РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА Российский патент 2020 года по МПК F02K9/08 

Описание патента на изобретение RU2728311C1

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при создании ракетного двигателя твердого топлива с зарядом торцевого горения большой длины и малого диаметра, формуемым непосредственно в корпус двигателя.

В обеспечении работоспособности ракетного двигателя твердого топлива с бесканальным зарядом торцевого горения большую роль играет раскрепление заряда от корпуса. Так как коэффициент линейного расширения твердого топлива в несколько раз больше коэффициента линейного расширения материала силовой оболочки корпуса, то такое раскрепление позволяет уменьшить напряжения в твердом топливе за счет того, что заряд может свободно изменять свои размеры при изменении температуры окружающей среды.

Известны ракетные двигатели твердого топлива торцевого горения (см. патент RU №2290524 С1, МПК F02K 9/34, опубл. 27.12.2006 г.; патент RU №2267024 С1, МПК F02K 9/95, опубл. 27.12.2005 г.; патент RU №2339829 С1, МПК F02K 9/34. опубл. 27.11.2008 г.), имеющие вкладной заряд твердого топлива, приклеенный к корпусу в головной части изделия. Такие заряды обычно изготавливаются отдельно от корпуса двигателя.

К недостаткам стоит отнести низкий коэффициент заполнения.

В качестве прототипа выбран ракетный двигатель твердого топлива с бесканальным зарядом торцевого горения, формуемым непосредственно в корпус двигателя. Схема корпуса прототипа представлена в статье А.С. Чмуленко, В.Г. Королев, В.Н. Льняной, Ю.А. Лях «К вопросу об особенностях выбора материалов и технологической схемы нанесения теплозащитных покрытий на внутреннюю поверхность корпусов специальных малогабаритных РДТТ». Журнал «Авиационно-космическая техника и технология», №10 (67), 2009 г. Отличительной особенностью прототипа является применение оригинальных манжет по длине заряда для компенсации напряжений в топливе.

Недостатками прототипа являются:

- частичное раскрепление заряда от корпуса: не сплошное по всей окружности, а тремя секторами, что не позволяет максимально снизить напряжения в заряде;

- в связи с частичным раскреплением возникает необходимость применения высокоэластичных резин в теплозащитном покрытии, и предъявляются повышенные требования к механическим свойствам твердого топлива.

В патентуемом ракетном двигателе твердого топлива недостатки прототипа устранены применением раскрепления бронечехла по всей окружности и по всей длине. Однако опытная отработка двигателя показала, что раскрепление является достаточным только на этапе хранения двигателя. А при запуске и горении заряда большой длины и малого диаметра, кроме этого, должна сохраняться гарантированная минимальная застойная зона, которая не обеспечивается при простом раскреплении. Конструктивно такая застойная зона была образована продольными канавками на внутренней поверхности теплозащитного покрытия корпуса, напротив бронечехла, соединенная с предсопловым объемом двигателя.

Технической задачей предлагаемого изобретения является повышение надежности ракетного двигателя твердого топлива, путем обеспечения гарантированной минимальной застойной зоны между зарядом торцевого горения большой длины и малого диаметра, формуемым непосредственно в корпус двигателя, и корпусом двигателя во время запуска и при горении заряда.

Указанная задача в конструкции ракетного двигателя твердого топлива с зарядом торцевого горения, формуемым непосредственно в корпус двигателя, достигается тем, что на внутренней поверхности теплозащитного покрытия корпуса выполнены продольные канавки.

Патентуемое изобретение поясняется фиг. 1 и 2, на которых представлена конструкция двигателя. Ракетный двигатель твердого топлива содержит заряд 1 большой длины и малого диаметра и корпус, состоящий из композиционной силовой оболочки 2, внутреннего теплозащитного покрытия 3, передней манжеты 4 и бронечехла 5. На внутренней поверхности теплозащитного покрытия корпуса напротив бронечехла выполнены продольные канавки 6, образующие гарантированную минимальную застойную зону. Дополнительная застойная зона образуется при понижении температуры окружающей среды и заряда.

Ракетный двигатель твердого топлива работает следующим образом. При горении заряда 1, благодаря изобретению, обеспечивается свободное поступление продуктов сгорания из предсоплового объема на всю глубину застойной зоны между зарядом 1 и корпусом 2.

Технический эффект в части заявленного изобретения позволяет обеспечить гарантированную минимальную застойную зону между зарядом и корпусом двигателя, необходимую во время запуска и при горении заряда, и повысить надежность ракетного двигателя твердого топлива данного типа.

Похожие патенты RU2728311C1

название год авторы номер документа
ЗАРЯД ТВЕРДОГО РАКЕТНОГО ТОПЛИВА 2012
  • Пашин Сергей Владимирович
  • Ведерникова Екатерина Гавриловна
  • Пашин Владимир Иванович
  • Балабанов Геннадий Константинович
  • Амарантов Георгий Николаевич
RU2499905C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ НА ТВЕРДОМ ТОПЛИВЕ 2006
  • Евграшин Юрий Борисович
  • Бульбович Роман Васильевич
  • Хабибулин Артур Фаданисович
  • Платонов Евгений Витальевич
  • Богданова Вера Николаевна
  • Коскова Елена Геннадьевна
RU2312999C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2005
  • Большаков Анатолий Николаевич
  • Корнеичев Вячеслав Владимирович
  • Крейер Константин Вячеславович
  • Швыкин Юрий Сергеевич
RU2290524C1
УСТРОЙСТВО ФОРМОВАНИЯ ЗАРЯДОВ ТОРЦЕВОГО ГОРЕНИЯ ИЗ СМЕСЕВОГО ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2012
  • Губкин Александр Михайлович
  • Гуськов Вячеслав Александрович
  • Ламзина Ираида Семеновна
  • Маликов Руф Сабирович
RU2502716C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2001
  • Аликин В.Н.
  • Кузьмицкий Г.Э.
  • Макаров Л.Б.
  • Семенов В.В.
  • Федченко Н.Н.
RU2195569C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2007
  • Замарахин Василий Анатольевич
  • Крейер Константин Вячеславович
  • Палайчев Андрей Анатольевич
  • Шатрова Эмилия Алексеевна
  • Мишин Максим Сергеевич
RU2339829C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ БРОНЕЧЕХЛА ДЛЯ ВКЛАДНОГО ЗАРЯДА ИЗ СМЕСЕВОГО ТВЕРДОГО ТОПЛИВА К РАКЕТНОМУ ДВИГАТЕЛЮ И ТЕПЛОЗАЩИТНЫЙ МАТЕРИАЛ 2014
  • Архиреев Сергей Николаевич
  • Губкин Александр Михайлович
  • Гуськов Вячеслав Александрович
  • Карнаухов Юрий Гаврилович
  • Ламзина Ираида Семеновна
  • Орлова Наталья Николаевна
  • Пастор Татьяна Иосифовна
RU2557629C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ПОДАЧИ ЗАРЯДА РАЗМИНИРОВАНИЯ 2018
  • Байков Виктор Викторович
  • Гусев Сергей Алексеевич
  • Дамаскин Виктор Николаевич
  • Землевский Александр Владимирович
  • Желтов Дмитрий Валерианович
  • Кириллов Антон Викторович
  • Ковалев Виктор Николаевич
  • Коренко Вячеслав Олегович
  • Купцов Владимир Владимирович
  • Логвин Олег Игоревич
  • Милёхин Юрий Михайлович
  • Ноговицын Александр Анатольевич
  • Положай Юрий Владимирович
  • Сёмин Александр Сергеевич
  • Соломатин Пётр Кириллович
  • Эйхенвальд Валерий Наумович
RU2711328C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2018
  • Калинин Владимир Николаевич
  • Ахметзянов Артур Сергеевич
  • Хасиятуллин Дамир Рустэмович
  • Рябинин Данил Валерьевич
RU2698869C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА (ВАРИАНТЫ) 2009
  • Молчанов Владимир Федорович
  • Козьяков Алексей Васильевич
  • Андреев Владимир Андреевич
  • Швыкин Юрий Сергеевич
  • Армишева Наталья Александровна
  • Кислицын Алексей Анатольевич
  • Нешев Сергей Сергеевич
  • Амарантов Георгий Николаевич
  • Власов Сергей Яковлевич
RU2412369C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 728 311 C1

Реферат патента 2020 года РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА

Ракетный двигатель твердого топлива с зарядом торцевого горения большой длины и малого диаметра, формуемым непосредственно в корпус двигателя, содержит корпус, заряд и сопловой блок. Корпус состоит из композиционной силовой оболочки, внутреннего теплозащитного покрытия, передней манжеты и бронечехла. Благодаря тому, что бронечехол соединен с корпусом только в голове изделия, а на остальной своей длине раскреплен (отделен) от корпуса, заряд имеет возможность изменять свою длину и диаметр при изменении температуры окружающей среды - без возникновения напряжений в твердом топливе. На внутренней поверхности теплозащитного покрытия корпуса, в зоне раскрепления бронечехла, выполнены продольные канавки для прохода продуктов сгорания. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 728 311 C1

Ракетный двигатель твердого топлива с зарядом торцевого горения, формуемым непосредственно в корпус двигателя, отличающийся тем, что на внутренней поверхности теплозащитного покрытия корпуса напротив бронечехла выполнены продольные канавки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2728311C1

РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2010
  • Сидоров Павел Михайлович
  • Курганов Олег Борисович
  • Краснова Галина Петровна
RU2422663C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ФОРМОВАНИЯ КАНАЛЬНОГО ЗАРЯДА ИЗ СМЕСЕВОГО РАКЕТНОГО ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2009
  • Банзула Юрий Борисович
  • Богаткин Геннадий Сергеевич
  • Давыдов Вадим Валентинович
  • Козлов Владимир Алексеевич
  • Милехин Юрий Михайлович
  • Монахов Вадим Федорович
  • Палеха Александр Иванович
RU2426000C1
ТВЕРДОТОПЛИВНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2014
  • Архипов Владимир Афанасьевич
  • Волков Сергей Анатольевич
  • Ревягин Леонид Николаевич
  • Жарова Ирина Константиновна
RU2569539C1
US 4807531 A1, 28.02.1989
US 3393517 A1, 23.07.1968.

RU 2 728 311 C1

Авторы

Раимов Ринат Хамитович

Магсумов Наиль Назипович

Гузачев Дмитрий Сергеевич

Буров Артем Сергеевич

Кузнецов Алексей Александрович

Даты

2020-07-29Публикация

2019-12-09Подача