САМОЛЕТ ПОНИЖЕННОЙ РАДИОЛОКАЦИОННОЙ ЗАМЕТНОСТИ ПАЛУБНОГО И НАЗЕМНОГО БАЗИРОВАНИЯ С СИСТЕМОЙ АНТЕНН КРУГОВОГО ОБЗОРА Российский патент 2016 года по МПК B64C1/36 H01Q1/28 B64C39/02 

Описание патента на изобретение RU2572366C2

Самолет пониженной радиолокационной заметности палубного и наземного базирования с системой антенн кругового обзора.

Предлагаемое изобретение относится к авиационной технике и касается создания самолетов с системой антенн кругового обзора как палубного, так и наземного базирования для задач радиолокационного дозора и наведения (РЛДН), управления воздушным движением и морского патрулирования.

Известно семейство палубных самолетов РЛДН Е-2 «Хоукай» с антенной кругового обзора [1], которые используются и при наземном базировании, и советский проект палубного самолета Як-44Э [2]. Эти самолеты содержат фюзеляж, крыло со складываемыми на стоянке палубы консолями, горизонтальное оперение, разнесенное вертикальное оперение, силовую установку из двух турбовинтовых двигателей, вращающийся обтекатель антенны радиотехнического комплекса (РТК) с пилоном, шасси и посадочный гак. Также известен патент на изобретение RU 2499740 С2 «Самолет радиолокационного дозора и наведения палубного и наземного базирования» [3], на котором в отличие от самолетов Е-2 «Хоукай» и Як-44Э антенны РТК установлены в развитых боковых обтекателях, расположенных в нижней части фюзеляжа.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является патент на изобретение RU 2499740 С2 «Самолет радиолокационного дозора и наведения палубного и наземного базирования» [3], содержащий фюзеляж, крыло со складываемыми назад на стоянке палубы консолями, горизонтальное оперение, разнесенное вертикальное оперение, силовую установку из двух турбовинтовых двигателей, развитые боковые обтекатели, расположенные в нижней части фюзеляжа, шасси и посадочный гак.

Недостатком такой схемы самолета является некоторое сокращение крылом и винтами секторов обзора вверх. Винтовые двигатели и развитые боковые обтекатели не позволят развивать приемлемую скорость. Применение данной схемы самолета (с отдельным обтекателем антенн кругового обзора и крылом, разнесенными по высоте относительно друг друга) способствует переотражению облучающего сигнала обратно и не позволяет обеспечить снижение радиолокационной заметности при использовании обычных средств ее понижения, таких как наклон к вертикальной плоскости боковых поверхностей, S-образные каналы воздухозаборников, V-образное хвостовое оперение и др. Самолет с таким взаимным положением частей, а также при наличии воздушных винтов не может быть малозаметным, что, в конечном итоге, не позволит ему вести боевые действия в составе группы малозаметных самолетов и тем более самостоятельно.

Технический результат заявляемого решения заключается в обеспечении кругового обзора путем расширения зоны освещения воздушной обстановки, ограниченной только техническими возможностями антенн, снижение радиолокационной заметности, увеличение скорости полета, сокращение взлетной и посадочной дистанции и увеличение крутизны траектории при заходе на посадку, возможности ведения боевых действий в составе группы малозаметных самолетов, а при наличии оружия самостоятельно.

При этом сохраняется возможность катапультирования экипажа в аварийных ситуациях или при поражении самолета средствами противника.

Технический результат достигается тем, что самолет выполнен по схеме «низкоплан» с V-образным хвостовым оперением и с крылом, центральная часть которого имеет большее сужение, чем концевые части крыла. Причем центральная часть крыла выбирается с таким сужением, чтобы установленные в ее передних и задних кромках антенны обеспечивали круговой обзор. Передние и задние кромки центральной части крыла выполнены радиопрозрачными и в них размещены антенны кругового обзора. На самолете установлены реактивные двигатели. Для сокращения дистанции разбега при использовании самолета с коротких ВПП или с авианосцев с трамплинным стартом двигатели (двигатель) могут быть снабжены форсажными камерами. Фюзеляж выполнен с носовым и хвостовым обтекателями, в которых размещены дополнительные антенны РТК, улучшающие круговой обзор. Так как задние кромки центральной части крыла выполнены радиопрозрачными и заняты антеннами, то для увеличения максимальной подъемной силы крыла и увеличения крутизны траектории при заходе на посадку вместо закрылков на нижней поверхности центральной части крыла установлены простые щитки, которые в отличие от обычных простых щитков, устанавливаемых по задней кромке, смещены вперед и располагаются перед задними радиопрозрачными обтекателями.

Смещение вперед простых щитков позволяет также уменьшить пикирующий момент при их выпуске.

Таким образом, заявляемый самолет пониженной радиолокационной заметности палубного и наземного базирования с системой антенн кругового обзора соответствует критерию изобретения «новизна». Сравнение заявляемого решения не только с прототипом, но и с другими защищенными патентами техническими решениями в данной области техники не позволило выявить в них признаки, отличающие заявляемое решение от прототипа, что позволяет сделать вывод о соответствии критерию «изобретательский уровень». Заявляемое решение пригодно к осуществлению промышленным путем.

Сущность изобретения поясняется нижеследующим описанием и чертежом, где:

на фиг. 1 изображен вид сверху самолета пониженной радиолокационной заметности палубного и наземного базирования с системой антенн кругового обзора;

на фиг. 2 изображен вид спереди самолета пониженной радиолокационной заметности палубного и наземного базирования с системой антенн кругового обзора;

на фиг. 3 изображен вид сбоку самолета пониженной радиолокационной заметности палубного и наземного базирования с системой антенн кругового обзора.

Самолет пониженной радиолокационной заметности палубного и наземного базирования с системой антенн кругового обзора (фиг. 1, 2, 3) выполнен по схеме «низкоплан» с крылом 1, центральная часть 2 которого имеет большее сужение, чем концевые части крыла. Передние 3 и задние кромки 4 центральной части крыла 2 выполнены радиопрозрачными и в них размещены антенны кругового обзора 5. По бокам фюзеляжа 6 над центральной частью крыла расположены воздухозаборники двигателей 7. На нижней поверхности центральной части крыла 2 перед задними радиопрозрачными обтекателями 4 установлены простые щитки 8. В задней части фюзеляжа 6 расположено V-образное хвостовое оперение 9. Сопла двигателей (двигателя) 10 расположены между поверхностями V-образного оперения 9.

Основные стойки шасси 11 установлены на центральной части крыла и убираются в фюзеляж 6. В носовом обтекателе 12 фюзеляжа 6 и в обтекателе 13 развитой хвостовой части фюзеляжа 6 размещены дополнительные антенны РТК 14 и 15.

Установленные в передних 3 и задних 4 кромках центральной части крыла 2 антенны кругового обзора РТК 5 совместно с дополнительной антенной РТК 14 в носовой части фюзеляжа 6 и дополнительной антенной РТК 15 в хвостовой части фюзеляжа 6 образуют общую круговую диаграмму обзора РТК. На верхней поверхности фюзеляжа 6 выполнены люки 16 для катапультирования всего экипажа.

Установка антенн кругового обзора РТК 5 в передних 3 и задних 4 кромках центральной части крыла 2 и дополнительных антенн РТК 14, 15 в носовой 1 и хвостовой частях фюзеляжа 6, а также применение реактивных двигателей 10 и V-образного оперения 9 позволили получить беспрепятственную круговую диаграмму обзора, ограниченную только техническими возможностями антенн, применяемых на самолете, а также существенно уменьшить радиолокационную заметность самолета.

Такая схема самолета позволяет использовать ее для беспилотного варианта.

Технико-экономическая эффективность выражается в расширении зоны освещения воздушной обстановки, увеличении скорости полета и снижении радиолокационной заметности.

Таким образом, совокупность существенных признаков самолета палубного и наземного базирования обеспечивают беспрепятственный круговой обзор, увеличение скорости полета, сокращение взлетной и посадочной дистанции, увеличение крутизны траектории при заходе на посадку, существенное снижение радиолокационной заметности, возможность беспрепятственного катапультирования всего экипажа и легкий доступ в обтекатели антенн РТК. Предлагаемое изобретение можно реализовать по существующим технологиям из применяемых в самолетостроении материалов, так и существующего уровня развития антенно-фидерных устройств и производства аппаратуры.

Источники информации

1. FLIGHT. №5-11, февраль 2008 г., стр. 28-29.

2. http: //www.airwar.ru/enc/spy/yak44.html

3. Патент RU 2499740 С2.

Похожие патенты RU2572366C2

название год авторы номер документа
САМОЛЕТ РАДИОЛОКАЦИОННОГО ДОЗОРА И НАВЕДЕНИЯ ПАЛУБНОГО И НАЗЕМНОГО БАЗИРОВАНИЯ 2012
  • Кобзев Виктор Анатольевич
  • Лавро Николай Александрович
  • Дурицын Дмитрий Юрьевич
  • Крееренко Сергей Сергеевич
  • Скиргелло Владимир Вячеславович
RU2499740C2
ПАЛУБНЫЙ САМОЛЕТ 2009
  • Кобзев Виктор Анатольевич
  • Лавро Николай Александрович
  • Дурицын Дмитрий Юрьевич
  • Скиргелло Владимир Вячеславович
  • Белиба Валентин Андреевич
RU2402459C1
МАЛОЗАМЕТНЫЙ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ САМОЛЕТ БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ПОЛЕТА 2019
  • Грудинин Юрий Владимирович
  • Ганин Сергей Викторович
  • Дурицын Дмитрий Юрьевич
  • Крееренко Сергей Сергеевич
  • Скиргелло Владимир Вячеславович
RU2718694C1
САМОЛЕТ РАДИОЛОКАЦИОННОГО КРУГОВОГО ОБЗОРА 1992
  • Каримов А.Х.
  • Шустов Э.И.
  • Назаренко И.П.
RU2065379C1
ЛЕГКИЙ ГИДРОСАМОЛЕТ (САМОЛЕТ-АМФИБИЯ) 2014
  • Дурицын Дмитрий Юрьевич
  • Крееренко Сергей Сергеевич
  • Скиргелло Владимир Вячеславович
RU2558527C1
ОБТЕКАТЕЛЬ АНТЕННЫ САМОЛЁТА 2012
  • Багрыч Петр Александрович
  • Зубков Валерий Николаевич
  • Шендерей Николай Павлович
  • Столбов Владимир Михайлович
  • Пелипенко Михаил Иванович
  • Костюков Сергей Петрович
  • Терновой Сергей Анатольевич
  • Борисенко Андрей Витальевич
RU2498928C1
ВРАЩАЮЩИЙСЯ ОБТЕКАТЕЛЬ АНТЕНН НА САМОЛЕТЕ 2012
  • Столбов Владимир Михайлович
RU2522650C2
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ДИСТАНЦИОННО ПИЛОТИРУЕМЫЙ ВЕРТОЛЕТ-САМОЛЕТ 2008
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2370414C1
САМОЛЕТ ДАЛЬНЕГО РАДИОЛОКАЦИОННОГО ОБНАРУЖЕНИЯ КОРАБЕЛЬНОГО БАЗИРОВАНИЯ 2012
  • Анцев Георгий Владимирович
  • Анцев Иван Георгиевич
  • Гаракин Александр Валентинович
  • Горбачевский Андрей Алексеевич
  • Дербин Александр Николаевич
  • Лебедев Егор Валерьевич
  • Мызин Михаил Васильевич
RU2499730C1
САМОЛЕТ-АМФИБИЯ 2011
  • Кобзев Виктор Анатольевич
  • Лавро Николай Александрович
  • Столбов Владимир Михайлович
RU2471677C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 572 366 C2

Реферат патента 2016 года САМОЛЕТ ПОНИЖЕННОЙ РАДИОЛОКАЦИОННОЙ ЗАМЕТНОСТИ ПАЛУБНОГО И НАЗЕМНОГО БАЗИРОВАНИЯ С СИСТЕМОЙ АНТЕНН КРУГОВОГО ОБЗОРА

Изобретение относится к авиационной технике и касается создания самолетов с системой антенн кругового обзора как палубного, так и наземного базирования для задач радиолокационного дозора и наведения (РЛДН), управления воздушным движением и морского патрулирования. Самолет пониженной радиолокационной заметности содержит фюзеляж, крыло, оперение, силовую установку, шасси и систему антенн кругового обзора. Центральная часть крыла выполнена с радиопрозрачными передними и задними кромками и имеет большее сужение, чем концевые части крыла. При этом центральная часть крыла выполнена с таким сужением, чтобы установленные в ее передних и задних кромках антенны обеспечивали круговой обзор. Достигается расширение зоны кругового освещения воздушной обстановки, ограниченной только техническими возможностями антенн, снижение радиолокационной заметности, возможность беспрепятственного катапультирования экипажа, легкий доступ в обтекатели антенн РТК. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 572 366 C2

1. Самолет пониженной радиолокационной заметности палубного и наземного базирования с системой антенн кругового обзора, содержащий фюзеляж, крыло, оперение, силовую установку, шасси и систему антенн кругового обзора, отличающийся тем, что центральная часть крыла выполнена с радиопрозрачными передними и задними кромками и имеет большее сужение, чем концевые части крыла, причем центральная часть крыла выполнена с таким сужением, чтобы установленные в ее передних и задних кромках антенны обеспечивали круговой обзор.

2. Самолет пониженной радиолокационной заметности палубного и наземного базирования с системой антенн кругового обзора по п.1, отличающийся тем, что на нижней поверхности центральной части крыла перед задними радиопрозрачными кромками установлены простые щитки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2572366C2

RU 2012104800 A, 20.08.2013
САМОЛЕТ РАДИОЛОКАЦИОННОГО КРУГОВОГО ОБЗОРА 1992
  • Каримов А.Х.
  • Шустов Э.И.
  • Назаренко И.П.
RU2065379C1
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ САМОЛЕТ С ПОНИЖЕННОЙ РАДИОЛОКАЦИОННОЙ ЗАМЕТНОСТЬЮ 2011
  • Давиденко Александр Николаевич
  • Стрелец Михаил Юрьевич
  • Гавриков Андрей Юрьевич
  • Бойко Михаил Алексеевич
  • Федоренко Анатолий Иванович
  • Логарьков Андрей Николаевич
  • Рунишев Владимир Александрович
  • Бибиков Сергей Юрьевич
  • Васильев Михаил Борисович
  • Кононов Дмитрий Германович
  • Ерофеев Василий Сергеевич
  • Полякова Наталья Борисовна
  • Лебедев Роман Станиславович
RU2502643C2
Крыло для самолетов, снабжённое щитком 1941
  • Серебряков В.А.
SU62544A1
КОМПЛЕКС ДЛЯ РЕАКТИВНОГО ПОЛЕТА 2008
  • Артамонов Александр Сергеевич
  • Артамонов Евгений Александрович
RU2387582C2
US 5132693 A, 21.07.1992.

RU 2 572 366 C2

Авторы

Дурицын Дмитрий Юрьевич

Крееренко Сергей Сергеевич

Скиргелло Владимир Вячеславович

Даты

2016-01-10Публикация

2014-03-18Подача