Аэродинамический руль высокоскоростного летательного аппарата Российский патент 2020 года по МПК B64C9/08 

Описание патента на изобретение RU2724081C1

Изобретение относится к аэродинамическим органам стабилизации летательных аппаратов (ЛА), а более конкретно к цельноповоротным рулям.

Широко известны цельноповортные рули (например, Лебедев А.А. и Чернобровкин Л.С., Динамика полета беспилотных летательных аппаратов, Москва, Оборонгиз, 1962, стр. 46), которые применяются на сверхзвуковых ЛА. Конструкция таких рулей представляет собой цельную консоль, расположенную на оси вращения. Главным недостатком такой конструкции является то, что их эффективность напрямую зависит от условий применения ЛА. При применении ЛА в широком диапазоне высот и скоростей, такие рули могут иметь как недостаточную, так и избыточную эффективность.

Эффективность аэродинамического руля определяется плечом и максимальной величиной управляющей силы, создаваемой рулем, т.е. подъемной силой руля. Подъемная сила аэродинамического руля определяется известной из аэродинамики формулой

где Y- подъемная сила,

Су - коэффициент подъемной силы,

ρ - плотность атмосферы,

V - скорость набегающего потока,

S - площадь сечения руля.

При проектировании площадь руля выбирается из условий применения ЛА (скорость, высота полета). Некоторые ЛА, например, гиперзвуковые планирующие летательные аппараты или возвращаемые космические аппараты планирующего типа, применяют в очень широких диапазонах скоростей и высот. В случае полета ЛА из верхних слоев атмосферы в нижние существенно растет ρ - плотность атмосферы, а, следовательно, растет эффективность рулей. Избыточная эффективность рулей может представлять большую проблему для управления ЛА на малых высотах. Для устранения такой проблемы предлагается техническое решение, направленное на уменьшение в полете площади сечения руля с одновременным уменьшением его эффективности.

Аэродинамический руль высокоскоростного летательного аппарата (ВЛА) состоит из консоли, закрепленной на оси вращения, и снабжен двумя створками, расположенными справа и слева относительно консоли. Створки закреплены с возможностью отделения при достижении ВЛА плотных слоев атмосферы. Створки жестко соединены между собой болтом и шарнирно соединены по задней кромке руля. Между створками расположен механизм расфиксации и расталкивания створок (МРРС), выполненный в виде пары винт-гайка, причем верхняя часть винта выполнена заостренной с возможностью перерезания болта, соединяющего створки. На корпусе консоли расположены пазы, а на створках соответствующие им выступы для удержания створок на консоли, внутри оси вращения консоли предусмотрено отверстие для установки винта МРРС. В отверстии, расположенном внутри консоли вращения, установлен шток пирапотрона для отделения створок. Сам пиропатрон расположен внутри ВЛА для его защиты от высоких температур.

Данное изобретение позволяет уменьшить площадь аэродинамического руля в полете, что позволяет решить проблему управляемости ЛА при увеличивающемся скоростном напоре.

На фиг. 1-фиг. 3 представлена конструкция предлагаемого аэродинамического руля ВЛА, а на фиг. 4 - конструкция МРРС, где

1. Консоль;

2. Ось вращения;

3. Правая створка;

4. Левая створка;

5. Шарнир;

6. Болт;

7. МРРС;

8. Пазы;

9. Выступы;

10. Отверстие для установки винта МРРС;

11. Винт;

12. Гайка;

13. Шток пиропатрона.

Аэродинамический руль состоит из консоли 1, закрепленной на оси вращения 2, правой створки 3 и левой створки 4, соединенных между собой шарниром 5, расположенным на задней кромке руля, и болтом 6. Над консолью между створками располагается МРРС 7. МРРС выполнен в виде пары винта 11 и гайки 12, причем верхняя часть винта выполнена заостренной. На корпусе консоли расположены пазы 8, а на створках соответствующие им выступы 9. В исходном состоянии выступы входят в пазы, таким образом, удерживают створки на консоли. Внутри оси вращения консоли предусмотрено отверстие 10 для установки винта МРРС 11 и штока 13 пиропатрона.

Устройство работает следующим образом: по достижению ВЛА плотных слоев атмосферы по команде от системы управления срабатывает пиропатрон, шток 13 пиропатрона давит на винт 11. Винт 11 под действием приложенной к нему силы движется вверх и сначала перерубает болт 6, тем самым расфиксирует створки 4 и 5, а затем проворачивает гайку 12. Гайка 12, проворачиваясь, расталкивает створки 4 и 5. Створки 4 и 5 и МРРС 7 уносятся набегающим потоком. На борту ВЛА остается функционировать консоль 1, выполняющая роль аэродинамического руля уменьшенного габарита.

Предложенное техническое решение позволяет уменьшить площадь аэродинамического руля в полете и позволяет решить проблему управляемости ВЛА при увеличивающемся скоростном потоке с одновременным улучшением аэродинамических характеристик ВЛА.

Похожие патенты RU2724081C1

название год авторы номер документа
Разделяемый аэродинамический руль высокоскоростного летательного аппарата 2020
  • Дергачев Александр Анатольевич
  • Давтян Анатолий Ашотович
  • Копылов Алексей Юрьевич
  • Ларин Геннадий Игоревич
RU2745354C1
СБРАСЫВАЕМЫЙ ГОЛОВНОЙ ОБТЕКАТЕЛЬ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ВАРИАНТЫ) 2012
  • Васильев Николай Анатольевич
  • Ефремов Владимир Анатольевич
  • Злобин Виталий Иванович
  • Фёдоров Антон Александрович
RU2492413C1
КОМБИНИРОВАННЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 2010
  • Филимонов Александр Иосифович
  • Филимонова Людмила Яковлевна
RU2422309C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ И СБРОСА ГРУЗА С ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2009
  • Голобородько Владимир Евгеньевич
  • Зинченко Сергей Андреевич
  • Кликодуев Николай Григорьевич
  • Кулаков Игорь Артёмович
  • Матрусов Владимир Данилович
  • Мищенко Анатолий Петрович
  • Обрезчиков Владимир Васильевич
  • Щеглов Валерий Анатольевич
RU2402460C1
КОСМОЛЕТ СТАРОВЕРОВА (ВАРИАНТЫ) И АЛГОРИТМ ЕГО РАБОТЫ 2012
  • Староверов Николай Евгеньевич
RU2503592C1
ПЛАНИРУЮЩИЙ КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ (ВАРИАНТЫ) СО СТВОРЧАТЫМ ГОЛОВНЫМ ОБТЕКАТЕЛЕМ И СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ЕГО ВОЗВРАЩЕНИЕМ НА АЭРОДРОМ 2011
  • Рябуха Николай Николаевич
RU2479469C1
Система крепления и отделения полезной нагрузки 2021
  • Трунов Илья Александрович
RU2764879C1
Устройство крепления и разведения аэродинамических обтекателей носителя 2021
  • Гаврилов Артур Леонидович
  • Демаков Владимир Аркадьевич
  • Крюковский Алексей Валерьевич
  • Тумаков Владимир Петрович
  • Мышкин Сергей Николаевич
  • Мещанкин Юрий Серафимович
RU2777920C1
Способ крепления и отделения полезной нагрузки 2021
  • Трунов Илья Александрович
RU2769847C1
СПОСОБ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ СИЛ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ - НАЗЕМНО-ВОЗДУШНАЯ АМФИБИЯ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2006
  • Назаров Валентин Васильевич
  • Назаров Дмитрий Валентинович
  • Семенов Сергей Михайлович
  • Лозовик Евгений Алексеевич
RU2317220C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 724 081 C1

Реферат патента 2020 года Аэродинамический руль высокоскоростного летательного аппарата

Изобретение относится к цельноповоротным рулям летательных аппаратов (ЛА). Аэродинамический руль высокоскоростного летательного аппарата (ВЛА) состоит из консоли, закрепленной на оси вращения, и снабжен двумя створками, расположенными справа и слева относительно консоли. Створки закреплены с возможностью отделения при достижении ВЛА плотных слоев атмосферы. Створки жестко соединены между собой болтом и шарнирно соединены по задней кромке руля. Между створками расположен механизм расфиксации и расталкивания створок (МРРС), выполненный в виде пары винт-гайка. Верхняя часть винта выполнена заостренной с возможностью перерезания болта, соединяющего створки. На корпусе консоли расположены пазы, а на створках соответствующие им выступы для удержания створок на консоли. Внутри оси вращения консоли предусмотрено отверстие для установки винта МРРС. В отверстии, расположенном внутри консоли вращения, установлен шток пиропатрона для отделения створок. Пиропатрон расположен внутри ВЛА. Изобретение направлено на уменьшение площади аэродинамического руля при увеличивающемся скоростном напоре. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 724 081 C1

1. Аэродинамический руль высокоскоростного летательного аппарата (ВЛА), содержащий консоль, закрепленную на оси вращения, отличающийся тем, что руль снабжен двумя створками, расположенными справа и слева относительно консоли, закрепленными с возможностью отделения при достижении плотных слоев атмосферы, при этом створки жестко соединены между собой болтом и шарнирно соединены по задней кромке руля, причем между створками расположен механизм расфиксации и расталкивания створок (МРРС), выполненный в виде пары винт-гайка, верхняя часть винта выполнена заостренной с возможностью перерезания болта, кроме того, на корпусе консоли расположены пазы, а на створках соответствующие им выступы для удержания створок на консоли, внутри оси вращения консоли предусмотрено отверстие для установки винта МРРС.

2. Аэродинамический руль ВЛА по п. 1 отличающийся тем, что в отверстии, расположенном внутри консоли вращения, установлен шток пиропатрона для отделения створок.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2724081C1

РУЛЬ АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ ГИПЕРЗВУКОВОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В УСЛОВИЯХ ЕГО АЭРОДИНАМИЧЕСКОГО НАГРЕВА 2017
  • Занкович Александр Владленович
  • Плотников Петр Николаевич
RU2680949C2
CN 0202863757 U, 10.04.2013
CN108372936 A, 02.03.2018.

RU 2 724 081 C1

Авторы

Измалкин Олег Сергеевич

Копылов Алексей Юрьевич

Салехов Лерий Лериевич

Даты

2020-06-19Публикация

2019-09-13Подача