РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ НА ТВЕРДОМ ТОПЛИВЕ Российский патент 2016 года по МПК F02K9/28 

Описание патента на изобретение RU2576411C1

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в конструкциях маршевых двигателей на твердом топливе для верхних ступеней, которые характеризуются малым отношением длины к диаметру (менее 1).

Известен твердотопливный ракетный двигатель по патенту РФ №2154183 (опубл. 10.08.2000 г.), содержащий корпус с днищами, скрепленный с корпусом канальный заряд, разделенный на две части наклонной кольцевой щелью.

Разделение заряда на две части с помощью предусмотренной конструкции формообразующего элемента в виде манжеты с законцовками, расположение поверхностей, образующих горящую поверхность кольцевой щели, под острым углом друг к другу позволили ликвидировать топливную перемычку между вершиной кольцевой щели и корпусом двигателя и тем самым решить прочностные вопросы, связанные с работоспособностью конструкции заряда и несколько уменьшить ширину щели по всему диаметру.

Однако известное техническое решение обладает рядом недостатков, связанных с технологическими трудностями в процессе изготовления. В частности, применение традиционной схемы изготовления с использованием технологической оснастки для формирования кольцевой щели затруднено в связи с необходимостью извлечения технологической оснастки, высота которой превышает диаметр канала. Кроме того, конструкция оснастки, формирующей кольцевую щель, сложна из-за большого количества элементов, требующих соединения между собой при сборке оснастки в корпусе и последующего извлечения после изготовления заряда. Это является также существенным препятствием для достижения минимизации допустимого для данной конструкции с точки зрения прочности и газодинамики раскрытия компенсатора начальной поверхности горения в виде кольцевой щели, влияющего на повышение объемного заполнения корпуса топливом и, соответственно, на эффективность работы двигателя.

Известен принятый за прототип твердотопливный ракетный двигатель по патенту РФ №2458244 (опубл. 10.08.2012 г.), содержащий корпус с днищами, скрепленный с корпусом канальный заряд, разделенный на две части кольцевой щелью, образованной тонкостенным неизвлекаемым формообразующим элементом.

Разделение заряда на две части в поперечном направлении осуществляют с помощью тонкостенного неизвлекаемого формообразующего элемента, который устанавливают в корпусе перед формованием заряда и оставляют в нем на весь период его эксплуатации. Такое решение позволяет существенно упростить технологию изготовления заряда со сквозной кольцевой поперечной щелью и хорошо зарекомендовало себя применительно к двигателям первой и второй ступеней, где ощущается дефицит начальной поверхности горения.

Однако использовать такую конструкцию для заряда к двигателю третьей ступени, у которого, как правило, отношение длины к диаметру составляет менее 1, весьма проблематично из-за того, что реализовать текущую диаграмму изменения поверхности горения от свода, близкую к постоянной, практически невозможно из-за существующих больших поверхностей горения.

Задачей заявляемого изобретения является разработка конструкции ракетного двигателя на твердом топливе с малым относительным удлинением, относящимся к наиболее сложной категории типоразмеров двигателей, с расширенным диапазоном пригодности как для двигателей со сквозным, так и с глухим каналом заряда, позволяющей повысить эффективность двигателя за счет максимального конструктивно возможного увеличения объемного заполнения корпуса двигателя топливом при одновременном достижении реализации текущей диаграммы изменения поверхности горения от свода, близкой к постоянной.

Поставленная задача решается предлагаемой конструкцией ракетного двигателя на твердом топливе, содержащего корпус с днищами, скрепленный с корпусом канальный заряд, разделенный на две части кольцевой щелью, образованной тонкостенным неизвлекаемым формообразующим элементом. Особенность заключается в том, что кольцевая щель выполнена наклонной, неизвлекаемый формообразующий элемент одной законцовкой скреплен по наружному диаметру с корпусом, его внутренний диаметр превышает диаметр канала заряда с образованием глухого кольцевого зазора между каналом заряда и второй его законцовкой, при этом вся поверхность формообразующего элемента со стороны заднего днища снабжена бронирующим покрытием, к части или ко всей поверхности формообразующего элемента со стороны переднего днища прилегает тонкостенный элемент из антиадгезионного материала.

В частности, вторая законцовка формообразующего элемента выполнена отогнутой от канала заряда.

Проведенный анализ уровня техники показывает, что заявляемый ракетный двигатель на твердом топливе отличается от прототипа иной формой кольцевой щели - наклонная (в прототипе - поперечная); иной поверхностью формообразующего элемента - прямолинейная (в прототипе - криволинейная); отсутствием необходимости использования извлекаемых формообразующих элементов (в прототипе они используются), что позволяет реализовать схему двигателя не только со сквозным каналом заряда, но и с глухим; иным количеством горящих поверхностей щели - одна (в прототипе - две).

Одностороннее горение щели по сути является определяющим в достижении поставленной задачи. При таком разделении заряда на две части с помощью щели, у которой одна поверхность не горящая, одна часть заряда обеспечивает прогрессивное изменение текущей поверхности горения от свода, а другая часть заряда - дегрессивное. Суммарная диаграмма изменения текущей поверхности от свода реализуется близкой к нейтральной. При этом коэффициент объемного заполнения двигателя топливом составляет ~0,96, что практически составляет максимальное значение, достигнутое для двигателей с малым относительным удлинением.

В уровне техники отсутствует ракетный двигатель на твердом топливе, в котором бы имело место предложенное сочетание существенных признаков, но именно такое сочетание обусловило решение поставленной задачи.

Конструкция предлагаемого ракетного двигателя на твердом топливе иллюстрируется графическим изображением:

на чертеже представлен продольный разрез ракетного двигателя с глухим каналом и тонкостенным элементом из антиадгезионного материала, прилегающим ко всей поверхности формообразующего элемента со стороны переднего днища.

Двигатель содержит корпус 1 с днищами 2 и 3, заряд 4 с центральным осесимметричным каналом 5. Заряд 4 разделен неизвлекаемым формообразующим элементом 6 на две части 7 и 8. Формообразующий элемент 6 (например, из фторопласта), формирующий сквозную наклонную щель, одной законцовкой 9 скреплен с корпусом 1. Между второй законцовкой 10 формообразующего элемента 6 и каналом 5 заряда 4 образован глухой кольцевой зазор 5 из топлива. Вся поверхность формообразующего элемента 6 со стороны заднего днища 3 снабжена бронирующим покрытием 11, например, из ткани с нанесенным на нее клеем 88-НП (ТУ 38 105540-85). К поверхности формообразующего элемента 6 со стороны переднего днища 2 прилегает тонкостенный элемент 12 из антиадгезионного материала (например, из пленки Ф-4-ПН ВН (ТУ 6-05-986-79)), который формирует горящую поверхность 13. Законцовка 10 формообразующего элемента 6 может быть отогнута от канала 5 заряда 4 под углом, чтобы повысить надежность ее функционирования в начальный момент работы двигателя.

Заполнение заряда 4 топливом осуществляют через переднюю горловину корпуса 1 (условно не показана). Оснастка, формирующая центральный канал 5, в начале заполнения корпуса 1 топливом выдвинута в сторону заднего днища 3 так, чтобы был обеспечен свободный проход топлива в зоны размещения частей 7 и 8 заряда 4. После заполнения зоны размещения части 8 заряда 4, отдаленной от заливочного устройства, оснастку перемещают в сторону переднего днища 2 до контакта с внутренним диаметром элемента 12 из антиадгезионного материала.

Заявляемая конструкция работает следующим образом. После срабатывания воспламенителя (не показан) происходит возгорание поверхности канала 5 заряда 4, а также поверхности 13. Процесс горения происходит параллельными слоями.

В случаях выполнения тонкостенного элемента из антиадгезионного материала прилегающим к части поверхности формообразующего элемента заявляемая конструкция работает аналогичным образом.

Фиксирование формообразующего элемента и элемента из антиадгезионного материала друг относительно друга осуществляют с использованием технологических приемов, применяемых в процессе заполнения корпуса двигателя топливом и известных специалистам в данной области техники.

Предлагаемое техническое решение практически реализуемо. Создание таких конструкций актуально и перспективно ввиду существенного повышения эффективности ракетных комплексов.

Похожие патенты RU2576411C1

название год авторы номер документа
ТВЕРДОТОПЛИВНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2011
  • Жарков Александр Сергеевич
  • Кривенко Олег Алексеевич
  • Коваленко Геннадий Павлович
  • Литвинов Андрей Владимирович
  • Макарова Наталья Макаровна
  • Гусев Тимофей Викторович
RU2458244C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2012
  • Жарков Александр Сергеевич
  • Литвинов Андрей Владимирович
  • Кривенко Олег Алексеевич
  • Коваленко Геннадий Павлович
  • Вагичев Сергей Николаевич
  • Макарова Наталья Макаровна
  • Гусев Тимофей Викторович
RU2497007C1
ТВЕРДОТОПЛИВНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1999
  • Жарков А.С.
  • Жуков А.П.
  • Кривенко О.А.
  • Марьяш В.И.
  • Макарова Н.М.
  • Яскин А.В.
RU2154183C1
Способ изготовления скрепленного с корпусом канального заряда смесевого ракетного твердого топлива 2018
  • Анисимов Игорь Иванович
  • Литвинов Андрей Владимирович
  • Чащихин Евгений Алексеевич
  • Карманов Николай Михайлович
  • Курбатов Андрей Валерьевич
  • Кодолов Владимир Васильевич
RU2673917C1
Ракетный двигатель на твердом топливе 2016
  • Жарков Александр Сергеевич
  • Литвинов Андрей Владимирович
  • Вагичев Сергей Николаевич
  • Кривенко Олег Алексеевич
  • Коваленко Геннадий Павлович
  • Макарова Наталья Макаровна
RU2635427C1
ТВЕРДОТОПЛИВНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2009
  • Жарков Александр Сергеевич
  • Вагичев Сергей Николаевич
  • Кривенко Олег Алексеевич
  • Коваленко Геннадий Павлович
  • Макарова Наталья Макаровна
RU2397354C1
Способ изготовления скрепленного с корпусом заряда смесевого ракетного твердого топлива формованием свободным литьем 2016
  • Жарков Александр Сергеевич
  • Анисимов Игорь Иванович
  • Литвинов Андрей Владимирович
  • Зверева Ангелина Александровна
  • Горощенко Анатолий Ефимович
  • Новиков Сергей Анатольевич
  • Тумаков Сергей Юрьевич
  • Карманов Николай Михайлович
  • Огородников Сергей Петрович
  • Чащихин Евгений Алексеевич
  • Степанов Виктор Иванович
RU2657077C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2013
  • Жарков Александр Сергеевич
  • Дочилов Николай Егорович
  • Громов Александр Михайлович
  • Казаков Александр Алексеевич
RU2527280C1
Скрепленный с корпусом канальный заряд смесевого ракетного твердого топлива 2019
  • Курбатов Андрей Валерьевич
  • Кодолов Владимир Васильевич
  • Воробьев Артем Константинович
  • Черкасов Александр Владимирович
  • Новоселов Григорий Павлович
  • Половникова Надежда Викторовна
RU2725118C1
СНАРЯЖЕННЫЙ КОРПУС РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2011
  • Соколовский Михаил Иванович
  • Каримов Владислав Закирович
  • Минченков Александр Михайлович
  • Нельзин Юрий Борисович
RU2498101C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 576 411 C1

Реферат патента 2016 года РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ НА ТВЕРДОМ ТОПЛИВЕ

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в конструкциях маршевых двигателей на твердом топливе для верхних ступеней, которые характеризуются малым отношением длины к диаметру. Ракетный двигатель содержит корпус с днищами и скрепленный с корпусом канальный заряд, разделенный на две части наклонной кольцевой щелью, образованной тонкостенным неизвлекаемым формообразующим элементом. Неизвлекаемый формообразующий элемент одной законцовкой скреплен по наружному диаметру с корпусом, а его внутренний диаметр превышает диаметр канала заряда с образованием глухого кольцевого зазора между каналом заряда и второй законцовкой формообразующего элемента. Вся поверхность формообразующего элемента со стороны заднего днища снабжена бронирующим покрытием. К части или ко всей поверхности формообразующего элемента со стороны переднего днища прилегает тонкостенный элемент из антиадгезионного материала. Вторая законцовка формообразующего элемента выполнена отогнутой от канала заряда. Изобретение позволяет повысить объемное заполнение корпуса двигателя топливом при одновременном достижении диаграммы изменения поверхности горения от свода, близкой к постоянной. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 576 411 C1

1. Ракетный двигатель на твердом топливе, содержащий корпус с днищами, скрепленный с корпусом канальный заряд, разделенный на две части кольцевой щелью, образованной тонкостенным неизвлекаемым формообразующим элементом, отличающийся тем, что кольцевая щель выполнена наклонной, неизвлекаемый формообразующий элемент одной законцовкой скреплен по наружному диаметру с корпусом, его внутренний диаметр превышает диаметр канала заряда с образованием глухого кольцевого зазора между каналом заряда и второй его законцовкой, при этом вся поверхность формообразующего элемента со стороны заднего днища снабжена бронирующим покрытием, к части или ко всей поверхности формообразующего элемента со стороны переднего днища прилегает тонкостенный элемент из антиадгезионного материала.

2. Двигатель по п. 1, отличающийся тем, что вторая законцовка формообразующего элемента выполнена отогнутой от канала заряда.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2576411C1

ТВЕРДОТОПЛИВНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2011
  • Жарков Александр Сергеевич
  • Кривенко Олег Алексеевич
  • Коваленко Геннадий Павлович
  • Литвинов Андрей Владимирович
  • Макарова Наталья Макаровна
  • Гусев Тимофей Викторович
RU2458244C1
ТВЕРДОТОПЛИВНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1999
  • Жарков А.С.
  • Жуков А.П.
  • Кривенко О.А.
  • Марьяш В.И.
  • Макарова Н.М.
  • Яскин А.В.
RU2154183C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА С ПОВОРОТНЫМ УПРАВЛЯЮЩИМ СОПЛОМ (ВАРИАНТЫ) 2010
  • Губертов Арнольд Михайлович
  • Миронов Вадим Всеволодович
  • Давыденко Николай Андреевич
  • Борисов Дмитрий Марианович
  • Ульянова Марина Викторовна
  • Дегтярев Сергей Антонович
RU2428579C1
ДВУХРЕЖИМНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2007
  • Балабанов Геннадий Константинович
  • Иванов Василий Егорович
  • Габов Александр Васильевич
  • Колесников Виталий Иванович
  • Жиров Серафим Васильевич
  • Дубовцев Валерий Георгиевич
  • Спицын Борис Григорьевич
  • Щетинин Валерий Николаевич
  • Карсаков Александр Сергеевич
RU2347931C1
ДВУХРЕЖИМНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2004
  • Соколовский Михаил Иванович
  • Зыков Геннадий Александрович
  • Иоффе Ефим Исаакович
  • Бондаренко Сергей Александрович
  • Сиротин Александр Васильевич
  • Дубовцев Валерий Георгиевич
  • Спицин Борис Григорьевич
  • Щетинин Валерий Николаевич
  • Балабанов Геннадий Константинович
  • Габов Александр Васильевич
  • Иванов Василий Егорович
RU2272927C1
US 4956971 A, 18.09.1990.

RU 2 576 411 C1

Авторы

Жарков Александр Сергеевич

Литвинов Андрей Владимирович

Вагичев Сергей Николаевич

Кривенко Олег Алексеевич

Коваленко Геннадий Павлович

Макарова Наталья Макаровна

Гусев Тимофей Викторович

Анисимов Игорь Иванович

Даты

2016-03-10Публикация

2014-11-25Подача