Комплексное теплозащитное покрытие металлических конструкций планера высокоскоростных летательных аппаратов Российский патент 2022 года по МПК B64G1/58 

Описание патента на изобретение RU2771553C1

Изобретение относится к авиационной и ракетной технике и может быть использовано для наружной тепловой защиты элементов планера высокоскоростных летательных аппаратов в условиях аэродинамического нагрева и высоких скоростных потоков, реализующихся при движении в плотных слоях атмосферы.

Одним из вариантов обеспечения тепловой защиты является нанесение на защищаемую поверхность теплозащитного покрытия (ТЗП) в виде слоя композиционного материала, содержащего разлагаемый наполнитель (патент РФ №2400396 «Способ тепловой защиты передней кромки летательного аппарата» МПК В64С 1/38, опубл. 27.09.2010 г. Бюл. №27) или, наоборот, композиционного материала, содержащего наполнитель из ткани объемного плетения, на основе тугоплавкого волокна, и органической разлагаемой матрицы (патент РФ №2593184 «Теплозащитное покрытие корпуса летательного аппарата» МПК B64G 1/00, B64G 1/58, опубл. 27.07.2016 г. Бюл. №21). Однако подобные однородные покрытия в настоящее время работают на пределе своих физических возможностей и дальнейшее увеличение теплозащитной способности и эрозионной стойкости связано с увеличением толщины покрытия, что неизбежно приводит к увеличению массы ТЗП.

Расширением функциональных возможностей теплозащитного покрытия является многослойная конструкция, где слои обладают индивидуальными теплофизическими характеристиками и несут различную функциональную нагрузку в общей схеме защиты планера от внешнего воздействия.

По такой схеме решено теплозащитное покрытие, защищенное патентом РФ №2249785 «Активное теплозащитное покрытие динамического объекта от поражающих потоков большой плотности» (МПК F42В 12/76, B64G 1/58, В32В 15/16, опубл. 10.04.2005 г. Бюл. №10).

Теплозащитное покрытие выполнено из трех слоев, внешний слой выполнен из герметика, наполненного микробаллонами, среднего слоя, выполненного в виде абляционного покрытия с микробаллонами, армированного сеткой базальтового волокна и нижнего слоя, выполненного в виде сотовой структуры из медной фольги. Главной целью покрытия является защита головной части от поражающих высокоэнергетических факторов, а не обеспечение заданного теплового режима внутри изделия при его работе по прямому назначению. Именно для демпфирования возможного удара применяются соты из меди. Однако медь имеет большую плотность (8,92 г/см3) и теплопроводность, что приводит к большой массе теплозащитной системы и снижает ее эффективность при длительном полете с гиперзвуковыми скоростями в атмосфере - по мере разрушения абляционных слоев сотовая медная структура быстро прогреется и начнет нагревать корпус изделия, что может привести как к потере механической прочности корпуса, так и к отказу оборудования при росте температуры внутри отсеков.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату (рассматривается как прототип) является патент РФ №2724188 «Теплозащитное покрытие корпуса высокоскоростного летательного аппарата (варианты)» МПК В64С 1/38, B64G 1/58, F42B 15/34, опубл. 22.06.2020 г., Бюл. №18.

Теплозащитное покрытие корпуса высокоскоростного летательного аппарата в патенте РФ №2724188 предлагается выполнять многослойным, состоящим из композиционного материала, одного и более слоев теплоизоляционного материала, причем теплозащитный и теплоизоляционный слои могут быть размещены с зазором как между собой, так и с силовым корпусом. В зазоре могут быть расположены один и более металлических экранов с высокой отражательной и низкой излучательной способностями. Основная цель предлагаемого теплозащитного покрытия корпуса высокоскоростного летательного аппарата (ВЛА) или возвращаемого космического аппарата состоит в обеспечении заданного теплового режима, прочностных характеристик и работоспособности ВЛА без введения дополнительных сложных систем охлаждения и без увеличения толщины пакета тепловой защиты.

Однако выполнение пакета тепловой защиты высокоскоростного летательного аппарата, движущегося в плотных слоях атмосферы, с зазором между слоями неизбежно приведет к перегреву наружных теплозащитных слоев пакета из-за замедленной теплопередачи через воздушную прослойку, что будет способствовать увеличению скорости термоэрозионного разрушения внешних слоев с перспективой прорыва раскаленных газов в зазор между слоями и перегреву несущего корпуса. Перегрев не позволит сохранить благоприятный тепловой режим внутреннему оборудованию, а также может привести к разрушению летательного аппарата.

Заявляемое изобретение направлено на решение следующей задачи -обеспечение температурного режима работоспособности несущей конструкции и оборудования высокоскоростного летательного аппарата в условиях интенсивного аэродинамического нагрева и высоких скоростных потоков при минимально возможной массе теплозащитного покрытия.

Минимизация массы комплексного теплозащитного покрытия позволяет увеличить полезную нагрузку или количество топлива, что приведет к увеличению времени работы летательного аппарата или его эффективности при применении.

Поставленная задача решается применением многослойного теплозащитного покрытия, состоящего из следующих слоев:

- внутренний теплоизоляционный слой низкой плотности (менее 1 г/см3), состоящий из органического или неорганического композиционного материала с тугоплавким наполнителем из неорганических газонаполненных или вакуумированных микросфер. Представителем данной группы материалов является теплозащитное покрытие плотностью (0,55-10,6) г/см3 на основе силоксанового каучука блок-сополимера лестосила СМ ТУ 20.17.10-216-00151963-2017 с наполнением микросферами МС-ВП-А9 ТУ 6-48-91-92;

- наружный эрозионно-стойкий абляционный теплозащитный материал (плотностью не более 2 г/см3), состоящий из полимерного связующего и двух видов тугоплавких наполнителей - волоконного, образующего ткань объемного плетения и нанодисперсного порошка оксидов или карбидов переходных металлов. Примерами абляционных теплозащитных материалов являются стеклопластики типа ТЗМКТ-1 и ТЗМКТ-8, плотностью от 1,45 до 1,65 г/см3, изготавливаемые на основе прошивных полотен и многослойных тканей из кремнеземных нитей и полимерных связующих ФН и ЭДТ-10 на основе фенолформальдегидных и эпоксидных смол;

- защитный слой лакокрасочного покрытия (ЛКП) вспучивающегося (интумесцентного) типа. Подобные покрытия марок НЕОФЛЭЙМ® ТУ, 20.30.22-063-66828143-2020, ВУП-2 ТУ 2316-002-66828143-2016 повышают огнестойкость металлических конструкций до 60-90 минут при воздействии открытого пламени.

Крепление отдельных частей многослойного теплозащитного покрытия осуществляется как через термостойкие клеевые составы, так и механически.

На фиг. 1 представлена схема комплексного теплозащитного покрытия, где

1 - защищаемая поверхность (металлический корпус изделия),

2 - теплоизоляционный композиционный материал низкой плотности,

3 - эрозионно-стойкий абляционный армированный теплозащитный материал,

4 - защитное лакокрасочное покрытие интумесцентного типа.

Принцип работы комплексного теплозащитного покрытия следующий:

- теплоизоляционный материал низкой плотности 2 снижает скорость распространения теплового фронта к металлическому корпусу 1;

- эрозионно-стойкий абляционный армированный теплозащитный материал изолирует теплоизоляционный материал от воздействия высокотемпературного потока, возникающего в условиях интенсивного аэродинамического нагрева и высоких скоростных напоров при полете аппарата в плотных слоях атмосферы;

- ЛКП интумесцентного типа увеличивает длительность работы эрозионно-стойкого абляционного армированного теплозащитного материала на начальном участке полета в плотных слоях атмосферы за счет образования, последующего разрушения и уноса негорючего и твердого вспененного слоя (кокса) с коэффициентом теплопередачи, близкому к данному показателю для воздуха, который действует подобно физическому барьеру для продвижения теплового фронта от раскаленного газа к нижележащим слоям теплозащитного покрытия и защищаемой поверхности, при этом происходит уменьшение теплопередачи приблизительно в 100 раз.

Снижение интенсивности теплового потока, воздействующего на поверхность аппарата, в процессе прогрева и вспучивания интумесцентного ЛКП увеличивает время накопления теплоты в поверхностном слое теплозащитного покрытия, а. также замедляет развитие и скорость абляционных процессов в эрозионно-стойком абляционном теплозащитном материале, что позволяет сделать данный слой тоньше.

Одновременное уменьшение толщины эрозионно-стойкого абляционного армированного теплозащитного материала и применение теплоизоляционного материала низкой плотности позволяет уменьшить общую массу теплозащитной системы при увеличении ее общей эффективности, что существенно увеличивает время работы высокоскоростного аппарата при одновременном обеспечении температурного режима работоспособности несущей конструкции и внутреннего оборудования.

Таким образом, по отношению к прототипу (патент РФ №2724188) заявляемое изобретение при наличии общих признаков (многослойность, наличие теплозащитного и теплоизоляционного слоев) обладает рядом отличительных, уникальных признаков, обеспечивающих работоспособность летательного аппарата именно в плотных слоях атмосферы - наличие внешнего слоя интумесцентного типа, снижающего тепловую нагрузку, замедляющего развитие абляционных процессов в теплозащитном слое и повышающего его жизнеспособность; снижение удельной массы покрытия за счет перераспределения толщин слоев в сторону материала малой плотности; прочное соединение слоев между собой, обеспечивающее стойкость многослойного покрытия к высоким динамическим нагрузкам (скоростному напору набегающего воздушного потока).

Промышленная применимость заявляемого изобретения, а именно комплексного теплозащитного покрытия металлических конструкций планера высокоскоростных летательных аппаратов, подтверждена при испытаниях образцов наружной тепловой защиты изделий на плазмотроне и аэродинамической трубе с моделированием натурных тепловых потоков, а также успешными летными испытаниями.

Похожие патенты RU2771553C1

название год авторы номер документа
Двухслойное теплозащитное покрытие из композиционных материалов для защиты металлических конструкций планеров гиперзвуковых летательных аппаратов 2020
  • Койтов Станислав Анатольевич
  • Трофимов Артем Анатольевич
  • Лейман Дмитрий Владимирович
  • Санников Артем Андреевич
RU2759035C1
Способ нанесения теплозащитного покрытия на наружную поверхность сварного силового корпуса 2022
  • Койтов Станислав Анатольевич
  • Карсаков Александр Сергеевич
  • Меньщиков Сергей Владимирович
  • Приходько Антон Евгеньевич
  • Писклов Павел Андреевич
  • Трофимов Артем Анатольевич
RU2801212C1
Теплозащитное покрытие летательного аппарата 2020
  • Ходжаев Юрий Джураевич
  • Суслин Владимир Владимирович
  • Юдин Валерий Михайлович
RU2749171C1
ТЕПЛОЗАЩИТНАЯ СИСТЕМА С ПЕРЕМЕННОЙ ПЛОТНОСТЬЮ ВОЛОКОН 2002
  • Муди Генри
RU2293718C2
Материал "Вулкан-М" для наружной тепловой защиты летательного аппарата 2020
  • Коньков Дмитрий Дмитриевич
  • Глазырин Сергей Анатольевич
  • Койтов Станислав Анатольевич
  • Абдрахманов Фарид Хабибуллович
  • Мельников Владимир Николаевич
RU2753760C1
ТЕПЛОЗАЩИТНОЕ ПОКРЫТИЕ КОРПУСА ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2019
  • Горяев Андрей Николаевич
  • Будыка Сергей Михайлович
  • Дмитриева Александра Анатольевна
  • Ширшов Юрий Юрьевич
  • Ширяев Александр Владимирович
  • Судюков Павел Александрович
  • Докучаев Андрей Георгиевич
RU2728049C1
ТЕПЛОЗАЩИТНОЕ ПОКРЫТИЕ КОРПУСА ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ВАРИАНТЫ) 2019
  • Назаренко Вадим Вадимович
  • Будыка Сергей Михайлович
  • Измалкин Олег Сергеевич
  • Дмитриева Александра Анатольевна
  • Пилипчук Сергей Васильевич
RU2724188C1
Наномодифицированный эпоксидный композит 2017
  • Абдрахманов Фарид Хабибуллович
  • Бекетов Игорь Валентинович
  • Койтов Станислав Анатольевич
  • Мельников Владимир Николаевич
  • Сафронов Александр Петрович
RU2661583C1
УГЛЕРОД-КАРБИДОКРЕМНИЕВЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ НА ОСНОВЕ МНОГОНАПРАВЛЕННОГО АРМИРУЮЩЕГО СТЕРЖНЕВОГО КАРКАСА 2015
  • Колесников Сергей Анатольевич
  • Ярцев Дмитрий Владимирович
  • Меламед Анна Леонидовна
  • Бубненков Игорь Анатольевич
  • Кошелев Юрий Иванович
  • Проценко Анатолий Константинович
RU2626501C2
МНОГОСЛОЙНОЕ ЭЛЕКТРОПРОВОДЯЩЕЕ ПОКРЫТИЕ НА ОСНОВЕ ТЕРМОСТОЙКОГО СВЯЗУЮЩЕГО 2014
  • Каблов Евгений Николаевич
  • Гуняева Анна Георгиевна
  • Комарова Ольга Алексеевна
  • Раскутин Александр Евгеньевич
RU2565184C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 771 553 C1

Реферат патента 2022 года Комплексное теплозащитное покрытие металлических конструкций планера высокоскоростных летательных аппаратов

Изобретение относится к авиационной и ракетной технике, в частности для наружной тепловой защиты. Комплексное теплозащитное покрытие металлических конструкций планера высокоскоростных летательных аппаратов включает несколько теплоизоляционных слоёв. Один слой выполнен из органического или неорганического композиционного материала с тугоплавким наполнителем из неорганических газонаполненных или вакуумированных микросфер, обладающий низкой плотностью. Другой теплозащитный слой выполнен из эрозионно-стойкого абляционного армированного композиционного материала, состоящего из полимерного связующего и двух видов тугоплавких наполнителей, волоконного наполнителя, образующего ткань объемного плетения, и нанодисперсного порошка оксидов или карбидов переходных металлов, на который нанесено защитное лакокрасочное покрытие интумесцентного типа. Слои прочно соединены между собой. Достигается снижение массы. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 771 553 C1

1. Комплексное теплозащитное покрытие металлических конструкций планера высокоскоростных летательных аппаратов, включающее теплоизоляционный и теплозащитный слои, отличающееся тем, что теплоизоляционный слой выполнен из органического или неорганического композиционного материала с тугоплавким наполнителем из неорганических газонаполненных или вакуумированных микросфер и обладает низкой плотностью, а теплозащитный слой выполнен из эрозионно-стойкого абляционного армированного композиционного материала, состоящего из полимерного связующего и двух видов тугоплавких наполнителей, волоконного, образующего ткань объемного плетения, и нанодисперсного порошка оксидов или карбидов переходных металлов, дополнительно на теплозащитный слой нанесено защитное лакокрасочное покрытие интумесцентного типа, при этом слои прочно соединены между собой.

2. Комплексное теплозащитное покрытие металлических конструкций планера высокоскоростных летательных аппаратов по п. 1, отличающееся тем, что слои соединены между собой либо через термостойкие клеевые составы, либо механически.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2771553C1

ТЕПЛОЗАЩИТНОЕ ПОКРЫТИЕ КОРПУСА ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2019
  • Горяев Андрей Николаевич
  • Будыка Сергей Михайлович
  • Дмитриева Александра Анатольевна
  • Ширшов Юрий Юрьевич
  • Ширяев Александр Владимирович
  • Судюков Павел Александрович
  • Докучаев Андрей Георгиевич
RU2728049C1
ТЕПЛОЗАЩИТНОЕ ПОКРЫТИЕ КОРПУСА ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ВАРИАНТЫ) 2019
  • Назаренко Вадим Вадимович
  • Будыка Сергей Михайлович
  • Измалкин Олег Сергеевич
  • Дмитриева Александра Анатольевна
  • Пилипчук Сергей Васильевич
RU2724188C1
US 9283711 B1, 15.03.2016
US 5547628 A1, 20.08.1996
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КОМБИНИРОВАННАЯ ТЕПЛОИЗОЛЯЦИОННАЯ СИСТЕМА 2018
  • Шатов Александр Владимирович
RU2679530C1

RU 2 771 553 C1

Авторы

Абдрахманов Фарид Хабибуллович

Койтов Станислав Анатольевич

Лейман Дмитрий Владимирович

Мельников Владимир Николаевич

Трофимов Артем Анатольевич

Бекетова Анна Игоревна

Даты

2022-05-05Публикация

2021-05-04Подача