Устройство для определения содержания воды и других примесей в дизельном топливе Российский патент 2020 года по МПК G01N21/17 

Описание патента на изобретение RU2729170C1

Изобретение относится к эксплуатации автотракторной техники, а в частности к способам контроля качества топлива на содержание воды и подготовки топлива к сгоранию.

Известно устройство для ультразвукового исследования дизельного топлива (№57013 U1 RU, опубл. 27.09.2006), содержащее генератор прямоугольных импульсов, водяной термостат, рабочую камеру с исследуемым топливом и размещенными в ней пьезоизлучателем и приемным пьезоэлементом, которая позволяет определить основные показатели дизельного топлива и выводить информацию в цифровом виде аналитического блока.

К недостаткам вышеприведенного устройства является низкая точность измерения и недостаточное число показателей качества топлива, а также большое влияние субъективного фактора.

Так же известно устройство контроля качества жидких смесей (Артюнов О.С. Датчики состава и свойств веществ / Орлик Сергеевич Арутюнов - М. - Л.: Энергия, 1966. - 160 с.), в котором исследуемая жидкость поступает в датчик, представляющий собой конденсатор с определенной емкостью, измерение сводится к определению величины емкости конденсатора и диэлектрической проницаемости среды, являющийся функцией ее состава.

К недостаткам этого устройства можно отнести сложность устройства измерительного моста и неточность вследствие зависимости диэлектрической проницаемости от температуры жидкой смеси.

Известен способ контроля обводненности дизельного топлива (№ SU 1814694, опубл. 07.05.1993), реализованный устройством, которое содержит датчик контроля, установленный в нижней части фильтра тонкой очистки, между корпусом и крышкой датчика установлена крупноячеистая сетка, на которой помещен химический реагент. В осевом отверстии крышки установлена трубка из прозрачного материала и в ее нижней части установлены светодиод и фотодиод, в корпусе установлена вторая трубка из прозрачного материала, в верхней части которой размещен светодиод и фоторезистор. Дизельное топливо поступает в фильтр, и когда уровень воды достигнет верхнего торца первой трубки, вода поступает в полость датчика, и при контакте с химическим реагентом происходит химическая реакция с выделением водорода. Изменения светового потока вследствие наличия водорода фиксируются фотодиодом, сигнал с которого обрабатывается и генерируется сигнал о предельном уровне воды в фильтре.

Недостатком вышеприведенного устройства является необходимость установки фильтров-сепараторов для удаления воды и устройств возврата в исходное состояние.

Наиболее близким аналогом к предлагаемому техническому решению служит устройство определения содержания воды в топливе оптическими средствами (№ WO 2011027099, опубл. 10.03.2011). В устройстве использованы полимерные оптические волокна чувствительные к наличию воды, которые изменяют свои оптические свойства в присутствии воды в жидком топливе. Водопроницаемость материала оптических волокон позволяет воде проникать в волокна и, тем самым, влиять на его показатель преломления или геометрию и, следовательно, изменять характеристику отражения или пропускания, по которой судят о количестве воды в топливе.

Предлагаемое изобретение обеспечивает новый технический результат - возможность оперативного анализа состояния дизельного топлива на содержание воды.

Данный технический результат достигается тем, что в устройстве для определения содержания воды в дизельном топливе, включающем оптическое волокно, излучатель световых волн, приемник световых волн, измерительную емкость, блок управления, в измерительной емкости установлены канал подвода топлива, пьезоэлектрический датчик температуры, обратный клапан, жиклерное отверстие и оптические волокна, ориентированные к потоку под углом 90° и обвитые тонкоскрученным волокном в виде спирали из водопоглощающего материала.

Оптические волокна, обвитые тонкоскрученным волокном в виде спирали из водопоглощающего материала, повышают скорость диффузии воды в материал, которое влияет на время отклика устройства в целом.

Удерживание светового импульса происходит вследствие того, что коэффициент преломления оптического волокна выше, чем у обвитой оболочки, таким образом происходит полное отражение светового луча внутри оптического волокна, при отсутствиях воды в топливе.

Температура топлива влияет на оптические свойства волокна, вследствие появляются искажения световых сигналов что в свою очередь ведет к недостоверности полученных результатов, для исключения этого фактора устанавливается пьезоэлектрический датчик температуры, по показаниям которого формируется поправочный коэффициент.

Представлена принципиальная схема предложенного устройства.

Данное устройство состоит из измерительной емкости 1, в которой имеются два сквозных канала 2 и 3. На подводном канале 2 установлен обратный клапан 4. В центральной части емкости 1 имеются оптические волокна 5 на которую обвиты тонкоскрученные волокна в виде спирали из водопоглощающего материала 6 и ориентированные по потоку движения топлива под углом 90°. В нижней части устройства установлен пьезоэлектрический датчик температуры 7. На выходном канале отвода топлива имеется жиклерное отверстие 3. С наружней стороны устройства паралельно оптическим волокнам 5 диаметрально противоположно установлены излучатель 8 световых волн и приемник 9 соединенные с блоком управления 10.

Предложенное устройство работает следующим образом.

Топливо под давлением подается по каналу 2, преодолевая усилие пружины обратного клапана 4, в емкость 1. Клапан 4 необходим для предотвращения вспенивания топлива. Излучатель 8 направляет последовательность световых волн заданной длины через оптическое волокно 5. Приемник 9 определяет изменение сдвига волны светового излучения. При присутствии в топливе воды, происходит ее диффузия в тонкоскрученные волокна из водопоглощающего материала 6, которые вызывают изменение оптических свойств волокна 5. Пьезоэлектрический датчик температуры 7 определяет температуру тестируемого топлива и служит корректировочным коэффициентом для обработки блоком управления 10. На пути выхода жидкости из емкости 1 жиклерное отверстие 3 создает препятствие течению жидкости и служит ограничителем пропускной способности.

Предлагаемое изобретение обеспечивает возможность оперативного анализа состояния дизельного топлива на содержание воды.

Похожие патенты RU2729170C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБРАБОТКИ МАТЕРИАЛОВ (ПРЕИМУЩЕСТВЕННО БИОЛОГИЧЕСКИХ) ЛАЗЕРНЫМ ИЗЛУЧЕНИЕМ (ВАРИАНТЫ) 1998
  • Беликов А.В.
  • Ерофеев А.В.
  • Судьенков Ю.В.
RU2142831C1
Способ непрерывного контроля содержания воды в кипящих водонефтяных и водо-углеводородных эмульсиях природного и техногенного происхождения 2021
  • Хуснутдинов Исмагил Шакирович
  • Сафиулина Алия Габделфаязовна
  • Хуснутдинов Сулейман Исмагилович
  • Шангараева Альфия Зуфаровна
  • Заббаров Руслан Раисович
  • Гаффаров Азат Ильдарович
RU2790202C1
СИГНАЛИЗАТОР УРОВНЯ ЖИДКОСТИ 2003
  • Великотный М.А.
RU2266525C2
УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ ПЛОТНОСТИ РАССОЛА В КАМЕРЕ 2003
  • Толстунов С.А.
  • Мозер С.П.
RU2234602C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБЕЗВОЖИВАНИЯ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 1992
  • Карташевич Анатолий Николаевич[By]
  • Кожушко Виктор Константинович[By]
  • Кондраль Александр Евгеньевич[By]
RU2029595C1
ВОЛОКОННО-ОПТИЧЕСКИЙ ДЕТЕКТОР УРОВНЯ ЖИДКОСТИ 2009
  • Лолла Камесвара Рао
  • Дурайсвами Субраманиан
RU2510490C2
ОПТИЧЕСКИЙ АБСОРБЦИОННЫЙ ГАЗОАНАЛИЗАТОР 2004
  • Петров А.А.
  • Писаревский М.С.
RU2262684C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ВОДЫ В ПОТОКЕ ВОДОНЕФТЯНОЙ СМЕСИ 2006
  • Полторацкий Виктор Михайлович
RU2315987C1
ТОПЛИВНАЯ ФОРСУНКА (ВАРИАНТЫ) И СПОСОБ РАБОТЫ ТОПЛИВНОЙ ФОРСУНКИ 2010
  • Макэлистэр Рой Е.
RU2556152C2
АДАПТИВНО-УПРАВЛЯЕМАЯ СИСТЕМА ПРИГОТОВЛЕНИЯ И ПОДАЧИ ТОПЛИВА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2022
  • Сафиуллин Равиль Нуруллович
  • Сафиуллин Руслан Равильевич
  • Сорокин Кирилл Владиславович
  • Ефремова Виктория Александровна
RU2798641C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 729 170 C1

Реферат патента 2020 года Устройство для определения содержания воды и других примесей в дизельном топливе

Изобретение относится к эксплуатации автотракторной техники, а в частности к способам контроля качества топлива на содержание воды и подготовки топлива к сгоранию. Заявленное устройство для определения содержания воды в дизельном топливе включает излучатель световых волн, приемник световых волн, измерительную емкость, блок управления, канал подвода топлива, пьезоэлектрический датчик температуры, обратный клапан, жиклерное отверстие и оптические волокна, ориентированные по потоку движения топлива под углом 90° и обвитые тонкоскрученным волокном в виде спирали из водопоглощающего материала. При присутствии в топливе воды происходит ее диффузия в тонкоскрученные волокна из водопоглощающего материала, которые вызывают изменение оптических свойств волокна. Пьезоэлектрический датчик температуры определяет температуру тестируемого топлива и служит корректировочным коэффициентом для обработки блоком управления. Технический результат - возможность оперативного анализа состояния дизельного топлива на содержание воды. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 729 170 C1

Устройство для определения содержания воды в дизельном топливе, включающее оптическое волокно, излучатель световых волн, приемник световых волн, измерительную емкость, блок управления, отличающееся тем, что в измерительной емкости установлены канал подвода топлива, пьезоэлектрический датчик температуры, обратный клапан, жиклерное отверстие и оптические волокна, ориентированные к потоку под углом 90° и обвитые тонкоскрученным волокном в виде спирали из водопоглощающего материала.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2729170C1

ДАТЧИК КИСЛОРОДА, СОДЕРЖАЩИЙ ОПТИЧЕСКОЕ ВОЛОКНО БОЛЬШОГО ДИАМЕТРА С ПОКРЫТЫМ НАКОНЕЧНИКОМ 2015
  • Мадхав Калага
RU2689286C2
Прибор для нагревания воды в ванне 1928
  • Буднинский Н.А.
SU10139A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБЕЗВОЖИВАНИЯ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 1992
  • Карташевич Анатолий Николаевич[By]
  • Кожушко Виктор Константинович[By]
  • Кондраль Александр Евгеньевич[By]
RU2029595C1
EP 1521080 A1, 06.04.2005.

RU 2 729 170 C1

Авторы

Нигматуллин Шамиль Файзрахманович

Самиков Руслан Фанзилович

Разяпов Руслан Шамилевич

Даты

2020-08-04Публикация

2019-11-12Подача