Воздухозаборное устройство летательного аппарата Российский патент 2024 года по МПК B64D33/02 

Описание патента на изобретение RU2830325C1

Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано для улучшения аэродинамических характеристик летательного аппарата, а именно: перспективного регионального пассажирского самолета с силовой установкой на базе электрических реактивных двигателей. Изобретение позволяет обеспечить снижение аэродинамического сопротивления, повышение аэродинамического качества, а также повышение газодинамической устойчивости работы силовой установки.

В настоящее время силовые установки перспективных самолетов могут включать воздухозаборники, которые располагаются таким образом, что происходит попадание пограничного слоя, наросшего на поверхностях впереди расположенных элементов планера (крыла или фюзеляжа самолета), во вход воздухозаборника (воздухозаборники с отбором пограничного слоя). Пример использования силовой установки с таким воздухозаборником описан, например, в патентном документе патент RU №209424, МПК B64D 33/02, 2022, в котором описан воздухозаборник двигателя самолета, который содержит входное устройство, расположенное возле передней кромки крыла, соединенное с воздуховодом, проходящим внутри планера.

С одной стороны, такое размещение воздухозаборника привлекательно по причине конструктивной простоты. С другой стороны, попадание пограничного слоя во вход воздухозаборника приводит к следующим проблемам: повышенное внешнее сопротивление давления в результате неблагоприятного обтекания входа воздухозаборника с образованием на внешних поверхностях обечайки сверхзвуковых зон, а также повышенные потери полного давления и неравномерность поля полного давления в канале воздухозаборника в результате отрыва пограничного слоя, попадающего во вход воздухозаборника под действием положительного градиента давления.

Указанные проблемы являются весьма актуальными, поскольку повышенное внешнее сопротивление и повышенные потери полного давления приводят к снижению дальности полета самолета. Помимо этого, повышенная неравномерность поля полного давления в канале воздухозаборника может приводить к снижению ресурса двигателя и снижению безопасности эксплуатации двигателя.

Еще одним перспективным направлением развития перспективной авиационной техники является переход от использования турбореактивных двигателей (ТРД), в которых в качестве топлива используется керосин, к электрическим реактивным двигателям (ЭРД). ЭРД имеют лучшие в сравнении с ТРД акустические характеристики. Более того, ЭРД в отличие от ТРД не выделяют продуктов сгорания, а следовательно, являются более экологичными. Вместе с тем, при одинаковой площади входа в двигатель ЭРД обеспечивают меньший в сравнении с ТРД расход воздуха. Это, в частности, приводит к усугублению проблем, описанных выше, а именно: повышенному внешнему сопротивлению в результате разгона потока при обтекании внешних обводов мотогондолы ЭРД и образованию в канале воздухозаборника отрывных течений.

В упомянутом выше патенте RU RU №209424, МПК B64D 33/02, 2022, в котором описан воздухозаборник двигателя самолета, который содержит входное устройство, расположенное возле передней кромки крыла, соединенное с воздуховодом, проходящим внутри планера, способы решения указанных выше проблем не раскрываются. Так, в данном случае перед воздухозаборником отсутствует длинный фюзеляж, на котором нарастает пограничный слой, и описание способов борьбы с возникновением отрывных течений в канале В3 не приводится. Более того, особенности обтекания внешних обводов мотогондолы, связанные с низкими значениями расхода воздуха в ЭРД по сравнению с ТРД, в данном патенте не учитываются.

Наиболее близким по технической сути является решение, направленное на уменьшение потерь полного давления в воздухозаборнике за счет уменьшения размеров отрывных течений, возникающих в канале воздухозаборника, описанное в патенте № RU 2714555, МПК B64D 33/02, 2020. В данном патенте представлен воздухозаборник самолета, включающий криволинейный воздушный канал, отличающийся тем, что по ширине канала вдоль его центральной линии, как минимум в месте изгиба канала установлена пластина. Однако в данном патенте рассматривается изолированный воздухозаборник и не учитывается обтекание элементов летательного аппарата перед воздухозаборником, в частности не учитывается попадание воздуха из области пограничного слоя во вход воздухозаборника. Более того, установленная в канале воздухозаборника пластина никак не влияет на обтекание внешних обводов мотогондолы силовой установки. То есть задача снижения внешнего сопротивления летательного аппарата не решается.

Задача и технический результат настоящего изобретения - обеспечить улучшение характеристик перспективного регионального самолета с силовой установкой на базе электрических реактивных двигателей за счет снижения его внешнего сопротивления и повышения эффективности работы его силовой установки.

Решение задачи и технический результат достигаются тем, что воздухозаборное устройство регионального пассажирского самолета с силовой установкой на базе электрических реактивных двигателей (ЭРД) расположено на верхней поверхности в кормовой части крыла в составе силовой установки, включающей от 1 до 30 ЭРД, в криволинейном воздушном канале воздухозаборного устройства размещен обтекатель, выполненный с расширением на начальном участке и сужением на конечном участке, передняя часть обтекателя расположена перед входом в устройство, а крепление обтекателя в канале устройства осуществлено с помощью пилонов, при этом поверхность криволинейного воздушного канала воздухозаборного устройства плавно переходит в поверхность крыла.

Суть изобретения поясняется следующими фигурами.

Фиг. 1 - схематичная модель воздухозаборника (вид в сечении, выполненном плоскостью симметрии).

Фиг. 2 - трехмерная схематичная модель воздухозаборника на фрагменте крыла пассажирского регионального самолета (в данном случае силовая установкой включает 3 двигателя, размещенные на верхней поверхности в кормовой части крыла перспективного регионального пассажирского самолета).

На схеме (Фиг. 1) представлены часть поверхности крыла 1 перспективного регионального самолета с воздухозаборником, обтекатель 2 воздухозаборника, размещенный в криволинейном канале воздухозаборника, обечайка 3, плоскость 4, соответствующая входу в двигатель. Обтекатель 2 в канале воздухозаборника неподвижен и закреплен внутри канала воздухозаборника на тонких пилонах 5. Обтекатель 2 (Фиг. 1) выполнен с расширением на начальном участке и сужением на конечном участке, передняя часть обтекателя расположена перед входом воздухозаборника, крепление обтекателя в канале воздухозаборника осуществлено с помощью пилонов 5 (Фиг. 1, 2). Поверхность обтекателя заканчивается до плоскости входа в двигатель, при этом между окончанием поверхности обтекателя и вращающимися частями двигателя обеспечивается технологический зазор, достаточный для обеспечения беспрепятственного вращения элементов двигателя.

На Фиг. 2 приведена схема воздухозаборника для варианта пассажирского регионального самолета с силовой установкой в составе трех электрических реактивных двигателей (ЭРД). При этом изобретение применимо и для случая, когда силовая установка включает иное количество ЭРД (количество ЭРД может быть от 1 до 30 шт.).

Принцип действия. При крейсерском режиме полета на поверхности перспективного регионального пассажирского самолета (крыла или фюзеляжа) (1) перед воздухозаборником нарастает достаточно толстый пограничный слой, который склонен к образованию отрывных течений из-за положительного градиента давления. В результате того, что ЭРД обеспечивает сравнительно низкие значения расхода воздуха, в струе тока, проходящей через двигатель, создается достаточно значительный положительный градиент давления. В результате отрыв потока может образовываться уже перед входом воздухозаборника. Более того, малые величины расхода воздуха приводят к неоптимальному положению точки растекания. Так, точка растекания может находиться внутри канала воздухозаборника. Это приводит к значительному разгону потока при обтекании внешней поверхности обечайки (3) до сверхзвуковых скоростей, что приводит к росту волнового сопротивления перспективного регионального пассажирского самолета. Наличие установленного в канале воздухозаборника обтекателя обеспечивает смещение точки растекания ближе к входным кромкам воздухозаборника, что уменьшает степень разгона потока при обтекании внешней поверхности обечайки. В результате реализуется дозвуковое обтекание внешней поверхности обечайки и обеспечивается снижение внешнего сопротивления по сравнению с вариантом при отсутствии обтекателя. Более того, наличие указанного обтекателя обеспечивает поджатие пограничного слоя в воздухозаборнике и приводит к уменьшению размеров отрывных течений в канале воздухозаборника и, соответственно, к снижению потерь полного давления в воздухозаборнике и обеспечению газодинамической устойчивости работы силовой установки. Геометрия обтекателя уточняется на основе результатов расчетных исследований и зависит от особенностей течения перед входом воздухозаборника.

Таким образом, в результате размещения в канале воздухозаборника обтекателя достигается технический результат, а именно: обеспечивается улучшение характеристик перспективного регионального пассажирского самолета за счет снижения его внешнего сопротивления и повышения эффективности работы его силовой установки.

Похожие патенты RU2830325C1

название год авторы номер документа
Воздухозаборник магистрального самолёта 2023
  • Новогородцев Егор Валентинович
  • Колток Никита Григорьевич
  • Кажан Вячеслав Геннадьевич
  • Чанов Максим Николаевич
RU2820929C1
Магистральный самолет 2023
  • Болсуновский Анатолий Лонгенович
  • Брагин Николай Николаевич
  • Бузоверя Николай Петрович
  • Крутов Александр Александрович
  • Пигусов Евгений Александрович
  • Черноусов Владимир Иванович
RU2813390C1
Способ повышения несущих свойств крыла для скоростных региональных самолетов 2023
  • Крутов Александр Александрович
  • Пигусов Евгений Александрович
  • Бондарев Антон Владимирович
  • Волков Андрей Игоревич
  • Кажан Вячеслав Геннадьевич
  • Кузин Сергей Александрович
  • Хван Вячеслав Терентьевич
RU2813391C1
Сверхзвуковой самолет 2021
  • Копьев Виктор Феликсович
  • Беляев Иван Валентинович
  • Дунаевский Андрей Игоревич
  • Пухов Андрей Александрович
  • Трофимовский Игорь Леонидович
RU2776193C1
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА С ОТБОРОМ ПОГРАНИЧНОГО СЛОЯ ФЮЗЕЛЯЖА 2008
  • Уджуху Аслан Юсуфович
  • Сонин Олег Владимирович
RU2361779C1
Конвертируемый летательный аппарат 2019
  • Редькин Андрей Владимирович
  • Дунаевский Андрей Игоревич
  • Гвоздев Никита Денисович
  • Цюцюра Сергей Юрьевич
RU2723104C1
Самолёт короткого взлёта и посадки 2018
  • Горбовской Владлен Сергеевич
  • Кажан Вячеслав Геннадьевич
  • Кажан Андрей Вячеславович
  • Гилязев Дмитрий Ильсурович
RU2728017C2
МОТОГОНДОЛА ДВИГАТЕЛЯ НА КРЫЛЕ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2015
  • Болсуновский Анатолий Лонгенович
  • Бузоверя Николай Петрович
  • Брагин Николай Николаевич
  • Ковалев Владимир Ефимович
  • Скоморохов Сергей Иванович
  • Чернышев Иван Леонидович
RU2614870C1
Летательный аппарат и его механизированное крыло 2023
  • Брагин Николай Николаевич
  • Крутов Александр Александрович
  • Пигусов Евгений Александрович
  • Болсуновский Анатолий Лонгенович
  • Черноусов Владимир Иванович
RU2815133C1
Конвертируемый летательный аппарат 2018
  • Редькин Андрей Владимирович
  • Дунаевский Андрей Игоревич
  • Курочкин Дмитрий Сергеевич
  • Гвоздев Никита Денисович
RU2701284C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 830 325 C1

Реферат патента 2024 года Воздухозаборное устройство летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике. Воздухозаборное устройство регионального пассажирского самолета с силовой установкой на базе электрических реактивных двигателей (ЭРД) расположено на верхней поверхности (1) в кормовой части крыла в составе силовой установки. В криволинейном воздушном канале воздухозаборного устройства размещен обтекатель (2), выполненный с расширением на начальном участке и сужением на конечном участке. Передняя часть обтекателя расположена перед входом в устройство, а крепление обтекателя в канале устройства осуществлено с помощью пилонов (5). Поверхность криволинейного воздушного канала воздухозаборного устройства плавно переходит в поверхность крыла. Достигается снижение аэродинамического сопротивления, повышение аэродинамического качества, а также повышение газодинамической устойчивости работы силовой установки. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 830 325 C1

Воздухозаборное устройство регионального пассажирского самолета с силовой установкой на базе электрических реактивных двигателей (ЭРД), характеризующееся тем, что воздухозаборное устройство расположено на верхней поверхности в кормовой части крыла в составе силовой установки, включающей от 1 до 30 ЭРД, в криволинейном воздушном канале воздухозаборного устройства размещен обтекатель, выполненный с расширением на начальном участке и сужением на конечном участке, передняя часть обтекателя расположена перед входом в устройство, а крепление обтекателя в канале устройства осуществлено с помощью пилонов, при этом поверхность криволинейного воздушного канала воздухозаборного устройства плавно переходит в поверхность крыла.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2024 года RU2830325C1

Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
CN 110541774 A, 06.12.2019
CN 113864053 A, 31.12.2021
Воздухозаборник самолета 2019
  • Анисимов Кирилл Сергеевич
  • Лысенков Александр Валерьевич
RU2714555C1
Ракетно-прямоточный двигатель с регулируемым расходом твёрдого топлива 2015
  • Ульянова Марина Викторовна
  • Давыденко Николай Андреевич
RU2615889C1
Устройство для очистки лука 1960
  • Чернышев Н.Б.
  • Шелкановцев Л.П.
SU134516A1
МАЛОГАБАРИТНОЕ ВОЗДУХОЗАБОРНОЕ УСТРОЙСТВО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2012
  • Глазков Анатолий Иванович
  • Васюк Виктор Алексеевич
  • Злобин Виталий Иванович
  • Третьяков Владимир Фёдорович
RU2499746C1

RU 2 830 325 C1

Авторы

Новогородцев Егор Валентинович

Колток Никита Григорьевич

Пигусов Евгений Александрович

Кузин Сергей Александрович

Волков Андрей Игоревич

Даты

2024-11-18Публикация

2023-09-11Подача