МАЛОЗАМЕТНЫЙ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ САМОЛЕТ БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ПОЛЕТА Российский патент 2020 года по МПК B64D27/20 B64D33/02 B64D33/04 B64C5/06 B64C1/22 

Описание патента на изобретение RU2718694C1

Предлагаемое изобретение относится к авиационной технике и касается создания как пилотируемых, так и беспилотных самолетов с реактивными двигателями патрульного, разведывательного и противолодочного назначения с пониженной радио, тепло и звуковой заметностью.

Известны модификации патрульного, противолодочного самолета и самолета дальней морской разведки Р-3А, P-3F, CP-140 (https://ru.wikipedia.org/wiki/Lockheed_P-3_Orion) на базе пассажирского четырехдвигательного винтового самолета Lockheed L-188 Electra. Недостатком этого самолета является не только высокая радио и теплозаметность, но и высокий уровень шума, демаскирующий присутствие самолета для наземных и надводных средств обнаружения. Так как самолет выполнен по схеме низкоплан, то грузовые отсеки для сбрасываемых средств находятся на удалении от центра масс самолета, что исключает помещение туда значительной нагрузки. В последнее время в эксплуатацию начал поступать патрульный противолодочный самолет Р-8А (https://ru.wikipedia.org/wiki/Boeing_P-8_Poseidon), разработанный по программе многоцелевого морского самолета на базе пассажирского реактивного самолета Boeing-737-800, выполненного также по схеме низкоплан и обладающий теми же недостатками, что и предыдущий. Также для Р-8А высока вероятность попадания птиц в воздухозаборники двигателей при полете на малой высоте над морем.

Наиболее близким по достигаемому результату техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является самолет Н-6К (https://ru.wikipedia.org/wiki/Xian_H-6), являющийся модификацией советского бомбардировщика Ту-16. Н-6К представляет собой моноплан с двумя реактивными двигателями, установленными в корне крыла, содержащий фюзеляж, среднерасположенное крыло, оперение и шасси. Основные стойки шасси установлены на крыле и убираются назад по полету в гондолы, расположенные на задней части крыла. В нижней части фюзеляжа в районе центра масс самолета расположен протяженный грузовой отсек с люками для крупногабаритных сбрасываемых средств.

Недостатками этого самолета являются: довольно значительная радио и теплозаметность, высокий уровень шума на местности и большая вероятность попадания птиц в воздухозаборники двигателей при полете над морем на малой высоте. Также нет возможности установить внутри фюзеляжа антенны радиолокатора больших размеров, работающие в пассивном режиме.

Технический результат заявляемого решения заключается в снижении радио и теплозаметности, уровня шума на местности, вероятности попадания птиц в воздухозаборники двигателей, при этом появляется возможность установки антенн радиолокатора больших размеров, работающих в пассивном режиме.

Технический результат достигается тем, что обтекаемая передняя часть фюзеляжа выполнена выступающей вверх. Два реактивных двигателя установлены в верхней части фюзеляжа рядом друг с другом между крылом и хвостовым оперением. Выходные устройства двигателей расположены близко друг к другу и находятся между V-образным оперением. Входные устройства двигателей так же расположены близко друг к другу над задней частью крыла позади выступающей вверх обтекаемой передней части фюзеляжа, которая при виде спереди закрывает эти входные устройства, предотвращая попадание в них посторонних предметов. Такое расположение двигателей снижает возможность отражения внешнего облучения от вентиляторов двигателей. Вдоль всего фюзеляжа, включая его нижнюю часть, проходит силовая балка, разделяющая в продольном направлении грузовой отсек на две части. Между поперечными элементами силовой балки также могут располагаться малогабаритные сбрасываемые средства.

Таким образом, заявляемый малозаметный многофункциональный самолет большой дальности и продолжительности полета соответствует критерию изобретения «новизна». Сравнение заявляемого решения не только с прототипом, но и с другими защищенными патентами техническими решениями в данной области техники, не позволило выявить в них признаки, отличающие заявляемое решение от прототипа, что позволяет сделать вывод о соответствии критерию «изобретательский уровень». Заявляемое решение пригодно к осуществлению промышленным путем.

Сущность изобретения поясняется нижеследующим описанием и чертежом, где:

на фиг. 1 изображен вид сбоку малозаметного многофункционального самолета большой дальности и продолжительности полета.

на фиг. 2 изображен вид сверху малозаметного многофункционального самолета большой дальности и продолжительности полета с вырывом по двигателям.

на фиг. 3 изображен вид спереди малозаметного многофункционального самолета большой дальности и продолжительности полета. Проекция воздухозаборных устройств заштрихована.

На фиг. 4 изображено сечение А-А.

Малозаметный многофункциональный самолет большой дальности и продолжительности полета выполнен по схеме моноплан со среднерасположенным крылом 1 и V-образным хвостовым оперением 2. Основные стойки шасси 3 установлены на крыле 1 и убираются назад по полету в гондолы 4 расположенные на задней части крыла 1. Два реактивных двигателя 5 установлены рядом друг с другом между крылом 1 и V-образным хвостовым оперением 2 в верхней части фюзеляжа 6. Гондолы двигателей 7 выступают за пределы фюзеляжа 6 при виде сверху, при этом выходные устройства 8 реактивных двигателей 5 расположены близко друг к другу и находятся между V-образным оперением 2. Входные устройства двигателей 9 расположены близко друг к другу над задней частью крыла 1 позади выступающей вверх обтекаемой передней части фюзеляжа 6, которая при виде спереди закрывает эти входные устройства 9. Боковые поверхности самолета выполнены наклонными к горизонтальной плоскости, не образуют между собой прямых углов и практически не имеют скруглений при пересечениях, параллельных к горизонтальной плоскости. Вдоль всего фюзеляжа 6, включая его нижнюю часть, проходит силовая балка 10, делящая протяженный грузовой отсек И на две части. Обе части грузового отсека 11 снабжены люками со створками 12 и предназначены для размещения крупногабаритных сбрасываемых средств 13. Между поперечными элементами силовой балки 10 также могут располагаться малогабаритные сбрасываемые средства 14. Наличие продольной силовой балки 10 позволяет выполнить в передней верхней части фюзеляжа 6 боковины 15 радиопрозрачными и поместить под ними антенны 16 больших размеров радиолокатора работающего в пассивном режиме. Антенны 16 устанавливаются под углом к горизонтальной плоскости самолета, чтобы прошедшее через радиопрозрачные боковины 15 внешнее облучение отражалось вверх, или интегрировалось в боковые панели фюзеляжа 6.

Таким образом, совокупность существенных признаков малозаметного многофункционального самолета большой дальности и продолжительности полета обеспечивает снижение радио и теплозаметности, уровня шума на местности, вероятности попадания птиц в воздухозаборники двигателей, при этом появляется возможность установки антенн больших размеров радиолокатора, работающего в пассивном режиме. Предлагаемое изобретение можно реализовать на основе существующих технологий из применяемых в самолетостроении материалов, и на основе существующего уровня развития антенно-фидерных устройств и производства бортовой радиоэлектронной аппаратуры.

Похожие патенты RU2718694C1

название год авторы номер документа
САМОЛЕТ ПОНИЖЕННОЙ РАДИОЛОКАЦИОННОЙ ЗАМЕТНОСТИ ПАЛУБНОГО И НАЗЕМНОГО БАЗИРОВАНИЯ С СИСТЕМОЙ АНТЕНН КРУГОВОГО ОБЗОРА 2014
  • Дурицын Дмитрий Юрьевич
  • Крееренко Сергей Сергеевич
  • Скиргелло Владимир Вячеславович
RU2572366C2
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ДВУХМЕСТНЫЙ МАЛОЗАМЕТНЫЙ САМОЛЕТ 2023
  • Стрелец Михаил Юрьевич
  • Рунишев Владимир Александрович
  • Иванов Алексей Ильич
  • Ерофеев Василий Сергеевич
  • Булатов Алексей Сергеевич
  • Полякова Наталья Борисовна
  • Рой Роман Игоревич
  • Минков Михаил Сергеевич
  • Лучинкина Лейла Валерьевна
  • Ниженко Артем Алексеевич
  • Кононов Дмитрий Германович
  • Ардеев Денис Юрьевич
  • Аленин Андрей Борисович
  • Корпусов Кирилл Александрович
  • Джобернадзе Ираклий Семенович
RU2807624C1
ГИДРОСАМОЛЕТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТКЛОНЕНИЯ ВЕКТОРА ТЯГИ ДВИГАТЕЛЕЙ 2013
  • Горобец Александр Васильевич
  • Кобзев Виктор Анатольевич
RU2549588C2
БЕСПИЛОТНЫЙ САМОЛЕТ-ВЕРТОЛЕТ-РАКЕТОНОСЕЦ 2019
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2708782C1
КОМПЛЕКС АВИАЦИОННО-РАКЕТНЫЙ АДАПТИВНЫЙ 2019
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2720569C1
МАЛОЗАМЕТНАЯ АВИАЦИОННО-РАКЕТНАЯ СИСТЕМА 2019
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2725372C1
КОМПЛЕКС АДАПТИВНЫЙ РАКЕТНО-АВИАЦИОННЫЙ 2019
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2720592C1
САМОЛЕТ РАДИОЛОКАЦИОННОГО ДОЗОРА И НАВЕДЕНИЯ ПАЛУБНОГО И НАЗЕМНОГО БАЗИРОВАНИЯ 2012
  • Кобзев Виктор Анатольевич
  • Лавро Николай Александрович
  • Дурицын Дмитрий Юрьевич
  • Крееренко Сергей Сергеевич
  • Скиргелло Владимир Вячеславович
RU2499740C2
БЕСПИЛОТНЫЙ УДАРНЫЙ САМОЛЕТ-ВЕРТОЛЕТ 2019
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2733678C1
АВИАЦИОННЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС С БЕСПИЛОТНЫМ УДАРНЫМ САМОЛЕТОМ-ВЕРТОЛЕТОМ 2018
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2710317C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 718 694 C1

Реферат патента 2020 года МАЛОЗАМЕТНЫЙ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ САМОЛЕТ БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ПОЛЕТА

Изобретение относится к авиационной технике. Малозаметный многофункциональный самолет большой дальности и продолжительности полета содержит фюзеляж, крыло, оперение, два реактивных двигателя и шасси, основные стойки которого установлены на крыле и убираются назад по полету в гондолы на задней части крыла, в нижней части фюзеляжа в районе центра масс которого расположен грузовой отсек с люками для крупногабаритных сбрасываемых средств. Обтекаемая передняя часть фюзеляжа выполнена выступающей вверх, позади нее установлены два реактивных двигателя, выходные устройства которых расположены близко друг к другу и находятся между V-образным оперением. Входные устройства двигателей расположены близко друг к другу. Изобретение направлено на снижение радио и теплозаметности, уровня шума на местности, вероятности попадания птиц в воздухозаборники двигателей. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 718 694 C1

1. Малозаметный многофункциональный самолет большой дальности и продолжительности полета, содержащий фюзеляж, крыло, оперение, два реактивных двигателя и шасси, основные стойки которого установлены на крыле и убираются назад по полету в гондолы на задней части крыла, в нижней части фюзеляжа в районе центра масс которого расположен грузовой отсек с люками для крупногабаритных сбрасываемых средств, отличающийся тем, что обтекаемая передняя часть фюзеляжа выполнена выступающей вверх, позади нее установлены два реактивных двигателя, выходные устройства которых расположены близко друг к другу и находятся между V-образным оперением, при этом входные устройства двигателей так же расположены близко друг к другу.

2. Самолет по п. 1, отличающийся тем, что вдоль всего фюзеляжа, включая его нижнюю часть, проходит силовая балка, разделяющая в продольном направлении грузовой отсек на две части.

3. Самолет по п. 2, отличающийся тем, что между поперечными элементами силовой балки расположены малогабаритные сбрасываемые средства.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2718694C1

US 5957405 A, 28.09.1999
СВЕРХЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ (ВАРИАНТЫ) 2007
  • Кажан Вячеслав Геннадьевич
  • Кажан Андрей Вячеславович
  • Поляков Алексей Вячеславович
  • Ремеев Наиль Хамидович
  • Житенёв Владимир Константинович
  • Миронов Алексей Константинович
  • Бахтин Евгений Юрьевич
RU2391254C2
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 2012
  • Субботин Виктор Владимирович
  • Титов Владимир Николаевич
  • Чайка Тарас Юрьевич
  • Юдин Владимир Григорьевич
  • Власов Сергей Анатольевич
  • Косицин Александр Анатольевич
  • Бабулин Андрей Александрович
  • Тюрин Сергей Викторович
RU2517627C1

RU 2 718 694 C1

Авторы

Грудинин Юрий Владимирович

Ганин Сергей Викторович

Дурицын Дмитрий Юрьевич

Крееренко Сергей Сергеевич

Скиргелло Владимир Вячеславович

Даты

2020-04-13Публикация

2019-05-06Подача