Корпус ракетного двигателя твердого топлива Российский патент 2020 года по МПК F02K9/34 

Описание патента на изобретение RU2722913C2

Изобретение относится к машиностроению, а именно, к корпусам ракетных двигателей на твердом топливе (РДТТ), и может быть использовано при создании твердотопливных двигателей ракет.

Из технической литературы известен корпус РДТТ, содержащий манжеты для раскрепления торцов твердотопливного заряда от днищ корпуса (см. «Конструкции ракетных двигателей на твердом топливе». / Под общ. ред. чл.-корр. Российской академии наук, д-ра техн. наук, проф. Л.Н.Лаврова. - М.: Машиностроение, 1993, рис. 2.19, стр. 62).

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому решению является корпус РДТТ по патенту РФ №2418187 (прототип), содержащий корпус с теплозащитным покрытием (ТЗП) и размещенный в нем канальный заряд, частично скрепленный с корпусом и раскрепленный по торцам эластичными манжетами, выполненными из чередующихся слоев эластичных материалов и слоев эластичной ткани, при этом законцовка манжеты направлена внутрь по поверхности канала заряда снаряженного корпуса, скреплена с поверхностью канала заряда и выполнена с равномерным утонением к ее краю.

Авторы указывают, что это конструктивное решение исключает проход топливной массы в заманжетую полость за счет плотного прилегания законцовки манжеты к снаряжательной оснастке ввиду того, что при давлении формования твердотопливного заряда направление законцовки внутрь корпуса обеспечивает эффект самоуплотнения по границе законцовки со снаряжательной оснасткой.

Однако это решение имеет ряд недостатков:

1. При использовании его в корпусах РДТТ из композиционного материала не исключается проникновение топливной массы в заманжетную полость. Совокупность неблагоприятных факторов, включающих: повышенную деформативность днищ, большие зазоры между манжетой и внутренней поверхностью ТЗП вследствие волнистости манжеты (в т.ч. законцовки), затруднение контроля натяга законцовки манжеты на снаряжательную оснастку, отличие соприкасаемых профилей манжеты и ТЗП, отсутствие механического закрепления в оснастке законцовки манжеты, что может приводить к выходу законцовки манжеты из канавки при заполнении и проходу топливной массы в заманжетную полость.

При заполнении масса топлива растекается по стенке законцовки манжеты. При вертикальном заполнении корпуса масса топлива под действием силы тяжести давит на манжету. Воздух, находящийся в заманжетной полости, под действием давления от массы на поверхность манжеты начинает выдавливаться. При движении воздушного пузыря из заманжетной полости возможно стаскивание законцовки манжеты с элементов оснастки, тем самым позволяя массе топлива пройти в заманжетную полость с последующим выдавливанием манжеты вглубь корпуса в массив топливной массы.

2. Существует вероятность отслоения манжеты от топлива вследствие реализации больших отрывных напряжений на границе законцовки манжеты и топлива, возникающих в момент извлечения элемента снаряжательной оснастки, на которой в канавке закреплена законцовка, одновременно скрепленная с топливом.

Задачей изобретения является повышение надежности конструкции РДТТ и качества процесса его заполнения топливом за счет исключения попадание топливной массы в заманжетную полость.

Технический результат достигается тем, что в корпусе ракетного двигателя твердого топлива, содержащем днище с центральным отверстием и эластичную манжету, имеющая отогнутую внутрь корпуса часть, расположенную в районе центрального отверстия и выполненную с возможностью установки технологического клина между днищем и отогнутой внутрь корпуса частью эластичной манжеты, для формования заряда твердого топлива манжета снабжена технологическим фиксатором, демонтируемым после окончания формования заряда, фиксатор расположен на отогнутой внутрь корпуса части манжеты со стороны центрального отверстия, имеет форму цилиндра и снабжен по своему торцу утолщением, выполненным с возможностью закрепления в оснастке.

В корпусе ракетного двигателя твердого топлива торец фиксатора может выходить из объема корпуса.

Отличительные признаки изобретения являются существенными.

Фиксатор позволяет организовать герметичное механическое соединение манжеты с установленными элементами снаряжательной оснастки под заполнение корпуса топливом за счет жесткого закрепления утолщения фиксатора в элементах снаряжательной оснастке в течение всего цикла заполнения корпуса топливом, что гарантированно исключает попадание топливной массы в заманжетную полость.

На фиг. 1 показано продольное сечение корпуса РДТТ: силовая оболочка корпуса 1 с теплозащитным покрытием 2, фланцем 3 и эластичной раскрепляющей манжетой 4 с отгибом манжеты 5.

На фиг. 2 показано сечение корпуса в зоне отгиба манжеты 5 с фиксатором 6, с утолщением 7, с установленными элементами 8, 9, 10 снаряжательной оснастки под заполнение корпуса топливом.

В корпус РДТТ со стороны центрального отверстия днища устанавливаются элементы снаряжательной оснастки под заполнение корпуса топливом: в месте отгиба манжеты в заманжетную полость устанавливается технологический клин оснастки 10, затем устанавливается кольцевой элемент оснастки 8 с местным кольцевым утолщением 11 у его торца, которым он входит в зацепление с верхней частью фиксатора 6 эластичной манжеты 4. Далее устанавливается кольцевой элемент оснастки 9, обеспечивая плотное прилегание к нижней части фиксатора 6 и создавая необходимые условия для полной герметизации на их границе (поверхность 12). При этом элементами оснастки 8 и 9 при их установке в корпус организуется замок, в котором утолщение 7 фиксатора 6 жестко закрепляется, обеспечивая гарантированное устойчивое положение в заданном месте и герметичность на границе «законцовка-снаряжательная оснастка» в течение всего цикла заполнения корпуса топливом, что гарантированно исключает попадание топливной массы в заманжетную полость 13.

При заполнении корпуса топливная масса растекается по внутренней поверхности 14 эластичной манжеты, при этом воздух из заманжетной полости 13 отводится наружу через специальные каналы (на эскизе не показаны) в элементах оснастки 10, 9 и 8.

После окончания полного цикла формования заряда в процессе извлечения элементов снаряжательной оснастки фиксатор 6 демонтируется по цилиндрической части.

Данное техническое решение экспериментально проверено на корпусах ряда изделий, выполненных как из композиционного материала методом намотки (типа «двойной кокон»), так и металлических корпусах. На всех снаряженных корпусах отсутствовало проникновение топливной массы в заманжетную полость.

Таким образом, предлагаемое техническое решение позволяет повысить надежность конструкции РДТТ и повысить качество процесса его заполнения топливом за счет исключения попадание топливной массы в заманжетную полость.

Похожие патенты RU2722913C2

название год авторы номер документа
СНАРЯЖЕННЫЙ КОРПУС РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2009
  • Соколовский Михаил Иванович
  • Каримов Владислав Закирович
  • Нельзин Юрий Борисович
  • Карманов Николай Никандрович
  • Нестеров Борис Анатольевич
RU2418187C1
Корпус ракетного двигателя твёрдого топлива 2016
  • Лянгузов Сергей Викторович
  • Налобин Михаил Алексеевич
  • Карманов Николай Никандрович
  • Кочегин Владимир Александрович
RU2635171C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЁРДОГО РАКЕТНОГО ТОПЛИВА 2003
  • Колесников В.И.
  • Амарантов Г.Н.
  • Талалаев А.П.
  • Шамраев В.Я.
  • Дмитриев А.Ф.
  • Лазебный В.Н.
  • Вронский Н.М.
  • Федченко Н.Н.
  • Гусева Г.Н.
  • Граменицкий М.Д.
  • Быцкевич В.М.
  • Чуб С.И.
  • Волков О.К.
  • Кузьмицкий Г.Э.
RU2245450C1
СНАРЯЖЕННЫЙ КОРПУС РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2011
  • Соколовский Михаил Иванович
  • Каримов Владислав Закирович
  • Минченков Александр Михайлович
  • Нельзин Юрий Борисович
RU2498101C2
ТВЕРДОТОПЛИВНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1999
  • Жарков А.С.
  • Жуков А.П.
  • Кривенко О.А.
  • Марьяш В.И.
  • Макарова Н.М.
  • Яскин А.В.
RU2154183C1
Способ изготовления эластичной манжеты корпуса ракетного двигателя на твёрдом топливе 2018
  • Ермаков Александр Дмитриевич
  • Пономарёва Людмила Анатольевна
RU2708732C1
ТВЕРДОТОПЛИВНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2009
  • Жарков Александр Сергеевич
  • Вагичев Сергей Николаевич
  • Кривенко Олег Алексеевич
  • Коваленко Геннадий Павлович
  • Макарова Наталья Макаровна
RU2397354C1
СПОСОБ ФОРМОВАНИЯ ЗАРЯДА РДТТ 2000
  • Зотов Л.А.
  • Калашников В.И.
  • Ключников А.Н.
  • Милехин Ю.М.
  • Реуков В.Л.
  • Меркулов В.М.
RU2170837C1
КОРПУС РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА И РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2009
  • Иоффе Ефим Исаакович
  • Лянгузов Сергей Викторович
  • Налобин Михаил Алексеевич
RU2408791C1
КОРПУС РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА И ЗАРЯД СКРЕПЛЕННЫЙ 2011
  • Соколовский Михаил Иванович
  • Иоффе Ефим Исаакович
  • Каримов Владислав Закирович
  • Лянгузов Сергей Викторович
  • Налобин Михаил Алексеевич
  • Нельзин Юрий Борисович
  • Коваленко Геннадий Павлович
  • Анисимов Игорь Иванович
RU2459101C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 722 913 C2

Реферат патента 2020 года Корпус ракетного двигателя твердого топлива

Изобретение относится к машиностроению, а именно к корпусам ракетных двигателей на твердом топливе, и может быть использовано при создании твердотопливных двигателей ракет. Корпус ракетного двигателя твердого топлива содержит днище с центральным отверстием и эластичную манжету, имеющая отогнутую внутрь корпуса часть, расположенную в районе центрального отверстия и выполненную с возможностью установки технологического клина между днищем и отогнутой внутрь корпуса частью эластичной манжеты. Для формования заряда твердого топлива манжета снабжена технологическим фиксатором, демонтируемым после окончания формования заряда. Фиксатор расположен на отогнутой внутрь корпуса части манжеты со стороны центрального отверстия, имеет форму цилиндра и снабжен по своему торцу утолщением, выполненным с возможностью закрепления в оснастке. Изобретение позволяет повысить надежность конструкции твердотопливного двигателя и качество процесса его заполнения топливом за счет исключения попадание топливной массы в заманжетную полость. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 722 913 C2

1. Корпус ракетного двигателя твердого топлива, содержащий днище с центральным отверстием и эластичную манжету, имеющую отогнутую внутрь корпуса часть, расположенную в районе центрального отверстия и выполненную с возможностью установки технологического клина между днищем и отогнутой внутрь корпуса частью эластичной манжеты, отличающийся тем, что для формования заряда твердого топлива манжета снабжена технологическим фиксатором, демонтируемым после окончания формования заряда, фиксатор расположен на отогнутой внутрь корпуса части манжеты со стороны центрального отверстия, имеет форму цилиндра и снабжен по своему торцу утолщением, выполненным с возможностью закрепления в оснастке.

2. Корпус ракетного двигателя твердого топлива по п. 1, отличающийся тем, что торец фиксатора выходит из объема корпуса.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2722913C2

СНАРЯЖЕННЫЙ КОРПУС РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2009
  • Соколовский Михаил Иванович
  • Каримов Владислав Закирович
  • Нельзин Юрий Борисович
  • Карманов Николай Никандрович
  • Нестеров Борис Анатольевич
RU2418187C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2010
  • Иоффе Ефим Исаакович
  • Лянгузов Сергей Викторович
  • Налобин Михаил Алексеевич
RU2448267C2
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА (ВАРИАНТЫ) 2009
  • Губертов Арнольд Михайлович
  • Миронов Вадим Всеволодович
  • Давыденко Николай Андреевич
  • Борисов Дмитрий Марианович
  • Куранов Михаил Леонидович
  • Ульянова Марина Викторовна
  • Дегтярев Сергей Антонович
RU2429368C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2013
  • Жарков Александр Сергеевич
  • Анисимов Игорь Иванович
  • Литвинов Андрей Владимирович
  • Дочилов Николай Егорович
  • Казаков Александр Алексеевич
  • Огородников Сергей Петрович
RU2524789C1
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ПУСКА В ХОД ТУШАЩИХ ПРИБОРОВ 1923
  • Тихоненко А.В.
SU1082A1

RU 2 722 913 C2

Авторы

Бондаренко Сергей Александрович

Лузенин Антон Юрьевич

Трескин Олег Юрьевич

Краснышев Максим Викторович

Габов Илья Александрович

Будников Виталий Викторович

Даты

2020-06-04Публикация

2018-08-20Подача