании его вдоль жаровой трубы. Также наличие пламяперебрасывающей муфты, соединяющей одновременно кожухи и жаровые трубы, понижает надежность конструкции из-за необходимости обеспечения герметичности соединений и компенсации тепловых перемещений.

Наиболее близкой к предлагаемой конструкции является конструкция трубчатой камеры сгорания ГТД (патент РФ №2450211, опубл. 10.05.2012, МПК F23R 3/00), содержащей жаровые трубы, размещенные внутри кожуха, где повышение эффективности конвективного охлаждения достигается постановкой снаружи жаровой трубы дополнительного кожуха с множеством отверстий, через которые воздух натекает на стенку жаровой трубы. Это обеспечивает равномерное охлаждение поверхности жаровой трубы. Но, одновременно, отверстия в кожухе создают дополнительное сопротивление движению воздуха к жаровой трубе, поэтому повышаются потери давления воздуха и понижается перепад давления на стенке жаровой трубы, что приводит к пониженной пробивной способности струй воздуха, втекающего в жаровую трубу и, следовательно, понижается интенсивность тепломассообменных процессов в жаровой трубе. Это приводит к увеличению неравномерности температурного поля за камерой сгорания, что понижает надежность работы ГТД.

Техническим результатом, на достижение которого направлено изобретение, является повышение ресурса трубчатой камеры сгорания и надежности работы ГТД.

Технический результат достигается тем, что в конструкции трубчатой камеры сгорания газотурбинного двигателя, содержащей жаровые трубы, размещенные внутри кожуха, в отличие от известной, кожух состоит из центральной и боковых цилиндрических полостей, сообщающихся между собой, в боковых полостях размещены жаровые трубы, при этом оси боковых полостей наклонены, взаимно сближаясь по ходу движения воздуха, а оси жаровых труб смещены относительно осей соответствующих им боковых полостей и параллельны им.

В центральной полости установлен разделитель потока.

Заявляемое решение поясняется чертежами, на которых изображены: фиг. 1 - продольный разрез камеры сгорания; фиг. 2 - сечение А-А; фиг. 3 - сечение В-В, вариант 1, фиг. 4 - сечение В-В, вариант 2.

Предлагаемая камера сгорания (фиг. 1) содержит силовой корпус 1, расположенный между компрессором 2 и турбиной 3. На силовом корпусе 1, снабженным фланцем 4, установлена выносная трубчатая камера сгорания, включающая в себя кожух 5, снабженный присоединительным фланцем 6 и состоящий из центральной 7 и двух боковых 8 цилиндрических полостей, сообщенных между собою. Оси боковых полостей наклонены под углом «D», взаимно сближаясь одна с другой по ходу движения воздуха. Внутри кожуха 5 в боковых полостях 8 установлены две жаровые трубы 9, оси которых параллельны осям соответсвующих боковых полостей 8 и смещены на величину «е» относительно осей боковых полостей 8 (фиг. 3, 4). Жаровые трубы 9 соединены пламяперебрасывющим патрубком 10. На корпусе 5 установлены форсунки 11 и средства воспламенения 12. Жаровые трубы 9 соединены с сопловым аппаратом турбины 3 газосборным каналом 13. В центральной полости 7 размещен разделитель 14 потока воздуха.

Камера сгорания работает следующим образом.

Воздушный поток 15 после компрессора 2 поступает в центральную полость 7 корпуса 5, где делится на 2 части и поступает в боковые полости 8 к отверстиям 16 в жаровых трубах 9. При этом прямолинейное течение воздуха изменяется на циркуляционное (спиралевидное) вокруг жаровых труб 9. Циркуляция воздуха 15 вокруг жаровых труб может быть двусторонней - при расположении осей жаровых труб 9 и цилиндрических полостей 7, 8 в одной плоскости 17 (фиг. 3) и односторонней - при смещении осей жаровых труб 9 и цилиндрических полостей 7, 8 в необходимых для этого направлениях (фиг. 4). Наличие смещения «е» осей жаровых труб 9 относительно осей цилиндрических полостей 8 позволяет сохранить постоянную по величине скорость циркуляции воздуха вокруг жаровых труб.

Таким образом, две жаровые трубы были размещены в одном общем кожухе, образованным сообщенными между собой тремя цилиндрическими полостями: центральной - по которой воздух поступает воздух от компрессора, и двух боковых - в которых расположены жаровые трубы. При этом оси боковых полостей наклонены, взаимно сближаясь одна к другой по ходу движения воздуха, а оси жаровых труб смещены относительно осей соответствующих им боковых полостей и параллельны им. Благодаря этому обеспечивается монотонное уменьшение площади внутренней полости кожуха в направлении движения воздуха и происходит боковое натекание воздуха на жаровые трубы, переходящее затем в циркуляционное течение воздуха вокруг жаровых труб с примерно постоянной скоростью.

В результате данное техническое решение позволяет обеспечить равномерность конвективного охлаждения жаровой трубы, что увеличивает ресурс камеры сгорания. При оптимальных потерях давления воздуха в камере сгорания обеспечивается высокий перепад давления воздуха на стенке жаровой трубы, что благоприятствует качеству температурного поля за камерой сгорания и, следовательно, повышается надежность работы ГТД.

Этим обеспечивается монотонное уменьшение площади внутренней полости кожуха в направлении движения воздуха: от присоединительного фланца до отверстий жаровых труб, при этом происходит боковое натекание воздуха на жаровую трубу, переходящее затем в двустороннее течение воздуха вокруг жаровой трубы с примерно постоянной скоростью, то есть с наименьшими потерями полного давления воздуха в воздушной полости камеры сгорания.

Похожие патенты RU2710642C1

название год авторы номер документа
УЗЕЛ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОРПУСА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2018
  • Шошин Борис Васильевич
  • Ташкинов Валерий Александрович
  • Логинов Евгений Альбертович
RU2698542C1
КАМЕРА СГОРАНИЯ ГТД И ФОРСУНОЧНЫЙ МОДУЛЬ 2012
  • Болотин Николай Борисович
RU2493492C1
КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И СРЕДСТВО АКТИВАЦИИ ВОЗДУХА 2016
  • Болотин Николай Борисович
RU2625076C1
ЗАПАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ РОЗЖИГА КАМЕР СГОРАНИЯ АВИАЦИОННЫХ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 2020
  • Мурысев Андрей Николаевич
  • Домбровский Вадим Петрович
  • Беляев Андрей Алексеевич
  • Краснов Александр Владимирович
RU2738226C1
Кольцевая камера сгорания газотурбинного двигателя 1990
  • Новиков Николай Николаевич
SU1726917A1
КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И СПОСОБ ЗАЖИГАНИЯ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2018
  • Болотин Николай Борисович
RU2674090C1
ОХЛАЖДАЕМАЯ ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ ТУРБИНА ГТД С ТРУБЧАТОЙ ИЛИ ТРУБЧАТО-КОЛЬЦЕВОЙ КАМЕРОЙ СГОРАНИЯ 2003
  • Агачев Р.С.
  • Сыченков В.А.
  • Малишевская Н.А.
  • Гортышов Ю.Ф.
  • Валиев Ф.М.
RU2261997C2
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2022
  • Болотин Николай Борисович
RU2786843C1
УЗЕЛ КОЛЬЦЕВОЙ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2017
  • Бенгтсон Карл
  • Лёрстад Даниель
  • Хулль Хенрик
RU2711897C1
ЗАПАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ РОЗЖИГА КАМЕР СГОРАНИЯ АВИАЦИОННЫХ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 2011
  • Мурысев Андрей Николаевич
  • Напольская Людмила Александровна
  • Краснов Александр Владимирович
  • Распопов Евгений Викторович
  • Волков Сергей Александрович
  • Строкин Виталий Николаевич
  • Шилова Татьяна Владимировна
  • Фалалеев Владислав Сергеевич
RU2446531C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 710 642 C1

Реферат патента 2019 года ТРУБЧАТАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Трубчатая камера сгорания газотурбинного двигателя содержит жаровые трубы, размещенные внутри кожуха. Кожух состоит из центральной и боковых цилиндрических полостей, сообщающихся между собой. В боковых полостях размещены жаровые трубы. Оси боковых полостей наклонены, взаимно сближаясь одна к другой по ходу движения воздуха. Оси жаровых труб смещены относительно осей соответствующих им боковых полостей и параллельны им. В центральной полости установлен разделитель потока. Изобретение направлено на повышение ресурса трубчатой камеры сгорания и надежности работы газотурбинного двигателя. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 710 642 C1

1. Трубчатая камера сгорания газотурбинного двигателя, содержащая жаровые трубы, размещенные внутри кожуха, отличающаяся тем, что кожух состоит из центральной и боковых цилиндрических полостей, сообщающихся между собой, в боковых полостях размещены жаровые трубы, при этом оси боковых полостей наклонены, взаимно сближаясь одна к другой по ходу движения воздуха, а оси жаровых труб смещены относительно осей соответствующих им боковых полостей и параллельны им.

2. Трубчатая камера сгорания газотурбинного двигателя по п. 1, отличающаяся тем, что в центральной полости установлен разделитель потока.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2710642C1

US 3657883 A1, 25.04.1972
US 20040093851 A1, 20.05.2004
ТРУБЧАТО-КОЛЬЦЕВАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2005
  • Весенгириев Михаил Иванович
RU2287114C1
КОЛЬЦЕВАЯ МАЛОЭМИССИОННАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2012
  • Строкин Виталий Николаевич
  • Шилова Татьяна Владимировна
  • Беликов Юрий Валерьевич
  • Токталиев Павел Дамирович
RU2515909C2
КОЛЬЦЕВАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ 2003
  • Андреев А.В.
  • Кузин В.Д.
  • Марчуков Е.Ю.
  • Ожигин Ф.А.
  • Павленко В.Н.
  • Руднев Ю.Т.
  • Скопич В.И.
  • Яшуничкин И.К.
RU2238478C1
US 6314716 B1, 13.11.2001.

RU 2 710 642 C1

Авторы

Шошин Борис Васильевич

Охлобыстин Андрей Владимирович

Логинов Евгений Альбертович

Бубенцов Алексей Витальевич

Даты

2019-12-30Публикация

2018-11-15Подача