Воздухозаборник самолета Российский патент 2020 года по МПК B64D33/02 

Описание патента на изобретение RU2714555C1

Изобретение относится к области авиационной техники - к конструкциям летательных аппаратов (ЛА), а именно к средствам, улучшающим устойчивость работы двигателей летательных аппаратов с криволинейными каналами воздухозаборников.

При разработке перспективных летательных аппаратов интегральных компоновок часто применяются криволинейные каналы воздухозаборников. Выбор такого рода входных устройств обусловлен двумя факторами. Первым является необходимость разместить силовую установку при плотной компоновке летательного аппарата с обходом некоторых элементов конструкции. Вторым - необходимость экранирования работающей силовой установки с целью повышения акустических характеристик летательного аппарата при использовании звукопоглощающих устройств.

Основной проблемой, ограничивающей использование криволинейных каналов входных устройств, является существенное увеличение потерь полного давления, а также существенная неравномерность потока в выходном сечении канала, которая может повлечь за собой нарушение газодинамической устойчивости двигателя. Главным источником такого рода негативных явлений является наличие развитой отрывной зоны в месте изгиба канала.

Известно техническое решение (RU 93006198, МПК B64D 33/02), которое позволяет при небольшом увеличении массы стабилизировать течение струй воздуха во входном канале воздухозаборника на стояночном режиме и в режиме взлета. Дозвуковой воздухозаборник содержит кольцевой носок и цилиндрическое разделительное кольцо. Кольцо выполнено со средним диаметром, равным 0,85…0,95 от диаметра горла носка воздухозаборника, а плоскость среза губы разделительного кольца расположена в плоскости среза губы кольцевого носка. Однако данное техническое решение возможно применять только для воздухозаборников без криволинейных каналов с круглым сечением.

Наиболее близким по технической сущности и назначению может быть принято техническое решение, в котором в криволинейном воздушном канале воздухозаборника самолета установлена противорадиолокационная решетка под углом, составляющим от 30° до 90° относительно продольной оси канала (RU 2623031, МПК B64D 33/02). Воздушный канал ограничен стенками воздухозаборника, а также подвижными панелями. С одной стороны воздушный канал открыт для поступления воздушного потока через вход воздухозаборника, а с другой стороны от входа воздушный канал соединен с входным направляющим аппаратом. Длина решетки в направлении, параллельном продольной оси канала, зависит от диаметра воздушного канала в месте установки решетки и находится в пределах от 0,3 до 0,6 диаметра воздушного канала. Расстояние по продольной оси воздушного канала от решетки до входного направляющего аппарата составляет от 0,7 до 1,2 диаметра канала. Изобретение снижает радиолокационную заметность воздухозаборника самолета путем увеличения радиопоглощающей и радиогасящей способности воздушного канала за счет удлинения его отражающих плоскостей. Недостатком данного технического решения является то, что такие решетки не улучшают или ухудшают аэродинамические характеристики воздухозаборника.

Техническим результатом данного изобретения является улучшение аэродинамических характеристик за счет уменьшения потерь полного давления на входе в двигатель в диапазоне рабочих расходов через двигатель.

Технический результат достигается тем, что в воздухозаборнике самолета, включающем криволинейный воздушный канал, по ширине канала вдоль его центральной линии, как минимум в месте изгиба канала установлена пластина.

Пластина установлена по длине канала в диапазоне от 0,25 L до 1 L, где L - длина канала. Пластина установлена со сдвигом относительно центральной линии канала на расстоянии ±0,15 диаметра D входа в двигатель. Пластина имеет постоянную толщину основной части и сглаженные (закругленные) профили переднего и/или заднего торцов. Пластина закруглена в плоскости пластины с одной или двух торцевых частей и выполнена с использованием звукопоглощающего материала.

На фигуре изображен воздухозаборник самолета.

Воздухозаборник содержит криволинейный воздушный канал 1, ограниченный стенками воздухозаборника 2. С одной стороны воздушный канал 1 открыт для поступления воздушного потока через вход 3 воздухозаборника некруглого сечения, а с другой стороны от входа 3 воздушный канал 1 соединен с входом в двигатель 4 круглого сечения. В воздушном криволинейном канале 1 воздухозаборника летательного аппарата по ширине канала 1 вдоль его центральной линии, как минимум в месте изгиба канала установлена пластина 5. Пластина 5 установлена по длине канала 1 в диапазоне от 0,25 L до 1 L, где L - длина канала. Пластина 5 имеет постоянную толщину основной части и сглаженные (закругленные) профили переднего и/или заднего торцов. Вдоль оси криволинейного канала пластина 5 имеет форму, задаваемую кривой типа «сплайн» по трем точкам. Длина пластины 5 в направлении вдоль канала 1, зависит от длины L воздушного канала 1. Начало пластины может быть расположено на расстоянии 0,25-0,35 L от входа 3 в канал, а конец пластины - на расстоянии 0,8-1 L от входа 3 в канал. По высоте расположение пластины 5 зависит от диаметра D воздушного канала 1 в месте входа в двигатель 4 и находится в пределах ±0,15 D от центра канала. Конкретные значения размера и положения пластины зависят от геометрии канала.

Устройство работает следующим образом: наличие пластины 5 создает благоприятный градиент давления и препятствует перетеканию потока из зоны высокого давления в зону низкого (с нижней части канала 1 на верхнюю). При этом отрыв в месте изгиба канала не образуется, что позволяет проектировать изогнутые каналы с большей кривизной с безотрывным обтеканием. Результат достигается путем оптимизации формы пластины 5 (ее геометрии и положения) для минимизации потерь полного давления и неравномерности потока на выходе 4 из канала 5. Изобретение улучшает аэродинамические характеристики воздухозаборника летательного аппарата за счет более высоких уровней коэффициента восстановления полного давления и более низких уровней неравномерности потока на входе в двигатель.

Похожие патенты RU2714555C1

название год авторы номер документа
ВОЗДУХОЗАБОРНИК САМОЛЕТА 2016
  • Давиденко Александр Николаевич
  • Стрелец Михаил Юрьевич
  • Лагарьков Андрей Николаевич
  • Федоренко Анатолий Иванович
  • Гавриков Андрей Юрьевич
  • Бибиков Сергей Юрьевич
  • Асташкин Алексей Владимирович
  • Лебедев Роман Станиславович
RU2623031C1
ГЛУШИТЕЛЬ ШУМА 2004
  • Шипов Роллан Алексеевич
  • Халецкий Юрий Данилович
  • Поварков Вячеслав Иванович
RU2282042C1
УСТРОЙСТВО ВОЗДУХОЗАБОРНИКА ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, В ЧАСТНОСТИ ДЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2008
  • Альваре Франк
  • Шансерелль Эмерик
  • Порт Ален
  • Пра Дамьен
RU2419578C1
СТЕНД ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ПАРАШЮТИСТОВ 2002
  • Салов Д.А.
RU2203718C1
АЭРОЛЕТ (ВАРИАНТЫ), ЧАСТИ АЭРОЛЕТА, СПОСОБЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АЭРОЛЕТА И ЕГО ЧАСТЕЙ 2010
  • Максимов Николай Иванович
RU2466061C2
СПОСОБ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ СИЛ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ - НАЗЕМНО-ВОЗДУШНАЯ АМФИБИЯ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2006
  • Назаров Валентин Васильевич
  • Назаров Дмитрий Валентинович
  • Семенов Сергей Михайлович
  • Лозовик Евгений Алексеевич
RU2317220C1
Профилированная аэродинамическая конструкция и турбомашина для летательного аппарата (варианты) 2019
  • Хеа Агилера Фернандо
  • Грубер Матьё Симон Поль
  • Рью Жорже Жан Ксавье
RU2782555C2
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ПОДЪЕМНОЙ СИЛЫ САМОЛЕТА (ВАРИАНТЫ), СПОСОБ ПОЛЕТА САМОЛЕТА, БЕЗАЭРОДРОМНЫЙ ВСЕПОГОДНЫЙ САМОЛЕТ "МАКСИНИО" ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ (ВАРИАНТЫ), СПОСОБ ВЗЛЕТА И СПОСОБ ПОСАДКИ, СПОСОБ И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ В ПОЛЕТЕ, ФЮЗЕЛЯЖ, КРЫЛО (ВАРИАНТЫ), РЕВЕРС ТЯГИ И СПОСОБ ЕГО РАБОТЫ, СИСТЕМА ШАССИ, СИСТЕМА ГАЗОРАЗДЕЛЕНИЯ И ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЕГО 2007
  • Максимов Николай Иванович
RU2349505C1
МОТОРНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО ВЫПОЛНЕННЫЙ В ВИДЕ САМОЛЕТА "ЛЕТАЮЩЕЕ КРЫЛО" И/ИЛИ САМОЛЕТА С МАЛОЙ РАДИОЛОКАЦИОННОЙ СИГНАТУРОЙ 2011
  • Бихлер Бартоломеус
  • Дорнвальд Йохен
  • Ведекинд Герхард
RU2562463C2
Летательный аппарат короткого взлета и посадки с газодинамическим управлением 2018
  • Сычев Владимир Борисович
  • Амброжевич Александр Владимирович
  • Пшиченко Дмитрий Викторович
  • Карташев Андрей Сергеевич
  • Корнев Алексей Владимирович
  • Караваев Николай Андреевич
  • Сычев Сергей Владимирович
  • Куликов Борис Михайлович
  • Грищенко Александр Владимирович
  • Мигалин Константин Валентинович
  • Сиденко Алексей Ильич
  • Середа Владислав Александрович
RU2711760C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 714 555 C1

Реферат патента 2020 года Воздухозаборник самолета

Изобретение относится к воздухозаборникам двигателей летательных аппаратов. Воздухозаборник самолета содержит криволинейный воздушный канал (1). По ширине канала (1) вдоль его центральной линии, как минимум в месте изгиба канала (1) установлена пластина (5). Пластина (5) установлена по длине канала (1) в диапазоне от 0,25 L до 1 L, где L - длина канала (1), со сдвигом относительно центральной линии канала (1) на расстоянии ±0,15 диаметра D входа (4) в двигатель. Пластина (5) выполнена с использованием звукопоглощающего материала, имеет постоянную толщину основной части и сглаженные (закругленные) профили переднего и/или задний торцов. Изобретение улучшает аэродинамические характеристики воздухозаборника летательного аппарата за счет уменьшения потерь полного давления на входе в двигатель в диапазоне рабочих расходов через двигатель. 5 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 714 555 C1

1. Воздухозаборник самолета, включающий криволинейный воздушный канал, отличающийся тем, что по ширине канала вдоль его центральной линии, как минимум в месте изгиба канала установлена пластина.

2. Воздухозаборник по п. 1, отличающийся тем, что пластина установлена по длине канала в диапазоне от 0,25 L до 1 L, где L - длина канала.

3. Воздухозаборник по п. 1, отличающийся тем, что пластина установлена со сдвигом относительно центральной линии канала на расстоянии ±0,15 диаметра D входа в двигатель.

4. Воздухозаборник по п. 1, отличающийся тем, что пластина имеет постоянную толщину основной части и сглаженные (закругленные) профили переднего и/или заднего торцов.

5. Воздухозаборник по п. 1, отличающийся тем, что пластина закруглена в плоскости пластины с одной или двух торцевых частей.

6. Воздухозаборник по п. 1, отличающийся тем, что пластина выполнена с использованием звукопоглощающего материала.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2714555C1

US 4381017 A, 26.04.1983
ВОЗДУХОЗАБОРНИК САМОЛЕТА 2016
  • Давиденко Александр Николаевич
  • Стрелец Михаил Юрьевич
  • Лагарьков Андрей Николаевич
  • Федоренко Анатолий Иванович
  • Гавриков Андрей Юрьевич
  • Бибиков Сергей Юрьевич
  • Асташкин Алексей Владимирович
  • Лебедев Роман Станиславович
RU2623031C1
ПУЛЬСИРУЮЩИЙ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (ВАРИАНТЫ) 2001
  • Миленький В.Ю.
RU2200864C2
CN 10463241 A, 03.02.2016
Способ определения пригодности питательных смесей для энтерального питания 1980
  • Гальперин Юрий Морисович
  • Баклыкова Надежда Михайловна
SU1102571A1
DE 19850093 C1, 04.05.2000.

RU 2 714 555 C1

Авторы

Анисимов Кирилл Сергеевич

Лысенков Александр Валерьевич

Даты

2020-02-18Публикация

2019-06-21Подача