Изобретение относится к ракетной и авиационной технике.
Объектом изобретения является высокоскоростной летательный аппарат (ВЛА), выводимый ускорителем или ракетой-носителем и совершающий полет в плотных слоях атмосферы на среднюю и большую (межконтинентальную) дальность.
Известен боевой блок (ББ), являющийся отделяемым в полете составным элементом головной части баллистической ракеты и предназначенный для доставки боевой части (БЧ) к цели. Состоит из корпуса, БЧ и систем, обеспечивающих функционирование БЧ при пуске ракеты, во время полета в составе головной части и после отделения от нее в автономном полете и подрыв БЧ в заданной точке траектории. (Бобырев В.Н. и др. Проектирование боевых ступеней. - М.: ВАД, 1975).
Недостатком такого ББ является то, что размещенная в нем БЧ имеет собственную оболочку, что приводит к увеличению массы аппарата.
Ближайшим аналогом являются гиперзвуковые летательные аппараты (ГЛА), выводимые ускорителем или ракетой-носителем и совершающие планирующий полет в плотных слоях атмосферы (Дегтярь В.Г., Сон Э.Е. Гиперзвуковые летательные аппараты. - М.: Янус-К, 2018). ГЛА содержат полезную нагрузку (ПН).
Как и в случае с боевыми блоками, полезная нагрузка, располагаемая внутри корпуса ГЛА, имеет собственную оболочку, что приводит к увеличению массы аппарата.
Особенностью ВЛА является необходимость максимального сокращения внутренних объемов, в том числе для размещения теплоизоляции.
Технической задачей предлагаемого изобретения является уменьшение массы и объемов ВЛА, содержащего ПН.
Решением поставленной задачи является ВЛА, содержащий корпус, выполненный в виде силовой оболочки и теплозащитного покрытия, бортовые системы и ПН, причем корпус выполнен в виде отсеков, жестко скрепленных между собой, при этом в одном из отсеков расположена ПН, занимающая все его свободное пространство, при этом силовая оболочка этого отсека корпуса ВЛА является корпусом ПН.
ПН может быть расположена в двух и более отсеках.
Предлагаемое изобретение позволяет снизить массу аппарата за счет объединения оболочки ПН и силовой оболочки корпуса ВЛА, а также за счет уменьшения количества дополнительных креплений, шпангоутов, рамы и других конструктивных элементов по сравнению с ПН, имеющей собственный корпус. В свою очередь, снижение массы аппарата позволяет увеличить его дальность.
Исключение дополнительных элементов, необходимых для крепления ПН внутри отсека, позволяет обеспечить более плотную компоновку аппарата.
Уменьшение объемов за счет исключения собственного корпуса ПН позволяет увеличить толщину теплоизоляции корпуса ВЛА.
Теплозащитное покрытие ВЛА позволяет обеспечить на силовой оболочке отсека, содержащего ПН, безопасные рабочие температуры эксплуатации ПН.
Уменьшение номенклатуры деталей в составе ВЛА позволяет также улучшить технологичность, упростить эксплуатацию ВЛА, снизить трудоемкость изготовления ВЛА.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА | 2009 |
|
RU2399561C1 |
ГОЛОВНОЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ ОБТЕКАТЕЛЬ БАЛЛИСТИЧЕСКОЙ РАКЕТЫ | 2008 |
|
RU2368863C1 |
СПОСОБ ПОРАЖЕНИЯ НАДВОДНЫХ И НАЗЕМНЫХ ЦЕЛЕЙ ГИПЕРЗВУКОВОЙ КРЫЛАТОЙ РАКЕТОЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2015 |
|
RU2579409C1 |
ТЕПЛОЗАЩИТНОЕ ПОКРЫТИЕ КОРПУСА ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2019 |
|
RU2719529C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ГИПЕРЗВУКОВОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2014 |
|
RU2558961C1 |
Тепловая защита негерметичного отсека двигательной установки летательного аппарата | 2016 |
|
RU2622181C1 |
КРЫЛО ГИПЕРЗВУКОВОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В УСЛОВИЯХ ЕГО АЭРОДИНАМИЧЕСКОГО НАГРЕВА | 2009 |
|
RU2430857C2 |
ОТСЕК БОЕВОГО ОСНАЩЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2015 |
|
RU2604540C1 |
СПОСОБ ВЫВЕДЕНИЯ ПОЛЕЗНОЙ НАГРУЗКИ В КОСМОС МНОГОРАЗОВОЙ ТРАНСПОРТНО-КОСМИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ (ВАРИАНТЫ) | 2006 |
|
RU2331551C2 |
ЗЕНИТНАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ РАКЕТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ | 1996 |
|
RU2111445C1 |
Изобретение относится к ракетной технике. Высокоскоростной летательный аппарат содержит корпус, выполненный в виде силовой оболочки и теплозащитного покрытия, бортовые системы и полезную нагрузку. Корпус выполнен в виде отсеков, жестко скрепленных между собой. В одном из отсеков расположена полезная нагрузка, занимающая все его свободное пространство. Силовая оболочка отсека корпуса высокоскоростного летательного аппарата является корпусом полезной нагрузки. Изобретение направлено на уменьшение массы. 1 з.п. ф-лы.
1. Высокоскоростной летательный аппарат, содержащий корпус, выполненный в виде силовой оболочки и теплозащитного покрытия, бортовые системы и полезную нагрузку, отличающийся тем, что корпус выполнен в виде отсеков, жестко скрепленных между собой, при этом в одном из отсеков расположена полезная нагрузка, занимающая все его свободное пространство, при этом силовая оболочка отсека корпуса высокоскоростного летательного аппарата является корпусом полезной нагрузки.
2. Высокоскоростной летательный аппарат по п.1, отличающийся тем, что полезная нагрузка расположена в двух и более отсеках.
RU 2017140090 A, 17.05.2019 | |||
US 0005511747 A1, 30.04.1996 | |||
US 0005649488 A1, 22.07.1997. |
Авторы
Даты
2020-06-22—Публикация
2019-08-27—Подача